Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Подорванова Лилия Николаевна

Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7_kl._podorvanova.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель

межшкольного

методического

объединения учителей

русского языка и

литературы

_________  Н. А. Томилина

Протокол №___

от  «___» _________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская средняя

общеобразовательная школа»

_________  Н. И. Ткаченко

«___» ________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская

средняя

общеобразовательная

школа»

__________   Л. А. Прядченко

Приказ №______

от  «_____» __________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

литературе

для 7 «б» класса

 (базовый уровень)

Учитель: Подорванова Лилия Николаевна

2013 – 2014 учебный год  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании:

  • Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №819 от 23.03.2010 года «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений».
  • Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа», принятого на заседании педагогического совета  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» протокол от 30.08.2011 года №1, утвержденный приказом директора  МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» от 01.09.2011 года №27.
  • На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (ФКГОС 2004 г.).
  • Программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А.Чалмаева, опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., «Русское слово», 2010 г.
  • Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • С учётом рекомендаций инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании литературы в 2013 – 2014 учебном году».

Цели и задачи преподавания литературы:

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи обучения:

  • развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
  • совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
  • отбирать  тексты с учетом интереса школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу;
  • постигнуть  систему  литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Изменения, внесенные в рабочую программу.

В рабочую программу по литературе для 7 класса изменений не вносилось.

Учебно-методический комплект:

  1. Меркин. Г.С  Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1 / – 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
  2. Меркин. Г.С  Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 2 / – 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

3. Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов   общеобразовательной школы.-6-е изд.  - М., «Русское слово», 2010 г.

Учебных недель – 35

Количество часов по плану – 2

Недельная нагрузка - 2

Общее количество часов – 70

В течение учебного года планируется:

  • классное сочинение - 4
  • домашнее сочинение -1

Формы организации учебного процесса и их сочетание:

Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.
         Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.
Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.
          Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.
Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.
         Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.

Урок литературы включает в себя следующие виды текущего контроля:

  1. Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;
  2.  Усвоение теоретических сведений;
  3. Осуществление практической деятельности учащихся на уроках при проведении творческих работ, сочинений;
  4. Формирование навыков грамотного пересказа текста;
  5. Контроль за классными и домашними заданиями (особенно слабоуспевающих учащихся);
  6. Развитие логического мышления и речи учащихся;
  7. Овладение нормами литературного языка;
  8. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
  9. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
  10. Предупреждение и устранение различных речевых ошибок.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  •  выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  •  осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  •  умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  •  умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  •  умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  •  умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  •  умение владеть монологической и диалогической речью;
  •  умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  •  умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  •  умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела и тем

Вид контроля,

самостоятельной работы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Примечание

7 «б»

1

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

1

2

Из устного народного творчества Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Развитие речи:

отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

1

Тестовые задания части В

3-4

Русские народные песни

Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечкамоя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

2

5

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Развитие речи:

подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

1

Тестовые задания части В

6

Входной контроль.

Классное сочинение по «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Входной контроль

Сочинение

1

7-8

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает... » (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Развитие речи:

сочинение с

элементами

рассуждения.

Для заучивания

наизусть

М.В. Ломоносов.

Из «Оды на день

восшествия на

всероссийский

престол...»

(отрывок).

2

Тестовые задания части В

9

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения;своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Развитие речи:

чтение наизусть. Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

1

Тестовые задания части В

10-12

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Развитие речи:

чтение по ролям, устное сочинение.

3

Тестовые задания части В

13-15

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Развитие речи:

различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения. Для заучивания наизусть А.С. Пушкин. 1— 2 стихотворения — по выбору.

3

16-17

Текущий контроль.

Классное сочинение по поэме А.С.Пушкина  «Полтава».

Текущий контроль

Сочинение

2

18-20

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Развитие речи:

рассказ о событии,

рецензия.

