Рабочая программа по литературе 10 класс.
рабочая программа (литература, 10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_10_kl._3_chasa_v_nedelyu.docx | 46.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МОБУ СОШ № 38 /Монченко Е.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель: Контарева С.А..
Предмет: литература
Класс: 10
Образовательная область: филология
Учебный год: 2013-2014
1. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
№ п/п | Нормативные документы |
1 | Конституция РФ |
2 | Закон РФ об «Об образовании». |
3 | Национальная доктрина развития образования. |
4 | Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. |
5 | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования. |
6 | Программа по литературе для образовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2007 |
7 | Обязательный минимум содержания образования по литературе |
2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Программой образовательных учреждений по литературе под ред. В.Я.Коровиной, обязательным минимумом содержания основного общего образования по предмету «Литература» и рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения по литературе, предназначена для преподавания на профильном физико-математическом уровне, что определяет специфику изучения литературы на этом уровне:
- изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса;
- систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы;
- позволяет учащимся достаточно разносторонне осознать диалог классической и современной литературы;
- курс стоится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений;
- решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Назначение программы:
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Цели обучения литературе:
Изучение литературы в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
- Цели
Задачи организации учебной деятельности:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
- познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
- практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
- эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
- развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя
Специфика предмета:
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений
3. Структура курса
№ | Модуль (тема) | Кол-во часов |
1. | Введение в курс | 2 |
2. | А.А.Пушкин | 11 |
3. | М.Ю.Лермонтов | 9 |
4. | Н.В.Гоголь | 9 |
5. | Русская литература 2-й пол. XIX в. | 1 |
6. | И.А.Гончаров | 4 |
7. | А.Н.Островский | 6 |
8. | И.С.Тургенев | 8 |
9. | Ф.И.Тютчев | 3 |
10. | А.А.Фет | 2 |
11. | А.К.Толстой | 1 |
12. | Н.А.Некрасов | 8 |
13. | М.Е.Салтыков-Щедрин | 3 |
14. | Л.Н.Толстой | 11 |
15. | Ф.М.Достоевский | 7 |
16. | Н.С.Лесков | 2 |
17. | А.П.Чехов | 8 |
18 | Литература народов мира | 3 |
19. | Итоги | 1 |
20. | Резерв | 3 |
Итого: | 102 часа |
Контроль реализации
№ | Модуль (тема) | Тип контроля |
1. | Введение в курс | тест |
2. | А.А.Пушкин | ДС КС |
3. | М.Ю.Лермонтов | ДС ПР КС |
4. | Н.В.Гоголь | КС |
5. | Русская литература 2-й пол. XIX в. | |
6. | И.А.Гончаров | |
7. | А.Н.Островский | ДС |
8. | И.С.Тургенев | ДС З\Ч |
9. | Ф.И.Тютчев | ПР |
10. | А.А.Фет | ДС |
11. | А.К.Толстой | |
12. | Н.А.Некрасов | ДС |
13. | М.Е.Салтыков-Щедрин | |
14. | Л.Н.Толстой | ДС |
15. | Ф.М.Достоевский | ДС |
16. | Н.С.Лесков | |
17. | А.П.Чехов | З\Ч |
18 | Литература народов мира |
4. Календарно-тематическое планирование (3 часа в неделю)
№ | дата | Тема | Цели | Круг чтения | Теория литературы |
1- 2. Т |
| Вводный урок. Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литература XIX в. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Познакомить с особенностями русской литературы 18-19 вв. Развивать понятие о классицизме, сентиментализме и романтизме в русской литературе. | Обзор литературы, прочитанной за лето. | Романтизм и реализм в русской литературе 19 в., их развитие и взаимодействие. |
3. | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. | Познакомить с биографией поэта, раскрыть своеобразие пушкинской эпохи. Учить анализу лирического произведения. | «Пора, мой друг, пора!..» «Элегия», «Вновь я посетил…», «Деревня» | Изобразительно-выразительные средства языка. | |
4 | Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. Трагизм мировосприятия и его преодоление. | Помочь разобраться в особенности пушкинского лирического героя, увидеть отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. | «Погасло дневное светило», «Демон», «Подражания Корану» (IX) | Лирический герой | |
5. | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | Упорядочить знания уч-ся об одной из основных в творчестве Пушкина тем; закрепить навыки анализа стихотворного текста. | «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | Тропы и фигуры речи | |
6. | Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. | Показать гуманизм лирики Пушкина, национально-историческое и общечеловеческое ее содержание. | «Из Пиндемонти», «Свободы сеятель пустынный», «Вольность» | Проблематика | |
