Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)
«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика»
Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэтический мир юной Ахматовой и осознать ее пророческий дар, предощущение будущей трагедии.
Задачи: вспомнить лирические произведения Ахматовой, факты биографии.
Оборудование:мультимедийная установка, репродукции портретов А.А.Ахматовой работы Альтмана, Петрова – Водкина, Модильяни и др.; музыка Бетховена, Шопена, Шостаковича, Прокофьева.
Ход вечера
Зал поделен на несколько зон:
1– исследователи жизни Ахматовой.
2– чтецы, исполнители
3 – гости- зрители.
1-я ведущая.
От странной лирики, где каждый шаг- секрет,
Где пропасти налево и направо.
Где под ногой, как лист увядший, слава,
По – видимому, мне спасенья нет.
Кралин, исследователь жизни Ахматовой.
«Если обратить внимание на хронологию судьбы поэта, получается трёхчастная композиция, состоящая из «блистательного пролога»(1912 – 1922), глубоко трагической центральной части( собственно Судьбы,(1923- 1955) и не менее блистательного эпилога, «победы моей над судьбой». Эпилог охватывает последнее десятилетие ее жизни(1956 – 1966)».
Ведущая. Сегодня мы расскажем о первом из них.
А.Ахматова 1. Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой…Мой отец был в то время отставной инженер – механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет…
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занимается со старшими детьми, я тоже научилась говорить по – французски.
Первое стихотворение я написала , когда мне было 11 лет.
Ахматова 2. Училась я в Царскосельской женской гимназии.
В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов…Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году.
Ахматова 1. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.
Ахматова 2. В 1910 г. Я вышла замуж за Н. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.
Ахматова 1. Переехав в Петербург, я училась на Высших историко – литературных курсах Раева…
Ахматова 2. В 1910 г. Обнаружился кризис символизма. «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать…»
Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов – Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом – я сделалась акмеисткой.
Ахматова 1. Весну 1911 г. Я провела в Париже. В 1912 г. Проехала по Северной Италии.
Ахматова 2. Первого сентября 1912 г. родился мой единственный сын Лев.
1 –й ведущий. Уже простое перечисление событий ее тогдашней жизни показывает, насколько активны и насыщенны были ее дни, какие незаурядные люди ее окружали.
2-й ведущий. А.Ахматова знакомится в Париже с художником Модильяни, в Петербурге – с поэтами В. Ивановым, Ф.Сологубом, Г.Чулковым, О.Мандельштамом, А.Блоком, С.Есениным и Н.Клюевым. Читает свои стихи на «Башне» Вяч.Иванова, в «Бродячей собаке», на Бестужевских курсах.
1 –й ведущий. Ее муж, Н.Гумилев, с 14 года добровольцем вступил в лейб – гвардии Уланский полк. За храбрость дважды награждён Георгиевским крестом.
2 –й ведущий. Сын Лев в это время жил в Бежецке с бабушкой, А.Гумилевой, и теткой, А.Сверчковой.
1 –й ведущий. В 1918 г. А.Ахматова разводится с Н.Гумилевым.
2 –й ведущий. В 1921 г Н.Гумилев был арестован и расстрелян.
К.И. Чуковский(исследователь). Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 г. Тоненькая, стройная, похожая на робкую 15 – ти летнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.Гумилева.
То были годы е первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло 2 -3 года, и в ее глазах, и в осанке наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно, величавость: «царственная, монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии».
(На фоне музыки демонстрируются фотографии А.Ахматовой)
Кралин.(исследователь творчества). К этому моменту Н.Гумилев был уже автором трёх книг и считался мэтром в поэтических кругах. Из 200 ахматовских стихотворений он помог ей отобрать 46 для издания. Они и вошли в первый поэтический сборник . А.Ахматова
в автобиографии писала:
А.Ахматова 1. «В 1912 вышел мой первый сборник стихов- «Вечер». Напечатано всего было 300 экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно… В марте 1914 г вышла вторая книга – «Чётки». Вторая книга за три года выходила трижды(тиражом по 1000 экземпляров: в 1914, 1915, 1916 г).
