"Каждый труд благослови, удача" С.Есенин
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по литературе на тему «Каждый труд благослови, удача!»
Цели урока: познакомить учащихся с личностью поэта; чтение и изучение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!»; развитие у учащихся знаний по творчеству С. Есенина, умений анализировать прочитанное, навыков выразительного чтения; также развитие логического мышления, словарного запаса учащихся; воспитание любви и интереса к творчеству поэта, любви и бережного отношения к родной земле, умений видеть гармонию вечной красоты с природой; формирование нравственных основ характера учащихся.
Оборудование: портрет С. Есенина, картины с изображением русской природы, сборники его стихов, мини – выставка рисунков учащихся к стихотворениям поэта, высказывания писателей о С. Есенине, эпиграф к уроку.
Этапы урока. 1. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о стихах Сергея Есенина, о его любви к природе, его неповторимом таланте, читать стихи, покорящие читателей удивительной гармонией чувства и слова. Послушайте, что написал поэт, обращаясь к вам, молодым.
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдёт вражда племён, исчезнет ложь и грусть,-
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
2. Краткие выступления учащихся о творчестве Сергея Есенина.
- Детство и юность поэта.
- Творчество С. Есенина. Тема Родины.
- Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония.
3. Чтение и изучение стихотворения «Каждый труд благослови, удача!»
На этом уроке мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Каждый труд благослови, удача!» После словарной работы и выразительного чтения перейдём к анализу стихотворения.
1. Словарная работа.
Чибис и кулик – небольшие болотные птицы.
Коростель – небольшая, быстро бегающая птица, живущая в траве.
Плуг – самое тяжёлое пахотное орудие.
Кляча – плохая изнуренная лошадь.
Невод – рыболовная сеть.
Омут – глубокое место в воде.
2. Выразительное чтение стихотворения учителем.
3. Анализ стихотворения.
А. Определите размер стихотворения. Что такое размер стихотворения?
Каждый труд благослови, удача!
Рыбаку – чтоб с рыбой невода,
Пахарю – чтоб плуг его и кляча
Доставали хлеба на года.
(Стихотворение написано дольниками. Это придаёт ему особую лёгкость, музыкальность, напевность).
Б. Определите рифму и рифмовку стихотворения.
…удача жен.
…невода муж.
…кляча жен.
…года муж.
(Женские и мужские рифмы чередуются, рифмовка – перекрёстная).
В. Из скольких строф состоит стихотворение? Что такое строфа? (Стихотворение состоит из 6 строф).
Г. Лексический уровень. В прямом или переносном значении употребляются слова в стихотворении? (Почти все слова употреблены в прямом значении).
Д. О конкретных или вымышленных явлениях, предметах рассказывается в стихотворении? (В нём рассказывается о конкретных, реальных действиях).
Е. Какие эпитеты использует автор? Что такое эпитет? Какова роль этих эпитетов? (Омут розовых туманов, призрачная гладь, взгляд ревнивый и влюблённый, соглядатай праздный. Эти эпитеты служат для создания красоты природы, чтобы вызвать у читателя зримый образ природы).
Ж. Таким образом, о чём же эти стихи? ( О труде, о любви к родине. О сочетании реальных земных забот с красотой природы. Природа и человек сливаются в одно органическое единство).
Вывод по анализу стихотворения делается учителем.
Стихотворение рязанского поэта С. Есенина отличается особой мягкостью и музыкальностью. Высокая идея труда соединяется в первой строфе с приметами крестьянской жизни. Эта строфа звучит как благопожелание: удача нужна в любом труде. Но для поэта более всего она нужна пахарю, земледельцу, кормильцу. Начиная со второй строфы перонит нас от реалий крестьянского быта в мир поэтического взгляда на родную землю. В стихотворении Есенина соединились два жизненных начал – реальные земные заботы: поиски насущного хлеба и красота родной природы, без которой не мыслится сама жизнь. Ибо природа – это духовный хлеб. Природа и человек сливаются в одно органическое единство. Чувство Родины у Есенина – глубокое, истинное. Он писал:
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою…»
4. Закрепление.
«Толстые» и «тонкие» вопросы:
1.Что желает поэт людям труда – рыбаку, пахарю? (Поэт желает людям труда успехов, хорошего урожая, благополучия).
2. Как относится поэт к крестьянскому труду? ( К крестьянскому труду поэт относится с уважением, с любовью).
3. Какие настроения и чувства вызывает у вас это стихотворение? (Стихотворение создаёт радостное, весёлое настроение. Возникают чувства восхищения красотой природы).
4. Какие картины родной природы рисуются в стихотворении? ( Картина реки, поля, свист коростеля, пение птиц и т.д.)
5. Подведение итогов урока.
Давайте теперь послушаем стихотворения наших тувинских писателей о своей родине.
Я словом и делом
Родимой отчизне служу.
И с гордой любовью
На милые степи гляжу…
(Куулар Черлиг – оол)
Я ничего не знаю краше
Вселенной и Тувы моей,
Полёт Земли – зарницы росчерк.
Кедровый бор. Гора. Ручей.
(Александр Даржай)
Что объединяет эти отрывки и стихотворение Сергея Есенина? ( Безграничная любовь к родной земле, к родине).
Размышления поэтов о Родине можно выразить словами В. Маяковского:
Я
навек
любовью
ранен…
6. Мини – выставка рисунков учащихся.
7. Заключительная часть урока.
- Домашнее задание: а) Выучить стихотворение наизусть.
б) Сочинить небольшое стихотворение (четверостишие) о природе родного края (по желанию).
- Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...
Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....
"Каждый труд благослови, удача" С.Есенин
урок по литературе...
Презентация «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»
Презентация по литературе по теме "Лицейские годы А.С.Пушкина"...
Внеклассное занятие "Мой труд каждый день"
Занятие направленно на формирования трудолюбия у учащихся...
Конспект занятия "Почему каждый человек должен трудиться"
Данное занятие для детей младшего школьного возраста "Почему каждый человек должен трудиться" входит в программу "Я выбираю профессию"...
Урок литературы в 8 классе "С.А.Есенин "Каждый труд благослови, удача!"
Урок литературы в 8 классе по творчеству С.А.Есенина "Каждый труд благослови, удача!" Тип урока: изучение нового материала Формы работы: индивидуальная, гр...