Урок письма по рассказу "Гранатовый браслет" А.И. Куприна"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Тазиева Ландыш Шагалиевна

Конспект урока к конкурсу "Урок письма" по творчеству А.И. Куприна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Использованные источники.      WikiLove | Энциклопедия

  1. http://ru.wikilove.me/pisma-nujni-kak-vozdux-ne-tolko-adresatam.html -
  2. http://ru.wikilove.me/pismo-neznakomke-s-nlp-progruzom.html - как написать прощальное письмо бывшей любимой
  3. Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11009/   © Shkolazhizni.ru

Евгений Махлин, семейный психолог, психотерапевт

ФЕЛИКС МЕДВЕДЕВ. «ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века (Любовные письма)»



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Знатоки любовных писем.

«ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века (Любовные письма)» .      

 

      Они влюблялись и разочаровывались, им изменяли, они оставляли. Но влюбленные и разлюбленные не теряли веру в силу любви, в ее высокий нравственный свет. Любовь  -  великая тайна, но так случилось, что в этой книге сокровенные чувства становятся как бы прилюдными, известными всем. Хорошо это или плохо? Это замечательно, ибо высокое слово любви возвышает любого человека.

    Любовные письма  -  это обращенность одного человека к другому, это порыв, призыв, признание, стремление уйти от одиночества, вырваться из тягостного круга разлуки. «Любовь в письмах...»  -  книга признаний, уникальные, неповторимые свидетельства. В ней не приземленная летопись быта, но возвышенная правда бытия, стремление к идеалу.

        Книга читается на одном дыхании. Как любопытны нынешнему влюбленному письма Людвига ван Бетховена к своей «бессмертной возлюбленной»  -  графине Джульетте Гуакарди, Роберта Шумана  -  Кларе Вик, лорда Джорджа Байрона  -  Августе Лейг, Жорж Занд  -  Альфреду Мюссе, императрицы Екатерины II - князю Г. А. Потемкину, А. И. Герцена  -  Н. А. Захарьиной, И. С. Тургенева  -  Полине Виардо, В. А. Жуковского  -  Марии Протасовой...

      Кто-то сказал, что в любви есть привкус смерти. С этим можно не согласиться, но история любовных драм многих, чьи письма вошли в книгу, подтверждают это. Жуковский влюбился страстно и вдохновенно в свою ученицу и племянницу. Ее мать не согласилась на брак. Возлюбленная вышла замуж за другого и вскоре умерла, не позабыв до конца дней своих милого ей поэта. Жуковский всю жизнь хранил о ней память, воспевал в стихах свое меланхолическое чувство и женился только в шестьдесят лет.

     Эпистолярная антология, своеобразная песнь любви выдающихся людей прошлого. Это литературный, художественный, культурный памятник российского книгоиздательства XX века. Он интересен охватом разнообразных сторон любовных отношений великих людей, которые предстают перед нами в сложных взаимоотношениях. В наше сложное время, когда рушатся духовные устои и идеалы, одной из возможностей постижения нравственных ценностей служит наше восприятие таких вечных понятий, как любовь, верность, самопожертвование в отношениях между мужчиной и женщиной. Поэтому книга была, есть и будет интересна читателю прошлого, настоящего и будущего.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

«Роман в письмах». История любви А.П.Чехова и Лики Мизиновой.

«Он был очень красив... Русская интеллигентная женщина ничем в мужчине не могла увлечься так беззаветно, как талантом. Думаю, он умел быть пленительным...» (В.И. Немирович-Данченко).

Чехов, действительно, пользовался у представительниц прекрасного пола огромной популярностью. Дуня Эфрос, Лидия Авилова, Ольга Книппер, Лика Мизинова — женщины яркие и незаурядные. Отношения с каждой заслуживают особого внимания, но я хочу остановиться на «романе-дружбе», «романе-хихиканье», «романе-загадке», так и не разгаданной по сей день современными исследователями творчества и биографии А.П. Чехова.

Их письма отличались достаточно шутливым и даже ироничным тоном. И это было удобно обоим, но только сначала... Когда отношения между ними вступают в фазу, в которой происходит переход от ухаживания к более серьёзным отношениям, и становится необходимой открытая искренняя речь, они так и не могут преодолеть эту «хихикающую» интонацию и прямо сказать друг другу слово «люблю». И весь трагизм их отношений заключается в том, что «у одного хватает духу для произнесения заветного слова, но оно отсутствует в его словаре, тогда как другому известно это слово, но не хватает духа его произнести».