7. Д/С | Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. | Определить понятие «философская лирика»; выявить философские проблемы , над которыми размышляет Пушкин. | «Брожу ли я вдоль улиц шумных..», «Элегия», «Вновь я посетил..», «Отцы пустынники и жены непорочны..» | философская лирика | |
8. | Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека». | Познакомить с содержанием поэмы. Раскрыть своеобразие жанра и композиции произведения. | «Медный всадник» | Поэма. Композиция. | |
9. | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика Пушкинских взглядов на историю России. | Помочь разобраться, как решается проблема власти в поэме. | «Медный всадник» | Развитие реализма в поэме | |
10-11 | А.С.Пушкин. «Борис Годунов» как историческая драма. | Раскрыть нравственную проблематику трагедии. Помочь разобраться в композиции трагедии , обратить внимание учащихся на язык и особенности стиха. | «Борис Годунов» | Особенности драматического рода литературы. Проблема историзма в трагедии | |
12- 13. К/С | Классное сочинение по творчеству Пушкина. | Развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовывать текст композиционно. | |||
14 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм в творчестве поэта. | Раскрыть глубину, богатство поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы. Показать характерные особенности стихов о поэте и поэзии. | «Нет, я на Байрон», | Анализ лирического произведения. Реалистическое и романтическое начало в творчестве Лермонтова. | |
15 | Молитва как жанр в лирике Лермонтова. | Раскрыть основные настроения лирического героя стихотворений этого жанра: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в мир иной или к иной светлой жизни. | «Молитва» | Лирический герой | |
16. | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. | Расширить знания учащихся о лирическом герое. Понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова. | «Валерик», «Сон», «Завещание» | Лирический герой | |
17. | Философские мотивы лирики Лермонтова. Мечта о гармоническом и прекрасном в мире человеческих отношений. | Определить понятие «философская лирика»; выявить философские проблемы , над которыми размышляет Лермонтов. | «Как часто пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу» | Анализ лирического произведения | |
18-19. Д/С | Адресаты любовной лирики Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению. | Развитие понятия лирического героя. Проследить мотив одиночества в стихотворениях Лермонтова. | «Ни«Нищий» «Поэт», «Пророк демон» | Реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. | |
20. П/Р | Практическая работа «Анализ стихотворения Лермонтова». | Проверить умение самостоятельно анализировать поэтический текст. | |||
21-22. К/С | Классное сочинение по творчеству Лермонтова. | Развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовывать текст композиционно. | |||
23-24. | Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя. Романтические произведения. Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород» | Открыть своеобразие Н. В. Гоголя как писателя и человека. Понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно воспринимались современниками. | «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» | Философско-нравственная проблематика творчества Гоголя. | |
25. | «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | Показать судьбу «маленького человека» в джунглях города. Помочь увидеть сатиру на страницах трагической повести. | «Петербургские повести» | Образ автора на страницах повести | |
26. | Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Обучение анализу эпизода. | Выявить приемы создания сатирического на страницах повести. Раскрыть отношение писателя к современной ему действительности. | «Невский проспект» | Художественная условность | |
27. | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | Помочь понять образ главного героя. Понять, как решает тему «маленького человека» Гоголь. | «Невский проспект» | Образ-символ | |
28-29. | Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике. | Познакомить с содержанием повести; определить ее место в сборнике. | «Портрет» | Сочетание реальности и фантастики, лирики и сатиры, трагедийности и комизма. | |
30-31 К/С | Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя. | Развивать умение строить письменное продуктивное высказывание, цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовывать текст композиционно. | |||
32. | Русская литература 2-й половины 19 века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. | Дать обзор русской литературы 2-й пол.19 в., общественно-политической ситуации в стране, показать основные тенденции в развитии реалистической литературы. | |||
33. | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии. Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. | Знакомство с биографией писателя и основными вехами его творчества. Дать общий обзор трех романов. | «Обломов» | Обобщение в литературе Проблематика | |
34. | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. | Раскрыть сущность характера героя, его мироощущение Помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой. | «Обломов» | Типичное явление в литературе | |
35. | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | Раскрыть авторскую позицию и способы ее выражения, рассмотреть роль женских образов в развитии сюжета. | «Обломов» | Типическое как проявление общего через индивидуальное | |
36. | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. | Учить работать с критической литературой. Развивать умение конспектировать. | Добролюбов «Что такое обломовщина?», Писарев «Обломов». | Литературная критика | |
37. | А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра». | Раскрыть роль Островского в развитии русской драматургии и театра; рассказать о жизни и тв-ве драматурга. | «Гроза», Пьесы Островского | Биография писателя Комедия, драма, трагедия. | |
38-39. | Драма «Гроза» История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия. | Познакомить с историей создания песы. Раскрыть идейно-художественное своеобразие, жизненные позиции героев, душевную трагедию Катерины. | «Гроза» | Драматургический конфликт | |
40. | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | Проанализировать созданный автором образ городка Калинова и его жителей. | «Гроза» | Приемы создания образов в драматич. произведении | |
41. | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. | Проанализировать образ героини, понять, почему Катерина решилась на самоубийство. | «Гроза» | Проблематика | |
42. Д/С | Споры критиков вокруг драмы «Гроза» Домашнее сочинение по драме Островского «Гроза» | Учить работать с критической литературой. Развивать умение конспектировать. | Добролюбов «Луч света в темном царстве», Григорьев «После «Грозы» Островского» | Литературная критика | |
43. | Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева. «Записки охотника» и их место в русской литературе. | Познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу. | «Записки охотника | Понятие цикла в литературе, углубление понятия о романе | |
44. | И.С.Тургенев – создатель русского романа. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». | Проследить, как эпоха отражается в романе. Раскрыть идейно-художественное своеобразие романа. | «Отцы и дети» | Философские позиции героев романа и автора. | |
45. | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. | Развивать навыки работы с текстом, проанализировать образы главных героев. Рассмотреть взаимоотношения Базарова с Кирсановым. | «Отцы и дети» | Основной конфликт романа. | |
46. | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | ||||
47. | Любовь в романе «Отцы и дети». Базаров и Одинцова. | Раскрыть суть отношений героев, понять, что хотел сказать автор, испытывая главного героя любовью к женщине. | «Отцы и дети» | Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа. | |
48-49. Д/С | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа. Подготовка к домашнему сочинению. | Учить работать с критической литературой. Развивать умение конспектировать. | Антонович «Асмодей нашего времени», Писарев «Базаров" | Средства создания образов героев. | |
50. З/Ч | Зачетная работа по пройденным темам. | Проверить уровень усвоения изученных тем, спланировать повторение по восстановлению пробелов. | |||
51. | Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике поэта. | Познакомить с особенностями русской поэзии 2-й половины 19 в. Обратить внимание на художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха Тютчева. Развивать эстетический вкус. | «Silenium», «Не то, что мните вы, природа..», «Еще земли печален вид..» «Как хорошо ты, о море ночное..», «Природа – сфинск…» | Углубление понятия о лирике; Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. | |
52. | Человек и история в лирике Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. | Раскрыть понятие лирического фрагмента как основного жанра тютчевской поэзии; мифологизмы, архаизмы как признак монументального стиля грандиозных творений | «Нам не дано предугадать», «Умом Россию ...», «Эти бедные селенья…» | Понятие лирического героя Стихотворный размер, виды рифмы, тропы, фигуры. | |
53. П/Р | Любовная лирика Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». | Учить анализу лирического произведения. Любовь у Тютчева как стихийная сила, «как поединок роковой» | «К. Б» («Я встретил вас..) «О, как убийственно мы любим..» | Композиция лирического стихотворения | |
54. | А.А.Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | Учить анализу лирического произведения. Развивать эстетический вкус, обращая внимание учащихся на сочетание удивительной конкретности и точности в передаче картин природы, оттенков чувств. | «Это утро, радость эта…», «Летний вечер тих и ясен», «Еще весны душистой нега», «Даль», «Я пришел к тебе с приветом..», «Заря прощается с землею» | Теория «чистого искусства» | |
55. Д/С | Любовная лирика Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. | Раскрыть своеобразие художественного мира А.К. Толстого. Учить анализу лирического произведения. | «Сияла ночь», «Шепот, робкое дыханье..», «Певице» | Импрессионизм поэзии Фета | |
56. | А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. | Знакомство с биографией и творческим стилем поэта «мести и печали». Показать гражданственность лирики, обостренную правдивость и драматизм в изображении жизни народа. | «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре..», «Против течения», «Государь ты наш батюшка..» | Влияние фольклора и романтической традиции на поэзию | |
57. | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. | Изображение города и деревни в лирике Некрасова. Художественные открытия поэта, простота и доступность стиха, близость к строю народной речи. | «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной..», «Надрывается сердце от муки..» | Гражданственность лирики | |
58. | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. | Знакомство с творческим стилем поэта, прозаизацией лирики, усилением роли сюжетного начала. | «Умру я скоро..», «Блажен незлобливый поэт». «Рыцарь на час» | ||
59. | Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. | Раскрыть своеобразие темы поэта и поэзии в творчестве Некрасова: настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. | «Вчерашний день, часу в шестом», «Элегия», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба», «Поэт и Гражданин» | Средства выразительности речи | |
60. | Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. | Раскрыть психологизм и бытовую конкретизацию любовной лирики Некрасова. | «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Тройка», «Внимая ужасам войны» | Анализ лирического произведения | |
61. | Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. | Познакомить с историей создания поэмы, особенностями композиции (путешествие как прием организации повествования). | «Кому на Руси жить хорошо» (главы «Поп», «Пролог», «Сельская ярмонка») | Фольклоризм художественной литературы. | |
62. | Образы крестьян и помещиков в поэме Дореформенная и пореформенная Россия в поэме Тема социального и духовного рабства | Обратить внимание на мастерство изображения поэтом жизни России, разных слоев общества («люди холопского звания», «народные заступники», сатирические образы помещиков). | «Кому на Руси жить хорошо» | Тематика, проблематика | |
63. | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | Показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью. Проанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гриши с правдоискателями. | «Кому на Руси жить хорошо» | Идейная позиция автора | |
64. Д/С | Особенности языка поэмы. Фольклорное начало в поэме. Подготовка к домашнему сочинению. | Познакомиться со стихотворениями из сборника «Осетинская лира». Рассмотреть изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы | Стихотворения из сборника «Осетинская лира» | Стихотворный перевод | |
65. | М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество Проблематика и поэтика сказок. | Раскрыть проблематику сказок: сказки как сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. | «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь» | Понятие об условности в искусстве | |
66-67. | Обзор романа Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция. Образы градоначальников.. | Проследить, как перекликаются в произведении события и герои с фактами российской истории. Показать, как в произведении решается тема народа и власти, как автор изображает терпеливость и бесправие народа. | «История одного города» | Гротеск, алогизм, сарказм, ирония, гипербола. | |
68. | Л.Н.Толстой Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. | Познакомить с биографией и мировоззрением писателя. Дать представление о начале творческой деятельности. | «История одного города» | Эзопов язык, гротеск. | |
69. | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Толстого. | . Отметить военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя | «Севастопольские рассказы» | Автобиографическая трилогия | |
70. | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. | Познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие. | «Война и мир» | Роман-эпопея | |
71-72. | Духовные искания А.Болконского и П.Безухова. | Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни. | «Война и мир» | ||
73. | Женские образа в романе «Война и мир» | Проследить судьбы любимых героинь Толстого – Наташи Ростовой и княжны Марьи Болконской. | «Война и мир» | Сопоставление и контраст как основной композицион- ный принцип романа. | |
74. | Семья Ростовых и семья Болконских | На примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни. Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев. | «Война и мир» | Сопоставление и контраст как основной композицион- ный принцип романа. | |
75. | Тема народа в романе «Война и мир» | «Дубина народной войны»-партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Значение образа Платона Каратаева. | «Война и мир» | Исторические личности и вымышленные персонажи в их взаимодействии. | |
76. | Кутузов и Наполеон. | Раскрыть образы Кутузова и Наполеона . Проследить, в чем смысл их резкого противопоставления. | «Война и мир» | История на страницах художественного произведения. | |
77-78. Д/С | Проблемы истинного и ложного в романе. Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению. | Выявить идейно-художественные особенности изображения войны. | |||
