Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству А.А. Ахматовой
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему
Литературно-музыкальный вечер «Я не переставала писать стихи». Страницы жизни и творчества Анны Ахматовой.
Целью данного мероприятия является сформировать представление о трагической судьбе поэта, опираясь на биографические факты.
Создать положительное эмоциональное отношение к творчеству А.А.Ахматовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ahmatova.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
С.Александровское
Шитакова Мария Валерьевна
Учитель русского языка и литературы
Аннотация
Литературно-музыкальный вечер «Я не переставала писать стихи». Страницы жизни и творчества Анны Ахматовой.
Целью данного мероприятия является сформировать представление о трагической судьбе поэта, опираясь на биографические факты.
Создать положительное эмоциональное отношение к творчеству А.А.Ахматовой.
Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству А.А. Ахматовой
Сценарий литературного вечера с использованием компьютера
Преподаватель – Шитакова Мария Валерьевна
Предмет – Литература
Тема – « Я не переставала писать стихи». Страницы жизни и творчества Анны Ахматовой.
Продолжительность вечера –53 минуты
Класс – Одиннадцатый
Образовательное учреждение – Томская область, Александровский район, село Александровское, МАО средняя общеобразовательная школа №1.
Авторский медиапродукт – презентация 36 слайдов (среда Power Point, Paint, Word)
МЕДИАПРОДУКТ
I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word.
II. Структура презентации:
№ п/п | СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ | ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ | №КАДРА |
1 | Организационный момент | 1 МИНУТА | №1 |
2 | Слова ведущих | 2 МИНУТЫ | №2, №3, №4, №5, № 6, №7 |
3 | Выступление чтецов | 3 МИНУТ | №8, №9, №10, №11 |
4 | Слова ведущих | 1 МИНУТА | №12 |
5 | Чтение стихотворения в исполнении А.Ахматовой | 30 СЕКУНД | №12 (вставка) |
6 | Слова ведущих | 2 МИНУТЫ | №13, №14 |
7 | Выступление чтецов | 4 МИНУТЫ | №14(вставка) |
8 | Слова ведущего | 1 МИНУТА | №15, №16 |
9 | Чтение стихотворения в исполнении А.Ахматовой | 17 СЕКУНД | №16(вставка) |
10 | Выступление чтеца | 1 МИНУТА | №16 |
11 | Слова ведущего | 1 МИНУТА | №17 |
12 | Выступление чтецов | 4 МИНУТЫ | №17 |
13 | Слова ведущих | 4 МИНУТЫ | №18, №19, №20, №21, №22 |
14 | Чтение стихотворений в исполнении А.Ахматовой | 2 МИНУТЫ 20 СЕКУНД | №22(вставка) |
15 | Выступление чтеца | 1 МИНУТА | №23-25 |
16 | Слова ведущих | 2 МИНУТЫ 30 СЕКУНД | №26 |
17 | Чтение стихотворения в исполнении А.Ахматовой | 46 СЕКУНД | №26 (вставка) |
18 | Слова ведущего | 1 МИНУТА | №26-27 |
19 | Выступление чтецов | 5 МИНУТ | №27 |
20 | Слова ведущего | 30 СЕКУНД | №28 |
21 | Выступление чтеца | 1 МИНУТА | №28 |
22 | Чтение стихотворения в исполнении А.Ахматовой | 30 СЕКУНД | №28(вставка) |
23 | Слова ведущего | 20 СЕКУНД | №28 |
24 | Выступление чтеца | 1 МИНУТА | №28 |
25 | Слова ведущего | 15 СЕКУНД | №29 |
26 | Выступление чтецов | 3 МИНУТЫ | №29 |
27 | Слова ведущего | 1 МИНУТА | №30-31 |
28 | Выступление чтеца | 1 МИНУТА | №32 |
29 | Слова ведущего | 1 МИНУТА | №33 |
30 | Выступление чтецов | 2 МИНУТЫ | №34 |
31 | Слова ведущих | 2 МИНУТЫ | №35 |
32 | Выступление чтеца | 1 МИНУТА | №35 |
33 | Слова ведущего | 1 МИНУТА | №36 |
III.Схема взаимосвязи кадров презентации:
IV. Содержание кадров:
- Титульный лист
- Тема вечера
- Портрет А. Ахматовой
4.Строки стихотворения Н.Рыленкова; музыка.
