Плюшкин- «прореха на человечестве».
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме

Семенова Светлана Борисовна

Третий урок из системы уроков по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя "Мертвые души".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plyushkin-_prorekha_na_chelovechestve.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Плюшкин- «прореха на человечестве».

Цель урока: 1. Раскрыть образ помещика, морально падшего в своей скупости.

2. Продолжить работу по отработке правильной монологической речи учащихся.

3. Подвести итоги в работе над образами помещиков.

                Эпиграф к уроку.

« Не ревизские - мёртвые души, а все

эти Ноздревы, Маниловы и все прочие. »

А.И.Герцен.

   

  1. Вступительное слово учителя.

   Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину. Плюшкин- последний портрет в галерее помещиков. Нетрудно заметить, что лиризм поэмы нарастает от главы к главе, и это находится в прямой связи с тем, что от образа к образу нарастает духовное ничтожество и аморальность «мертвых душ». Автору все труднее сдерживать свою ненависть и потому его обличительный, протестующий голос звучит все с большей силой. В шестой главе он превращается уже в обвинительную речь, так как перед нами – полное крушение человеческого в человеке.

  1. Литературная разминка.  

План рассказа о Плюшкине.

  1. Деревня и сад Плюшкина.
  2. Портрет Плюшкина.
  3. Его жизнь до того состояния, в котором он находится теперь.

( Ответ учащегося смотри в приложении.)

  1. Слово учителя.

  Пределом морального падения человека является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем, это, в полном смысле слова, мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь с самого начала и до конца 6 главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

     В Плюшкине нет никаких человеческих чувств. Ненасытная жадность и беспредельная скупость- главные черты характера героя. Имя Плюшкина стало нарицательным. Плюшкин- последняя стадия нравственного падения человека.

4. Экскурсия в картинную галерею. 

Мы снова в картинной галерее. Перед нами- два портрета Плюшкина. Первый портрет нарисован русским живописцем П.М.Боклевским, с которым мы уже знакомы по его портретам других героев «Мертвых душ».

Особенность его иллюстраций заключается в своеобразном восприятием героя – художником. Перед нами остросатирический  

портрет Плюшкина.

Подозрительность, недоверие к людям запечатлено на этом портрете. Острый презрительный взгляд выражен на лице этого человекоподобного существа.

А вот произведение другого русского художника. Александра Алексеевича Агина. Он не любит отвлечённых портретов, а показывает героев в действии. По мнению Лескова Н. С. Агин старался дать типы Гоголевских лиц, которые были ему знакомы как современники.

И вот он – Плюшкин!

Вспомните текст: «Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитала живое существо… Но перед ним стоял не нищий, перед ним стоял помещик.»

«…И выдал ему деньги, которые тот принял в обе руки и понёс их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нёс какую-то жидкость, ежеминутно боясь расхлестать её».

Жадность, накопительство превратили Плюшкина в подобие человеческое. В рваной одежде, с грязной тряпкой на голове, он похож на ключницу, за которую её принял первоночально Чичиков. При виде денег глаза его загорелись , он забыл о собеседнике и быстро их понёс, чтобы спрятать подальше. Какое-то отвращение рождается в душе от этого скряги.  

  1. Обобщение по образу Плюшкина.
  1. Как и почему трудолюбивый хозяин Плюшкин превратился в «прореху на человечестве»?
  2. С какой целью выведен в поэме образ Пушкина?

(Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»,- писал он. Действительно, образы помещиков даны по принципу всё более духовного оскудения и морального падения владельцев крепостных крестьян. Автор в поеме показывает, как постепенно совершался распад человеческой личности. Когда-то Плюшкин «только был бережливым хозяином». Жажда обогащения за счёт труда подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Поэтому в его образе раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Образ Плюшкина типичен. Гоголь с горечью восклицал: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог дойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Всё похоже на правду, всё может статься с человеком».

Таким образом, нравственных уродов, утративших всё человеческое, формирует социальная среда, общественный строй. Гоголь сумел дать такую убийственную картину дворянских усадеб, ленивой бессмысленной жизни их владельцев, крепостничества, уничтожающего в человеке высокие душевные порывы и глубокие чувства, что это потрясло всю мыслящую Россию).        

  1. Слово учителя.

А теперь можно и прочитать визитку Плюшкина, которая лишний раз характеризует этого помещика.

Помещик Степан Плюшкин-

Жестокий крепостник, скупой, подозрительный,

недоверчивый ко всем - не желает видеть вас

  1. Работа с эскизами гербов и беседа с учащимися.

  1. Рассказ учащегося о видах и формах гербов. (см. приложение)

(Гербы крепятся к доске, сопоставляются характеристики на схеме с визитками помещиков).

- Как вы думаете, какой герб мог бы иметь каждый помещик?

(обсуждаются  гербы, нарисованные учениками дома).

- Нравятся ли вам эскизы гербов?

  1. Свободная дискуссия.

Критик: Рисуя портреты помещиков, гоголь даёт картину экономического распада натурального хозяйства и морального вырождения господствующего класса.

