Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Подорванова Лилия Николаевна

рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля,  перечень учебно-методических средств обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_5_kl._podorvanova.doc402.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Великомихайловская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель

межшкольного

методического

объединения учителей

русского языка и

литературы

_________  Н. А. Томилина

Протокол №___

от  «___» _________ 2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

муниципального бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская средняя

общеобразовательная школа»

_________  Н. И. Ткаченко

«___» ________ 2013 г.

«Утверждаю»

Директор муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

«Великомихайловская

средняя

общеобразовательная

школа»

__________   Л. А. Прядченко

Приказ №______

от  «_____» __________ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

литературе

для 5 «а» класса

 (базовый уровень)

Учитель: Подорванова Лилия Николаевна

2013 – 2014 учебный год  

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

  • Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области №819 от 23.03.2010 года «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательных учреждений».
  • Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа», принятого на заседании педагогического совета  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» протокол от 30.08.2011 года №1, утвержденный приказом директора  МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа» от 01.09.2011 года №27.
  • На основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования (ФКГОС 2004 г.).
  • Программы по литературе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А.Чалмаева, опубликованной в сборнике «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., «Русское слово», 2010 г.
  • Учебного плана МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • Календарного учебного графика МБОУ «Великомихайловская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  • С учётом рекомендаций инструктивно-методического письма Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании литературы в 2013 – 2014 учебном году».

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; норма оценок по предмету; перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели и задачи преподавания литературы:

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих

задач:

        1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

        2.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

        3.освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

        4.овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умение выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Изменения, внесенные в рабочую программу

В рабочую программу по литературе для 5 класса изменений не вносилось.

Учебно-методический комплект:

  1. Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Учебник «Литература 5 класс» в двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.
  2. Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов   общеобразовательной школы.-6-е изд.  - М., «Русское слово», 2010

Учебных недель – 35

Количество часов по плану – 1

Недельная нагрузка - 2

Общее количество часов – 70

В течение учебного года планируется:

  • классное сочинение - 3
  • домашнее сочинение -1

Формы организации учебного процесса и их сочетание:

Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.        .  
         Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций.                  
.
Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика как заинтересованного читателя углубляются и расширяются.
          Осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.                                  
 .
Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка.
         Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия с ориентацией на будущую подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.

Урок литературы включает в себя следующие виды текущего контроля:

  1. Организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями;
  2.  Усвоение теоретических сведений;
  3. Осуществление практической деятельности учащихся на уроках при проведении творческих работ, сочинений;
  4. Формирование навыков грамотного пересказа текста;
  5. Контроль за классными и домашними заданиями (особенно слабоуспевающих учащихся);
  6. Развитие логического мышления и речи учащихся;
  7. Овладение нормами литературного языка;
  8. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
  9. Формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
  10. Предупреждение и устранение различных речевых ошибок.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по литературе за курс 5 класса:

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия; уметь:
  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и тем

Вид контроля, самостоятельной работы

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Примечание

Введение (1)

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Устный опрос

1

Мифология (3)

2.

Античный миф. Происхождение мира и богов в античных мифах «Рождение Зевса», «Олимп»

Устный опрос

1

Часть А

3.

Мифологические герои и события в мифе «Одиссей на острове циклопов. Полифем»

Устный опрос

1

Часть А

4.

Мифы древних славян как форма познания действительности

Тестирование

Текущий контроль.

1

Часть А

Устное народное творчество (3)

5.

Сказка. Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка»

Беседа

1

Часть А

6.

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает»

Устный опрос

1

7.

Загадки, пословицы, поговорки.

ТестированиеВходной контроль.

1

Часть А

Древнерусская литература (1)

8.

«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы.

Устный опрос

1

Часть А

Басни (5)

9.

Эзоп «Лисица и виноград», «Ворон и лисица», Лафонтен «Лисица и виноград»

Устный опрос.

Текущий контроль.

1

Часть А

10

Русская басня. В.К.Тредиаковский «Ворон и лиса», А.П.Сумароков «Ворона и лиса».

Устный опрос

1

11

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру..»

Устный опрос

1

12-13

И.А.Крылов Краткие сведения о писателе. «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха».

Письменный опрос.

Текущий контроль.

2

Из литературы XIX века (26)

14

А.С.Пушкин Краткие сведения о поэте. «Няне»

Устный опрос

1

Часть А

15-16

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Добро и зло в сказке А.С.Пушкина

Тестирование

Текущий контроль.