79. | Ф. М. Достоевский. Этапы жизни и творчества. Идейные и эстетические взгляды. | Познакомить с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества. Показать, как в романе создан образ тупика, в котором оказались герои. Подвести к осмыслению главного конфликта романа. | «Преступление и наказание» | Полифонизм романов Достоевского. | |
80. | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. | Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления. | «Преступление и наказание» | Нравственно-психологический, идеологический роман. | |
81. | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова. | «Преступление и наказание» | Анализ эпизода | |
82-83. | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | Рассмотреть образ Сонечки Мармеладовой. Осмыслить последние страницы романа. | «Преступление и наказание» | Философский роман | |
84. | «Двойники» Раскольникова. | Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Р.Раскольникова. | «Преступление и наказание» | Приемы и способы создания образа | |
85. Д/С | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога. | Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; выяснить роль эпилога. | «Преступление и наказание» | Композиция романа | |
86. | Н.С.Лесков Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести. Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. | Познакомить с этапами биографии и творчества писателя. Раскрыть особенности художественного мира Лескова как писателя-сатирика. | «Очарованный странник» | Формы повествования. Проблема сказа. | |
87. | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. | Познакомить с основными мотивами произведения: самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость. | «Тупейный художник» | Понятие стилизации | |
88. | А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 гг. «Человек в футляре» | Биография писателя. Своеобразие тематики и стиля рассказов зрелого Чехова. | «Человек в футляре» | Своеобразие тематики и стиля | |
89. | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. | Раскрыть многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова, конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего | «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | Углубления понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика (открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь). | |
90. | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности . | «Ионыч» | Деталь художественная | |
91. | Особенности драматургии Чехова. | Проследить, как решается тема «маленького человека» А. П. Чеховым | Роль подтекста. | ||
92-93. | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | Дать общую характеристику драматургического творчества Чехова. Показать: «Вишневый сад» - одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. | «Вишневый сад» | Лирическая комедия | |
94. | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля. | Выяснить своеобразие конфликта комедии, рассмотреть особенности сюжетного построения пьесы. | «Вишневый сад» | Композиция | |
95. З/Ч | Зачетная работа за II полугодие. | Рассмотреть систему образов пьесы, выяснить способы создания образов персонажей, проанализировать художественную природу главного образа пьесы. | Символический образ вишневого сада | ||
96 | К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности. | Рассмотреть способы организации сценического действия в пьесе, объяснить понятие «подтекст» и показать способы его создания. | «Осетинская лира» | ||
97-98. | «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г.Ибсен. «Кукольный дом». А.Рембо. «Пьяный корабль» (выбор) | Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. Образ героини. Вопрос о правах женщины. Пафос отрицания устоявшихся норм. Символические образы в стихотворении. | Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г.Ибсен. «Кукольный дом». А.Рембо. «Пьяный корабль» (на выбор) | Тонкость психологического анализа. Своеобразие «драм идей» как социально-психологических драм. Психологизм | |
99. | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы. | ||||
100-102. | Резервный урок |
VI. Информационно-методическое обеспечение.
№ | Авторы учебника | Название | Год издания | Издательство |
1. | Ю.В.Лебедев | Русская литература XIX века 10 1,2 части | 2007 | Просвещение |
Дополнительная литература
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. | И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова | Поурочные разработки по литературе | 2005 | Москва «ВАКО» |
2. | Г.Г.Красухина | Я иду на урок литературы 10 класс | 2000 | Москва «Первое сентября» |
3 | В.Ф.Чертов | Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы XIX века 10 класс | 1999 | Просвещение |
4. | А.А.Жук | Русская проза второй половины XIX века | 1991 | Просвещение |
5. | Т.Г.Браже | Искусство анализа художественного произведения | 1981 | Просвещение |
6. | Г.Л.Абрамович | Введение в литературоведение | 1995 | Просвещение |
7. | Межвузовский сборник научных трудов | А.П.Чехов. Проблемы жанра и стиля | 1986 | Ростов-на-Дону |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....