Для заучивания

наизусть

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

3

Тестовые задания части В

21

Вн. чтение по произведениям М.Ю.Лермонтова.

1

22-23

Н, В, ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Развитие речи:

различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

2

Тестовые задания части В

24-25

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Лекция

2

Тестовые задания части В

26-29

H.A. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте.

Стихотворения: «Вчерашний день,

часу в шестом...», «Железная дорога»,

«Размышления у парадного подъезда»,

поэма «Русские женщины» («Княгиня

Трубецкая»). Доля народная —

основная тема произведений

55поэта; своеобразие поэтической

музы НА. Некрасова. Писатель и

власть; новые типы героев и

персонажей. Основная проблематика

произведений: судьба русской

женщины, любовь и чувство долга;

верность, преданность,

независимость, стойкость, чванство,

равнодушие, беззащитность,

бесправие, покорность судьбе.

Развитие речи:

чтение наизусть,

выписки для

характеристики

героев, цитатный

план, элементы

тезисного плана.

Для заучивания

наизусть

НА. Некрасов.

«Размышления у

парадного

подъезда»

(отрывок).

4

Тестовые задания части В

30-31

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки:

«Повесть о том, как один мужик двух

генералов прокормил », «Дикий

помещик» и одна сказка по выбору.

Своеобразие сюжета; проблематика

сказки: труд, власть, справедливость;

приемы создания образа помещика.

Позиция писателя.

Развитие речи:

различные виды

пересказа,

письменный

отзыв.

2

Тестовые задания части В

32-33

А.Н. ТОЛСТОЙ

А.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Развитие речи:

подбор

материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

2

34

Промежуточный контроль.

Тестирование по творчеству Л. Н. Толстого

Промежуточный контроль

Тест

1

35-36

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Лекция

2

Тестовые задания части В

37

Текущий контроль.

Классное сочинение по сказу Н.С. ЛЕСКОВА

 «Левша».

Текущий контроль

Сочинение

1

38

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Развитие речи:

чтение наизусть. Для заучивания наизусть

А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.

1

Тестовые задания части В

39

А.П. ЧЕХОВ

«Хамелеон». Смысл названия рассказа. Позиция писателя

Развитие речи:

пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

1

Тестовые задания части В

40

Рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Идейно-художественное содержание рассказа.

1

41

Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно

близки нам... » Н.М. Языков. «Песня»

И.С. Никитин. «Русь ».

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой,

родимый край...»

Сообщения учащихся

1

Тестовые задания части В

42

Русская литература XX века

М. ГОРЬКИЙ. 

О писателе. Повесть «Детство», ее автобиаграфический характер. Знакомство с героями.

Дискуссия. Различные виды пересказов

1

43

Становление характера главного героя повести М. Горького «Детство»

Характеристика героев

1

Тестовые задания части В

44

Проблематика повести М. Горького «Детство»

Работа с текстом

1

45

 «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция.

Письменный ответ на вопрос

1

Тестовые задания части В

46

Текущий контроль.

Сочинение по повести М. Горького «Детство»

Текущий контроль

Сочинение

1

47

И. А. БУНИН

Рассказ «Кукушка». Смысл названия. Проблематика. Основные образы.

Работа с текстом

1

Тестовые задания части В

48

А. И. КУПРИН

«Куст сирени»: основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея

Выступления учащихся

1

49

В. В. МАЯКОВСКИЙ «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения. Приемы создания образов.

Выразительное чтение стихотворения

1

50

С. А. ЕСЕНИН

«Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» Тематика лирических стихотворений.