2

17

«Руслан и Людмила» (отрывок)

Устный опрос

Текущий контроль.

1

18

«Зимняя дорога»

Устный опрос

1

19

«Бесы». Домашнее сочинение  «Что мне дорого в творчестве А.С.Пушкина».

Сочинение

Текущий контроль.

1

Часть С

20-21

Вн. чтение Поэты 19 века о русской природе.

Устный опрос

2

Часть В

22

М.Ю.Лермонтов Краткие сведения о поэте. «Бородино». История создания стихотворения.

Устный опрос

1

Часть А

23

«Бородино». Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.

Тестирование

Текущий контроль.

1

24

Н.В.Гоголь Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. «Ночь перед Рождеством».

Устный опрос

1

Часть А

25

Образы и события повести  «Ночь перед Рождеством». Отражение славянских преданий и легенд. Зло и добро в повести.

Устный опрос

Текущий контроль.

1

Часть С

26

И.С. Тургенев Детские впечатления И.С.Тургенева . Спасско-Лутовиново  в творческой биографии И.С.Тургенева.

Устный опрос

1

27

«Муму». Тема рассказа. Центральные и второстепенные образы. Отношение автора к героям.

Устный опрос

1

Часть С

28-29

Классное сочинение «Что я открыл, увидел и понял, прочитав рассказ Муму».

Сочинение

Текущий контроль.

2

Часть С

30-31

Стихотворения в прозе: «Щи» (внутренняя связь с рассказом «Муму»), «Русский язык»

Письменный опрос

Текущий контроль.

2

Часть В

32

Н.А.Некрасов Краткие сведения о поэте. «Орина, мать солдатская». Тема крестьянской жизни.

Устный опрос

1

Часть А

33

«Забытая деревня». Народные страдания в изображении поэта.

Тестирование

Текущий контроль.

1

34

«Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия.

Работа по карточкам

Текущий контроль.

1

Часть А

35

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Л.Н.Толстой в Ясной Поляне «Кавказский пленник». Тема рассказа. Творческая история

Устный опрос

1

Часть А

36

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям рассказа.

Тестирование

Текущий контроль.

1

Часть С

37-38

 Классное сочинение. О чем заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

Сочинение

Текущий контроль.

2

Часть С

39

А.П.Чехов Краткие сведения о писателе. «Пересолил». Осмеяние в рассказе трусости. Приемы создания характеров и ситуаций.

Беседа

1

Из литературы XX века (19)

40

А.А.Блок . Краткие сведения о поэте. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…»

Устный опрос

Текущий контроль.

1

Часть А

41

Л.Н.Андреев Краткие сведения о писателе. «Петька на даче». Основная тема рассказа.

Беседа

1

Часть С

42-43

И.А.Бунин Краткие сведения о писателе. «Густой зеленый ельник у дороги…» Тема природы, второй план в стихотворении «В деревне». Слияние человека с природой.

Устный опрос

Промежуточный контроль, творческая работа

2

44-45

А.И.Куприн Краткие сведения о писателе. «Детский сад». Основные нравственные проблемы рассказа.

Беседа

2

46

С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. В есенинском Константинове. «Поет зима – аукает…» или «Нивы сжаты, рощи голы…» (на выбор) Единство человека и природы.

Устный опрос

Текущий контроль.

1

47-48

А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа.

Тестирование

Текущий контроль.

2

49-50

Классное сочинение.  Какое впечатление у меня сложилось о Петьке?

Сочинение

Текущий контроль.

2

51-52

П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок». Человек труда в образе П.П.Бажова

Устный опрос

2

53

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. «Как патефон петуха от смерти спас». Тема добра . Юмористическое и лирическое в рассказе.

Устный опрос

1

54

Ю.В.Сотник. Краткие сведения о писателе. «Гадюка». Тема рассказа.

Устный опрос

Текущий контроль.

1

Часть В

55

Н.А.Заболоцкий  Краткие сведения о поэте. «Уступи мне , скворец, уголок…». Образы природы.

Устный опрос

1

Часть Б

56

А.Т. Твардовский. Краткие сведения о поэте. «Станция Починок». Любовь к Родине

Устный опрос

1

57-58

Вн. чтение  Поэты ХХ века о родной природе.

Устный опрос

Текущий контроль.

