Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Подорванова Лилия Николаевна

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8_kl._podorvanova.doc339.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель

межшкольного

методического

объединения учителей

русского языка и

литературы

_________  Н. А. Томилина

Протокол №___

от  «___» _________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская средняя

общеобразовательная школа»

_________  Н. И. Ткаченко

«___» ________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская

средняя

общеобразовательная

школа»

__________   Л. А. Прядченко

Приказ №______

от  «_____» __________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

литературе

для 8 класса

 (базовый уровень)

Учитель: Подорванова Лилия Николаевна

2013 – 2014 учебный год  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании:

  • Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №819 от 23.03.2010 года «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений».
  • Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа», принятого на заседании педагогического совета  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» протокол от 30.08.2011 года №1, утвержденный приказом директора  МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» от 01.09.2011 года №27.
  • На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (ФКГОС 2004 г.).
  • Программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А.Чалмаева, опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., «Русское слово», 2010 г.
  • Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • С учётом рекомендаций инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании литературы в 2013 – 2014 учебном году».

Цели и задачи преподавания литературы:

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи обучения:

  • развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
  • совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
  • отбирать  тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;
  • постигнуть  систему  литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Изменения, внесенные в рабочую программу.

В рабочую программу по литературе для 8 класса изменений не вносилось.

Учебно-методический комплект:

  1. Меркин, Г.С  Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. Ч. 1 /– 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008  
  2. Меркин, Г.С  Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. Ч. 2 /– 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008  
  3. Меркин, Г.С  Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. Ч. 3 /– 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008  
  4. Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы.-6-е изд.  - М., «Русское слово», 2010 г.

Учебных недель – 35

Количество часов по плану – 2

Недельная нагрузка - 2

Общее количество часов – 70

В течение учебного года планируется:

  • классное сочинение - 4
  • домашнее сочинение -1

Формы организации учебного процесса и их сочетание:

Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
         Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.
          Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.
Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.
         Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.

Урок литературы включает в себя следующие виды текущего контроля:

  1. Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;
  2.  Усвоение теоретических сведений;
  3. Осуществление практической деятельности учащихся на уроках при проведении творческих работ, сочинений;
  4. Формирование навыков грамотного пересказа текста;
  5. Контроль за классными и домашними заданиями (особенно слабоуспевающих учащихся);
  6. Развитие логического мышления и речи учащихся;
  7. Овладение нормами литературного языка;
  8. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
  9. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
  10. Предупреждение и устранение различных речевых ошибок.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  •  выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  •  осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  •  умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  •  умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  •  умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  •  умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  •  умение владеть монологической и диалогической речью;
  •  умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  •  умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  •  умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и тем

Вид контроля,

самостоятельной работы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Примечание

8 «а»

8 «б»

1

Входной контроль.

Введение.

Своеобразие курса литературы  в 8-м классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения    

в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Входной контроль

Устный опрос.

1ч.

Из устного народного творчества.

2

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск».

Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне. Песни-плачи, средства выразительности в исторической песне.

Нравственная проблематика  в исторической песне и песне-плаче.

Различные виды чтения.

Составление словаря одной из исторических песен.

1ч.

Тестовые задания части В

Из древнерусской литературы.

3

«Слово о погибели Русской земли»,  из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Тематическое своеобразие древнерусской литературы.

Различные виды чтения и пересказа.

1ч.

Тестовые задания части В

4

«Сказание о Борисе и Глебе» 

(в сокращении).

Глубина и сила нравственных представлений о человеке. Мудрость, готовность к подвигу

во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы.

 Формулировки и запись выводов.

1ч.

5

«Житие Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского».

Благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу – основные нравственные проблемы житийной литературы.

Наблюдения

над лексическим составом произведения.

1ч.

Из литературы XVIII века.

6-7

Г.Р.Державин.

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений.

«Памятник», «Вельможа» - служба, служение, власть и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений. Тема поэта и поэзии.

Выразительное чтение, запись ключевых слов и словосочетаний.

Письменный ответ на вопрос

2ч.

Тестовые задания части В

8

Н.М.Карамзин.

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность.

Различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов

 1ч.

9

Основная проблематика и тематика повести «Бедная Лиза», новый тип героя, образ Лизы.

Работа с текстом

1 ч.

Из литературы XIX века.

10-11

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

Краткие сведения о поэтах (В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Е.А.Баратынский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков). Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Составление цитатного или тезисного плана.

