Судьба человека в годы ВОв
методическая разработка по литературе по теме
Урок внеклассного чтения по повестям Б.Васильева «А зори здесь тихие» и В.Кондратьева «Сашка»
Вид: устный журнал.
Цель: вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.
Задачи:
1)проследить судьбы людей, познавших войну;
2)помочь ученикам понять и оценить поступки героев и выражать своё отношение к ним;
3)воспитывать высокие патриотические качества.
Оборудование: презентация, ТСО.
Подготовительная работа: прочитать повести, подготовиться к ответам на вопросы, сценка, сообщение учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sudba_cheloveka_v_gody_vov.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Судьба человека в годы войны.
Урок внеклассного чтения по повестям Б.Васильева «А зори здесь тихие» и В.Кондратьева «Сашка»
Вид: устный журнал.
Цель: вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.
Задачи:
1)проследить судьбы людей, познавших войну;
2)помочь ученикам понять и оценить поступки героев и выражать своё отношение к ним;
3)воспитывать высокие патриотические качества.
Оборудование: презентация, ТСО.
Подготовительная работа: прочитать повести, подготовиться к ответам на вопросы, сценка, сообщение учащихся.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-«Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, твёрже характером и сильнее разумом… Патриотизм – страстное до ярости чувство своей огромной Родины, за которую человек готов драться и отдать жизнь», - эти слова замечательного русского писателя В.Пикуля мы взяли эпиграфом к нашему устному журналу «Судьба человека в годы войны».
II.Формирование ЗУН.
1 страница.
1 ученик читает стихотворение.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
2 страница.
-Слово «война» женского рода. Но «У войны не женское лицо». Так мы назвали следующую страницу устного журнала. Женщина на войне…Велика роль женщины на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых. Организовались отдельные женские батальоны. Девушкам – бойцам сурового времени посвящаем мы первую страницу. Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин – это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…
2 ученик.
Время действия повести – май 1942 года. Место – неведомый 171-й разъезд. На тихом разъезде несут службу бойцы зенитно-пулемётного батальона. Эти бойцы – девушки. Преследуя вражеских диверсантов в лесу, девушки во главе с Васковым вступают в неравный бой с фашистами: шестеро против шестнадцати. Девушек было всего пятеро: Маргарита Осянина, Евгения Комелькова, Елизавета Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич.
(Инсценировка отрывка из повести)
-У нас была очень дружная и очень большая семья. А ещё в университете я донашивала платья, перешитые из платьев сестёр. А потом надела форму. И сапоги на два размера больше.
-После споём с тобой, Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споём, - сказал мне старшина.
-А я из детдома. И фамилию мне такую дали Четвертак, потому что меньше ростом вышла…
-Женька, совсем ты голову заморочила лейтенанту Сергейчуку…- ругал меня папа. – Счастливое было время, весёлое.
-А у меня немцам свой счёт имеется.
3 ученик.
-Соня Гурвич погибла от ножа немецкого диверсанта, когда побежала за кисетом старшины Васкова.
-Галя Четвертак, не выдержав напряжения боя, бросилась бежать, и была убита.
-Лиза Бричкина утонула в болоте, когда торопилась выполнить приказ Васкова.
-Женя Комелькова ценой собственной жизни пыталась спасти Риту.
-Смертельно раненая Рита Осянина застрелилась, не желая попасть в плен к немцам.
(видеофрагмент из фильма «А зори здесь тихие…»)
-Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.
-Ребята, можно ли назвать героической гибель каждой из девушек? (Смерть всех девчат потрясла нас, защемило сердце о каждой. Каждая из них могла жить, воспитывать детей, приносить радость людям. Они, женщины, не требуя никаких скидок для себя и не думая о них, делают всё, чтобы остановить врага. И ради этого не жалеют жизни своей.)
-Эта небольшая повесть не может оставить равнодушным ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась народу победа.
(Слушание песни «Журавли» Ян Френкеля, стихи Расула Гамзатова)
-Есть в наших людях черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлую годину легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был просто человек, а потребовалось от него быть героем – он им становился.
Следующая страница журнала называется «История одного солдата». Мы с вами говорили о судьбе женщин в годы войны. А сейчас, давайте же поговорим о мужчинах. А точнее о Сашке из повести Вячеслава Кондратьева «Сашка».
4 ученик.
В одном интервью Вячеслав Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалось в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». Непростой, извилистый путь писателя к «Сашке». Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода. Жадно читал он военную прозу, но «тщетно искал и не находил в ней своей войны», хотя война была одна. Понял, что «о своей войне рассказать могу только я сам. И должен рассказать».
-Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали в повести «Сашка». Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? (На войне не только двух месяцев, но и одного дня очень много. Каждый день и каждый час приносит жертвы и потери).
-Давайте рассмотрим быт войны и порассуждаем, почему же Кондратьев так конкретно его описывает?
(Просмотр иллюстрации с изображением военного быта)
-Как показан военный быт в повести? (непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками).
-Так зачем же Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны? (Он хочет показать своим читателям, что несёт с собой война. Как люди остаются людьми в этой страшной войне)
-Теперь, давайте вспомним эпизод пленения немца.
-В одном эпизоде Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять. Каким мы видим Сашку в этом эпизоде? (Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив, на все события имеет свою точку зрения. Мы ценим в Сашке огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог .)
-Почему же Сашка всё-таки не выполнил приказ и не убил немца? Это ведь немыслимо – неподчинение в армии. (Сашка хотел остаться человеком. Ведь он обещал. Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовно чище).
-«История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности - солдатской». Представьте себе, что у каждого солдата была такая же история, такая же судьба.
(песня «День победы» - фон)
III.Итоги урока.
-Закончилась самая страшная в истории человечества война. Война – это погибшие молодые жизни, непрожитые великие биографии, несбывшиеся надежды, невесты, не ставшие жёнами.
-Скажите, чем похожи эти произведения? (Тем, что и в первом, и во втором описывается судьба человека в годы войны.)
-В первой повести раскрывается судьба женщины в годы войны, а во второй – судьба мужчины. А судьбы похожи? (Да. Всем было трудно, все страдали и рвались к победе).
-Мы перевернули последнюю страницу нашего устного журнала. Надеюсь, вы не остались равнодушными по отношению к тому, о чём мы беседовали. Мы должны помнить всегда, какой ценой досталась нам победа.
(Исполнение под гитару песни «У деревни Крюково», слова С.Островского, музыка М.Фрадкина)
IV.Домашняя работа.
-Написать сочинение на военную тематику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"
Методическая разработка интегрированного урока Тема: «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...
Судьба человека в годы войны.
Урок внеклассного чтения по повестям Б.Васильева "А зори здесь тихие" и В.Кондратьева "Сашка". Урок в виде устного журнала. Цель урока: вызвать у учащихся размышления о прочитанном, переживания, душев...
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
УРОК-презентация на тему "Судьба человека в годы войны"(По стихотворению М.В Исаковского "Враги сожгли родную хату" и по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")...
Конспект урока по родной литературе (русской) в 9 классе «Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны» (по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления»)
Конспект урока по родной литературе (русской)в 9 классе«Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны»(по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления&ra...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны
Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказы...