Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Литература» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы / под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lit-re_9_klass.doc | 443 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литература» для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы / под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» в 2013-2014 учебном году».
Цель программы 9 класса - освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко - литературных сведений и теоретико - литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно - исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной
Воспитательные задачи:
- формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
- воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развития личности
Образовательные задачи:
- формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
- формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении литературы, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются на уроках по разным предметам, прослеживаются связи с русским языком, изобразительным искусством, историей, музыкой.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Литература. Русская классика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. \ Под ред. Г.И. Беленького. — М.: Мнемозина, 2007.
Изменения, внесенные в примерную учебную программу и их обоснование
Согласно годовому графику работы учебного заведения материал, совпадающий с государственными праздничными датами (04.11.2013г; 09.05.2014г.) уплотнены по темам (урок 25) Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни и (урок 26) Богатство языка комедии; (урок 95) Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа и (урок 96) Р/Р Подготовка к написанию сочинения по творчеству М. А.Шолохова.
Согласно базисному учебному плану Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. В настоящей рабочей программе соотношение часов на изучение тем не изменено. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:
№ п\п | Наименование раздела | Кол-во часов |
Введение | 1 | |
Литература Древней Руси | 5 | |
Литература XVIII века | 12 | |
Литература первой половины XIX века | 50 | |
Литература второй половины XIX века | 12 | |
Литература XX века | 18 | |
Зарубежная литература | 4 | |
Итого | 102 |
Виды контроля: сочинение (классное – 5, домашнее – 1).
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по литературе
В результате изучения литературы выпускники 9-го класса должны знать и уметь применять на практике:
• понятия, связанные с общими свойствами литературы: художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
• понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев — портрет, речь, авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
• понятия, характеризующие родо - жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
• объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;
• характеризовать и оценивать главных героев произведения сопоставлять героев одного или нескольких произведений
• обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
• определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
• выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты.
• давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
• писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
• писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики, сравнительные характеристики героев;
• писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
Раздел III.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Подготовка к ГИА | Примечание |
Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении | 1 | 02.09 | |||
Литература Древней Руси | 5 | ||||
Общая характеристика древнерусской литературы | 1 | 04.09 | |||
«Слово о полку Игореве» Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы | 1 | 06.09 | |||
«Слово о полку Игореве». Построение, связь с народной поэзией. | 1 | 09.09 | |||
Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор? | 1 | 11.09 | В6, часть 2, 2.2 | ||
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по древнерусской литературе | 1 | 13.09 | |||
Литература XVIII века | 12 | ||||
Общая характеристика литературы 18 века. Сведения о классицизме. Проверочная (входная ) тестовая работа | 1 | 16.09 | |||
М.В.Ломоносов. Сведения о жизни учёного и поэта | 1 | 18.09 | |||
М.В.Ломоносов «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения | 1 | 20.09 | |||
Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Комедия «Недоросль» | 1 | 23.09 | |||
«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма | 1 | 25.09 | |||
Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии | 1 | 27.09 | В8, часть 2, 2.2 | ||
Элементы классицизма в комедии. | 1 | 30.09 | В9, часть 2, 2.2 | ||
А.Н.Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). | 1 | 02.10 | |||
Г.Р.Державин. Сведения о жизни и творчестве поэта. «Властителям и судиям», «Русские девушки», «Памятник» | 1 | 04.10 | |||
Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий | 1 | 07.10 | |||
Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека | 1 | 09.10 | |||
Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. | 1 | 11.10 | |||
Литература первой половины XIX века | 50 | ||||
Романтизм и реализм в литературе первой половины 19 века | 1 | 14.10 | |||