В январе 1891 года Чехов выезжает в Петербург, после чего Лика посылает ему из Москвы письмо, открывшее «роман в письмах» - их переписку, продолжавшуюся до 1900 года.

«Ответа от Вас я, конечно, не жду. Потому что я ведь только Думский писец, а Вы – известный писатель Чехов» (в первом письме) и «Ваши письма, Антон Павлович, возмутительны. Вы напишите целый лист, а там окажется всего только три слова, да к тому же глупейших».

На что Чехов отвечает ей: «Увы, я уже старый молодой человек, любовь моя не солнце и не делает весны ни для меня, ни для той птицы, которую я люблю» - И тут же отшучивается:  «Лика, не тебя так пылко я люблю! Люблю в тебе я прошлое страданье и молодость погибшую мою».

Антон Павлович снова зовёт её, а Лика не едет, потому что стесняется приезжать одна... Чехову уже не до шуток — впервые за всё время их романа-переписки он пишет вполне серьёзно:  «В Вас, Лика, сидит большой крокодил, и в сущности я хорошо делаю, что слушаюсь здравого смысла, а не сердца, которое Вы укусили. Дальше, дальше от меня! Или нет, Лика, куда ни шло: позвольте моей голове закружиться от Ваших духов, и помогите мне крепче затянуть аркан, который Вы уже забросили мне на шею. Воображаю, как злорадно торжествуете и как демонски хохочете Вы, читая эти строки… Ах, я, кажется, пишу глупости. Порвите это письмо. Извините, что письмо так неразборчиво написано, и не показывайте его никому. Ах, ах!».

И Лика отвечает ему с большим сожалением: «А как бы я хотела (если бы могла) затянуть аркан покрепче! Да не по Сеньке шапка! В первый раз в жизни мне так не везёт!»

Чехов и Лика по-прежнему продолжают встречаться и переписываться, но в их отношениях что-то не склеивается... Письма их всё чаще носят резкий тон, и между ними вспыхивают ссоры.

     Чехов получает Ликино письмо: «Вы, конечно, не знаете и не можете понять, что значит желать чего-нибудь страшно и не мочь, - Вы этого не испытывали! Я нахожусь в данное время в таком  состоянии. Мне так хочется Вас видеть, так страшно хочется этого, и вот только – я знаю, это желанием и останется… Мне надо… знать, приедете ли Вы и когда или нет? Всё равно, только бы знать. Ведь мне осталось только три-четыре месяца Вас видеть, а потом, может быть, никогда». Лика была беременна. Все последующие её письма отличались тревогой и недоговорённостью. Вдруг невозможен стал тот шутливый, ни к чему не обязывающий тон, какой установился между ними в прежние годы. В ноябре 1894 года у Лики родилась дочь от Потапенко. А через два года девочка скончалась.  

В жизни А.П. Чехова было немало женщин, но ни одна из них не оставила такой заметный след в судьбе и творчестве писателя, как это сделала «златокудрая красавица», «Царевна-Лебедь», «прекрасная Лика» - прообраз Нины Заречной из чеховской «Чайки».

Именно такова Мизинова и в письмах к Чехову: непосредственна, сердечна, открыта, в сущности бесхитростна, прямодушна, бурно эмоциональна.

       Стиль писем был создан чеховским юмором и той атмосферой непринужденного веселья, которая возникала вокруг Лики в семье Чеховых. Чехов был увлечен, чувствовал, что нравится, и потому сами собой рождались остроты, поддразнивания, каламбуры, прозвища, обыгрывание вымышленных ситуаций, имен Ликиных поклонников, пародии на любовные письма неизвестных лиц.

     Первой поре самого сильного увлечения Чехова Мизиновой соответствует наибольшая замаскированность его писем. Стилистика писем Чехова к Мизиновой играла роль барьера, поставленного им между собою и Ликой, предела, положенного в отношениях с нею. Мизинова не сразу находит ответный эпистолярный стиль, да это было и трудно в переписке с таким корреспондентом, как Чехов. Она пишет о своей душевной тоске, вместе с тем старается острить и, боясь показаться скучно благовоспитанной, бывает иной раз от неловкости груба, но потом находит в письмах свою манеру, соответствующую ее душевному состоянию.

      Многие строки из писем прозвучали со сцены в виде монтажа цитат в пьесе Л. А. Малюгина "Насмешливое мое счастье" (1965; Л. A. Малюгин. Старые друзья. Пьесы. М., "Советский писатель", 1979, с. 71--118) и с экрана в фильме по сценарию Малюгина "Сюжет для небольшого рассказа" (1969).