Выразительное чтение, чтение наизусть

1

Тестовые задания части В

51

Вн. чтение. Литературный вечер «Мой С. Есенин»

Чтение наизусть

1

52

И. С. ШМЕЛЕВ

«Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа, его проблематика

Работа с текстом

1

\Тестовые задания части В

53

М. М. ПРИШВИН

«Москва-река». Тема и внутренний смысл

Работа с текстом

1

54

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ

«Мещерская сторона» (отдельные главы). Человек и природа

Письменный ответ на вопрос

1

Тестовые задания части В

55

Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ

«Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея

Выразительное чтение, чтение наизусть

1

56

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

«Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики Твардовского

Чтение стихотворения наизусть

1

Тестовые задания части В

57

А. Т. Твардовский «Василий Теркин» (главы из поэмы). Образ главного героя

Работа с текстом

1

Тестовые задания части В

58

Текущий контроль

Домашнее сочинение по творчеству поэтов военного времени.

Сочинение

1

59

Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны

Н. П. Майоров «Творчество»;

Б. А. Богатков «Повестка»;

М. Джалиль «Последняя песня»; 

В. Н. Лобода «Начало»

Выступления учащихся

1

60

Б.Л.Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль.

Работа с текстом

1

Тестовые задания части В

61

В. М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе «Чудаки» и «чудики» в рассказах В. М. Шукшина

Работа с текстом

1

62-63

Вн. чтение. Рассказы А.П.Чехова.

2

Тестовые задания части В

64

Зарубежная литература

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов

Составление тезисов. Письменная формулировка выводов

1

65

Р. Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед». Проблематика стихотворения.

Работа с текстом

1

66

А.СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. «Планета людей» (избранные главы). Основные события и позиция автора.

Сообщения учащихся

1

Тестовые задания части В

67

Я. КУПАЛА

Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Але-ся»

Выразительное чтение стихотворения

1

68-69

Итоговый контроль.

Контрольное тестирование. Анализ

Итоговый тест

Тест

2

70

Итоговый урок. Что читать летом

1


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение ( 1 ч )

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества (3 ч)

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы (2 ч )

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века ( 6 ч )

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Германия — Петербург.

Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из литературы XIX века ( 29 ч )

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».

Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые картины...» и др.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

Произведения  русских  поэтов XIX  века  о  России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;

А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;

Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

Из литературы XX века ( 22 ч )

М. ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».

И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И. КУПРИН

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покину л родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века »:

А.А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;

А.А. Сурков. «В землянке»;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки — малая родина писателя.

Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.

Русские поэты XX века  о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»

А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.Д.Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы ( 7 ч )

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Люблю, но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Р. БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак — переводчик».

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть Планета людей», «Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из Юды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок). Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). А.С. Пушкин. 1—2 стихотворения — по выбору. М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда»

(отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение — по выбору.

С.А. Есенин. Стихотворение — по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1—2 стихотворения —

по выбору.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»

У. Ш е к с п и р. Один сонет — по выбору.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

Былины: «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

Из литературы XVIII века

Г.Р.Державин. «Признание».

Из литературы XIX века

А.С. Пушкин. «19 октября» ( «Роняет лес багряный свой убор...»), «19 октября 1827г» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы», «Прощай, немытая Россия».

И.С. Тургенев. «Первая любовь».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь», «Коняга».

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». В.Г. Короленко. «Парадокс», «Слепой музыкант».

Из литературы XX века М. Г о р ь к и й. «В людях». И.А. Бунин. «Цифры».

В.В. Маяковский. «Адище города».

Б.Л. Васильев. «Вам привет от бабы Аеры».

В.П. Астафьев. «Родные березы», «Весенний остров».

А.Т. Твардовский.   «Я знаю, никакой моей вины...»,

«Дом у дороги».

В.А. Солоухин. «Ножичек с костяной ручкой».

К. Б у л ы ч е в. «Белое платье Золушки».

В.М. Шукшин. «Забуксовал».

Ф.А. Искандер. «Петух».

Дж.Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»

Формы и средства контроля

Входной контроль позволяет выявить  качество знаний учащихся на начало учебного года.

Текущий  контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Основным объектом текущего контроля будут языковые умения и навыки, однако не исключается и проверка речевых умений в ходе их формирования. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для формирования умений и навыков пользования языковым материалом, и речевые упражнения.