2

Из зарубежной литературы  (12)

59-60

Д.Дефо. Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывок) Сюжетная линия , характеристика персонажей.

Письменный опрос

Текущий контроль.

2

Часть А

61

Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе.

Беседа

1

62-63

«Снежная королева» (отрывок) . Добро и зло в сказке, тема внешней и внутренней красоты.

Беседа

2

Часть С

64-65

М.Твен. Краткие сведения о писателе. «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Автобиографические мотивы. Мир детства и мир взрослых.

Устный опрос

Текущий контроль.

2

66-67

Ж.Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. «борьба за огонь» (главы из книги). Человек и природа.

Устный опрос

2

Часть В

68

Д.Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише».

Устный опрос

1

69

Р.Бредбери. Краткие сведения о писателе. «Все лето в один день» (отрывок).  Мечта и реальность. Основные мотивы произведения.

Тестирование

Текущий контроль.

1

70

Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной . «Путешествие в мир книг».

Итоговый контроль, тестирование.

1

Содержание учебного курса по литературе:

Введение (1)

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии (3)

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества(3)

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы(1)

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни (5)

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века (26)

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков.   «Вночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка.».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века (19)

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока.    Блоковские    места    (Петербург,    Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове — Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности:  инсценирование.

Родная природа в  произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы(12)

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Снежная королева»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М.ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

Р. БРЕДБЕРИ

Краткие сведения о писателе. «Все лето в один день» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов.  «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1—2 по выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К.Андерсена (1—2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк...»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...».

Ф.И. Тютчев. «Утро в горах».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». А.Н. Островский. «Снегурочка».

Из литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». А.И. Куприн. «Чудесный доктор». И.А.  Бунин. « Шире, грудь, распахнись...»,   «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит….», «Помню — долгий зимний вечер...». И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима». М.М. Пришвин. «Моя родина». А.Т. Твардовский. «Лес осенью». К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» Е.И. Носов. «Варька». В.П.  Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»,  «Белогрудка» — по выбору.

Формы и средства контроля.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля:

  • входной - позволяет выявить знания учащихся на начальном этапе обучения в средней школе;
  • текущий -  дает возможность на протяжении изучения каждой темы вести отслеживание результатов успеваемости учащихся;
  • промежуточный - дает возможность увидеть изменения, к которым пришли учащиеся к середине года;
  •  итоговый - позволяет выявить уровень знаний учащихся по литературе к концу 5 класс

Формы контроля:

  • индивидуальный устный опрос;
  • фронтальный опрос;
  • опрос с помощью ИКТ;
  • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ);
  • наблюдение за авторским стилем писателя, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • различные виды пересказа;
  •  тестирование;
  • написание сочинений; киносценария, басни и т.п

Перечень учебно-методических средств обучения:

Литература:

Основная литература:

1. Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов   общеобразовательной школы.-6-е изд.  - М., «Русское слово», 2010

2. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.1/  Авт. -  сост. Г.С.Меркин. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово - РС», 2007

3. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.2/  Авт. -  сост. Г.С.Меркин. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово - РС», 2007

                                                        Дополнительная литература

1.Античная литература. Рим. Хрестоматия. Издательство: Высшая школа, 2003.

2.Литература. Тесты. 5-8 классы. Издательство: Дрофа, 2002 год

3.Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. Издательство: Мнемозина, 1999 год

4. Шинкарев В.Всемирная литература Издательство: Красный Матрос, 2000 год

5.Я познаю мир: Литература. Издательство: АСТ, 2006 год
6.Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1Издательство:
Аванта +, 2006 год

7.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. Издательство: Аванта+, 2005 год
8.Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX века Издательство:
Аванта+, 2005 год

Учебные диски и мультимедийные  электронные энциклопедии

  1. CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». (Мультимедийная энциклопедия)
  2. Direct MEDIA.Хрестоматия по русской литературе. Незаменимые для рефератов и сочинений 22 000 страниц. Полных текстов всех произведений по школьной программе с 5 по 11 класс, включая биографии и портреты писателей.
  3. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература. Вся школьная программа. Читаем голосом автора, видим глазами художника. Готовим рефераты, пишем сочинения. 5-11 классы. Министерство образования Российской Федерации, 2004
  4. Библиотека школьника. 127 авторов. 902 произведения. 82 фотографии. 82 биографии.
  5.  Хрестоматия школьника. 133 автора. 13 биография. 518 произведений. 111 фотографий.
  6. Русская литература. От Нестора до Маяковского.
  7. Русская поэзия. 17-20 веков.

