Нравственные уроки рассказа "Старый гений"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Урок посвящен рассказу "Старый гений" Лескова.
На уроке присутсвуют разные методы:
- объяснительно-иллюстративные ( слово учителя, чтение теоретического материала учебника),
- эвристические (создание проблемной ситуации, аналитическая беседа),
- репродуктивный (составление конспекта).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока по рассказу «Старый гений» | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН УРОКА № 1
Предмет – литература Преподаватель - Дряхлова Т.Е.
Тема – «Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
Цели: 1) обучающая: расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Н.С. Лескова; определить нравственные проблемы рассказа;
2) развивающая:- развивать навыки анализа текста;
3) воспитывающая:- прививать чувство любви к Родине, воспитывать патриотические чувства.
Тип урока – объяснение нового материала.
Вид урока – смешанный ( вступительное занятие+ чтение).
Методы и приемы работы: репродуктивные (обобщающее слово учителя), творческого чтения (комментированное чтение).
Программа: программы общ.обр. учреждений.Литература.5-11 кл. под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2006г.
Учебник: Учебник Литература 8 класс по программе В.Я. Коровиной.
Дополнительная литература: Универсальные поурочные разработки по литературе к учебникам – хрестоматиям: В.Я. Коровиной, Г.И. Беленького, Т.Ф. Курдюмовой. М.: ВАКО, 2007г, с.187.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, слово учителя о целях и плане урока, запись темы) - 2 мин.
2. Повторение предыдущего материала (проверка домашнего задания) - 15 мин.
Формы организации учебной деятельности | Рассматриваемые вопросы и ответы учащихся |
Устный опрос (метод творческого чтения) | Несколько учеников дают пересказ фрагмента из повести «История одного города». |
3. Изучение нового материала – 20 мин.
Лекция учителя (репродуктивный метод) | Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы». Он написал такие известные произведения, как «Левша», «Тупейный художник». Сегодня мы поговорим о рассказе «Старый гений». Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в труде, в искусстве. Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни. У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью. |
Выразительное чтение рассказа (метод творческого чтения) | Ученики читают рассказ, при этом спрашивая непонятные слова. |
Аналитическая беседа (эвристический метод) | Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург? Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург. Ученик: У маленькой старушки было «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул. Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту? Ученик: Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений. Учитель: Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно? Ученик: Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все». Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод? Ученик: «Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность». Учитель: Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками? Ученик: я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно». |
5. Подведение итогов урока- 5 мин.
Слово учителя (репродуктивный метод) | Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью. Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. И всем нам горько становится за российскую действительность. Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим. |
6. Задание на дом – 3 мин
- пересказ рассказа «Старый гений»;
- написать отзыв на рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспект урока "Творческий гений Микеланджело Буонарроти"
Данный материал поможет учителям МХК при изучении творчества одного из титанов итальянского Возрождения - Микеланджело Буонарроти....
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
урок МХК "Гений Леонардо да Винчи"
На этом уроке дети ближе познакомятся с художником Итальянского Возрождения Леонардо да Винчи....
Внеурочная деятельность Направление «Духовно-нравственное воспитание» «Грамматика нравственности (уроки нравственности русской и зарубежной литературы)»
Рабочая программа "Грамматика нравственности"...
«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни».
презентация для выступления в классных часах и родителських собраниях...
Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»
Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...