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Эксперт – психолог

       Письма – как живая память, а если они от особенно близкого тебе человека, конечно, ты захочешь их сохранить. И если ты не хочешь, чтобы в один прекрасный день кто-нибудь их обнаружил, потрудись и спрячь эти письма понадежнее.

      Сохрани их. Потому что потом они принесут тебе не меньше радости, чем при первом прочтении. Хорошие, добрые письма, написанные от души, обладают какой-то особой магией. Когда у тебя плохое настроение, стоит достать из укромного местечка пару-тройку таких писем и прочитать их, и тогда радостная улыбка целый день не покинет твоего лица.

       В 15 веке в университетах Европы изучали эпистолографию - науку писать письма. В помощь преподавателям и студентам составлялись специальные учебные пособия - письмовники - сборники образцов писем на разные случаи жизни. В Краковском Университете так учили составлять правильное(!) любовное письмо: начало с изысканным приветствием, затем нужно было восхвалять красоту адресата с обязательным добавлением о притягательности и добродетели, далее добавить пожелание, чтобы получатель письма был степенным, благополучным и здоровым, а завершить письмо о препоручении судьбы воле Всевышнего, о его покровительстве и защите.

     Как писать?  Теория все та же, что и в 19 веке, в "Наставлении" по созданию любовных писем:
«Письменный слог должен быть не слишком высок, не принужден и не шутовской. Он должен быть прост и похож на обыкновенный разговор, изображенный на бумаге. Чем проще, тем он приятнее, тем ближе к сердцу. Для него не нужны риторические фигуры: множество восклицаний, обращений, равно как и длинные периоды, необходимые иногда в другом роде сочинений.
    Чем более трудимся над письмом, тем неприметнее должно быть, что мы трудились. Мастерство состоит в том, чтобы скрыть искусство и подойти сколько можно ближе к Природе: чтоб все казалось натуральным, свободно излившимся; чтобы всякий мог сказать, что этого иначе лучше выразить нельзя».

       Но что же делать, если вы так хотите написать что-то необыкновенное своему возлюбленному, но ничего не получается: листы бумаги летят один за другим в мусорное ведро, а ручка останавливается сама собой после второго предложения. Нет, мыслей очень много, но на бумагу они не ложатся.

      В Париже давно поняли, что такая проблема существует. Там создана «Академия публичных писцов», создающих любовные послания на заказ, за деньги. Сюда приходят люди, не умеющие связно и выразительно изложить на бумаге то, что их так душераздирающе мучит.

      Или, например нью-йоркская журналистка и автор любовных романов г-жа Клейн сделала на измученных страстями и любовями людях бизнес. Любой желающий может зайти на ее сайт www.lovewriter.com и заказать себе услугу написания любовного письма. Стоимость каждого - от 129 долларов. Также можно обратиться к "нью-йоркской помощнице" за индивидуальной консультацией по телефону. Это называется "романтический совет" и стоит 75 у.е.

Отрывок из романа колумбийского прозаика и журналиста Габриэля Хосе Гарсия Маркеса "Любовь во время холеры": "<...> любовь переполняла его, и он, не зная, что с нею делать, принялся раздаривать ее бесперым влюбленным — у Писарских ворот стал бесплатно писать для них любовные письма. Туда он шел после работы. Аккуратно снимал сюртук и вешал его на спинку стула, надевал нарукавники, чтобы не пачкать рубашку, расстегивал жилет, чтобы лучше думалось, и до самой поздней ночи поднимал дух у страждущих и беспомощных своими сводящими с ума любовными посланиями. <...> Новичкам он даже не задавал вопросов: по белку глаза он мгновенно определял их состояние и принимался писать, лист за листом, о несчастной любви <...> Через месяц ему пришлось заводить предварительную запись — такой оказался наплыв влюбленных".  

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет"

Творческие задания помогут учащимся полнее представить содержание и главных героев рассказа, а фотографии из одноименного кинофильма повысят эмоциональность урока....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

Конкурсный урок литературы «Урок милосердия» по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Технологическая карта урока литературы  «Урок милосердия»  по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»...

План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".

   Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...

Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.

Методическая разработка  предназначена для проведения мероприятий в 7-9  классах, посвященных  ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к...

разработка урока интегрированного по "Гранатову браслету"

Урок может  быть использован  учителем на уроке  и во внеурочное время...