Выразительное чтение наизусть.

Запись тезисного плана.

2ч.

Тестовые задания части В

12

А.С.Пушкин.

Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. «И.И.Пущину»,

«19 октября 1825 года», «Песни

о Стеньке Разине».

Выразительное чтение.

Чтение наизусть

1ч.

13

«Пиковая дама» (обзор).

История создания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору).

Самостоятельная характеристика тематики и системы образов

по предварительно составленному плану.

Составление планов разных типов.

1ч.

Тестовые задания части В

14

«Капитанская дочка». Проблематика повести: любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история.

Выразительное чтение.

1ч.

15

Система образов повести

Характеристика героев

1ч.

16

Отношение писателя к событиям и героям.

Новый тип исторической прозы.

Подготовка тезисов.

1ч.

Тестовые задания части В

17-18

Текущий контроль.

Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Текущий контроль

Сочинение

2ч.

19

М.Ю.Лермонтов.

Кавказ в жизни и творчестве поэта.

«Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы.

Различные виды чтения. Чтение наизусть.

Составление цитатного плана.

Устное сочинение

1ч.

20

Художественная идея поэмы и средства её выражения.

Образ-персонаж, образ-пейзаж.

«Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).

Работа с текстом

1ч.

Тестовые задания части В

21

Н.В.Гоголь.

Основные вехи биографии писателя. А.С.Пушкин и Н.В.Гоголь.

«Ревизор»: творческая и сценическая история.

Лекция

1ч.

22-23

Русское чиновничество

в сатирическом изображении Н.В.Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

Различные виды чтения и ком

ментирования.

Цитатный план.

Формулировка тем творческих работ.

Подготовка вопросов для обсуждения.

2ч.

24

Основной конфликт пьесы «Ревизор» и способы его разрешения.

Работа с текстом

1ч.

Тестовые задания части В

25-26

Промежуточный контроль.

Сочинение сопоставительного характера по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

Промежуточный контроль

Сочинение

2ч.

27

И.С.Тургенев.

Основные вехи биографии И.С.Тургенева.

Произведения писателя о любви: «Ася».

Лекция

1ч.

28

Возвышенное и трагическое

в изображении жизни и судьбы героев повести «Ася».

Характеристика героев

1ч.

Тестовые задания части В

29

Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.

Различные виды пересказа.

Тезисный план.

Дискуссия.

1ч.

30

Текущий контроль.

Классное сочинение по повести И.С.Тургенева «Ася»

Текущий контроль

Сочинение.

1ч.

31

Н.А.Некрасов.

Основные вехи биографии Н.А.Некрасова.

Судьба и жизнь народная

в изображении поэта.

«Внимая ужасам войны».

Выразительное чтение наизусть.

1ч.

32

«Тройка» Н.А.Некрасова: судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта. Своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Выразительное чтение, чтение наизусть

1 ч.

Тестовые задания части В

33

А.А.Фет.

Краткие сведения о поэте.

Мир природы и духовности

 в поэзии А.А.Фета: «Учись у них:

 у дуба, у берёзы…», «Целый мир

от красоты…».

Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А.Фета.

 Выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ

 на вопрос.

1ч.

34

А.Н.Островский.

Краткие сведение о писателе.

«Снегурочка»: своеобразие сюжета.

Чтение по ролям.

1ч.

Тестовые задания части В

35

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами

в «Снегурочке».

Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

Письменный отзыв на эпизод.

1 ч.

36

Образ Снегурочки.

Работа с текстом

1 ч.

37

 Текущий контроль

Домашнее сочинение по сказке А.Н.Островского «Снегурочка».

Текущий контроль

Сочинение

1 ч.

Тестовые задания части В

38

Л.Н.Толстой.

Основные вехи биографии писателя.

«Отрочество» (главы из повести).

Лекция

1ч.

39

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола

 в рассказе «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви – основные мотивы рассказа

Различные виды пересказа.

1ч.

40

Приёмы создания образов.

Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Тезисный план

1ч.

Тестовые задания части В

41

Текущий контроль.

Сочинение-рассуждение по повести «После бала» Л.Н. Толстого

Текущий контроль

Сочинение

1ч.

Из литературы XX века.

42

М.Горький.

Основные вехи биографии писателя.

Свобода и сила духа в «Песне

о Соколе». Специфика песни. Истинные и ложные ценности жизни.

