А.С.Пушкин. 1827-1837гг. - десятилетие счастья и мрачных предчувствий.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Погружение учащихся в напряженную духовную жизнь поэта в последнее его десятилетие, выяснение причин трагедии с привлечением живописного, эпистолярного, лирического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin._1826-1837.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пахомова С.И., учитель школы № 36 г.Саранска РМ
ТЕМА. А.С.Пушкин.
1827-1837гг. - десятилетие счастья и мрачных предчувствий.
Задачи: познакомить учащихся с напряженной духовной жизнью поэта в последнее его десятилетие, вызвать сочувствие и понимание трагедии, причин гибели, совершенствовать навык комплексного анализа лирического стихотворения.
Оборудование: портреты Пушкина работы Тропинина, Кипренского, Линева, «Пустынник» Нестерова(пособие РР), аудиозаписи писем Пушкина, стихотворений, книги.
1. Реализация домашнего задания: прочитать выразительно стихотворения последнего десятилетия и определить их мотивы и темы.
2. Актуализация внимания учащихся – комментарий живописных портретов Пушкина.
- Вам знакомы живописные портреты А.С.Пушкина кисти его современников и поклонников О.А.Кипренского и В.А.Тропинина. (СТР.35-37 РР). Оба созданы почти в одно и то же время, оба написаны по просьбе ближайших друзей поэта, оба художника передали и поэтическое вдохновение, и силу духа, и человеческое достоинство А.С.Пушкина.
? Но какие различия мы отмечаем? Кипренский воплотил образ Гения поэзии, Тропинин – прежде всего человечность, «домашность» поэта.
- Во взгляде Пушкина чувствуется и печаль. Отчего?.. И вот другой портрет, созданный в последние годы его жизни. Портрет удивительный. С высочайшей точностью и глубоким сочувствием рассказывает он о трагедии поэта, о «главном его несчастии», «о тревоге, томлении, досаде и бессилии», которые овладевали им и вели его к гибели. Портрет, созданный рукой друга - Иваном Логиновичем Линевым, храбрым боевым офицером и живописцем-любителем. Такой Пушкин скорее бы мог появиться под кистью сегодняшнего живописца: мы лучше знаем о роковых событиях жизни поэта, чем большинство его современников.
Это Пушкин трагический. Пушкин последних лет, уже готовый к открытому противостоянию. Волосы поредели, не вьются, как прежде. Пожелтело, осунулось лицо. Тревога, тоска, острая боль, которую нет сил таить, светятся в ярко сияющих, словно озаренных страданием глазах. Портрет исполнен не очень умело, сразу видно, что живописец не искушен в мастерстве, но с каким чувством написал он портрет, как глубоко понял душевные муки Пушкина!
3. Лекция учителя о последних годах жизни поэта. ЗАДАНИЕ: записать ключевые понятия.
- 27 января 1836 года на Черной речке состоялась дуэль между А.Пушкиным и Ж.Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. После двух неполных суток физических мук, благословив близких, простившись с друзьями, получив от императора обещание взять жену и детей на свое попечение, исповедовавшись и причастившись, Пушкин умер.
- Вернемся на десятилетие назад, десятилетие счастья и боли.
8 сентября 1826 года Пушкин доставлен из Михайловского, где он пребывал в ссылке, в Москву на аудиенцию к Николаю1, император взял на себя цензуру пушкинских сочинений. Пушкин не узнал общества. Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпионами. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Многие из недавно прогрессивно мыслящих оказались вдруг ревностными служителями наследника престола. Многие из близких друзей и добрых приятелей томились в каторжных норах Сибири. Даже имен их нельзя было произносить. В такую атмосферу вернулся Пушкин.
В это время поэту надо было найти свое место в реальной жизни и быть верным своим идеалам. В эти годы он по-философски осмысливает
Историю страны и свое предназначение. Он пишет уже по-иному, достоверно, реально, просто, а публика требует романтической возвышенности.