Каждый помещик своеобразен и не похож на других. Однако все они помещики-крепостники, а потому у них есть общие, классовые черты, порождённые федерально-крепостническим строем. Эти черты следующие:

  1. Паразитизм, жизнь за счёт крепостного крестьянина.
  2. Низменные животные интересы, отсутствие общественно-полезной деятельности.
  3. Отсутствие идейных побуждений, пошлость, притупление всех человеческих чувств, грубый эгоизм.

1-й оппонент: Позвольте возразить. Ведь помещик Манилов «на взгляд был человек видный, черты лица его были не лишены приятности». Раньше он служил в армии, где считался скромнейшим и образованнейшим офицером. « Живя в поместье, он иногда приезжает в город, чтобы увидеться с образованнейшими людьми.» На фоне обитателей города и поместий он кажется «весьма обходительным и учтивым помещиком.»

Критик:  Однако, раскрывая внутренний облик Манилова, его характер и отношение к хозяйству, Гоголь показал полнейшую пустоту и никчемность этого существования.

2 оппонент:   Хорошо, вам не нравится Манилов, но Коробочка?

    Ведь это- воплощение настоящей хозяйственности. У нее-то ни одна копейка не пропадает даром, да и в хозяйстве - полный порядок. Она одна  может прокормить тем, что у нее в имении производится не только большой город, но и всю губернию. Лучшей рачительной хозяйки, я думаю, трудно найти. Ведь сейчас, в наше время, мы могли бы положиться на таких, как Коробочка. Чем не прообраз нашего фермера?

 

Критик:   Но это же не живой человек, а пародия на него! Умственный кругозор её ограничен. Гоголь подчеркивает её тупость, и называет её «дубинноголовая». Я не думаю, что она позаботиться о других и бескорыстно поможет кому-либо. А зачем нам такие люди? Ведь они – «мертвые души».

3 оппонент:    Вот вы называете их «мертвыми душами». А Собакевич – это воплощение силы и прочности! Природа, создавая его, «рубила со всего плеча». Он неотступен в осуществлении желаний. У него – богатырский аппетит, степенность. Он обдуманно рассуждает, немногословен. Разве может кто-нибудь назвать его «мертвой душой»?

Критик:   Сила и прочность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, грубости – ведь он ни о ком доброго слова не скажет. Все вещи уподобляются своему хозяину. А это и говорит о его мертвенности.

4 оппонент:   Мне, например, интересен Плюшкин. Очень жаль его. Ведь он был хорошим хозяином, умным и экономным. Он же не виноват, что после смерти жены дочь его бросила. Вот он и сломался, с горя стал таким и довел свое хозяйство до разорения.

Критик:   Нет, это страсть к накопительству и подозрительность к людям сделали его «прорехой на человечестве».

8. Обобщение учителя и подведение итогов уроков.

Мне нравится, что вы в своих ответах и выступлениях сумели показать свое личное отношение к героям поэмы. И еще раз подтвердили слова А.И.Герцена: «Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие».

А где же живые души? Они по выражению Герцена, «позади мертвых душ – это – народ».

9. Учитель знакомит учащихся с несколькими

точками зрения на именно такую последовательность

расположения помещиков в тексте поэмы

«Мертвые души».

  1. Традиционная точка зрения литературоведов: помещики расположены по степени их деградации.

(У Манилова еще есть – семья, дети, мебель ( хотя уже намечены черты запустения – «два кресла стояли обтянуты просто рогожею» и др.); у Плюшкина все это было, но с годами утрачено).

2. Точка зрения Ю.Манна: помещики расположены в тексте поэмы по степени возрождения их души.

( учитель обращает внимание учащихся на тот факт, что только у Плюшкина, как отмечает автор, «живые глазки», а известно, что глаза – зеркало души, следовательно, только Плюшкин способен к возрождению души).

3. Современная точка зрения: помещики делятся на накопителей и расточителей: Манилов – расточитель; Коробочка – накопитель; Ноздрев – расточитель; Собакевич – накопитель; Плюшкин – «прореха на человечестве» ( расточитель от накопительства, накопитель до расточительства).

( Учащиеся обсуждают каждую из предложенных точек зрения, приводят свои доказательства).

     

10. Домашнее задание.

1.Прочитать 7-10 гл. поэмы «Мертвые души».

2.Приготовить характеристику чиновников города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь.Образ помещика Плюшкина

Материал  поможет учителю-предметнику впри подготовке к урокам литературы...

Так кем же все-таки был Плюшкин? (Презентация к уроку)

Презентация к уроку-исследованию 6 главы поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"...

Кем был Плюшкин

Автор указан в документе...

Рецензия на спектакль "Мой милый Плюшкин"

Рецензия на спектакль «Мой милый Плюшкин» или...

Урок по литературе в 9 классе. Н. В. Гоголь «Мертвые души». Является ли Плюшкин «прорехой на человечестве»?

Почему Чичиков посетил Плюшкина последним? Почему Гоголь назвал этого помещика «прорехой на человечестве»? Почему только у этого помещика есть своя история жизни? Возможно ли возрождение П...