конспект урока литературы
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
в данной работе глубже рассматриваются взгляды толстого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по творчеству толстого | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Религиозно – философские взгляды Л. Н. Толстого
в повести «Смерть Ивана Ильича» 1886 год.
Сказка Ии «Жемчужное ожерелье» 1998 год.
Цель: 1. Помочь учащимся познакомиться с философско-религиозной концепцией позднего
Толстого; подтвердить ее аспекты примерами текста, особенностями сюжета.
2. Способствовать возникновению особого образа читательского бытия; формированию
читательской культуры; совершенствовать умение проводить литературные, исторические, культурологические и жизненные параллели, оттачивать монологическую речь учащихся.
3. Способствовать высвобождению высшего творческого потенциала каждого ученика. Оборудование: Аудиозапись «Музыка для релаксации». Сборник.
Эпиграф: Степень страха, который мы испытываем перед смертью, есть показатель степени истинности понимания нами жизни. Чем меньше страха смерти, тем больше свободы, спокойствия, сознания могущества духа и радости жизни. При полном освобождении от этого страха должно быть полное, ничем ненарушимое спокойствие.
Л. Толстой
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся |
1.Психофизиологическая подготовка к восприятию новой учебной информации. 5мин | - Примите удобное положение, вспомните что-то приятное, радостное для вас. Что-то, что вызывает у вас улыбку и хорошее настроение. Настройтесь на волну отдыха... Расслабьте своё тело... Почувствуйте, как напряженность мышц лица исчезает, и ей на смену приходят умиротворение и покой. Ощутите расслабленность всего тела, почувствуйте, как волны релаксации охватывают его. -Перенеситесь мысленно в пространство отдыха - любое место, где вы -Посмотрите, какие предметы вас окружают? Ощутите запахи этого места, вглядитесь в краски вокруг вас... Какие звуки сопровождают вас там? Делайте там все, что захотите... А теперь посмотрите на себя. Как вы выглядите, когда вас ничто не заботит и не тревожит? Запомните этот образ, если он вам понравился. Полюбуйтесь им. Поблагодарите образ и ваше место покоя. | Учащиеся в состоянии релаксации, работают методом визуализации. |
2.Представление новой информации по теме урока. | Всмотритесь в каплю росы, которая лежит на месте... Какая она? Какой формы, размера? Представьте, что это капля надежды, которой тешил себе Иван Ильич перед смертью. А может быть, это слезинка или жемчужина, упавшая из глаз сына Ивана Ильича. Всмотритесь в эту каплю, почувствуйте ее метафизику. Представьте, что эта капля знает тайну смерти Ивана Ильича, знает философско-религиозную концепцию позднего Толстого, попросите каплю раскрыть её. Прислушайтесь к тихой мелодии этого рассказа. Религиозная концепция позднего Толстого сформировалась в конце 70-х годов. В это время у Толстого случается духовный кризис, кризис философский, выразившийся в том, что писатель открывает Бога в себе, с ним происходит религиозное превращение. |
Толстой определил свой путь к Богу как состоящий из 4-х этапов жизни. 1.Детство – период интуитивного знания истин. 2.«Жизнь как все» -это очень длительный период сознательной жизни, когда человек научается лжи, живет по нормам. Но некоторые, живя «как все», попадают в катастрофу…Так случается, например, с Иваном Ильичом. Мир, как считает Толстой, таков, что человек проживает свою жизнь в ситуации эгоизма, во тьме незнания истины, в лицемерии, но в жизни каждого наступает момент, когда человек понимает, что эта суета не должна стать его состоянием. 3.Этап - приближение смерти и животный страх перед ней, когда смерть видится человеку как темное расширяющееся пятно, в это время приближающаяся смерть становится публичным зрелищем для всех . Рождение ребенка - тяжелый труд, но радостный для всех. Смерть человека, по мнению Толстого, такая же трудная и большая работа, в которой нужно помогать человеку, как Герасим помогает И.И. Это так же естественно, как ухаживать за ребенком. Вот почему и рождение, и смерть всегда мучительные физические состояния, которые человек проходит в одиночку. В этой ситуации многие люди, как считает Толстой, выбирают выход неведения. Неведение - как бы незнание своей смертности, когда люди думают, что с ними этого не произойдет, и радуются, когда осознают, что умер кто-то, а не он. Таким образом, в 1 части повести как бы преображается факт смерти, она не принимается всерьез. Переместите внутренний взор на другую плоскость капли, и она поведает вам, что во 2 части повести происходит процесс духовного прозрения И.И, который похож на сюжет прозрения мифологического прозрения царя Эдипа. Вспомните, что Эдип - ложный мудрец, который, поняв свою внутреннюю слепоту, выколол себе глаза. Вдумайтесь, ведь у И.И. происходит узнавание себя, своей человечности, своей смертности. Этому познанию сопутствует страх - важнейший мотив повести. Этот страх И.