5. Портрет семьи Горенко.
- Портрет А.Ахматовой с братом Витей.
- Портрет А.Ахматовой с братьями и сёстрами.
- Царское село.
- Фотографии Царского села.
- Царскосельский сад.
- Фото Царского села
- Портрет А.Ахматовой; стихотворение « Не дышали мы сонными маками».
- Фотографии А.Ахматовой с мужем Н.Гумилёвым.
- Сборники стихотворений А.Ахматовой; музыка.
- Портрет Л.Гумилёва сына А.Ахматовой.
- Портрет А.Ахматовой; стихотворение «Я не любила…».
- Реквием (определение)
- А.Ахматова 1927 год
- Фонтанный дом «Дом Теней».
- Комната А.Ахматовой в фонтанном доме.
- Война.
- Фото с изображением войны; стихотворения из цикла «Ветер войны».
22-24. Фото с изображением военных действий.
25.А.Ахматова 1927 год.
26. Портрет Ахматовой; Стихотворение «Мне голос был…».
27. Портрет А.Ахматовой.
28. Портрет Ахматовой; стихотворение «Не дышали мы сонными маками».
29. Цикл стихотворений «Тайны ремесла».
30. А.Ахматовой вручается премия «Этна – Таормина».
31. Ахматовой присвоено звание доктора литературы.
32.Портрет Ахматовой.
33.Ахматова умерла в 1966 году.
34. Портрет Ахматовой.
35.Фотография памятника Ахматовой, строки стихотворения Б.Чичибарина.
36.Портрет Ахматовой
37. Спасибо за внимание!
Задачи вечера:
Учебная – сформировать представление о трагической судьбе поэта, опираясь на биографические факты.
Воспитательная - создать положительное эмоциональное отношение к творчеству А.А.Ахматовой.
Развивающая - развитие творческих способностей учащихся, познавательных интересов к предмету, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход вечера
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (слайд №1)
Сценарий литературно-музыкального вечера «Я не переставала писать стихи» . Страницы жизни и творчества Анны Ахматовой.
Оформление вечера: фотографии А. Ахматовой разных лет, её портреты; выставка сборников Поэта; запись стихов в исполнении А.А.Ахматовой. Внеклассное мероприятие проходит в форме поэтического вечера. Необходима серьёзная подготовка с детьми, так как весь вечер проводят они, под чутким руководством педагога. Дети заранее готовят чтение стихов Ахматовой наизусть под музыку. Приведённый ниже материал необходимо заранее распределить по учащимся. Весь вечер сопровождается показом слайдов.
Действующие лица: 1-й ведущий; 2-й ведущий; чтецы.
Ее образы никогда не жили своей
собственной жизнью, а всегда
служили раскрытию лирических
переживаний поэта, его
радостей, скорбей и тревог.
К. И Чуковский
( Эпиграф пишется на доске или на отдельном плакате.)
(Слайд №2)
1-й ведущий. От странной лирики, где каждый шаг – секрет,
Где пропасти налево и направо,
Где под ногой, как лист увядший, слава,
По-видимому, мне спасенья нет.
2-й ведущий. (Слайд №3) Ей были подвластны все секреты и тайны поэзии.
