Календарь природы в стихах Ф.И.Тютчева
учебно-методический материал (литература, 7 класс) на тему

Кувезин Джанна Ким-ооловна

Внеклассное мероприятие: Конкурс чтецов или просто праздник поэзии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарь природы в стихах Федора Ивановича Тютчева. (Конкурс чтецов или просто праздник поэзии).

Цели: Развить познавательный интерес и эмоциональность к работе с текстом; ввести учащихся в мир природы, развивать речь; познакомить учащихся со стихотворениями Ф. Тютчева, вызвать интерес к лирике поэта, расширить читательский кругозор, обогащая словарный запас учащихся.

Оборудование: портрет Ф.И. Тютчева, иллюстрации к стихам ( можно рисунки детей), музыкальное сопровождение (С. Рахманинов. Романс «Весенние воды», А.Вивальди или П.Чайковский. Времена года).

Вступительное слово.

Сегодня у нас праздник поэзии « Календарь природы в стихах Федора Ивановича Тютчева». Мы проведем праздник, чтобы проникнуть в тайны мира природы через поэзию, познакомимся как замечательный лирический поэт Федор Иванович Тютчев раскрывает взаимоотношения человека и природы.

Предоставляю слово ведущим праздника поэзии €олун - оол Марие и Думен - Байыр Вике.

Ведущий.

Федор Иванович Тютчев родился в богатой семье. Он был очень способным мальчиком. В 14 лет он написал первое стихотворение, а через год - в 15 лет - стал студентом университета. После окончания университета Тютчев уехал дипломатом в Германию, где прожил 22 года. Но он никогда не забывал о своей Родине, тосковал по ней, вспоминал дорогие сердцу места. Много своих произведений Тютчев посвятил временам года. Зиму он называл «злой старухой», которая «злится», «хлопочет», «бесится».Не хочется зиме уходить, «сражается» она с весной, но прошло ее время.

Ученик.

Зима недаром злится Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон - И жаворонки в небе Уже подняли трезвон.

Зима еще хлопочет И на весну ворчит Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит...

Взвесилась ведьма злая И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу.

Ведущий.

Скоро пройдут морозы. Зима уступит дорогу весне. Недаром композитор Сергей Рахманинов хрустальную мелодию весны передал в одном из самых известных романов на стихи Ф.Тютчева.(Можно послушать романс, а затем чтение учеником стихотворения «Весенние воды».)

Второй ученик.

«Весенние воды».

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней.

Поэт восхваляет весну как самое прелестное время года, как время любви благоухания.

С приходом весны дух жизни силы и свободы пробуждают человека.

Любовь земли и прелесть года,

Весна благоухает нам! - Творенью пир дает природа,

Свиданья пир даёт сынам!..:

Дух жизни, силы и свободы Возносит, обвевает нас!...

И радость в душу пролилась,

Как отзыв торжества природы,

Как бога животворный глас!...

Где вы, Гармонии сыны?...

Сюда!... и смелыми перстами Коснитесь дремлющей струны, нагретой яркими лучами Любви восторга и весны!...

Как в полном, пламенном расцвете, При первом утра юном свете,

Блистают розы и горят;

Как зефир в радостном полете Их разливает аромат, -

Так, разливайся, жизни сладость, Певцы!... за вами по следам!...

Так порхай наша, други, младость По светлым счастия цветам

Вам, вам сей бедный дар признательной любви, Цветок простой, не благовонный,

Но вы, наставники мои,

Вы примете его с улыбкой благосклонной Так слабое дитя, любви своей в залог, Приносит матери на лоно.

В лугу им сорванный цветок!...

Ведущий.

А следующее замечательное стихотворение с детства знают наизусть многие поколения людей. Ф. Тютчев написал его, когда был молодой. Картина грозы описана радостно и светло. Природа наслаждается, играет, ликует.

Третий ученик.

Весенняя гроза.

Люблю грозу вначале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы развеся и играя, грохочет в небе голубом.

Г ремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный - Все вторит весело громам.

Ведущий.

Это описание летней грозы показывает озорное буйство «природы в самом расцвете сил, её размах, безумие, напор.