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку, являясь подведением итогов приращения в области речевых умений. Объектом контроля в этом случае будут речевые умения, однако проверке подвергаются не все виды речевой деятельности. Формами промежуточного контроля являются тесты и контрольные работы, тематические сообщения,  соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль призван выявить конечный уровень обученности за весь курс и выполняет оценочную функцию. Цель итогового контроля - определение способности обучаемых к использованию русского языка в практической деятельности. В ходе проверки необходимо использовать преимущественно тесты, поскольку при проверке этих навыков и умений можно в полной мере предугадать ответы обучаемых. При контроле же продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество обучаемых, так как эти коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей. Поэтому продуктивные коммуникативные умения могут проверяться либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно ориентированных тестовых заданий.

Задания, направленные на контроль отдельных компонентов владения языком, проверяют сформированность грамматических, лексических, фонетических, орфографических и речевых навыков.                  

Перечень учебно-методических средств обучения 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Меркин. Г.С  Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./. – 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

2. Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов   общеобразовательной школы.-6-е изд.  - М., «Русское слово», 2010

Дополнительная литература

  1. Меркин, Г.С  Планирование и материалы к курсу «Литература. 7 класс». – М., 2008.
  2.  Ванюшева, Н Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе. – Литература (ИД «Первое сентября»), 2008, № 10.
  3.  Воровщиков, С  Продуктивные деловые игры во внутришкольном управлении: теория, технология (глава «Программа общеучебных умений школьников»). – М., 2005.
  4. Граник, Г,   Концевая, Л,  Бондаренко, С  Когда книга учит. – М., 1991.
  5. Скорина, Н.М  Поурочные планы по литературе для 7 класса. – Волгоград. Учитель-АСТ, 2008.

Ресурсы ЦОР

1. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература. Вся школьная программа. Читаем голосом автора, видим глазами художника. Готовим рефераты, пишем сочинения. 5-11 классы. Министерство образования Российской Федерации, 2004.                  2. Direct MEDIA.Хрестоматия по русской литературе. Незаменимые для рефератов и сочинений 22 000 страниц. Полных текстов всех произведений по школьной программе с 5 по 11 класс, включая биографии и портреты писателей.                                                                 3. Библиотека школьника. 127 авторов. 902 произведения. 82 фотографии. 82 биографии.                      4. Хрестоматия школьника. 133 автора. 13 биография. 518 произведений. 111 фотографий.                                             5. Русская литература. От Нестора до Маяковского.                                                                      6. Русская драматургия от Сумарокова до Хармса.                                                                  7. Русская поэзия. 17-20 веков.

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».                           www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».                           www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон».                                                                    www.slovari.ru Электронные словари.                                                                                www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».                                                                                           www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

Оборудование и приборы

(в соответствии с минимальными требованиями оснащенности)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Состав комплекта

Количество штук

%

1

Компьютер

1

100

2

Доска интерактивная SMART

1

100

3

Проектор

1

100

4

Настенный экран

1

100

5

Сетевой фильтр СВЕН ОПТИМА BASE

1

100

Наглядность

6

Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели 20 века»

1. А. А. Ахматова    

2. Максим Горький    

3. В. В. Маяковский  

4. А. Т. Твардовский  

5. А. А. Блок    

6. С. А. Есенин  

7. Б. Л. Пастернак        

8. М. И. Цветаева                

9. М. А. Булгаков        

10. Е. И. Замятин    

11. А. П. Платонов
12. И. С. Шмелёв        

13. И. А. Бунин        

14. А. И. Куприн    

15. А. И. Солженицын      

16. М. А. Шолохов

1

100

7

Список таблиц по литературе

1. Фоника.    

2. Проблема.      

3. Принципы ритмической организации стихотворных произведений.        

4. Лирический герой.        

5. Композиция.                

6. Поэтический синтаксис.      

7. Реализм; художественные системы в литературе.    

