Конспект урока литературы Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." Тонкий лиризм поэзии
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок одного стихотворения. Задача учителя - показать красоту поэтического слова Тютчева. Развивать творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tyutchev_5_kl.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крестьяновская школа Первомайского района Республики Крым»
Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Тонкий лиризм поэзии
Конспект урока
по литературе
в 5 классе
Автор: Будзинская
Рауза Амантаевна,
учитель высшей
квалификационной
категории
2017 г.
Тема: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Тонкий лиризм поэзии
Цель: раскрыть особенности поэзии Ф.И. Тютчева путём анализа стихотворения «Есть в осени первоначальной…».
Задачи: -учить анализировать стихотворение;
-учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;
-при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;
-формировать общеучебные умения и способы деятельности;
-учить видеть взаимосвязи между поэзией, музыкой и изобразительным искусством;
- развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;
-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;
-воспитывать потребность в общении с поэзией.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
- познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
- закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
- отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева.
2. Метапредметные:
- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.
3. Личностные:
- создание эмоционального настроя, формирование интереса к учению;
-аргументировать свою позицию;
-формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
-оценивать собственную и коллективную деятельность
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: слайды по теме урока, мультимедийный комплекс, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс», шкатулка достижений и предложений
Ход урока
I.Психологический настрой на урок
Однажды король пришёл в сад и увидел деревья, которые стали пропадать, вянущие цветы. Дуб сказал, что он умирает, так как не может быть таким высоким как сосна. А сосна тоже не радовалась жизни, потому что не могла давать урожай винограда как виноградная лоза. А лоза умирала от того, что не могла цвести как роза. Долго король бродил по саду и нашёл-таки растение, которое радовалось жизни. На вопрос короля растение ответило, что нужно радоваться каждой минуте жизни и принимать себя таким, какой ты есть. Главное – развивать свои лучшие качества и внести свой вклад в жизнь.
Вот и я надеюсь, что и вы покажете сегодня, что умеете хорошо работать и сделаете этот урок интересным и запоминающимся.
II. Мотивация учебной деятельности
Не так давно были новогодние праздники, зимние каникулы. Зима ещё напевает нам свои ледяные песни, но всё ближе и ближе тёплое дыхание весны. Человеку лишь остаётся только наблюдать за разнообразием природы.
Сегодня мы попробуем перенестись в прошлое и вспомнить любимое время года многих людей, в том числе А.С. Пушкина.
- О каком времени года будет идти речь?
Все времена года прекрасны, но очарование и неповторимость осени заставляет нас уважительно склонить перед ней голову. Осень и будет гостьей нашего урока и посмотрим мы на неё глазами известного русского поэта XIX века Фёдора Ивановича Тютчева.
III. Объявление темы урока. Целеполагание
(Слайд №1)
Повторим…
Изучим….
Узнаем….
Проверим…
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1.Актуализация опорных знаний
Беседа:
- Творчество каких поэтов мы изучали на уроках?
- Какой главный образ объединяет стихи этих авторов?
- Как мы называем поэзию, в которой описывается природа?
- Что такое пейзаж?
(Слайды № 2- 6)
- К какой разновидности относятся эти пейзажи и почему?
2.Ассоциаивный куст к слову «Осень» (Слайд № 7)
-Вспомните и запишите всё, с чем у вас ассоциируется осень. Составьте ассоциативный куст.
3.Написание творческих работ (зарисовок)
- Используя эти ассоциации, напишите небольшую зарисовку (3-5 предложений).
Помните, что мы с вами работаем со словами, поэтому представьте, что вы волшебники и у вас есть волшебная палочка (ручка) и помощники (слова, мысли).
4.Чтение творческих работ
Спасибо за образность, красочность ваших работ. Вы оказались настоящими волшебниками слова.
5. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Какую картину осени создал известный русский поэт Ф.И. Тютчев, мы узнаем сегодня на уроке.
- Прослушивание фонохрестоматии
(Исп. В. Бохон
Музыка: А.П. Бородин. Музыкальная картина «В Средней Азии».