Жирмунский(русский филолог, исследователь). Отзывы печати, более десяти за 1912- 1913 гг, в том числе В.Брюсова, С.Городецкого, Г.Чулкова, имели почти все очень сочувственный характер, хотя были окрашены развернувшимися спорами о новой поэтической школе «акмеистов»и разговорами о «женской»лирике и еще не предвидели того большого места, которое предстояло занять А.Ахматовой в русской поэзии. Сама Ахматова, в особенности в поздние годы, относилась критически к своим ранним стихам.В полушутливой форме она писала о книге «Вечер» .
А.Ахматова 2. «Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются в тринадцатый раз… Появились они и на некоторых иностранных языках. Сама девочкане предрекала им такой судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они впервые были напечатаны: «чтобы не расстраиваться».
1-й ведущий. Общеизвестно отношение поэтессы к своим стихам из первых сборников. Позднее Ахматова даже отказывалась читать на поэтических вечерах некоторые из них.
Кралин (исследователь). Необыкновенный успех сборника «Четки» определил место Ахматовой в первых рядах русской поэзии того времени. В первом издании основная часть «Четок» содержала 52 стихотворения.
За эти первые 10 лет ею было выпущено 5 поэтических книг.Почти все это 10-летие Ахматова окружена толпой поклонников, о ней слагают стихи А. Блок и О.Мандельштам, ее портреты пишут Наталья Альтман и Петров–Водкин, Анненков и Модильяни. Романсы на ее стихи создают Сергей Прокофьев и Артур Лурье.
2-я ведущий. Давайте и мы сегодня, как бы перелистывая страницы альбома , послушаем неповторимый ахматовский голос.
1-й чтец. Читая «Гамлета».
1. У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Ноя эту запомнила речь,-
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.
2. И как будто по ошибке
Я сказал: «Ты…»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестер.
1909
1-й ведущий. В некоторых публикациях связь с шекспировским текстом более сильна: «Ты сказал мне: «Офелия, иди в монастырь…»
2-й ведущий. Цикл адресован по-видимому, Н.Гумилеву.
1-й ученик. Тема Гамлета и Офелии ( включая парафраз шекспировского «сорок тысяч братьев// Всем множеством любви со мною// Не уровнялась бы») заранее характеризуют героев и предполагают трагическое несовпадение чувств, трагический исход. Как и шекспировские герои, ахматовский Он и Она в преддверии разлуки. Вечная коллизия, вечная любовь, вечная трагедия.
2-й ученик. Все это можно представить себе в виде фрагментов их немого кино. Сценарий выглядел бы так. (Демонстрируют свои фрагменты.)
Место – кладбище, пустырь, река, монастырь. Вне времени. Цветовая гамма – светло-голубая. В воздухе предгрозовое ощущение: любовь, ссора, примирение. Звучит («струится») «горностаевой мантией» тихая речь, незаметно «струятся века. Он и Она: горечь, обида, тень улыбки. Можно предположить: на них простые одежды, струящиеся подобно мантиям. Притяжение и отталкивание.
1-й ученик. Изменение ритма, переход от длинных (повествовательных) строк в первой части к коротким , легким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Этот же мотив разлуки подчеркивает несоответствие конкретного предметного мира ( «кладбище»,»река», «пустырь» )отвлеченным, обобщенным, зыбким деталям («принцы», «сто веков подряд», «тень улыбки», «сорок ласковых сестер» ). В конечном итоге впечатление от прочитанного можно выразить по-пушкински: светлая печаль.
( Выходит вторая подготовленная группа с мольбертом. Стихотворение, названное в одном из изданий «может быть», сопоставимо с живописью. Наиболее подходящий жанр-пейзаж. Техника-акварель.)
1-й чтец второй группы.
Память о солнце в сердце слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет
Едва-едва.
В узких канал уже не струится-
Стынет вода.
Здесь никогда ничего не случится,-
О, никогда!
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стла
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть!... За ночь прийти успеет
Зима.
30 января 1911. Киев.
2-й ученик этой группы ( демонстрируя свою картину ).
Легко вообразить себе полотно в темно-желтых тонах с привычным названием «Осенняя грусть». Унылый пейзаж: пожелтевшая трава, первый – еще редкий – снег, тусклый свет, застывшая вода в каналах, голые ветви деревьев. Осень здесь представляет вестником конца любви, приход зимы – осознанием конца жизни. Все в прошлом. И речь идет не о жизни природы, а о жизни человека.