8. Поэтический синтаксис.        

9. Виды строф в лирике.      

10. Жанры лирики, лирическое стихотворение ода, романс, песня,послание.          

11. Жанры лирики: сонет, сатира, Итальянский сонет, Английский сонет, отрывок, эпиграмма, эпиграфия.                                      12. Твёрдые стихотворные формы.  

13. Лексика в лирике.        

14. Основные образы в лирике.      

15. Строфа.  

16. Темы и мотивы в лирике.

17. Образность поэтического текста.      

18. Сюжет в лирике.      

19. Виды строф в лирике: Трёхстишие, четырёхстишие.          

20. Схема анализа стихотворения.  

21. Изобразительно-выразительные средства языка.  

22. Роды литературы; жанровая система.                                            23. Классицизм; Сентиментализм; Романтизм; Модернизм.                   24. Изобразительно-выразительные средства языка: Тропы.                                                25. Изобразительно-выразительные средства языка: Тропы, метафора, эпитет, виды метафор, характеристика метафор, характеристика эпитетов.  

26. Стихосложение. (Версификация)            

27. Рифма.

1

100

8

Ресурсы ЦОР

1. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература. Вся школьная программа. Читаем голосом автора, видим глазами художника. Готовим рефераты, пишем сочинения. 5-11 классы. Министерство образования Российской Федерации, 2004.        

 2. DirectMEDIA.Хрестоматия по русской литературе. Незаменимые для рефератов и сочинений 22 000 страниц. Полных текстов всех произведений по школьной программе с 5 по 11 класс, включая биографии и портреты писателей.                                            3. Библиотека школьника. 127 авторов. 902 произведения. 82 фотографии. 82 биографии.              

4. Хрестоматия школьника. 133 автора. 13 биография. 518 произведений. 111 фотографий.          

5. Русская литература. От Нестора до Маяковского.                                  6. Русская драматургия от Сумарокова до Хармса.                             7. Русская поэзия. 17-20 веков.

1

1

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

100

100

9

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия». www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. «Рубрикон».               www.slovari.ru Электронные словари.                               www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Входной контроль.

Классное сочинение по «Повести о Петре и Февронии Муромских»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Промежуточный контроль

Тест

Л.Н.Толстой «Детство»

1. Почему повесть названа автобиографической?

А) автор пишет о своих близких

Б) в повести изображена родовая усадьба графов Толстых

В) автор описывает свое детство и жизнь в родовой усадьбе

2. Какова главная черта в характере Николеньки?

А) несговорчивость

Б) самонадеянность

В) высокомерие

Г) склонность к самоанализу

3. Какой представляется автору жизнь в дворянской усадьбе?

А) скучной и безрадостной

Б) полной и содержательной

В) суетной и бездуховной

Г) поэтичной и одухотворенной взаимной любовью

4. Почему главный герой повести – Николенька, а не Володя?

А) Володя младше

Б) Володя не склонен так серьезно анализировать свои мысли и поступки

В) Володе было бы сложнее дать характеристику Николеньки

5. В чем причина волнения Карла Ивановича?

А) он должен расстаться с детьми

Б) он может потерять место

В) считает, что по отношению к нему были недостаточно признательны

6. Почему Николенька плачет после того, как Наталья Савишна попросила у него извинения за свою несдержанность?

А) он продолжает сердиться на нее

Б) ему стыдно за свои мысли о доброй старушке

В) он понимает, что отплатить за обиду не удастся

7. Почему Наталья Савишна отказалась от вольной?

А) решила, что от нее хотят избавиться

Б) очень сильно любила барышню

В) и без вольной чувствовала себя хозяйкой в доме

Г) понимала, что ей трудно будет в другом месте

8. Как связаны между собой события внутренней и внешней жизни героя?

А) они описываются параллельно

Б) Толстой не показывает внутренний мир персонажа

В) события внешней жизни служат средством раскрытия внутреннего состояния

Г) события внутренней и внешней жизни взаимосвязаны

Приложение 3

Текущий контроль.

Классное сочинение по поэме А.С.Пушкина  «Полтава».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Итоговый контроль

Итоговый тест

  1. Жанр народного творчества, о котором Горький сказал: «В простоте слова – самая великая мудрость… всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги», это – а) былины;  б) пословицы и поговорки;  в) сказки.
  2. Жанр фольклора:  а) сказка;  б) поэма;  в) рассказ.
  3. «Песнь о вещем Олеге» - это:  а) историческая баллада;  б) литературная баллада;  в) семейная баллада.
  4. Перенос по сходству называется:  а) метафорой;  б) сравнением;  в) эпитетом.
  5. Тема повести «Тарас Бульба»:  а) героическая борьба русского и украинского народов с польской шляхтой;  б) история семьи Тараса Бульбы;  в) быт и нравы Запорожской Сечи.
  6. Смысл жизни старого Тараса состоит в:  а) воспитании достойных сыновей;  б) поддержании традиций Запорожской Сечи;  в) защите родной земли.
  7. Жанр произведения Некрасова «Русские женщины»: а) ода;  б) элегия;  в) поэма.
  8. Крупное стихотворное произведение эпического, повествовательного или лирического характера называется:  а) балладой;  б) поэмой;  в) элегией.
  9. Тема «Княгини Трубецкой»: а) трудный путь героини к осужденному мужу;  б) спор княгини с губернатором;  в) восстание декабристов.
  10. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает:  а) пафос;  б) иносказание;  в)лиричность.
  11. Описание генералов – это:  а) юмор;  б) ирония;  в) сатира.
  12. При создании образов генералов автор пользуется:  а) гиперболой;  б) антитезой;  в) метафорой.
  13. Автора в показе героев повести «Детство» Толстого наиболее интересует:  а) сам поступок;  б) его последствия;  в) его нравственный смысл.
  14. Автобиографическими чертами автор «Детства» наделил:  а) Карла Ивановича;  б) Николеньку;  в) дворецкого Фоку.
  15. Главный герой «Хамелеона» Чехова:  а) Очумелов;  б) Овсов;  в) Денис Григорьев.
  16. Произведение «Хамелеон»: а) основано на жизненных ситуациях;  б) является вымыслом;  в) сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.
  17. Особенность произведения:  а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;  б) наличие нескольких рассказчиков;  в) высокий лиризм.
  18. Юшка не разгневался на несправедливость прохожего, а только рассердился, потому что:  а) был пуглив от природы;  б) был очень добр от природы;  в) притерпелся к человеческой жестокости.
  19. Название рассказа «Юшка»:  а) указывает на главного героя;  б) определяет его тематику;  в) имеет обобщающий смысл.
  20. Жанр произведения «Кукла» Носова:  а) воспоминание;  б) рассказ;  в) сказка-быль.
  21. Описывая реку, рыбалку, траву, цветы, автор поднимает проблему:  а) экологическую;  б) взросления человека;  в) благодарности всему живому.
  22. В основе сюжета произведения «Куклы»:  а) фантастика;  б) жизненная ситуация;  в) сочетание фантастики и реальности.
  23. В произведении «Живое пламя» есть персонажи:  а) только положительные;  б) только отрицательные;  в) и положительные, и отрицательные.
  24. В описании Яшки и Володи «Тихое утро» Казаков использует прием:  а) сопоставление;  б) сравнение;  в) противопоставление.
  25. Развязка в произведении «Тихое утро»:  а) спасение Володи;  б) слезы Яшки;  в) описание омута.
  26. Назовите размеры стихосложения.
  27. Что такое эпитет? (примеры).
  28. Что такое гипербола? (примеры).
  29. Придумайте 2-3 неологизма, дайте им определение.
  30. Какие произведения за курс 7 класса вам запомнились, понравились? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....