Различные виды чтения и пересказа.

Цитатный план.

1ч.

43

«Макар Чудра».

Проблемы цели и смысла жизни. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького.

Работа с текстом

1 ч.

Тестовые задания части В

44

В.В.Маяковский.

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В.Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

 Выразительное чтение, чтение наизусть .

1ч.

О серьёзном – с улыбкой (сатира начала XX века).

45

Н.А.Тэффи. «Свои и чужие»,

М.М.Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота – к фельетону,

от фельетона – к юмористическому рассказу. 

Различные виды чтения и пересказа.

Составление словаря лексики персонажа.

1ч.

46

Б.Л.Пастернак.

Краткие сведения о поэте.

«Мне кажется, я подберу слова…»: тема поэта и поэзии, труд и творчество. Традиции и новаторство в раскрытии темы. Целостная характеристика стихотворения.

Выразительное чтение.

1ч.

Тестовые задания части В

47

Д.Б.Кедрин.

Краткие сведения о поэте.

«Зодчие»: труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения.

Художественная идея.

Составление тезисов.

Письменная формулировка выводов.

1ч.

48-49

Н.А.Заболоцкий.

Краткие сведения о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору).

Поэт труда, красоты, духовности.

Тема творчества в лирике Н.А.Заболоцкого 50-60-х годов.

Выразительное  чтение, чтение наизусть.

1ч.

Тестовые задания части В

50

Вн. чтение. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века: Н.Гнедич «Осень», П.Вяземский «Берёза», А.Плещеев «»Отчизна», Н.Огарёв «Весною», «Осенью», И.Суриков «После дождя», И.Анненский «Сентябрь», «Зимний романс».

Различные виды чтения и пересказа

1ч.

51

В.П.Астафьев.

Краткие сведения о писателе.

Человек и война, литература и история в творчестве В.П.Астафьева: «Фотография,

на которой меня нет».

Различные виды чтения.

1ч.

Тестовые задания части В

 

52-53

Проблема нравственной памяти

 в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Отношение автора

 к событиям и персонажам. Образ рассказчика.

Сложный план

 к сочинению. Подбор эпиграфа.

2ч.

Тестовые задания части В

54

А.Т.Твардовский.

Основные вехи биографии.

Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль» (главы из поэмы).

Россия на страницах поэмы.

Различные виды чтения.

1ч.

55

Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав поэмы «За далью – даль».

Цитатный план.

1ч.

Тестовые задания части В

56

В.Г.Распутин.

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Г.Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

Лекция

1ч.

57-58

Новы поворот темы детей

 на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд

на вопросы сострадания, справедливости,

на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти

на помощь, способность

к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления.

Подготовка тезисов

к уроку-

2 ч.

Из зарубежной литературы

59-60

У.Шекспир.

Краткие сведения о писателе.

«Ромео и Джульетта».

Сценическая история пьесы. «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Лекция

2ч.

Тестовые задания части В

61-62

У.Шекспир – певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

Работа с текстом

2ч.

63

М.Сервантес.

Краткие сведения о писателе.

«Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа.

Сообщения учащихся.

1ч.

64

Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Дискуссия.

Различные виды пересказа.

1ч.

Тестовые задания части В

65-66

Э.Т.А.Гофман.

Краткие сведения о писателе.

Темы добра и зла, света и тьмы       в сказке «Щелкунчик».

2ч.

67

Дж.Г.Байрон.

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Дж.Г.Байрон в России.

1ч.

68

Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского) с более подробной характеристикой одного стихотворения.

1ч.

69

Итоговый контроль.

Контрольное тестирование.

Итоговый контроль

Тест

1ч.

70

Итоговый урок. Что читать летом?

1ч.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение ( 1 ч )

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в  культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного  народного  творчества ( 1 ч )

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря  одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. 

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из  древнерусской литературы ( 3 ч )

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость,  готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое

многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление   как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки   и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы  XVIII  века ( 4 ч )

Г. Р. ДЕРЖАВИН  

Поэт  и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на   вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория  литературы:  сентиментализм  как  литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-

правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка  и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата   «Карамзин   на   страницах   романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Из литературы ХIХ века (32 ч.)

  Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники     

 В.А.Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака».

   К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана,  выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала  XIX века».

А.С.ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке  Разине». Роман  «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература  и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям  и героям. Новый тип исторической прозы.

         Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная  роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие  речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления  планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной  «Адресаты лирики А.С. Пушкина».   

 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

          Кавказ в  жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность  к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные      мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Теория  литературы: сюжет  и фабула в поэме; лироэпическая  поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

 Развитие  речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления  цитатного плана, устное сочинение.

Связь с  другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные  вехи   биографии   писателя.   А.С.  Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости  и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для  обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.  Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия  в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час   эстетического   воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения  писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.     Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)

Н.А.НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.   «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность  (создание первичных представлений); выразительные  средства художественной речи: эпитет, бессоюзие;  роль глаголов и глагольных форм.    

Развитие    речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А. А.ФЕТ

Краткие  сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер  «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:

Н. И.  Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский.   «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в.  «Отчизна»; Н.П.  Огарев.  «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие

А.Н. ОСТРОВСКИЙ         

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» -  своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. ТОЛСТОЙ                          

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план

сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Из  литературы XX  века ( 17 ч )

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные  ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы   Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие  (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный  план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси»

В.В..МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

 Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина  по материалам конкурсных работ учащихся.

О  серьезном  —  с  улыбкой (сатира начала XX века)  

 Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек  и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного  анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому  рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм  (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления  словаря лексики персонажа.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества  лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

В.П. АСТАФЬЕВ  

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература  и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский.  «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;

М. Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

Л.Л. Блок.  «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников.  «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В.Исаковский.  «Катюша»;

М. Л. Светлов. «Веселая песня»;

Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;

Г.И. Рождественский.    «Мне такою нравится земля»

В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.

В .Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы  В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки  Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих  различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из  зарубежной  литературы ( 12 ч )

У.ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М.СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Формы и средства контроля

Входной контроль позволяет выявить  качество знаний учащихся на начало учебного года.

Текущий  контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Основным объектом текущего контроля будут языковые умения и навыки, однако не исключается и проверка речевых умений в ходе их формирования. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае будут речевые умения, однако проверке подвергаются не все виды речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения,  соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию русского языка в практической деятельности. В ходе проверки необходимо использовать преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество обучаемых, так как эти коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно ориентированных тестовых заданий.

Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, проверяют сформированность грамматических, лексических, фонетических, орфографических и речевых навыков.                  

Заполнение таблиц

Составление опорных конспектов

Исследовательские работы

Создание творческих текстов на основе прочитанного произведения

Работа по созданию словарей

Работа по созданию компьютерных презентаций

Защита рефератов

Тесты

Устный выборочный опрос учащихся с целью проверки усвоения или учебного мастерства

Письменная проверка знаний и умение учеников всего класса.

Перечень учебно-методических средств обучения 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Меркин, Г.С  Литература. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./– 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008  

2. Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов   общеобразовательной школы.-6-е изд.  - М., «Русское слово», 2010

Дополнительная литература

  1. Меркин, Г.С  Планирование и материалы к курсу «Литература. 8 класс». – М., 2008.
  2. Ванюшева, Н  Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. – Литература (ИД «Первое сентября»), 2008, № 10.
  3. Воровщиков, С Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). – М., 2005.
  4. Граник, Г, Концевая, Л, Бондаренко, С Когда книга учит. – М., 1991.

5. Скорина, Н.М  Поурочные планы по литературе для 8 класса. – Волгоград. Учитель-АСТ, 2008.

Ресурсы ЦОР

1. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература. Вся школьная программа. Читаем голосом автора, видим глазами художника. Готовим рефераты, пишем сочинения. 5-11 классы. Министерство образования Российской Федерации, 2004.                  2. Direct MEDIA.Хрестоматия по русской литературе. Незаменимые для рефератов и сочинений 22 000 страниц. Полных текстов всех произведений по школьной программе с 5 по 11 класс, включая биографии и портреты писателей.                                                                3. Библиотека школьника. 127 авторов. 902 произведения. 82 фотографии. 82 биографии.                      4. Хрестоматия школьника. 133 автора. 13 биография. 518 произведений. 111 фотографий.                                                  5. Русская литература. От Нестора до Маяковского.                                                                      6. Русская драматургия от Сумарокова до Хармса.                                                                  7. Русская поэзия. 17-20 веков.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».                           www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».                             www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон».                                                                   www.slovari.ru Электронные словари.                                                                        www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».                                                                                        www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