Ей, поэту Анне Ахматовой обладающей несравненным поэтическим даром, великим талантом. Став знаменитой в 18 лет, она прожила долгую, трудную жизнь, бескорыстно служа литературе, никогда. Даже в самые сложные моменты, не переставая писать стихи, не зная от них спасенья. Вся её жизнь – восхождение к вершинам творчества, священного ремесла- Поэзии. (Слайд №4)
1-й ведущий. Автобиографию Ахматов назвала « Коротко о себе». (Слайд №5)
« Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставным инженером-механиком флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село.(Слайд №6) Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания – царские: зелёное сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие лошадки, старый вокзал и нечто другое». (Слайд №7)
1-й чтец (стихотворение « Этой ивы листы в 19 веке увяли» )(Слайды №8-9)
2-й чтец (стихотворение «Царскосельская статуя») (Слайды №10-11)
2-й ведущий. Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и « не позорила славную фамилию» ( к профессии литератора в семье относились свысока). Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова. (Слайд №12 вставка стихотворение «Здесь всё меня переживёт»)
1-й ведущий. (Слайд №13) Сама она так пишет об этом: «Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом , я сделала своим литературным именем». Среди предков её по материнской линии был Ахтан –хан, потомок Чингиза, последний представитель Золотой Орды.
2-й ведущий. (Слайд №14) Первые сборники Ахматовой- «Вечер», «Чётки», «Белая стая»- принесли ей известность и славу. «Её вступление в литературу напоминало триумфальное шествие, - писал В.Жирмунский, - она была окружена в эти годы всеобщим поклонением – не только как поэт, но и как прекрасная женщина». Стихи её первых сборников – о любви, о радости встреч и горечи расставаний, о несбывшихся надеждах. Стихи эти напоминали своей простотой страницы дневника, они волновали читателей тонкостью чувств и глубиной переживаний, они запоминались с лёту, их заучивали наизусть».
Чтение стихотворений под музыку (Слайд №14)
3-й чтец (стихотворение «Сероглазый король»)
4-й чтец (стихотворение « Вечером»)
5-й чтец (стихотворение « Я научилась просто, мудро жить»)
6- чтец (стихотворение «Зачем вы отравили воду»)
1-й ведущий. (Слайд№15) Сына А. Ахматовой Льва Гумилёва арестовывали трижды. Впервые – в 1935году. Затем – в 1938 году. В перерывах между арестами он успел проявить себя как незаурядный учёный-историк. В 1948 году, едва освободившись, защитил диссертацию на степень кандидата исторических наук. А в 1949 году вновь был арестован и осуждён на 10 лет лагерей. ( Слайд №16)
7-й чтец (стихотворение « Ты спроси у моих современниц»)
2-й ведущий. Но и « в этом ужасе» она продолжает писать, создаёт в 1935-1940 гг. свою гениальную тайную поэму «Реквием».(Слайд№17) Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Ахматовский «Реквием» - молитва и плач о сыне, о муже, о друзьях о многих и многих людях, не только погибших, но и живых.
(Чтение фрагментов поэмы А.А Ахматовой «Реквием», фоном звучит «Вокализ» С.Рахманинова.)
8-й чтец (Вместо предисловия. Посвящение. Вступление.)
9-й чтец (Приговор. К смерти. Эпилог)
1-й ведущий. Памятника Ахматовой нет в её любимом городе, который она воспела в стихах: ( Слайд №18)
10-й чтец (стихотворение «Летний сад»)
2-й ведущий. Перед разлукой с Ленинградом она пишет:
Разлучение наше мнимо:
Я с тобою неразлучима,
Тень моя на стенах твоих,
Отражение моё в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах,
Где со мною мой друг бродил,
И на старом Волковом Поле,
Где могу я рыдать на воле
Над безмолвьем братских могил.
1-й ведущий. (Слайд №19) Памятником Ахматовой в её городе стал Фонтанный дом. Этот дом граф Шереметьев построил для своей возлюбленной, крепостной актрисы Жемчуговой, которая жила здесь. Ахматова называла этот дом «Домом теней». Сама она вошла сюда женой Н.С.Гумилёва, прожила здесь много лет, написала свой «Реквием».
(Слайд №20)
Особенных претензий не имею
Я к этому сиятельному дому,
Но так случилось, что почти всю жизнь
Я прожила под знаменитой кровлей
Фонтанного дворца… Я нищей
В него вошла и нищей выхожу.
