конспект урока литературы
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Михайлова Алла Александровна

в данной работе глубже рассматриваются взгляды толстого

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Религиозно – философские  взгляды  Л. Н. Толстого

                                 в  повести «Смерть  Ивана  Ильича»  1886  год.

                                 Сказка  Ии  «Жемчужное  ожерелье»  1998  год.

Цель:  1. Помочь  учащимся  познакомиться  с  философско-религиозной  концепцией   позднего 

               Толстого; подтвердить ее аспекты примерами текста, особенностями сюжета.

          2. Способствовать  возникновению  особого  образа  читательского  бытия; формированию

             читательской  культуры; совершенствовать  умение  проводить  литературные,    исторические, культурологические  и  жизненные  параллели, оттачивать  монологическую   речь  учащихся.

         3.  Способствовать высвобождению высшего творческого потенциала каждого ученика.   Оборудование:  Аудиозапись  «Музыка  для  релаксации».  Сборник.

Эпиграф: Степень страха, который мы испытываем перед смертью, есть показатель степени истинности понимания нами жизни. Чем меньше страха смерти, тем больше свободы, спокойствия, сознания могущества духа и радости жизни. При полном освобождении от этого страха должно быть полное, ничем ненарушимое спокойствие.

Л. Толстой

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Психофизиологическая  подготовка  к  восприятию новой   учебной   информации.   5мин

- Примите   удобное  положение,  вспомните   что-то  приятное,   радостное  для  вас. Что-то,  что  вызывает  у  вас  улыбку  и  хорошее  настроение.  Настройтесь  на  волну  отдыха... Расслабьте   своё  тело...  Почувствуйте, как напряженность мышц  лица  исчезает,  и  ей  на  смену  приходят  умиротворение и  покой.  Ощутите   расслабленность  всего  тела, почувствуйте,  как  волны  релаксации  охватывают  его.

-Перенеситесь  мысленно  в  пространство  отдыха - любое  место,  где  вы  
можете  расслабиться
  и  отдохнуть, быть  самим собой,  вести  себя   так,   как  хочется.

-Посмотрите,  какие  предметы  вас  окружают?  Ощутите   запахи  этого   места,  вглядитесь  в  краски   вокруг  вас... Какие  звуки  сопровождают   вас  там?   Делайте  там  все,  что захотите... А  теперь   посмотрите  на  себя.  Как   вы  выглядите,  когда  вас  ничто  не  заботит  и  не   тревожит? Запомните   этот  образ,  если  он   вам  понравился.   Полюбуйтесь  им.  Поблагодарите  образ  и  ваше  место  покоя. 
- Представьте  себе,  что  вы  находитесь  на  большом   лугу  на  рассвете. Жаркий  летний  день еще  не  наступил,  поэтому  в  воздухе веет  прохладой. Оглянитесь  вокруг... Отсырела  земля,  запотели листья, кое-где стали  раздаваться  живые  звуки,  голоса  и  жидкий  ранний  ветерок  уже  пошел  бродить  и  порхать  над  землею. Почувствуйте,  что  ваше  тело  отвечает  ему  легкой  веселой  дрожью. Все  зашевелилось,  проснулось,  запело,  зашумело,  заговорило.  Всюду  лучистыми  алмазами   зарделись  крупные  капли  росы.

Учащиеся в состоянии релаксации, работают методом визуализации.

2.Представление  новой  информации по теме урока.

    Всмотритесь  в  каплю  росы,  которая  лежит  на  месте... Какая  она?  Какой  формы,  размера?  Представьте,  что  это  капля  надежды, которой  тешил  себе  Иван  Ильич  перед  смертью.  А  может  быть,  это слезинка  или  жемчужина,  упавшая  из  глаз  сына  Ивана  Ильича. Всмотритесь  в  эту  каплю,  почувствуйте  ее  метафизику. Представьте,  что эта капля  знает  тайну  смерти  Ивана Ильича,  знает  философско-религиозную  концепцию  позднего  Толстого,   попросите  каплю  раскрыть  её.  Прислушайтесь  к  тихой  мелодии  этого  рассказа.    

       Религиозная  концепция  позднего  Толстого  сформировалась  в  конце 70-х  годов. В  это  время  у  Толстого  случается   духовный  кризис, кризис  философский,   выразившийся   в  том,  что  писатель  открывает Бога  в  себе, с  ним   происходит   религиозное   превращение.  