Образовательные электронные ресурсы:

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.

http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г,  посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.  

http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор.  Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература".  Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.

http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве.
В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.

http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.

http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.

http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.

http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.

Оборудование и приборы

(в соответствии с минимальными требованиями оснащенности)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Состав комплекта

Количество штук

%

1

Компьютер

1

100

2

Доска интерактивная SMART

1

100

3

Проектор

1

100

4

Настенный экран

1

100

5

Сетевой фильтр СВЕН ОПТИМА BASE

1

100

Наглядность

6

Комплект портретов для кабинета литературы «Русские писатели 20 века»

1. А. А. Ахматова    

2. Максим Горький    

3. В. В. Маяковский  

4. А. Т. Твардовский  

5. А. А. Блок    

6. С. А. Есенин  

7. Б. Л. Пастернак        

8. М. И. Цветаева                

9. М. А. Булгаков        

10. Е. И. Замятин    

11. А. П. Платонов
12. И. С. Шмелёв        

13. И. А. Бунин        

14. А. И. Куприн    

15. А. И. Солженицын      

16. М. А. Шолохов

1

100

7

Список таблиц по литературе

1. Фоника.    

2. Проблема.      

3. Принципы ритмической организации стихотворных произведений.        

4. Лирический герой.        

5. Композиция.                

6. Поэтический синтаксис.      

7. Реализм; художественные системы в литературе.    

8. Поэтический синтаксис.        

9. Виды строф в лирике.      

10. Жанры лирики, лирическое стихотворение ода, романс, песня,послание.          

11. Жанры лирики: сонет, сатира, Итальянский сонет, Английский сонет, отрывок, эпиграмма, эпиграфия.                                      12. Твёрдые стихотворные формы.  

13. Лексика в лирике.        

14. Основные образы в лирике.      

15. Строфа.  

16. Темы и мотивы в лирике.

17. Образность поэтического текста.      

18. Сюжет в лирике.      

19. Виды строф в лирике: Трёхстишие, четырёхстишие.          

20. Схема анализа стихотворения.  

21. Изобразительно-выразительные средства языка.  

22. Роды литературы; жанровая система.                                            23. Классицизм; Сентиментализм; Романтизм; Модернизм.                   24. Изобразительно-выразительные средства языка: Тропы.                                                25. Изобразительно-выразительные средства языка: Тропы, метафора, эпитет, виды метафор, характеристика метафор, характеристика эпитетов.  

26. Стихосложение. (Версификация)            

27. Рифма.

1

100

8

Ресурсы ЦОР

1. Библиотека электронных наглядных пособий. Дрофа. Физикон. Литература. Вся школьная программа. Читаем голосом автора, видим глазами художника. Готовим рефераты, пишем сочинения. 5-11 классы. Министерство образования Российской Федерации, 2004.        

 2. DirectMEDIA.Хрестоматия по русской литературе. Незаменимые для рефератов и сочинений 22 000 страниц. Полных текстов всех произведений по школьной программе с 5 по 11 класс, включая биографии и портреты писателей.                                            3. Библиотека школьника. 127 авторов. 902 произведения. 82 фотографии. 82 биографии.              

4. Хрестоматия школьника. 133 автора. 13 биография. 518 произведений. 111 фотографий.          

5. Русская литература. От Нестора до Маяковского.                                  6. Русская драматургия от Сумарокова до Хармса.                             7. Русская поэзия. 17-20 веков.

1

1

1

1

1

1

1

100

100

100

100

100

100

100

9

Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия». www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. «Рубрикон».               www.slovari.ru Электронные словари.                               www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

Приложение 1.

Средства контроля. Материалы для контрольных, самостоятельных и проверочных работ.

Контрольные вопросы и задания по теме «Мифология»

  1. Дайте определения следующим понятиям:

      а)Бродячие певцы Древней Греции — ...

б)        Богиня счастья — ...

в)        Богиня плодородия — ...

г)        Циклоп — ...

д)        Бог врачевания — ...

е)        Богиня земли — ...

     ж)        Древние музыкальные инструменты греков и россиян —...

з)        Дике —...

и)Миф —...
к)Мойры —...
л) Бог огня — ...