Поэт создает новые жанры, создает истинно новаторские произведения, вводит новых героев, осваивает новые темы. Он охватывает своим взором бесконечные пространства родной земли, вникает в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Это десятилетие чрезвычайно плодотворно. Пушкин талантливо реализовал свой многогранный дар: написаны «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», завершен «Евгений Онегин», сотни стихотворений, ставших шедеврами, «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева», «Борис Годунов», «Медный всадник», сказки. Ю.Лотман писал: «Пушкин ушел настолько вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал». Непонимание публики тяготило.
Но именно в начале 30-х годов Пушкин как никогда счастлив и гармоничен с Бытием. «Я женат, - пишет он Плетневу в феврале 1824,- и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».
Семья стала тем началом, которое утверждало уверенность и незыблемость во всем: в быту, в роде, в нации, в истории – прошлой, настоящей и будущей.
«Мое семейство умножается, растет и шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения: один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую. Из этого следует, - заключает свое письмо Нащокину Пушкин, - что мы хорошо сделали, что женились».
Семейная жизнь радовала (имел четверых здоровых, крепких детей), но была осложнена отношениями с двором и светским обществом (в конце 1833 года Пушкину был пожалован придворный чин камер-юнкера («Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове»). Поданное им летом 1834 года прошение об отставке было взято назад, так как грозило отлучением от государственных архивов. Петербургская жизнь вводила в расходы, не искупаемые высокими гонорарами за публикации. Журнал «Современник», как и «История Пугачева», не раскупался.
И все же фактическое положение очень способствовало новому мироощущению: к середине 30-х годов Пушкин – реальный, со всеми правами и обязанностями, глава семьи, где и родители, и сестра с братом, и жена с детьми. «Обстоятельства мои затруднительны, - сообщает Пушкин Нащокину в марте 1834 года, - еще вот по какому случаю: на днях отец посылает за мной. Прихожу – нахожу его в слезах, мать в постеле – весь дом в ужасном беспокойстве. Что такое? Имение описывают. – Надо скорее заплатить долг. - Уж долг заплачен. Вот и письмо управителя. – О чем же горе? – Жить нечем до октября. – Поезжайте в деревню. – Не с чем. – Что делать? Надобно взять имение в руки, а отцу назначить содержание. Новые долги, новые хлопоты. А надобно: я желал бы и успокоить старость отца, и устроить дела брата Льва…»
А осенью 1836 года поэт уже вынужден написать отцу:
«Я не в состоянии содержать всех; я сам в очень расстроенных обстоятельствах, обременен многочисленной семье, содержу ее своим трудом и не смею заглядывать в будущее».
И все-таки молодая семья оказалась с самого начала благополучна и счастлива. Конечно, были свои, обычные, как и у всех, неурядицы и недоразумения: скрытый конфликт с тещей, нехватка денег. И ревность. Причем со стороны Натальи Николаевны. Ее «страшную ревность» неоднократно отмечают в воспоминаниях близкие друзья. Жена была красивой. Первый поэт России и должен был получить в жены первую красавицу. Она пленяла почти всех, кто узнавал ее. Кстати, Мадонной называет Пушкину Д.Фикельмон, и С.Карамзина уточняет – Рафаэлева Мадонна. Жена Пушкина умела и могла быть трогательно заботливой подругой поэта, которая пыталась разделить с ним тягостное бремя большого таланта.
4. Прослушивание АУДИОЗАПИСИ «Из письма Пушкина Н.Н.».
- Нравственно уставший, измученный интригами придворного общества, нападками реакционной критики, поэт стремится выйти в отставку и поселиться с семьей в деревне. АУДИОЗАПИСЬ ст-ния «Пора, мой друг, пора».
5. Чтение и анализ стихотворений «Вновь я посетил…», «Странник».
- Незадолго до создания стихотворения Пушкин в письме Наталье Николаевне от 25 сентября 1835 года писал: «Вообрази, что до сих пор не написал я ни строчки; а все потому, что не спокоен. В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу».