В. А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик | 1 | 16.10 | В3, часть 2, 2.2 | ||
В. А. Жуковский — автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море» | 1 | 18.10 | В10, часть 2, 2.2 | ||
А.С.Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве | 1 | 21.10 | |||
А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии | 1 | 23.10 | |||
«Век нынешний и век минувший» | 1 | 25.10 | В6, часть 1, 1.1.1-1.1.3 | ||
Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни | 1 | 06.11 | В11,В3, часть 1, 1.1.4 | ||
Богатство языка комедии | 1 | В5, часть 2, 2.2, В6, часть 2, 2.1 | |||
Р/Р Подготовка к написанию сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | 1 | 08.11 | |||
Р/Р Написание сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | 1 | 11.11 | |||
А.С.Пушкин Жизнь и творчество (основные вехи) | 1 | 13.11 | |||
Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл | 1 | 15.11 | В9, часть 1, 1.1.1-1.1.3; В10, часть 1, 1.1.4 | ||
«Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина | 1 | 18.11 | В9, часть 2, 2.1 | ||
Роман «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах | 1 | 20.11 | В8, часть 1, 1.1.1 - 1.1.3 | ||
Образ автора. Широта охвата действительности | 1 | 22.11 | |||
Главные герои романа, причины их жизненной драмы | 1 | 25.11 | В4, часть 2, 2.2 | ||
Главные герои романа, причины их жизненной драмы | 1 | 27.11 | В5, часть 2, 2.3 | ||
Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа» | 1 | 29.11 | В8, часть 2, 2.1 | ||
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе | 1 | 02.12 | |||
Оценка романа в русской критике | 1 | 04.12 | |||
Понятие о литературном типе | 1 | 06.12 | |||
А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента | 1 | 09.12 | |||
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти | 1 | 11.12 | |||
Р/Р Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.С.Пушкина | 1 | 13.12 | |||
Р/Р Написание сочинения по творчеству А.С.Пушкина | 1 | 16.12 | |||
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи) Текущая проверочная тестовая работа | 1 | 18.12 | |||
Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова | 1 | 20.12 | В1, часть1, 1.1.1 – 1.1.3. | ||
Интонационное и ритмическое богатство лирики. Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова | 1 | 23.12 | В1, часть1, 1.1.4 | ||
Отчизна в лирике М.Ю.Лермонтова. | 1 | 25.12 | В1, часть 2, 2.1; В2, часть 2, 2.3 | ||
Роман «Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни | 1 | 27.12 | В4, часть 2, 2.3 | ||
Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры | 1 | 13.01 | В11, часть 1, 1.1.1-1.1.3; В 3, часть 2, 2.3; В7, часть 2, 2.3 | ||
Роль других действующих лиц в раскрытии характера Печорина | 1 | 15.01 | В6, часть 1, 1.1.4; В7, часть 1, 1.1.4 | ||
Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования) | 1 | 17.01 | В1, часть 2, 2.3; В8, часть 2, 2.3; В11, часть 2, 2.1 | ||
Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике | 1 | 20.01 | |||
Р/Р Подготовка к написанию сочинения по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | 22.01 | |||
Р/Р Написание сочинения по творчеству М. Ю. Лермонтова | 1 | 24.01 | |||
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). «Мертвые души». Своеобразие жанра | 1 | 27.01 | |||
Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная | 1 | 29.01 | |||
Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение | 1 | 31.01 | В4, часть 2, 2.1 | ||
Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение | 1 | 03.02 | |||
Идейно-композиционное значение образа Чичикова | 1 | 05.02 | В4, Ч1, 1.1.1- 1.1.3 | ||
Образ автора | 1 | 07.02 | В12, часть 2, 2.3 | ||
Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя | 1 | 10.02 | В7, часть 2, 2.2 | ||
«Мертвые души» в оценке русской критики | 1 | 12.02 | |||
Н.В.Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести | 1 | 14.02 | В10,В11, часть 2, 2.3 | ||
Р/Р Подготовка к написанию сочинения по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | 17.02 | |||
Р/Р Написание сочинения по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | 19.02 | |||
А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Свои люди - сочтёмся». Тишка - Подхалюзин - Большов - три этапа формирования купца-самодура. | 1 | 21.02 | |||
«Свои люди — сочтемся». Липочка: претензии на образованность и культуру. Островский — мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»). | 1 | 24.02 | |||
Вн.чт.В.А. М.Ю. Лермонтов. «Маскарад». «Душа моя мрачна» и другие стихотворения; Н.В.Гоголь. «Портрет», «Нос», «Коляска»; А.Н. Островский. «Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка» | 1 | 26.02 | |||
Литература второй половины XIX века | 12 | ||||
Н.А. Некрасов Место Некрасова в русской поэзии XIX века. «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя | 1 | 28.02 | В8, часть 2, 2.4 | ||
Н.А.Некрасов. «Давно-отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма». Новизна мотивов интимной лирики | 1 | 03.03 | |||
Понятие о лирическом герое | 1 | 05.03 | |||
Л.Н.Толстой - как исследователь путей нравственного совершенствования человека | 1 | 07.03 | |||
Л.Н.Толстой «Юность» (обзор) Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого | 1 | 10.03 | |||
Способность к духовному росту – основной критерий Толстого в оценке людей. «Верьте себе» | 1 | 12.03 | |||