м) Громовержец —... н) Ярило — ...

  1. Составьте кроссворд «Боги Древней Греции».
  2. Согласно славянской легенде, Земля была рождена: а) из воды; б) из облака; в) из молока; г) из масла.
  3. Чего не увидел бог Сварог в поднебесье: а) Солнца; б) Месяца; в) Океана; г) Земли?
  1. Кто, по представлениям древних славян, охраняет покой и порядок на воде: а) лесовик; б) нимфа; в) домовой; г) русалка?
  2. Бог солнца у славян: а) Семарг; б) Сварог; в) Хоре; г) Перун.
  3. Род — отец и мать всех богов славян. Составьте ряд од-нокоренных слов со словом «род».

Приложение 2.

Проверочная работа по теме «Пословицы и поговорки» (Входной контроль)

1.        Прочитайте размышления известного фольклориста В.Н. Добровольского и современное определение пословицы и подготовьте небольшое сообщение об этом жанре устного народного творчества. Предварительно составьте план своего со-
общения.

«Пословица изображается жизненным опытом, им же подтверждается или отрицается» (В.Н. Добровольский).

Пословица — краткое, устойчивое в речи, образное народное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении (Литературный энциклопедический словарь).

  1. Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и науке.
  2. Напишите небольшой рассказ, который уместно завершить одной из приведенных ниже пословиц. Озаглавьте свое сочинение.

а) Где виден путь прямой, там не езди по кривой; б) Добрый плачет с печали, а злой — от радости; в) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

4.        К данным пословицам других народов подберите близкие по смыслу русские пословицы.

а) Яблоки недалеко падают от своего дерева (татарская); б) Лучше и надежнее верный мир, нежели ожидаемая победа (Ливия); в) Не могут быть разом и волки сыты, и козлы целы (иллирийская); г) Каждая лисица свой хвост хвалит (чешская); д) Нет рода без урода (сербская); е) Где много нянек, там дитя без носу (польская); ж) Где коротко, там и рвется (литовская); з) Своя тяжесть не тяжела (немецкая); и) Надобно с волками выть (французская).

5.        Определите тему и основную мысль приведенных ниже пословиц. С чем сравнивается в некоторых из них книга?

а) Будешь книги читать — будешь все знать; б) В книге ищи не буквы, а мысли; в) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает; г) Книга для ума — что теплый дождь для всходов; д) Книга мала, а ума придала; е) Книга подобна воде: дорогу пробьет везде; ж) Ум без книги — что птица без крыльев; з)Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают;

и)        Кто много читает, тот много и знает; к) Читай, Фома, набирай ума; л) Читать не размышляя — что есть не пережевывая; м) Чтение — вот лучшее учение.

  1. Найдите в пословице:  «Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают» слова, имеющие близкое звучание, но разное значение. Какую роль они выполняют в пословице? Определите значение слова чтут.
  2. Как вы понимаете заключительную часть определения поговорки «...поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысла»!
  3. Запишите две-три пословицы. Подберите к ним близкие по смыслу поговорки.
  4. В произведениях устного народного творчества часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры пословиц и поговорок с такими словами.

Приложение 3.

Проверочная работа  по теме «Загадки, пословицы, поговорки»

1.        Дайте определения понятиям:

а)        Фольклор — ...

б)        Малые жанры фольклора — ...

в)        Пословица — ...

г)        Поговорка — ...

д)        Загадка —...

  1. Вспомните не менее двух пословиц на следующие темы: ученье, здоровье, труд, верность слову.
  2. Напишите записку или письмо шуточного характера. Используйте в них одну из данных пословиц: Люди пахать, а мы руками махать; Мало, да честно, а и немного, да сытно.

4.        В чем разница между пословицей и поговоркой?

5.        Нарисуйте иллюстрацию к одной из данных пословиц: Идет княгиня, на плечах корзина, а в корзине мякина (о зазнайстве, гордыне); Мы с тобой как рыба с водой (о дружбе).

Приложение 4.

Самостоятельная работа по теме «Сказки»

1.        Дайте определения понятиям:

а)        Сказка — ...

б)        Композиция — ...

в)        Сказки бывают следующих видов:...

г)        Сказки состоят из следующих элементов:...

     д)        В сказках часто используются следующие художественно-выразительные средства:...