Оборудование и приборы

(в соответствии с минимальными требованиями оснащенности)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Состав комплекта

Количество штук

%

1

Компьютер

1

100

2

Доска интерактивная SMART

1

100

3

Проектор

1

100

4

Настенный экран

1

100

5

Сетевой фильтр СВЕН ОПТИМА BASE

1

100

Наглядность

6

Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели 20 века»

1. А. А. Ахматова    

2. Максим Горький    

3. В. В. Маяковский  

4. А. Т. Твардовский  

5. А. А. Блок    

6. С. А. Есенин  

7. Б. Л. Пастернак        

8. М. И. Цветаева                

9. М. А. Булгаков        

10. Е. И. Замятин    

11. А. П. Платонов
12. И. С. Шмелёв        

13. И. А. Бунин        

14. А. И. Куприн    

15. А. И. Солженицын      

16. М. А. Шолохов

1

100

7

Список таблиц по литературе

1. Фоника.    

2. Проблема.      

3. Принципы ритмической организации стихотворных произведений.        

4. Лирический герой.        

5. Композиция.                

6. Поэтический синтаксис.      

7. Реализм; художественные системы в литературе.    

8. Поэтический синтаксис.        

9. Виды строф в лирике.      

10. Жанры лирики, лирическое стихотворение ода, романс, песня,послание.          

11. Жанры лирики: сонет, сатира, Итальянский сонет, Английский сонет, отрывок, эпиграмма, эпиграфия.                                      12. Твёрдые стихотворные формы.  

13. Лексика в лирике.        

14. Основные образы в лирике.      

15. Строфа.  

16. Темы и мотивы в лирике.

17. Образность поэтического текста.      

18. Сюжет в лирике.      

19. Виды строф в лирике: Трёхстишие, четырёхстишие.          

20. Схема анализа стихотворения.  

21. Изобразительно-выразительные средства языка.  

22. Роды литературы; жанровая система.                                            23. Классицизм; Сентиментализм; Романтизм; Модернизм.                   24. Изобразительно-выразительные средства языка: Тропы.                                                25. Изобразительно-выразительные средства языка: Тропы, метафора, эпитет, виды метафор, характеристика метафор, характеристика эпитетов.  

26. Стихосложение. (Версификация)            

27. Рифма.

1

100

8

Ресурсы ЦОР

1. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература. Вся школьная программа. Читаем голосом автора, видим глазами художника. Готовим рефераты, пишем сочинения. 5-11 классы. Министерство образования Российской Федерации, 2004.        

 2. DirectMEDIA.Хрестоматия по русской литературе. Незаменимые для рефератов и сочинений 22 000 страниц. Полных текстов всех произведений по школьной программе с 5 по 11 класс, включая биографии и портреты писателей.                                            3. Библиотека школьника. 127 авторов. 902 произведения. 82 фотографии. 82 биографии.              

4. Хрестоматия школьника. 133 автора. 13 биография. 518 произведений. 111 фотографий.          

5. Русская литература. От Нестора до Маяковского.                                  6. Русская драматургия от Сумарокова до Хармса.                             7. Русская поэзия. 17-20 веков.

1

1

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

100

100

9

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия». www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. «Рубрикон».               www.slovari.ru Электронные словари.                               www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

Приложение 1

Входной контроль

                   

ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Напишите, о ком идёт речь, как называется произведение и кто его автор:

       А. «Разве чёрные брови и очи мои…так хороши, что уже равных им нет на свете?                                                Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щёках? И в губах? Будто

хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером, они, как длинные

змеи, перевились и обвились вокруг моей головы».

       Б. « От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет

карие, волосы русые, нос прямой».

       В. Она «была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни

тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные,

как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны».

       Г. «…Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым

лицом, неопрятный, без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачке на

обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали

руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-

зелёных штанах со следами вчерашней драки…»

  1. Как звали сына Тараса Бульбы, который влюбился в полячку? (выберите

вариант ответа)

       а) Иван                                            б) Пётр

       в) Андрий                                       г) Остап

  1. Кто написал повести «Дикий помещик», «Повесть о том, как один

мужик двух генералов прокормил»?

а) И.А.Бунин                                    б) А.П.Чехов

в) И.С.Тургенев                                г) М.Е.Салтыков-Щедрин

     

  1. О чём говорится в произведении Л.Н.Андреева «Кусака»?