3-й ученик . И хотя человеческие голоса звучат в стихотворении – герои те же: Она и Он, - на нашей картине их нет. Они и не нужны. Природа вполне передает состояние их душ. Об этом свидетельствуют многие образы: отсутствие солнца, ранняя зима, стылая вода-отсутствие жизни. Отсутствие звуков – только «Ветер снежинками ранними веет // Едва-едва» -усиливает осознание одиночества, разъединенности. Выстраивается символический ряд: солнце – любовь – жизнь; зима – одиночество – смерть. И это навсегда, навечно. Распластанная ива в пустом небе – символ обреченности. Итог – тьма. Но ведь в природе вслед за зимой приходит весна. Но в стихах нагнетается ощущение, что весна никогда не придет.Создается настойчивое впечатление даже не плача, а рыдания.
2-й ученик. Вечная трагедия разлуки. Вечная трагедия одиночества. Всё действие происходит вне времени и конкретного пространства. Конкретные детали (солнце, трава, первые снежинки, узкие каналы, вода, ива, зима) сами по себе имеют характер вневременной, отвлеченный.
(Звучит «Аве, Мария».)
Ведущая. А это стихотворение очень похоже на исповедь в ее прямом значении: обряд покаяния и отпущения грехов. По-видимому, обращено к Гумилеву».
Девушка-чтец (на фоне музыки).
Помолись и нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?
2 –й ученик третьей группы. Герои – «потерянная» женщина и исповедник – Он, «в своих путях всегда уверенный». Вероятно, это бывший возлюбленный, покинувший, обрекший на страдания, «свет узревший в шалаше» - в путешествиях ли, в приключениях? Сильный, свободный, дерзкий, несмотря ни на что.
3–й ученик этой группы. Их пути разошлись, и это было предрешено. Ее рассказ о себе – одновременно и рассказ о нем, только он ушел, покинул, отстранился.
1-я ученица третьей группы. Исповедовальные строки одинокой , страдающей – «нищей», но «живой»-души как будто рождены в часы молитвы, в тишине ночи.
(Звучит музыка)
Четыре строфы как бы подводят итог , завершают отрезок жизни. Возникает осознание взросления героини. Еще живая душа нуждается в поддержке. Мучат тягостные воспоминания:
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
2-й ученик. В стихотворении заявлены своеобразные моральные заповеди: налагается табу на ненависть и предательство. Горечь потерь не может ожесточить человека.
3-й ученик. Несмотря на трагизм ситуации, повествование освещено теплым светом веры, и именно вера дает силу и мужество жить дальше.
Время делится на прошедшее «каждый день и каждый час» и будущее «потом». Все уже произошло, впереди – еще более трагическое одиночество, потому что ждать больше некого. Спасение – в вере и творчестве.
1-я ученица. Стихотворение пророческое, полное предощущения будущих страданий. «Свет, не видимый для нас» - будущий путь жертвенной жизни.
(Следующее стихотворение исполняется девушкой, сидящей за столом, будто читающей письмо)
1-я ученица четвертой группы.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины ярко – красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот , мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
(Письмо отложено в сторону, девушка встает и продолжает).
Это стихотворение похоже на письмо. Женщина одинока, покинута. Но она сильна, мужественна. Она ищет помощи, поддержки и находит их в очень простых, обыкновенных, будничных вещах.
Если не счастье, то покой можно найти в природе, в вере, в осознании смысла жизни и своего предназначения, в мудрости – во взрослении.
2-й ученик. Мудрость в том, чтобы почувствовать себя гостем на этой земле.
3-й ученик. Высокий философский смысл стихотворения выражается с помощью простых реалий. С первой строки заявлено: мудрость в простоте.
1-й ученик. До последней строки стихи практически лишены конфликта.
Ведущая. По свидетельству Л.Чуковской, Ахматова сначала хотела назвать сборник «Вечер» - «Лебеди». Но ее отговорили.
1-й чтец пятой группы.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огогроде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды.