2-й ведущий. (Слайд №21) В этом доме Ахматову застала война, здесь она жила первые весенние месяцы до эвакуации в сентябре 1941 года. Ольга Бертгольц об Ахматовой: «Я помню её около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного дома, бывшего Шереметьевского дворца. С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство, как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи – убежища в саду того же Фонтанного дома, под клёном, воспетым ею в «Поэме без героя». (Слайд №22 вставка «Ветер войны»)
1-й ведущий В военные годы Ахматова предстала перед Россией как гражданский поэт. Мужество, страдание и сострадание – в её военных стихах: (Слайд №23)
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг – он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит. (Слайд №24)
11-й чтец (стихотворение «Мужество») (Слайд №25)
2-й ведущий. 14 августа 1946 года вышло постановление ЦКВКП(Б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». А 15 и 16 августа в Ленинграде на собраниях партийного актива и творческой интеллигенции выступил Жданов.
Его доклад- самая настоящая расправа над Ахматовой: «Её произведения за последнее время появляются в ленинградских журналах в порядке расширенного воспроизводства. Это так же удивительно и противоестественно, как если бы кто-либо сейчас стал переиздавать произведения Мережковского, Иванова, Белого- всех тех, кого наша передовая общественность и литература всегда считала представителями реакционного мракобесия и ренегатства в политике и искусстве…А.Ахматова является одним из представителей беднейшего реакционного болота… (Слайд №26) Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон её позиции – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у неё – это любовно-эротические мотивы, переплетённые с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обречённости - таков духовный мир Ахматовой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Что общего между этой поэзией и интересами государства? Ровным счётом ничего. Что поучительного могут дать произведения Ахматовой нашей молодёжи? Ничего, кроме вреда. А между тем Ахматову с большой готовностью печатали то в «Звезде», то в «Ленинграде», да ещё отдельными сборниками издавали. Это грубая политическая ошибка». (Слайд №26 вставка « Мне голос был»)
1-й ведущий. Эту «Грубую политическую ошибку» поспешили исправить. Ахматову исключили из Союза писателей, лишили продовольственных карточек, обрекли просто на нищету. «Поэт, - говорила она,- это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять». Спасали её друзья. Их было немного, но они были всегда. То, что ей приносили, она никогда не считала милостыней. Потому что, когда кому кому-то было плохо, она брала
очередной свой портрет работы Модильяни, продавала и спешила на помощь.
Много лет её не печатали, в течение 40 лет не вышел ни один её авторский сборник. Но в углу её комнаты всегда стоял потёртый чемодан, набитый стихами и набросками. Какие же строки накапливала её душа в такой обстановке? ( Слайд №27)
12-й чтец (стихотворение «О, знала ль я, когда в одежде белой»)
13-й чтец (стихотворение «Не с лирою влюблённого…»
14-й чтец ( стихотворение « Осквернили пречистое слово»
15-й чтец ( стихотворение « Надпись на книге»
.
2-й ведущий. (Слайд №28) Из автобиографии: « Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». ( Слайд №28 вставка « Не дышали мы сонными маками»)
16-й чтец (стихотворение «Так не зря мы вместе бедовали» (из «Реквием»))
1-й ведущий. Как каждый большой поэт, Ахматова неоднократно обращалась к теме творчества. Уже в ранней лирике дело поэта осмысливается как подвижничество, как поручение, дарованное небесами вместе с талантом, как жизненный подвиг.
17-й чтец (стихотворение «Нам свежесть слов и чувства простоту»)
2-й ведущий. (Слайд № 29) В 1936 году был начат и в течение четверти века создавался цикл «Тайны ремесла» - исповедь о нелёгкой жизни поэта, о том, как рождаются стихи
18-й чтец (стихотворение «Тайны ремесла»)
19-й чтец (стихотворение «Последнее стихотворение»)
20-й чтец ( стихотворение «Родная земля»)
1-й ведущий. ( Слайд №30) В последние годы к А.А.Ахматовой пришла слава всемирная. Ей вручается международная литературная премия «Этна-Теормина» в Италии, присваивается звание почётного доктора литературы Оксфорского университета. (Слайд №31) Она вновь, как и в молодости, побывала в Риме, в Париже, в Англии. На родине же она всё чаще проводит дни и месяцы в больницах, подолгу живёт у друзей в Москве или в маленьком дачном домике в Комарове, под Ленинградом, где, не имея даже обычной садовой скамейки, сочиняла стихи, сидя на ступеньках.