  1. Каковы особенности сказки «Царевна-лягушка»?
  2. Почему Василиса названа Премудрой?
  3. Назовите зачин и концовку сказки «Царевна-лягушка».
  4. Приведите примеры гиперболы из сказки «Царевна-лягушка».
  5. Перечислите знаменитых сказителей.
  6. Какую роль играет запрет в волшебных сказках?
  7. Нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту сказки « Царевна-лягушка».
  8. К какому типу относится сказка «Чего на свете не бывает»? Свой ответ аргументируйте.

                   

Приложение 5.

Вопросы и задания по теме «Древнерусская литература»

1. По какой причине и в каком году возникла необходимость в распространении книг?

2. Дайте определение: Летопись —...

3. Кто автор «Повести временных лет»?

4. Что значит прочитать книгу от доски до доски? Откуда пошло это выражение?

5. Когда и где была издана первая печатная книга?

6. Как звали русского первопечатника?

7. Назовите создателей славянской азбуки.

8. Когда и где проводится День славянской письменности?

Контрольные вопросы и задания по теме «Басни»

1. Дайте определения следующим понятиям:

а) Басня —...

б) Родоначальник басни — ...

в) Эзопов язык — ...

г) Аллегория — ...

д) Басня состоит из — ...

2. С какими сказками можно сравнить басни? Обоснуйте ответ.

3. В чем проявляется иносказательный смысл басен?

4. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к басне «Свинья под Дубом». Помимо указанных в произведении басенных персонажей (Свинья, Дуб), вы найдете на ней и изображение ворона. Как вы думаете, почему художник поместил эту птицу на свою иллюстрацию?

5. Перечислите известных вам баснописцев.

Приложение 6.

Из литературы XIX века

Контрольные вопросы и задания по теме

 «А. С. Пушкин»

  1. Где и в какой семье родился А. С. Пушкин? Кто из близких людей оказал на него наибольшее влияние?

2.По эпизодам «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» составьте план кинофильма. Выпишите ключевые слова для характеристики  царевны и царицы.

  1. Дайте определения следующим понятиям:

а)        Риторическое обращение — ...

б)        Ритм —...

в)        Эпитет —...

г)        Отличие литературной сказки от фольклорной заключается в...

  1. Приведите примеры обычных и риторических обращений из «Сказки о мертвой царевне...».
  2. Чем отличается прозаическая речь от стихотворной?

Самостоятельная работа по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

1. Помогает ли название рассказа понять его смысл?

2.  Подберите из текста рассказа слова, словосочетания и предложения, наиболее точно характеризующие основные качества характера Герасима, Татьяны, барыни, Капитона, слуг.

3.  Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?

4.  Опишите отношение Герасима к Муму. Особо подчеркните, что значила собачка для Герасима.

5. Устное рисование. Подберите ключевые слова и по ним нарисуйте устно портрет одного из персонажей рассказа.

6.  Запишите план (простой, сложный, цитатный) для характеристики Герасима. Подготовьте ответ по этому плану.

7.  Продолжите ряд слов, характеризующих Татьяну: добрая...

8.  Продолжите ряд слов, характеризующих барыню: богатая...

9.  Считаете ли вы поступок Герасима, утопившего Муму, жестоким? Свой ответ аргументируйте.

10.  Исследование. Работа с образно-выразительными средствами художественной прозы.

  1. Как вы думаете, возможна ли в наши дни история, подобная той, что воссоздана в рассказе И.С. Тургенева «Муму»? Постарайтесь обосновать свой вывод.
  2. Свое отношение к прочитанному можно выразить не только словом, но и цветом. Какие цвета преобладали бы, если бы вы описывали характер Герасима, Татьяны, барыни, Капитона?

.

Самостоятельная работа по рассказу Л.Н. Толстого

«Кавказский пленник»

  1. Напишите словарную статью к слову рассказ.

  1. Вы знакомы с понятиями «сюжет» и «фабула». В таблице отразите основные эпизоды сюжета и элементы фабулы рассказа «Кавказский пленник» (укажите либо название эпизода, либо фразы, где элемент фабулы начинается и где заканчивается). Помните, что основными элементами фабулы являются завязка, кульминация и развязка. Пролога и эпилога в художественном произведении может и не быть.

Сюжет

Фабула

1.

1. Пролог:

2.

2. Завязка:

3.

3. Кульминация:

4.

4. Развязка:

5.