Ученик.

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Г роза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь И опрометчиво - безумно Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно.

Ведущий.

Есть в творчестве Ф.Тютчева стихотворение, которое высоко ценил Лев Николаевич Толстой. Он отмечал необыкновенную точность поэта в употреблении и глубоком значении слов, над которыми мы часто и не задумываемся. Ну, кто из нас по отношению к осенней полевой борозде скажет слово «праздная»?

А.Ф.Тютчев одним этим словом сказал, что в поле закончены все работы, и оно отдыхает.

Ученик.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Г де бодрый серп гулял и падал колос ,

Теперь уж пусто все - простор везде ,

Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде .

Пустеет воздух , птиц не слышно больше ,

Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле.

Ведущий.

После осени наступает зима, и в стихи Федора Тютчева она вошла грустной сказкой, похожей на сон. В красоте зимнего заснеженного леса нет настоящей жизни: лес холоден, он не мертв и не жив.

Ученик.

Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой -

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

В стихотворении «Декабрьское утро» поэту удалось передать зыбкую границу ночи и дня.

Декабрьское утро.

На небе месяц - и ночная Еще не тронулася тень,

Царит себе, не сознавая,

Что вот уж встрепенулся день, -

Что хоть лениво и несмело Луч возникает за лучом А небо так еще всецело Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух - трех мгновений,

Ночь испарится над землей,

И в полном блеске проявлений Вдруг нас охватит мир дневной.

Беседа.

  1. Какое        стихотворение Ф.Тютчева вам понравилось? Чем вам оно понравилось?
  2. В        чем особенность Стихов Тютчева?

(стихи Ф. Тютчева отличаются музыкальностью; они стали основой многих романсов).

Какие темы затрагивают стихотворения?

(тема природы).

  1. Какая        главная мысль в прочитанных стихотворениях? (призыв быть внимательным и бережным к природе).
  2. Рассмотрите        пейзажи; представленные на выставке. Какой из них соответствует, какому - либо из прочитанных вам стихотворений? По содержанию; по настроению?

Ведущий.

Дорогие друзья! Наша встреча окончена, но мы надеемся, не окончены ваши встречи с поэзией певца русской природы Федора Ивановича Тютчева. Нам хочется, чтобы в вашей домашней библиотечке рядом с любимым произведениями стояла и тоненькая книжечка стихов Ф.Тютчева. И не просто стояла, а перечитывалась бы вами вновь. И вы бы открывали для себя всё новую и новую прелесть.

Заключительное слово.

Вот и праздник закончился. Ребята! Спасибо за праздник души. Читайте Тютчева, любите Ф.Тютчева. Его стихи как гимн в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихах Я.Полонского и Ф.Тютчева

Данный урок построен по технологии РКМЧП с использованием синквейна и линий сравнения. Эти приёмы способствуют развитию у ребят умения выделять ключевые слова, систематизировать информацию, анал...

Конкурс чтецов стихов "Календарь природы.Весна", 1-4 классы

Сценарий конкурса чтецов стихов о замечательном времени года  с подборкой стихов по темам:время года - весна, оживление природы весной, животные весной....

Сопоставительный анализ стихов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Данный материал позволяет  экономить  время на уроке. Возможно использование в качестве домашнего задания....

Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева, 10 класс

Уроки-исследования (2 часа) в 10 классе по лирике Ф.И. Тютчева. на авторство не претендую, брала изюминку из разработок коллег, монографий-исследований, сама добавила интереснейший материал Б.М. Козыр...

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Урок литературы в 6 классе "Природа в творчестве Ф.И.Тютчева"

Методическая разработка представляет собой конспект урока, нацеленного на привлечение учащихся 6 класса к изучению пейзажной лирики поэтов 19 века....

Рисунки к стихам Федора Ивановича Тютчева "Времена года", выполненные учащимися 7а класса

В 2013 году при подготовке к школьной логопедической конференции учащиеся 7а класса  ГБС(К)ОУ  школы - интерна т№ 20 Петроградского района Санкт - Петербурга нарисовали сюжеты к стихаи Федор...