(Слайд №32)
4
21-й чтец (стихотворение «Пусть кто-то отдыхает на юге»)
2-й ведущий. Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 года.
(Слайд №33) Гражданская панихида по ней проходила в тесном помещении морга Института Склифосовского безо всякого предварительного оповещения. Из тогдашнего руководства Союза писателей никто не явился. Друзья и ученики увезли прах Ахматовой в Ленинград, где она была отпета в храме Николы Морского и похоронена на кладбище в Комарове. Под соснами Комарова она обрела свой последний приют. (Слайд №34)
22-й чтец (Стихотворение «Приморский сонет»)
23-й чтец («Смерть поэта» Д.Самойлова)
1-й ведущий Б. Чичибарин . «Из воспоминаний об Ахматовой»: «Божественная неповторимость личности… подчёркивалась её потрясающей красотой. От одного взгляда на неё перехватывало дыхание. Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятно гибкую, с бледно-зелёными глазами снежного барса, её в течение полувека рисовали, писали красками, ваяли в гипсе и мраморе, фотографировали. Когда её возраст пересёк семидесятилетнюю черту, когда её чёрная чёлка, спускавшаяся на прямые строгие брови, освещённая зеленовато-сероватым светом удлинённых глаз, побелела и откинулась на затылок, обнажив прекрасный высокий лоб, когда её походка стала подчёркнуто степенной, к ней пришла слава, уже основательно верная».
2-й ведущий . Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственнее слово. (Слайд №35)
24-й чтец (стихотворение Б. Чичибарина «До могилы Ахматовой»)
1-й ведущий. (Слайд №36) Запомните её величественный образ и её поистине царственное слово, ведь она всегда писала для своего неведомого друга – читателя:
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья,-
Ведь всё равно я с вами до конца.
Используемая литература и Интернет-ресурсы.
Русская литература ХХ века.: Учебник-практикум/ Под ред.Ю.И.Лыссого.-4 изд.-М.: Мнемозина, 2003.
Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. М.: «ВАКО», 2003.
Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера:- М.: ВАКО, 2006.
«Анна Ахматова стихи. Приходи на меня посмотреть...» stihi-rus.ru
«Поэзия. А.А.Ахматова - стихи, лирика» stihi-xix-xx-vekov.ru
«Ахматова, Анна» litera.ru
«Жизнь и творчество А.А. Ахматовой» otherreferats.allbest.ru
« Анна Ахматова» ahmatova.niv.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой
Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика» Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэт...
Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!».
Внеклассное мероприятие, посвящённое празднику 8 Марта «Дуэль в честь милых дам!» проводится в форме игрового дуэльного поединка....
Внеклассное мероприятие посвящённое 150-летию со дня рождения П.А . Столыпина
Внеклассное мероприятие ожизни и реформах П.А. Столыпина....
Проект внеклассного мероприятия, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 года. Викторина.
Данное мероприятие преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к русской истории, литературе, искусству....
Внеклассное мероприятие, посвящённое «Орденам Великой Победы»
Данный урок мужества (с презентацией) представляет собой рассказ учащихся об орденах Великой Отечественной войны и героях, получивших эти ордена первыми.. Ресурс можно использовать для классного...
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.А.Ахматовой
Внеклассное мероприятие по литературе (11 класс)«Творчество А.А.Ахматовой. Ранняя лирика»Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэтический...
мероприятие, посвящённое творчеству И.С.Тургеневу
Мероприятие, посвящено творчеству И.С. Тургеневу....