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
2-й ученик. Сама Ахматова назвала это стихотворение песенкой. Очевиден его фольклорный источник. Ритм «Песенки», монотонный, шарманочный, успокаивает и примиряет с будущим.
(Звучит романс С.Прокофьева на стихи А.Ахматовой)
1-я ученица шестой группы.
Три раза пытать приходила,
Я с криком тоски просыпалась
И видела тонкие руки
И темный насмешливый рот.
«Ты с кем на заре целовалась,
Клялась, что погибнешь в разлуке,
И жгучую радость таила,
Рыдая у черных ворот?
Кого ты на смерть проводила,
Тот скоро,о,скоро умрет»…
3-я ученица. Это стихотворение по жанру очень близко романтическим балладам Жуковского. Как в балладе, в стихотворении намечен сюжет. Его развитие показано с помощью диалога.
1-я ученица. Здесь не два героя, а три: героиня, ее двойник – совесть и тот, кого она проводила.
Ведущая. По мнению некоторых мемуаристов, именно то стихотворение, которое прозвучит в заключение нашей встречи, сделало Ахматову известной. Она читала его на «Башне» Вяч.Иванова в 1911г…По обычаю этих собраний присутствующие высказали свои мнения. Когда прекратилась критика, Вяч.Иванов сказал: «Я вас поздравляю. Это событие в русской поэзии».
Песня последней встречи.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил : «Со мною умри!»
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно – желтым огнем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_literature.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по литературе (11 класс) по теме:
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой
Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)
«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика»
Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэтический мир юной Ахматовой и осознать ее пророческий дар, предощущение будущей трагедии.
Задачи: вспомнить лирические произведения Ахматовой, факты биографии.
Оборудование:мультимедийная установка, репродукции портретов А.А.Ахматовой работы Альтмана, Петрова – Водкина, Модильяни и др.; музыка Бетховена, Шопена, Шостаковича, Прокофьева.
Ход вечера
Зал поделен на несколько зон:
1– исследователи жизни Ахматовой.
2– чтецы, исполнители
3 – гости- зрители.
1-я ведущая.
От странной лирики, где каждый шаг- секрет,
Где пропасти налево и направо.
Где под ногой, как лист увядший, слава,
По – видимому, мне спасенья нет.
Кралин, исследователь жизни Ахматовой.
«Если обратить внимание на хронологию судьбы поэта, получается трёхчастная композиция, состоящая из «блистательного пролога»(1912 – 1922), глубоко трагической центральной части( собственно Судьбы,(1923- 1955) и не менее блистательного эпилога, «победы моей над судьбой». Эпилог охватывает последнее десятилетие ее жизни(1956 – 1966)».
Ведущая. Сегодня мы расскажем о первом из них.
А.Ахматова 1. Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой…Мой отец был в то время отставной инженер – механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет…
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занимается со старшими детьми, я тоже научилась говорить по – французски.
Первое стихотворение я написала , когда мне было 11 лет.
Ахматова 2. Училась я в Царскосельской женской гимназии.
В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов…Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году.
Ахматова 1. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.
Ахматова 2. В 1910 г. Я вышла замуж за Н. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.
Ахматова 1. Переехав в Петербург, я училась на Высших историко – литературных курсах Раева…
Ахматова 2. В 1910 г. Обнаружился кризис символизма. «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать…»
Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов – Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом – я сделалась акмеисткой.
Ахматова 1. Весну 1911 г. Я провела в Париже. В 1912 г. Проехала по Северной Италии.
Ахматова 2. Первого сентября 1912 г. родился мой единственный сын Лев.
1 –й ведущий. Уже простое перечисление событий ее тогдашней жизни показывает, насколько активны и насыщенны были ее дни, какие незаурядные люди ее окружали.
2-й ведущий. А.Ахматова знакомится в Париже с художником Модильяни, в Петербурге – с поэтами В. Ивановым, Ф.Сологубом, Г.Чулковым, О.Мандельштамом, А.Блоком, С.Есениным и Н.Клюевым. Читает свои стихи на «Башне» Вяч.Иванова, в «Бродячей собаке», на Бестужевских курсах.
1 –й ведущий. Ее муж, Н.Гумилев, с 14 года добровольцем вступил в лейб – гвардии Уланский полк. За храбрость дважды награждён Георгиевским крестом.