а) о любви и ненависти окружающих людей

б) о чувстве сострадания к братьям нашим меньшим и о бессердечии

     людей

в) о героизме и самоотверженности запорожцев в борьбе за

    родную землю

г) о сложности взаимопонимания детей и взрослых

  1. Соедините линиями автора и его произведение:

Л.Н.Толстой                                        «Записки охотника»

И.С.Тургенев                                       «Лапти»

И.А.Бунин                                            «Детство»

Е.И.Носов                                             «Юшка»

А.П.Платонов                                       «Кукла»

Приложение 2

Текущий контроль.

Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Приложение 3

Промежуточный контроль.

Сочинение сопоставительного характера по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Итоговый контроль
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1. Сколько лет исполнилось Петру Гриневу, когда отец отослал его в полк?
а. двадцать
б. восемнадцать
в. семнадцать
г. шестнадцать

2. Стихотворение А.С. Пушкина «К…» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено:
а. М.Раевской
б. Е. Карамзиной
в. А Керн
г. Е. Бакуниной

3. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» - отклик на гибель:
а. Декабристов
б. Николая 1
в. А.С. Пушкина
г. К. Ф. Рылеева

4. Какие из приведенных ниже басен И.А. Крылова посвящены Отечественной войне 1812 года?
а. «Слон и моська»
б. «Обоз»
в. «Кот и повар»
г. «Волк на псарне»

5. Какое женское имя было вынесено в заглавие одной из повестей И.С, Тургенева?
а. Ася
б. Параша
в. Арина
г. Лиза

6. Какая дата, неоднократно упоминаемая А.С. Пушкиным в стихотворениях, связана с Царскосельским Лицеем?
а. 19 апрел
б. 5 мая
в. 21 октября
г. 19 октября

7. Кто из героев произведений М. Горького «разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце, горящее факелом великой любви к людям?
а. Ларра
б. Дед Архип
в. Данко
г.Челкаш

8. Кому из героев Н.В.Гоголя принадлежат эти слова: «У меня легкость необыкновенная в мыслях»?
а. Чичикову
б. Хлестакову
в. Ноздреву
г. Башмачкину

9. Историческим фоном «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова стали события:
а. Отечественная война 1812г.
б. Царствование Ивана Грозного
в. Восстание С. Разина
г. Междуусобные войны русских князей

10. В каком произведении М.В, Ломоносов пишет, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»?
а. «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
б. «Ода на день восшествия на престол…»
в. «Ночною темнотой…»
г. Разговор с Анакреоном

11. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» построено как диалог двух лиц:
а. солдата и солдата
б. солдата и полководца
в. солдата и молодого собеседника
г. солдата и автора

12. Укажите имя и отчество гоголевского городничего Сквозника-Дмухановского
а. Иван Александрович
б. Илья Ильич
в. Антон Антонович
г. Антон Иванович

13. Какие реальные исторические лица действуют в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
а. Николай 1 и Емельян Пугачев
б. Степан Разин и Александр 1
в. Екатерина 2 и Степан Разин
г. Емельян Пугачев и Екатерина 2

14. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова – поэма:
а. реалистическая
б. символическая
в. историческая
г. романтическая

15. Назовите годы жизни А.С. Пушкина:
а. 1802-1841г.г
б. 1789-1828г.г
в. 1799-1837г.г
г. 1805-1840г.г

16. Сколько композиционных частей в басне?
а. четыре
б. одна
в. три
г. две

17. Укажите стихотворения М.Ю. Лермонтова, главной темой которых является тема поэта и поэзии:
а. «Парус»
б. «Нет, я не Байрон, я другой…»
в. «Тучи»
г. «Смерть поэта»

18. Кто является автором знаменитых строк: «Я пришел к тебе с приветом…»?
а. А.С. Пушкин
б. А.А. Фет
в. Ф.И. Тютчев
г.А. Толстой

19. Как называлось имение, в котором прошло детство М.Ю. Лермонтова?
а. Болдино
б. Тарханы
в. Лермонтово
г. Столыпино

20. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»?
а. Автору
б. Екатерине2
в. Петру Андреевичу Гриневу- автору мемуаров
г. Савельичу

Ключ
1.г)
2.в)
3.в)
4.б,г)
5.а)
6.г)
7.в)
8.б)
9.б)
10.б)
11.в)
12.в)
13.г)
14.г)
15.в)
16.г)
17.б,г)
18.б)
19.б)
20.в)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....