Особенности повествования от первого лица | 1 | 14.03 | |||
Ф.М.Достоевский как писатель -психолог | 1 | 17.03 | |||
Д.М.Достоевский. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности | 1 | 19.03 | |||
Ф.М.Достоевский. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви | 1 | 21.03 | |||
Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах | 1 | 31.03 | |||
Вн.чт. Н.А.Некрасов. «Огородник», «Песня Еремушки», «Калистрат»; Ф.М. Достоевский. «Бедные люди» | 1 | 02.04 | |||
Литература XX века | 18 | ||||
Литература великих и трагических лет | 1 | 04.04 | |||
А.А.Блок. Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире | 1 | 07.04 | |||
Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры | 1 | 09.04 | |||
В.В.Маяковский. Сведения о жизни и творчестве | 1 | 11.04 | |||
«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха | 1 | 14.04 | |||
«Необычайное приключение…» Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения | 1 | 16.04 | |||
«Разговор на одесском рейде...» - широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении | 1 | 18.04 | |||
С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Лирика. Родина и родная природа как источник лирических переживаний | 1 | 21.04 | |||
«Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка | 1 | 23.04 | |||
М.А.Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор избранных глав) | 1 | 25.04 | |||
Шариков и «шариковщина». Истоки «шариковщины» | 1 | 28.04 | |||
Булгаков – сатирик. Вн.чт. «Ханский огонь» и другие рассказы | 1 | 30.04 | |||
М.А.Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека» | 1 | 02.05 | |||
Душевная стойкость и «незаметный героизм» русского человека. Роль пейзажа и портретных зарисовок | 1 | 05.05 | |||
Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа | 1 | 07.05 | |||
Р/Р Подготовка к написанию сочинения по творчеству М. А.Шолохова | 1 | ||||
Р/Р Написание сочинения по творчеству М. А.Шолохова | 1 | 12.05 | |||
А.И.Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра | 1 | 14.05 | В5, часть 2, 2.4; В6, часть 2.4 | ||
Зарубежная литература | 4 | ||||
Катулл. Стихотворения. «Нет, ни одна среди женщин…» Итоговая тестовая работа | 1 | 16.05 | |||
А.Данте «Божественная комедия» | 1 | 19.05 | |||
И.В.Гете «Фауст» (фрагменты) | 1 | 21.05 | |||
Д.Г.Байрон. «Шильонский узник» | 1 | 23.05 |
IV. Содержание программы
Введение (1)
Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.
Раздел 1.Литература Древней Руси (5) Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Судьба памятника древнерусской литературы.
Раздел 2.Литература 18 века (12) Общая характеристика литературы 18 века.
Значение литературной деятельности М.В.Ломоносова. Г.Р.Державин. Сведения о жизни и творчестве. «Властителям и судиям», «Русские девушки», «Памятник».
Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. Комедия «Недоросль». Сатирические образы в комедии «Недоросль. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии. Свободолюбивые идеи в литературе 18 века. А.Н.Радищев. Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза». Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма
Раздел 3.Литература первой половины 19 века (50) Романтизм и реализм в литературе первой половины 19 века.
А.С.Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве. Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Богатство языка комедии.
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Тема любви в лирике поэта. Роман «Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». Оценка романа в русской критике. «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившего сильного, незаурядного человека. «Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. (основные вехи). Лирика. «Смерть поэта», «Поэт». Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Поэзия любви. Интонационное и ритмическое богатство лирики. Роман «Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике. «Маскарад». «Душа моя мрачна» и другие стихотворения.
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики. «Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести. «Портрет», «Нос», «Коляска».
А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Обзор комедии «Свои люди - сочтемся».
Раздел 4. Литература второй половины 19 века (12)Н.А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии 19 века. «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. «Давно отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма». Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства). «Огородник», «Песня Еремушки», «Калистрат». Понятие о лирическом герое.
Л.Н.Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека.
«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту – основной критерий Толстого в оценке человека.
Ф.М.Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах. «Бедные люди».
Раздел 5.Литература 20 века (18)А.А.Блок. Сведения о жизни и творчестве Лирика. «Да. Так диктует вдохновенье…», «Земное сердце стынет вновь». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. «Сольвейг», «Пушкинскому дому». Покоряющая сила любви.
В.В.Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха «Необычайное приключение…». Новаторство Маяковского в стихосложении.
С.А.Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Лирика. «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.