2 –й ведущий. Сын Лев в это время жил в Бежецке с бабушкой, А.Гумилевой, и теткой, А.Сверчковой.
1 –й ведущий. В 1918 г. А.Ахматова разводится с Н.Гумилевым.
2 –й ведущий. В 1921 г Н.Гумилев был арестован и расстрелян.
К.И. Чуковский(исследователь). Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 г. Тоненькая, стройная, похожая на робкую 15 – ти летнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.Гумилева.
То были годы е первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло 2 -3 года, и в ее глазах, и в осанке наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно, величавость: «царственная, монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии».
(На фоне музыки демонстрируются фотографии А.Ахматовой)
Кралин.(исследователь творчества). К этому моменту Н.Гумилев был уже автором трёх книг и считался мэтром в поэтических кругах. Из 200 ахматовских стихотворений он помог ей отобрать 46 для издания. Они и вошли в первый поэтический сборник . А.Ахматова
в автобиографии писала:
А.Ахматова 1. «В 1912 вышел мой первый сборник стихов- «Вечер». Напечатано всего было 300 экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно… В марте 1914 г вышла вторая книга – «Чётки». Вторая книга за три года выходила трижды(тиражом по 1000 экземпляров: в 1914, 1915, 1916 г).
Жирмунский(русский филолог, исследователь). Отзывы печати, более десяти за 1912- 1913 гг, в том числе В.Брюсова, С.Городецкого, Г.Чулкова, имели почти все очень сочувственный характер, хотя были окрашены развернувшимися спорами о новой поэтической школе «акмеистов»и разговорами о «женской»лирике и еще не предвидели того большого места, которое предстояло занять А.Ахматовой в русской поэзии. Сама Ахматова, в особенности в поздние годы, относилась критически к своим ранним стихам.В полушутливой форме она писала о книге «Вечер» .
А.Ахматова 2. «Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются в тринадцатый раз… Появились они и на некоторых иностранных языках. Сама девочкане предрекала им такой судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они впервые были напечатаны: «чтобы не расстраиваться».
1-й ведущий. Общеизвестно отношение поэтессы к своим стихам из первых сборников. Позднее Ахматова даже отказывалась читать на поэтических вечерах некоторые из них.
Кралин (исследователь). Необыкновенный успех сборника «Четки» определил место Ахматовой в первых рядах русской поэзии того времени. В первом издании основная часть «Четок» содержала 52 стихотворения.
За эти первые 10 лет ею было выпущено 5 поэтических книг.Почти все это 10-летие Ахматова окружена толпой поклонников, о ней слагают стихи А. Блок и О.Мандельштам, ее портреты пишут Наталья Альтман и Петров–Водкин, Анненков и Модильяни. Романсы на ее стихи создают Сергей Прокофьев и Артур Лурье.
2-я ведущий. Давайте и мы сегодня, как бы перелистывая страницы альбома , послушаем неповторимый ахматовский голос.
1-й чтец. Читая «Гамлета».
1. У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Ноя эту запомнила речь,-
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.
2. И как будто по ошибке
Я сказал: «Ты…»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестер.
1909
1-й ведущий. В некоторых публикациях связь с шекспировским текстом более сильна: «Ты сказал мне: «Офелия, иди в монастырь…»
2-й ведущий. Цикл адресован по-видимому, Н.Гумилеву.
1-й ученик. Тема Гамлета и Офелии ( включая парафраз шекспировского «сорок тысяч братьев// Всем множеством любви со мною// Не уровнялась бы») заранее характеризуют героев и предполагают трагическое несовпадение чувств, трагический исход. Как и шекспировские герои, ахматовский Он и Она в преддверии разлуки. Вечная коллизия, вечная любовь, вечная трагедия.
2-й ученик. Все это можно представить себе в виде фрагментов их немого кино. Сценарий выглядел бы так. (Демонстрируют свои фрагменты.)
Место – кладбище, пустырь, река, монастырь. Вне времени. Цветовая гамма – светло-голубая. В воздухе предгрозовое ощущение: любовь, ссора, примирение. Звучит («струится») «горностаевой мантией» тихая речь, незаметно «струятся века. Он и Она: горечь, обида, тень улыбки. Можно предположить: на них простые одежды, струящиеся подобно мантиям. Притяжение и отталкивание.