ЗАДАНИЕ: сравнить ход поэтическое мысли в стихотворении и письме к жене. (О няне, о старых соснах и молодой сосновой семье, сходство в элегическом настроении. Но в письме досада, раздражение, примирение. А в ст-нии приветствует и прославляет новое поколение и деревьев, и людей.
? Кто такой странник, по вашему мнению?
? Как поэт изображает его страдания?
? Как подчеркнуто непонимание, существующее между странником и окружающими его людьми?
? Почему врата спасения названы «тесными»?
? Как бы вы объяснили выбор странника?
? Почему Пушкин в стихотворении так часто прибегает к архаизмам?
? Чем объяснить использование разговорной и просторечной лексики наряду с архаичной?
Аллегорическая форма повествования. Странниками на Руси называли людей, совершающих паломничество на богомолье. Иначе говоря, странник – человек, предпочитающий духовную жизнь всеми мирскому, суетному (НЕСТЕРОВ. ПУСТЫННИК. Стр.59 РР). Странник – духовный труженик, творец, мыслитель. Тема стихотворения – размышление о судьбе творца. Судьба его нелегка, ему трудно выбрать верный путь в окружающем его мире. Кто поможет страннику в выборе пути? Только он сам. И он его делает. В этом идея ст-ния. Страдания странника не только в осознании неизбежности смерти и кратковременности человеческого бытия, но и непониманием, которое возникает между «Духовным тружеником» и окружающими его людьми: душевное мучение, безысходность, отчаяние, огромная внутренняя работа. ПОВТОР слов бремя, унынье, скорбь. Сравнения. СТРАННИК - БРОДИТЬ (БРОДЯГА – обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий, человек, потерявший жизненные ориентиры, неспособный к полноценной духовной жизни). Образ юноши с книгой – символ мудрости и всеведения. Тесные врата – врата для избранных. Значимость поднятой темы требовала высокого стиля, но странник плоть от плоти тех людей, среди которых ему суждено жить, потому разговорные слова и просторечные обороты.
6. Обобщающее слово.
- Последнее десятилетие Пушкина свидетельствует о творческой зрелости поэта. И если Пушкин с юных лет стоял в центре русской духовной жизни, то в 30-е годы рядом с ним стояла его жена. И в этом была его сила, опора, цитадель. Но ее нужно было охранять. Возможности коварства, лжи, сплетен бесконечны. Потому-то и нужны были беспрерывные героические усилия. Бросая вызов светскому обществу и вызывая на дуэль Дантеса, Пушкин сохранял жизнь семье и уходил в бессмертие.
7. Домашнее задание. Философская лирика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. "А счастье было так возможно" (По роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин"")
Иллюстративный ряд презентации "А счастье было так возможно" поможет учащимся "войти" в атмосферу Пушкинского романа. Текстовой материал слайдов информативен. В избранных эпизодах выделены ключевые сл...
"В тех и в других война вдохнула... мрачный хмель разгула..." И.Э.Бабель."Конармия»
Презентация к урокам по творчеству И.Бабеля.Содержит биографические материалы и вопросы для анализа рассказа "Письмо"....
Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...
урок МХК по программе Солодовникова Ю.А.. Тема "Царство мрачного Аида"
Урок МХК "Царство мрачного Аида". Знакомство с миропониманием древних греков посредством мифологии....
Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.
Разработку урока подготовили учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос. Береговой Зимина Елена Николаевна, Самаркина Вера Павловна - призёр...
«Проблема смысла жизни, счастья и свободы. Ответственность человека за судьбу мира». (По сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» 7 класс)
На примере сказки показать, как решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинс...
Методическая разработка урока литературы по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
Итак, роман “Евгений Онегин” о русской жизни. Что есть Россия? В романе две России. Россия - Онегина, Россия - Татьяны. Что понял наш герой? Куда пойдет? От его выбора зависит будущее Росс...