М.А.Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор избранных глав.) Шариков и «шариковщина». Истоки «шариковщины». Булгаков – сатирик. «Ханский огонь» и другие.
М.А.Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный героизм» русского человека. Роль пейзажей и портретных зарисовок.
А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).
Раздел 6.Зарубежная литература (4) Катулл. Стихотворения. «Нет, ни одна среди женщин…» и другие. А.Данте «Божественная комедия (фрагменты).И.В.Гете «Фауст» (фрагменты). Д.Г.Байрон. «Шильонский узник».
Раздел V. Формы и средства контроля
Виды контроля | В год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Классные сочинения | 5 | 2 | 2 | 1 | |
Домашние сочинения | 1 | 1 | |||
Проверочный тест | 3 | 1 | 1 | 1 |
№ п\п | Наименование тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения |
1. | Урок №6. Подготовка к домашнему сочинению по древнерусской литературе | 1 | 13.09 |
2. | Урок №27. Подготовка к написанию сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | 2 | 08.11 |
Урок №28. Написание сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | 11.11 | ||
3. | Урок №42. Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.С.Пушкина | 2 | 13.12 |
Урок №43. Написание сочинения по творчеству А.С.Пушкина | 16.12 | ||
4. | Урок №53. Подготовка к написанию сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова | 2 | 22.01 |
Урок № 54. Написание сочинения по творчеству М.Ю.Лермонтова | 24.01 | ||
5. | Урок №64.Подготовка к написанию сочинения по творчеству Н.В.Гоголя | 2 | 17.02 |
Урок № 65. Написание сочинения по творчеству Н.В.Гоголя | 15.02 | ||
6. | Урок №96. Подготовка к написанию сочинения по творчеству М. А.Шолохова | 2 | 07.05 |
Урок №97. Написание сочинения по творчеству М. А.Шолохова | 12.05 |
Темы для творческих работ (сочинений)
Урок № 6. Сочинение№1(домашнее)
1. За что автор « Слова о полку Игореве» ценит и за что осуждает князя Игоря и его сподвижников?
2. Как изображена природа в «Слове о полку Игореве».
Урок № 28. Сочинение №2
1. Два патриотизма (спор Чацкого и Фамусова о Москве).
2. 21-22явления 3 действия как кульминация комедии «Горе от ума».
3. Как и почему в комедии «Горе от ума» связаны любовный и общественный конфликты?
Урок № 43. Сочинение №3
1. Причины конфликта Онегина и Ленского.
2. Онегин: изменился ли он, разрешена загадка его личности? (8глава)
3. Почему Онегин, отвергнувший любовь Татьяны- девочки, страстно полюбил Татьяну -светскую даму?
Урок № 54. Сочинение №4
1. Так кто же такой Печорин? (сопоставление Печорина с Онегиным)
2. Максим Максимыч и Печорин.
3. Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика).
Урок № 65.Сочинение №5
1. Чичиков – «сильная личность» или «человек с мелкими страстями?»
2. Анализ одного из лирических отступлений в поэме.
3. Почему « Мёртвые души» Гоголь назвал поэмой?
Урок № 97. Сочинение № 6
1. Как могла бы сложиться судьба главных героев рассказа Шолохова «Судьба человека» через много лет?
2. Андрей Соколов – настоящий русский солдат.
Ур .№ 7 Входная проверочная тестовая работа
4.К какому литературному жанру относится произведение А. Т. Твардовского «Василий Теркин»:
1) ода; 2) гражданская лирика; 3) драма; 4) эпическая поэма?
Пояснительная записка к входной проверочной тестовой работе
№44. Текущая проверочная тестовая работа
А1. Кого А.С. Пушкин описывает так («Евгений Онегин»)?
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
1) Евгения Онегина
2) Владимира Ленского
3) мужа Татьяны
4) дядю Онегина
А2. Назовите жанр произведения «Евгений Онегин»:
1)трагедия
2)комедия | 1
3) роман в стихах
4) повесть в стихах
А3. С кем А.С. Пушкин сравнивает Евгения Онегина, говоря о его манере одеваться?
1) с В.А. Жуковским 2) с В.А. Кавериным
3) с К.Н. Батюшковым 4) с П.Я. Чаадаевым
A4. Кем является Евгений Онегин для Автора?
1) врагом
2) другом
3)соперником
4)братом
А5. Какое имя не встречается в произведении «Евгений Онегин»?
- Ольга 2) Татьяна 3) Владимир 4) Лиза
А6. Где произошла Последняя встреча Онегина с Татьяной?