5. Эпилог:

Обратите внимание на то, что сюжетных эпизодов может быть больше, чем строк в таблице. В этом случае дополните таблицу.

  1. Рассказ Л.Н. Толстого состоит из шести пронумерованных частей, однако названия каждой части писатель не дает. Озаглавьте их сами. Подумайте, есть ли внутри каждой части завязка, развязка и кульминация.
  2. Напишите словарные статьи к данным словам и словосочетаниям: аршин, выправил отпуск, лощина, притолока, провожатые солдаты. Используйте любой толковый словарь.
  3. К какому стилю речи относится выделенное слово? Почему Л.Н. Толстой его использует?

«Переехали еще речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки».

6.Запишите ключевые слова для ответа на вопрос о том, как менялось отношение Дины к Жилину.

7. Вы уже наблюдали за цветообразами в рассказе. В шестой, заключительной, части вновь возникает красный цвет — цвет заходящего солнца («Оглянулся Жилин, видит — налево за горой зарево красное загорелось...»). Какое значение для понимания происходящего имеет этот цвет и образ заходящего солнца теперь? Тот же, что и ранее, или какое-то иное? Какое?

Сделайте главный вывод. Чему учит рассказ Л.Н. Толстого, какова главная мысль произведения?

Самостоятельная работа по рассказу А. П. Чехова «Пересолил»

  1. Как вы думаете, над чем смеется А.П. Чехов? Запишите те грани характера, черты личности, которые подвергаются осмеянию в рассказе.
  2. В чем комизм ситуации, созданной А.П. Чеховым? А в чем серьезность оценки изображенного в произведении?
  3. Какую роль в создании комических ситуаций и характера играют реплики персонажа? Найдите его фразы, прокомментируйте их.

Приложение 7.

Из литературы XX века

Творческая работа (Промежуточный контроль)

(итоговое задание после изучения произведения И.А. Бунина)

Изучение произведения И.А. Бунина завершается творческой работой учащихся. Пятиклассникам предлагается написать собственный рассказ о деревне в жанре прозы.

Приложение 8.

Итоговое тестирование за 5 класс.

1. Как назывались народные произведения, рассказывающие о происхождении мира, а также о деяниях богов и героев:

а) сказка

в) миф

б) басня

г) сказ

2. К какому типу сказок ты отнесешь русскую народную сказку «Царевна-лягушка»?

а) волшебная

в) сказка о животных

б) бытовая

г) фантастическая

3. Как звали монаха, автора летописного сборника «Повесть временных лет»?

а) Нестор

в) Сильвестр

б) Никон

г) Филарет

4. Какая басня И. А. Крылова посвящена Отечественной войне

 1812 г.?

а) «Ворона и Лисица»

в) «Демьянова уха»

б) «Свинья под дубом»

г) «Волк на псарне»

5. Какие средства художественной выразительности использованы   А. С. Пушкиным в следующем отрывке из стихотворения «Зимняя дорога»:

Сквозь волнистые туманы

Побирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

а) эпитет, сравнение

в) эпитет, сравнение

б) эпитет, олицетворение

г) эпитет, гипербола

6. В каком из перечисленных ниже произведении действуют реальные исторические лица – Екатерина II, Потемкин, Фонвизин?

а) Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

в) М. Ю.  Лермонтов «Бородино»

б) И. С. Тургенев «Муму»

г) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

7. В каком варианте ответа перечислены все элементы, составляющие сюжет литературного произведения:

а) эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

в) завязка, кульминация, развязка

б) рассказ, сказ, сказка, сказание

г) завязка, кульминация, развязка, экспозиция

8. Определи, что в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» является кульминацией:

а) Жилин получил письмо от матери

в) 1-й побег Жилина из плена

б) Жилин и Костылин попали в плен

г) 2-й побег Жилина из плена

9. Найди соответствия между проблемой и произведением

Проблема, затронутая автором

Произведение, в котором поднимается эта проблема

1. Проблема трудного детства

а) Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

2. Проблема тесной связи природы и человека

б) А. П. Чехов «Злоумышленник»

3. Проблема межнациональных отношений

в) Н. А Некрасов «Крестьянские дети»

4. Проблема социального неравенства, непонимания

г) А. Платонов «Никита»

10. Вспомни, в каком (-их) еще произведении(-ях), прочитанном(-ых) тобой в 5-м классе, поднимается проблема трудного детства. Докажите свой мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....