1-й ученик. Изменение ритма, переход от длинных (повествовательных) строк в первой части к коротким , легким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Этот же мотив разлуки подчеркивает несоответствие конкретного предметного мира ( «кладбище»,»река», «пустырь» )отвлеченным, обобщенным, зыбким деталям («принцы», «сто веков подряд», «тень улыбки», «сорок ласковых сестер» ). В конечном итоге впечатление от прочитанного можно выразить по-пушкински: светлая печаль.
( Выходит вторая подготовленная группа с мольбертом. Стихотворение, названное в одном из изданий «может быть», сопоставимо с живописью. Наиболее подходящий жанр-пейзаж. Техника-акварель.)
1-й чтец второй группы.
Память о солнце в сердце слабеет.
Желтей трава.
Ветер снежинками ранними веет
Едва-едва.
В узких канал уже не струится-
Стынет вода.
Здесь никогда ничего не случится,-
О, никогда!
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стла
Вашей женой.
Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть!... За ночь прийти успеет
Зима.
30 января 1911. Киев.
2-й ученик этой группы ( демонстрируя свою картину ).
Легко вообразить себе полотно в темно-желтых тонах с привычным названием «Осенняя грусть». Унылый пейзаж: пожелтевшая трава, первый – еще редкий – снег, тусклый свет, застывшая вода в каналах, голые ветви деревьев. Осень здесь представляет вестником конца любви, приход зимы – осознанием конца жизни. Все в прошлом. И речь идет не о жизни природы, а о жизни человека.
3-й ученик . И хотя человеческие голоса звучат в стихотворении – герои те же: Она и Он, - на нашей картине их нет. Они и не нужны. Природа вполне передает состояние их душ. Об этом свидетельствуют многие образы: отсутствие солнца, ранняя зима, стылая вода-отсутствие жизни. Отсутствие звуков – только «Ветер снежинками ранними веет // Едва-едва» -усиливает осознание одиночества, разъединенности. Выстраивается символический ряд: солнце – любовь – жизнь; зима – одиночество – смерть. И это навсегда, навечно. Распластанная ива в пустом небе – символ обреченности. Итог – тьма. Но ведь в природе вслед за зимой приходит весна. Но в стихах нагнетается ощущение, что весна никогда не придет.Создается настойчивое впечатление даже не плача, а рыдания.
2-й ученик. Вечная трагедия разлуки. Вечная трагедия одиночества. Всё действие происходит вне времени и конкретного пространства. Конкретные детали (солнце, трава, первые снежинки, узкие каналы, вода, ива, зима) сами по себе имеют характер вневременной, отвлеченный.
(Звучит «Аве, Мария».)
Ведущая. А это стихотворение очень похоже на исповедь в ее прямом значении: обряд покаяния и отпущения грехов. По-видимому, обращено к Гумилеву».
Девушка-чтец (на фоне музыки).
Помолись и нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?
2 –й ученик третьей группы. Герои – «потерянная» женщина и исповедник – Он, «в своих путях всегда уверенный». Вероятно, это бывший возлюбленный, покинувший, обрекший на страдания, «свет узревший в шалаше» - в путешествиях ли, в приключениях? Сильный, свободный, дерзкий, несмотря ни на что.
3–й ученик этой группы. Их пути разошлись, и это было предрешено. Ее рассказ о себе – одновременно и рассказ о нем, только он ушел, покинул, отстранился.
1-я ученица третьей группы. Исповедовальные строки одинокой , страдающей – «нищей», но «живой»-души как будто рождены в часы молитвы, в тишине ночи.
(Звучит музыка)
Четыре строфы как бы подводят итог , завершают отрезок жизни. Возникает осознание взросления героини. Еще живая душа нуждается в поддержке. Мучат тягостные воспоминания:
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
2-й ученик. В стихотворении заявлены своеобразные моральные заповеди: налагается табу на ненависть и предательство. Горечь потерь не может ожесточить человека.
3-й ученик. Несмотря на трагизм ситуации, повествование освещено теплым светом веры, и именно вера дает силу и мужество жить дальше.