 Толстой определил свой путь к  Богу  как  состоящий  из  4-х этапов  жизни.                                                                                                                         1.Детство – период  интуитивного  знания  истин.

2.«Жизнь как все» -это очень длительный период сознательной жизни, когда человек научается  лжи, живет по нормам. Но некоторые, живя «как все», попадают в катастрофу…Так случается, например, с Иваном Ильичом.  Мир, как считает Толстой, таков, что человек  проживает свою жизнь в ситуации  эгоизма, во тьме незнания истины, в лицемерии, но в жизни каждого наступает момент, когда человек понимает, что эта суета не должна стать его состоянием.

3.Этап - приближение смерти и животный страх перед ней, когда смерть видится человеку как темное расширяющееся пятно, в это время приближающаяся смерть становится  публичным  зрелищем  для  всех .                                          
4.
Этап - предсмертный, это период сознательного понимания смысла жизни, время, когда человек через боль и страдания вновь обретает истину    и  умирает.                                                                                                                                        
Вглядитесь в каплю, она поведает вам, что настоящая жизнь для Толстого заключается в труде, поэтому  писатель обратился к жизни крестьян. В труде и простоте жизни он увидел  выход  из катастрофы  эгоизма. Поэтому Толстой отказался  от  наук,  перечеркнул опыт жизни  людей своего круга, т.к. они бояться  смерти. Крестьянское же мироощущение и духовность помогает воспринимать смерть  как жизнь, только другую. Смерть для крестьян- последняя  тяжелая  работа,  которую  надо  сделать  хорошо.

Рождение ребенка - тяжелый труд, но радостный для всех. Смерть человека, по мнению Толстого, такая же трудная и большая работа, в которой нужно помогать человеку, как Герасим помогает И.И.  Это так же естественно, как ухаживать за ребенком. Вот почему и рождение, и смерть всегда мучительные физические состояния,  которые  человек  проходит  в  одиночку. В этой ситуации многие люди, как считает Толстой, выбирают выход неведения. Неведение - как бы незнание своей смертности, когда люди думают, что с ними этого не произойдет, и радуются, когда осознают, что умер кто-то, а не он.

Таким образом, в 1 части повести как бы преображается  факт смерти, она  не принимается  всерьез.

    Переместите   внутренний   взор  на   другую  плоскость  капли, и  она поведает  вам,  что  во  2  части   повести   происходит   процесс   духовного  прозрения  И.И, который  похож  на  сюжет  прозрения  мифологического  прозрения  царя  Эдипа.

  Вспомните,  что   Эдип  -  ложный   мудрец,   который,  поняв  свою  внутреннюю слепоту, выколол себе глаза. Вдумайтесь, ведь у И.И.   происходит  узнавание    себя,    своей    человечности,    своей   смертности.  Этому  познанию сопутствует  страх - важнейший  мотив  повести.  Этот  страх  И.И. исчезает лишь  в  финале 

   Посмотрите  на  каплю  и  попросите  ее  раскрыть  последнюю  часть повести. Здесь смерть  является  сильной  финальной  позицией.  Ведь  она описана  как трудный путь через узкое пространство, как бы  игольное ушко,  в  труд,  в  тоннель.

  Поразительно точно, по мнению медиков, Толстой описывает предсмертную агонию человека. Иван  Ильич  страшно  мучается,  не  может  пройти  через «черную дыру смерти», ему кажется, что он  в поезде и едет в обратную сторону.

Но  вот  находится  помощник-проводник  через  узкий  тоннель - сын  Ивана  Ильича,  гимназист  Васенька.  Иван  Ильич  чувствует  его  слезы,  как  бы «растапливается»  и  проталкивается  в « дыру» смерти.  Таким  образом,  смерть в позднем  творчестве Толстого является моделью  истинного существования. Герои редко живут по истине, их прозрение  наступает лишь в финале, когда ничего нельзя изменить, но радостное, светлое изменение  происходит – это  переход  героя  в новое  состояние.

    А   теперь  посмотрите  в последний раз на каплю - этот прекрасный говорящий  образ... Пошлите  ей  свою  искреннюю   благодарность.                                

Попрощайтесь с ним и поблагодарите                                                его.

3.Подготовка к  выходу  из релаксации

Ощутите  свое  тело,  почувствуйте   

тонус  мышц,  пошевелите   пальцами   рук   и   ног.   Сделайте   глубокий   вдох  и  откройте   глаза.

Учащиеся  обретают двигательный  тонус  в мышцах,  появляется желание    выхода   из  релаксации.