И. исчезает лишь в финале Посмотрите на каплю и попросите ее раскрыть последнюю часть повести. Здесь смерть является сильной финальной позицией. Ведь она описана как трудный путь через узкое пространство, как бы игольное ушко, в труд, в тоннель. Поразительно точно, по мнению медиков, Толстой описывает предсмертную агонию человека. Иван Ильич страшно мучается, не может пройти через «черную дыру смерти», ему кажется, что он в поезде и едет в обратную сторону. Но вот находится помощник-проводник через узкий тоннель - сын Ивана Ильича, гимназист Васенька. Иван Ильич чувствует его слезы, как бы «растапливается» и проталкивается в « дыру» смерти. Таким образом, смерть в позднем творчестве Толстого является моделью истинного существования. Герои редко живут по истине, их прозрение наступает лишь в финале, когда ничего нельзя изменить, но радостное, светлое изменение происходит – это переход героя в новое состояние. А теперь посмотрите в последний раз на каплю - этот прекрасный говорящий образ... Пошлите ей свою искреннюю благодарность. | ||
Попрощайтесь с ним и поблагодарите его. | ||
3.Подготовка к выходу из релаксации | Ощутите свое тело, почувствуйте тонус мышц, пошевелите пальцами рук и ног. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. | Учащиеся обретают двигательный тонус в мышцах, появляется желание выхода из релаксации. |
4. Обмен впечатлениями о релаксации | - Расскажите о своем луге, своей капле и о том, как вы получили от нее информацию. | Учащиеся рассказывают по одному или перебивая друг друга. |
5. Зарисовка абриса (контура капли) | - Зарисуйте контур капли, как ее видит каждый. Размер рисунка – полный разворот страницы. | Учащиеся рисуют в тетрадях. Активируют память. Закрепляется образ через двигательную функцию руки. |
6. Восстановление информации, полученной от капли. | -Давайте вспомним информацию, полненную от капли в деталях. - Кто может дополнить, уточнить? | Учащиеся хором, наперебой вспоминают то, что запомнили. |
7. Учитель предлагает рассмотреть образон и сверяет свои записи с записями учеников, вносит исправления. | - Сравним информацию на образоне и ту, которую вы разместили в тетради. Дополним то, что вы упустили. | Учащиеся сверяют информацию на образоне и в своей тетради, дополняют и уточняют ее. |
8.Беседа по вопросам. | -Толстой считал, что детство - период интуитивного знания истины. Приведите примеры текста, подтверждающие это. | Учащиеся работают по тексту повести |
-Приведите примеры жизни Ивана Ильича «как все». | Эгоизм, лицемерие, потеря истины. | |
-Приведите примеры ложной жизни богатых. | ||
- Найдите момент, когда Иван Ильич понимает, что такая жизнь не может быть его состоянием? | ||
- Считаете ли вы. что смерть Ивана Ильича превращается в публичное зрелище? | ||
- Как ведут себя Шварц и Петр Иванович в комнате умершего? | Сила инерции жизни такова, что смерть не выводит нас из ложного существования, Петр Иванович смотрит на Ивана Ильича как на друга, а не как на труп. Высокая тема смерти. Шварц - черный, черт, подмигивает, играет в карты, не хочет принимать смерть всерьёз. |
- Зачитайте, как происходит у Ивана Ильича узнавание себя? | Узнавание себя - узнавание своей человечности, своей смертности. Только тот, кто понял свою смертность, понял жизнь. | |
- Зачитайте описание трудного движения Ивана Ильича к смерти. Почему он не может пройти через черную дыру смерти? | Его не пускают, ему кажется, что он в поезде. Поезд жизни едет на конечную станцию, находит проводника – сына Васеньку. | |
- Толстой считает, что Иван Ильич переживает катастрофу эгоизма. Докажите, что выход, который он нашел для себя - неведение? | Ощущение , что умрут другие. | |
- Согласны ли вы, что эпизод «прозрения» Ивана Ильича похож на мифологический сюжет об Эдипе. В чем это сходство? | ||
- Можно ли согласиться, что Иван Ильич совершает странную работу, мучаясь вопросами за что? Почему мне? | ||
- Найдите момент, когда у Ивана Ильича исчезает страх. | ||
- Страх Ивана Ильича исчезает благодаря помощникам – сакральным заступникам. Кто в повети является сакральным заступником? | ||
9. Учитель предлагает обсудить сказку Ии «Жемчужное ожерелье» | Давайте зачитаем предисловие к сказке «Жемчужное ожерелье» и ответим на вопрос: есть ли сходство в героях этих произведений и идее самих произведений? | Учащиеся наперебой обсуждают оба произведения, делятся смысловыми и философскими параллелями, возникшими у них. |
10. Обсуждение эпиграфа урока. | - Как вы поняли смысл эпиграфа. | |
- В финале сказки у устрицы после смерти осталась жемчужина - капля, а осталось ли что-то у Ивана Ильича? | ||
11. Подведение итогов урока. | - Как вы восприняли оба произведения – как оптимистичные или пессимистичные Зачитайте финал сказки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"
Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...
Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.
Разработка вводного урока литературы в 8 классе....
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"
Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"...
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
- Мне нравится (1)