Время делится на прошедшее «каждый день и каждый час» и будущее «потом». Все уже произошло, впереди – еще более трагическое одиночество, потому что ждать больше некого. Спасение – в вере и творчестве.
1-я ученица. Стихотворение пророческое, полное предощущения будущих страданий. «Свет, не видимый для нас» - будущий путь жертвенной жизни.
(Следующее стихотворение исполняется девушкой, сидящей за столом, будто читающей письмо)
1-я ученица четвертой группы.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины ярко – красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот , мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
(Письмо отложено в сторону, девушка встает и продолжает).
Это стихотворение похоже на письмо. Женщина одинока, покинута. Но она сильна, мужественна. Она ищет помощи, поддержки и находит их в очень простых, обыкновенных, будничных вещах.
Если не счастье, то покой можно найти в природе, в вере, в осознании смысла жизни и своего предназначения, в мудрости – во взрослении.
2-й ученик. Мудрость в том, чтобы почувствовать себя гостем на этой земле.
3-й ученик. Высокий философский смысл стихотворения выражается с помощью простых реалий. С первой строки заявлено: мудрость в простоте.
1-й ученик. До последней строки стихи практически лишены конфликта.
Ведущая. По свидетельству Л.Чуковской, Ахматова сначала хотела назвать сборник «Вечер» - «Лебеди». Но ее отговорили.
1-й чтец пятой группы.
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огогроде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды.
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
2-й ученик. Сама Ахматова назвала это стихотворение песенкой. Очевиден его фольклорный источник. Ритм «Песенки», монотонный, шарманочный, успокаивает и примиряет с будущим.
(Звучит романс С.Прокофьева на стихи А.Ахматовой)
1-я ученица шестой группы.
Три раза пытать приходила,
Я с криком тоски просыпалась
И видела тонкие руки
И темный насмешливый рот.
«Ты с кем на заре целовалась,
Клялась, что погибнешь в разлуке,
И жгучую радость таила,
Рыдая у черных ворот?
Кого ты на смерть проводила,
Тот скоро,о,скоро умрет»…
3-я ученица. Это стихотворение по жанру очень близко романтическим балладам Жуковского. Как в балладе, в стихотворении намечен сюжет. Его развитие показано с помощью диалога.
1-я ученица. Здесь не два героя, а три: героиня, ее двойник – совесть и тот, кого она проводила.
Ведущая. По мнению некоторых мемуаристов, именно то стихотворение, которое прозвучит в заключение нашей встречи, сделало Ахматову известной. Она читала его на «Башне» Вяч.Иванова в 1911г…По обычаю этих собраний присутствующие высказали свои мнения. Когда прекратилась критика, Вяч.Иванов сказал: «Я вас поздравляю. Это событие в русской поэзии».
Песня последней встречи.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил : «Со мною умри!»
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно – желтым огнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой
Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика» Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэт...
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Н.А.Некрасова
Сценарий мероприятия направлен на развитие интереса учащихся к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, на формирование умения публичного выступления. Содержит материал, рассказывающий об особенностях лирики...
"Наш великий земляк" (внеклассное мероприятие, посвященное творчеству М.А. Шолохова)
Проведение коллективного творческого дела "Наш великий земляк", посвященного творчеству М.А. Шолохова...
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству британского композитора сэра Эндрю Ллойда Вебера "Soundtrack of Our Lives"
Soundtrack of Our LivesПознавательный аспект – знакомство с творчеством британского композитора сэра Эндрю Ллойда Вебера, популярными мюзиклами. Просмотр художественного фильма: “The Phantom of ...
Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству А.А. Ахматовой
Литературно-музыкальный вечер «Я не переставала писать стихи». Страницы жизни и творчества Анны Ахматовой.Целью данного мероприятия является сформировать представление о трагической судьбе...
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный творчеству калмыцкой поэтессы Веры Шуграевой "Поэт, посвятивший жизнь родине"
О творчестве калмыцкой поэтессы ВерыШуграевой...
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия, посвященного творчеству А.С. Пушкина «Венок добрых чувств»
Данная методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по дисциплине «Немецкий язык» предназначена для использования преподавателями немецкого языка во всех учебных заведениях, где он ...