1) на балу
2) в доме Татьяну
3) в имении ЛарцНЬ1Х
4) в имении Онегина
В1. Сколько времени А.С. Пушкин писал этот роман?
В2. Как А.С. Пушкин назвал первую главу «Евгения Онегина»?
В3. В каком году А.С. Пушкин завершил работу над произведением «Евгений Онегин»?
В4. В каком городе заканчивается действие «Евгения Онегина»?
С1. Почему вторую главу «Евгения Онегина» литературоведы называют главой контрастов
С2. В чём особенность «онегинской строфы»?
Система оценивания:
За выполнение каждого из заданий А1-А6 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведён только номер верного ответа. Если обведены два ответа и более, в том числе правильный, и неверные ответы не перечёркнуты, то ответ не засчитывается.
Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 6 тестовых заданий первой части работы – 6 баллов. Схема перевода в школьную отметку: Часть В состоит из заданий на установление правильной последовательности, установление соответствия и на дополнение недостающего элемента ответа.
С1, С2 оценивается по 3 балла.
Отметки | «2» | «3» | «4» | «5» | |||||||||||||||||
|
| 6-7 | 8-9 | 10 |
Ключи к заданиям А1-А6, В1-В4
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 |
2 | 3 | 4 | 2 | 4 | 2 |
В1 | В2 | В3 | В4 | ||
7лет,4 месяца | хандра | В 1830 | В Москве |
Ур.№99. Итоговая тестовая работа
А1. Как называется жанр древнерусской литературы — «писание по летам» с поучительными и поэтическими элементами?
1) житие 3) летопись
2) апокриф 4) сказание
А2. Кто вошёл в историю как реформатор русского стихосложения?
1) Н.М. Карамзин 3) А.Д. Кантемир
2) В.А. Жуковский 4) М.В. Ломоносов
A3. Что объединяет А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.T.H. Толстого?
1) родились в Москве
2) печатались под псевдонимами
3) являлись представителями реализма
4) участвовали в военных действиях
А4. Какое произведение В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни»?
1) «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина
2) «Светлана» В.А. Жуковского
3) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
4) «Горе от ума» А.С. Грибоедова
А5. Что такое метафора?
1) троп, основанный на преувеличении
2) цепь событий произведения, о которых повествуется в сюжете в их логической последовательности
3) стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов
4) перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании признака, общего или схожего для обоих
А6. В каком произведении экологическая тема является основной?
1) «Ванька Тепляшин» В.М. Шукшина
2) «Царь-рыба» В.П. Астафьева
3) «Старший сын» А.В. Вампиловва
4) «Деньги для Марии» В.Г. Распутина
В1. Кто автор теории «трёх штилей»?
В2. Назовите поэму в прозе Н.В. Гоголя.
ВЗ. Назовите первого в русской литературе лауреата Нобелевской премии.
В4. Кто автор стихотворений «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Прозаседавшиеся»?
С1. Что представляет собой герой сентиментализма?
С2. Какие основные представители «деревенской прозы» и их произведения вам известны? Перечислите.
Схема перевода рейтинга в школьную отметку:
Отметки | «2» | «3» | «4» | «5» | |||||||||||||||||
|
| 6-8 | 9-10 | 11-12 |
Ключ к тесту:
А1 | А2 | 3 | А4 | А5 | А6 | В1 | В2 | В3 | В4 |
3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | М.В.ломоносов | «Мёртвые души» | И.А.Бунин | В.В.Маяковский |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Для учителя:
1.Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ под ред. Г.И.Беленького.-10-е изд., - М.: Мнемозина,2010
2.Программа для общеобразовательных учреждений: Литература. 5 — 11 классы \ авт.-сост.: Г.И. Беленький, Э.А. Красновский. Ю.А. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М.Хренова; под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого- М.: Мнемозина, 2009
Для учащихся:
1.Литература 7 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2ч./ под ред. Г.И.Беленького.-10-е изд., -М.: Мнемозина,2010
Дополнительная литература
1.ГИА 2010.Литературп .9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме).Типовые тестовые задания/О.А.Кузанова- М.: Издательство «Экзамен».2010
2.Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
3. Золотарева И.В.Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 9 класс.- М.:ВАК,2014
4.Контрольно- измерительные материалы. Литература: 9 класс/Сост.Е.С.Ершова.-М.:ВАКО,2011
5.Методические советы у учебнику для 9 класса. Литература . Пособие для учителя/под ред.Г.И. Беленького.-М.:Мнемозина,2010
Мультимедийные пособия
1.Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7-8 классы.- ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Образовательные электронные ресурсы
http://www. digfaj 1september.ru-Издательский дом «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.e-kniga.ru/ -Электронная библиотека художественной литературы
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://lit.1september.ru ˗ Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
http://litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
http://metlit.nm.ru ˗ Методика преподавания литературы
http://pisatel.org/old/ ˗ Древнерусская литература
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http://slova.org.ru ˗ Слова: поэзия Серебряного века
http://www.9151394.ru/ ˗ Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.feb-web.ru ˗ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
http://www.likt590.ru/project/museum/ ˗ Виртуальный музей литературных героев
http://www.ug.ru/ ˗ «Учительская газета»