4. Обмен впечатлениями  о релаксации

-   Расскажите  о  своем  луге,  своей  капле  и  о  том, как  вы  получили  от  нее  информацию.

Учащиеся   рассказывают по  одному  или  перебивая   друг  друга.

5. Зарисовка  абриса (контура  капли)

- Зарисуйте  контур  капли,  как  ее  видит  каждый. Размер  рисунка – полный   разворот   страницы.

Учащиеся   рисуют   в тетрадях.   Активируют память.  Закрепляется образ   через  двигательную  функцию руки.

6.

Восстановление информации, полученной   от капли.

-Давайте   вспомним    информацию,  полненную  от  капли  в  деталях.                 - Кто  может   дополнить,   уточнить?

Учащиеся   хором, наперебой   вспоминают  то,  что запомнили.

7. Учитель             предлагает  рассмотреть                образон  и  сверяет свои  записи  с записями   учеников, вносит   исправления.

- Сравним   информацию  на   образоне   и  ту,  которую   вы   разместили   в  тетради. Дополним   то,   что  вы  упустили.

Учащиеся   сверяют информацию  на  образоне   и   в   своей тетради,   дополняют   и уточняют   ее.

8.Беседа   по    вопросам.                  

-Толстой  считал,  что  детство - период интуитивного  знания  истины. Приведите  примеры  текста, подтверждающие  это.

Учащиеся  работают  по  тексту  повести

-Приведите  примеры  жизни  Ивана Ильича  «как все».

Эгоизм, лицемерие, потеря истины.

-Приведите  примеры  ложной  жизни богатых.

- Найдите  момент,  когда  Иван  Ильич понимает,  что  такая  жизнь  не  может быть  его состоянием?

- Считаете  ли  вы.  что  смерть  Ивана  Ильича  превращается  в публичное  зрелище?

- Как  ведут  себя  Шварц  и  Петр Иванович  в  комнате   умершего?

Сила  инерции  жизни такова,  что  смерть  не выводит   нас  из  ложного существования,  Петр Иванович  смотрит  на Ивана  Ильича  как  на друга, а  не  как  на труп. Высокая  тема  смерти. Шварц - черный,  черт, подмигивает,  играет  в карты,  не  хочет принимать  смерть всерьёз.

-  Зачитайте,   как происходит  у  Ивана   Ильича  узнавание  себя?

Узнавание  себя  - узнавание своей  человечности,  своей смертности.   Только  тот,  кто понял  свою  смертность,  понял  жизнь.

- Зачитайте  описание  трудного  движения Ивана   Ильича  к  смерти. Почему  он  не  может пройти  через  черную  дыру  смерти?

Его  не  пускают,  ему кажется,  что  он  в  поезде. Поезд  жизни  едет  на конечную  станцию,  находит проводника – сына  Васеньку.

- Толстой  считает,  что  Иван  Ильич переживает  катастрофу  эгоизма.  Докажите, что  выход,  который  он  нашел  для  себя - неведение?

Ощущение ,  что  умрут другие.

- Согласны  ли  вы,  что  эпизод  «прозрения» Ивана  Ильича  похож  на  мифологический  сюжет  об  Эдипе.  В  чем  это  сходство?

- Можно  ли  согласиться,  что  Иван  Ильич совершает  странную  работу,  мучаясь вопросами  за  что?  Почему мне?

- Найдите  момент,  когда  у  Ивана  Ильича исчезает  страх.

- Страх  Ивана  Ильича  исчезает  благодаря   помощникам – сакральным   заступникам.  Кто  в  повети   является   сакральным   заступником?

9. Учитель предлагает           обсудить  сказку Ии  «Жемчужное ожерелье»

Давайте    зачитаем   предисловие   к   сказке  «Жемчужное ожерелье»  и  ответим  на  вопрос:  есть  ли  сходство  в  героях  этих  произведений  и  идее  самих   произведений?

Учащиеся   наперебой обсуждают   оба произведения,   делятся смысловыми   и философскими   параллелями, возникшими   у   них.

10. Обсуждение эпиграфа  урока.

- Как  вы  поняли  смысл  эпиграфа.

- В  финале  сказки  у  устрицы  после  смерти осталась  жемчужина - капля,  а  осталось  ли что-то  у  Ивана  Ильича?

11. Подведение итогов  урока.

- Как   вы   восприняли  оба  произведения – как  оптимистичные  или  пессимистичные

Зачитайте финал сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....