Исп. Би-би-си п/у Д. Саймона)
- Какие оттенки настроения добавляет музыка к тем чувствам, которые вы испытываете, читая и слушая произведение?
6.Работа над анализом стихотворения
- На что вы обратили внимание?
- О какой поре осени идёт речь?
- Какие признаки только что прошедшего лета описывает поэт?
-Какие признаки осени подчёркнуты в поэзии?
- Прочитайте первые 4 строки стихотворения. На какие слова вы обратили внимание?
6.1. Словарная работа
Хрустальный – очень прозрачный, чистый.
Лучезарный – сверкающий, сияющий.
6.2. Словесное рисование
С помощью слов нарисуйте пейзаж, какой вы увидели, читая эти строки.
- Какая цветовая гамма этого стихотворения?
-Какие зрительные образы вы увидели?
7.Определение изобразительно-выразительных средств стихотворения
У поэзии свои законы, свой язык. Слова в стихах имеют более широкое значение, чем в обычной речи. Существуют специальные художественные средства, которые создают мир поэзии.
Давайте вспомним некоторые из них (Слайды № 8-10)
Работа в группах
Учебник – стр. 279. Прочитайте стихотворение.
Группа А – Найти в тексте эпитеты
Группа Б – Найти в тексте метафоры и олицетворения
- Какую роль играют в тексте данные тропы?
8 Физкультминутка
Упражнение «Послушай тишину»
Тибетские монахи, чтобы услышать настоящую тишину, длительное время кричали, а потом внезапно умолкали и слушали тишину.
Я вам предлагаю встать и различными действиями (топотом), словами и выкриками создать шум. Когда я хлопну в ладоши, вы быстро умолкаете и слушаете тишину.
9.Сопоставление картин осени, созданных поэтом и художником
Передать красоту осени можно не только при помощи слов, но и красок.
Репродукция «Золотая осень» И. Остроухова (Учебник – стр. 278)
Работа в парах
(Слайд № 11)
– Что общего в изображении осени Ф.И. Тютчевым и И. Остроуховым?
– Чем отличается изображение осени Ф.И. Тютчевым и И. Остроуховым?
V.Итог урока. Рефлексия
(Слайд № 12)
Шкатулка пожеланий и предложений
-Что мы положим в шкатулку после сегодняшнего урока?
- Над чем над ещё предстоит поработать, чтобы пополнить эту шкатулку?
VI.Д/З: -выучить стихотворение Ф.И. Тютчева наизусть,
- создать осенний пейзаж словесно или с помощью кисти или карандаша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».
Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...
Конспект урока литературы в 9 классе "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"
Конспект урока литературы в 9 классе "Г.Р.Державин. Тема поэта и поэзии в лирике Державина"...
Отражение Первой мировой войны в поэзии В.В. Маяковского ( конспект урока литературы в 11 классе)
К сожалению, далеко не все знают, что у В. В. Маяковского есть замечательные стихи, в которых поэт "кричит" о «кровавой бессмысленной свалке, в которую ринулись народы»: о Перво...
Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Поэзия А.А.Фета"
Данный урок формирует представления учащихся о художественном мире А.А.Фета через интерпретацию стихотворенй поэта, приобщает учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы. У...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Поэзия русского модернизма конца 19- начала 20 веков"
Данный конспект можно использовать как для обзорного урока по теме "Поэзия Серебряного века", так и в качестве повторительно -обобщающего урока с применением групповых технологий. Этот урок позволяет ...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Поэзия русского модернизма конца 19- начала 20 веков"
Данный конспект можно использовать как для обзорного урока по теме "Поэзия Серебряного века", так и в качестве повторительно -обобщающего урока с применением групповых технологий. Этот урок позволяет ...
конспект урока литературы КРАТКИЙ РАССКАЗ О ПОЭТЕ. «ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ», «ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ», «В ГОРНИЦЕ». ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ РУБЦОВА. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ТИХОЙ ЛИРИКЕ РУБЦОВА. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
Материал для подготовки к урокам литературы (6 класс)....