http://likhachev.lfond.spb.ru ˗ Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев
Оборудование
1.Альбом «М.Ю.Лермонтов». - М.:Просвещение,1988
2.Альбом по литературе 9 класс - М.:Просвещение.1980
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА БАЗОВОМ И ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЯХ ПО ПРЕДМЕТАМ ИНВАРИАНТНОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА (ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ)
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание | Количество на 25 учащихся | ||
Осн. школа | Базовая | Профильная | |||
Иллюстрации // Плакаты | |||||
1 | Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату | 1 | 1 | 1 |
2 | Портреты поэтов и писателей | Используются для постоянной экспозиции в кабинете | 1 | 1 | 1 |
СРЕДСТВА ИКТ | |||||
3 | Универсальный портативный компьютер | Используется учителем | В соответствии с планируемой потребностью учителя | ||
4 | Портативный компьютер ученика | Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
5 | Мобильный классный комплект портативных компьютеров | Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
6 | Терминальный класс (тонкий клиент) | Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
7 | Универсальный настольный компьютер | Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и для проектной деятельности | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
8 | Цифровой проектор | Используется учителем и учащимися | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнительно 1 мобильный | ||
9 | Передвижной столик для мобильного цифрового проектора | Используется для установки мобильного цифрового проектора при отсутствии потолочного проектора и возможности конструктивно связать проектор с демонстрационным столом | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнительно 1 мобильный | ||
10 | Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора | Служит для стационарного крепления проектора | Для каждого стационарного проектора | ||
11 | Экран на штативе | Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной | Если нет стационарного экрана | ||
12 | Экран настенный | Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа | Во всех помеще-ниях, где установлен стационарный проектор | ||
13 | Наушники с микрофоном | Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера | По числу компьютеров и регистраторов данных | ||
14 | Акустическая система | Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
15 | Принтер лазерный цветной формата А4 | Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
16 | Сканер маркерной доски | Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
17 | Документ-сканер | Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
18 | Документ-камера (имиджер) | Предназначена для проекции на экран объектов на демонстрационном столе | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
19 | Видеокамера со штативом и выносным микрофоном | Предназначена для видеозаписи изучаемых процессов и явлений, фиксации хода образовательного процесса | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
20 | Фотокамера цифровая со штативом | Предназначена для фиксации (записи) неподвижных изображений и короткой видеозаписи | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
21 | Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы | Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией | По одному для каждого учащегося, включенного в запланирован-ную и контролируемую деятельность с применением ИКТ | ||
22 | Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы | Предназначено для хранения массивов информации (экспериментальных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования | По одному для каждого курса, модуля и проекта, идущего с ИКТ поддержкой. | ||
23 | Сетевой фильтр-удлинитель | Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования | В соответствии с технологической потребностью | ||
24 | Планшетный (панельный) компьютер | Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных | В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой | ||
СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР) | |||||
25 | Операционные системы | Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере | 1 | 1 | 1 |
26 | Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов | Обеспечивают возможность обработки всех школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса | 1 | 1 | 1 |
ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ | |||||
27 | Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм | Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов | 1 | 1 | 1 |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНСТРУМЕНТЫ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ | |||||
28 | Инструмент построения генеалогических древ | Инструментальная среда. Позволяет строить большие генеалогические древа с включением иллюстраций, комментариев и формированием базы данных о каждом из членов семьи исторического лица, а при публикации в Интернете - добавлять гиперссылки на сайты. Предназначена для проведения учебного исследования семейных биографий писателей и поэтов | 1 | 1 | 1 |
Ленты времени | Интерактивная шкала времени. Предназначена для наглядного представления событий, фактов, периодов, привязанных к временной шкале. Содержит иллюстративный и поясняющий материал | 1 | 1 | 1 | |
ЦОР// ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....