По следам Робинзона.
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок-игра «По следам Робинзона»
(по книге Даниеля Дефо «Приключения Робинзона Крузо»)
Цель. В ходе решения практических задач закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках.
Задачи.
Образовательная: используя игровые моменты, реализовать интеллектуальный потенциал учащихся, продолжить развитие навыка работы с текстом.
Развивающая: формировать умение анализировать ситуацию, доказывать свою точку зрения, развивать быстроту мышления и коммуникативные способности.
Воспитательная: формировать понятие взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.
Педагогические технологии.
Используется игровая технология и технология коллективной мыследеятельности.
Оборудование.
Портрет Даниеля Дефо, выставка книг Дефо «Приключения Робинзона Крузо», принесенных детьми, иллюстрации к книге, карта-путешествие, компьютерная распечатка тематических заданий, раздаточный материал.
Предварительная подготовка к уроку.
Класс заранее делится на две команды. Каждая команда должна придумать название, свой девиз, нарисовать эмблему.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас с вами необычный урок: мы отправимся на необитаемый остров, на котором жил Робинзон Крузо – герой знаменитой книги английского писателя Даниеля Дефо.
Давайте закроем глаза и представим, что мы слышим шум моря, в небе ярко светит солнце, а кругом только непроходимый лес… Итак, мы оказались на острове среди океана.
- А вот что оставил для нас на острове Робинзон. (Открываем коробку-сундук, в ней послание.)
«Дорогие дети! Если Вы читаете это письмо, значит, вам интересна моя судьба и то, как я жил 28 лет на этом забытом острове.
Отправляйтесь в путешествие по острову. Вам здесь понравится! Вас ждут интересные приключения. Помните, что знания, трудолюбие, терпение и упорство помогли мне дождаться спасения.
Удачи вам!»
- Ну что, ребята, отправляемся на исследования острова?! А за ходом нашего путешествия будет следить жюри.
III. Игра «Путешествие на остров Робинзона».
1. Приветствие команд. Эмблемы команд вывешиваются на доске. Жеребьевка определяет, какая команда первой начинает конкурс.
- Интеллектуальный конкурс.
Команде дается 15 сек. на размышление. Если команда не дает правильного ответа, то команда-соперник может ответить на вопрос, заработав дополнительный балл.)
- Вспомните полное название романа «Робинзон Крузо»?
( Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо - моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве, на необитаемом острове у берегов Америки, близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; С изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим)
- На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносит в него всё, что с ним происходит. Скажите, какова цель ведения этого дневника?
( Робинзон учился анализировать своё настроение и поступки. Дневник помог ему быть более стойким. Дневник стал его собеседником.)
- Как Робинзон относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему?
("Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей". Однако потом всё же берёт их с собой на остров. Человек ценен сам по себе.)
- Как изменился Робинзон за 28 лет одиночества? Чему он научился?
(Он научился добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира, сыр и масло из козьего молока, посуду из глины, мебель и дом, обрабатывать шкуры, плести корзины, печь хлеб, возделывать землю и т.д. А главное – он научился не роптать на судьбу, а принимать всё как должное, жить, а не существовать, не предаваться унынию.)
- Можете ли вы назвать главные, на ваш взгляд, качества Робинзона, которые помогли ему не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше?
(Энергия, настойчивость и трудолюбие, вера в свои силы.)
- Скажите, какого человека вы можете назвать Робинзоном?
(Человек, который, оказавшись в трудной жизненной ситуации, без поддержки других людей, самостоятельно преодолевает трудности, не унывает, верит.)
Итак, первый этап позади, и мы отправляемся дальше.
- Словесный марафон.
Команды в течение минуты должны записать на листах перечень продуктов, которые Робинзон смог переправить на остров с корабля. После этого каждая команда по очереди называет по одному слову. Балл присуждается той команде, у которой названий продуктов оказалось больше. Затем в таком же порядке команды перечисляют инструменты и вещи, которые Робинзон смог переправить.
( Продукты: рис, сухари, три круга голландского сыру, пять больших кусков вяленой козлятины, несколько ящиков вина, до шести галлонов рисовой водки и др. Инструменты: Три мешка с гвоздями, отвертка, два десятка топоров, точило, трос, бечевки, большой кусок запасной парусины, канаты и др.)
- А теперь давайте подведем итог двух конкурсов. (Жюри объявляет баллы)
4. Внимательный читатель.
Обеим командам выдается компьютерная распечатка отрывка из произведения, в этом отрывке пропущены глаголы. Задача команд – вписать правильные слова.
Текст для первой команды: «30 сентября 1659 года. Наш корабль, застигнутый в открытом море страшным штормом, потерпел крушение. Весь экипаж, кроме меня, утонул; я же, несчастный Робинзон Крузо, был выброшен полумертвым на берег этого проклятого острова, который назвал островом Отчаяния.
До поздней ночи меня угнетали самые мрачные чувства: ведь я остался без еды, без жилья; у меня не было ни одежды, ни оружия; мне негде было спрятаться, если бы на меня напали враги. Спасения ждать было неоткуда. Я видел впереди только смерть: либо меня растерзают хищные звери, либо убьют дикари, либо я умру голодной смертью.
Когда настала ночь, я влез на дерево, потому что боялся зверей. Всю ночь я проспал крепким сном, несмотря на то, что шел дождь».
Текст для второй команды: «1 октября. Проснувшись поутру, я увидел, что наш корабль сняло с мели приливом и пригнало гораздо ближе к берегу. Это подало мне надежду, что, когда ветер стихнет, мне удастся добраться до корабля и запастись едой и другими необходимыми вещами. Я немного приободрился, хотя печаль о погибших товарищах не покидала меня. Мне все думалось, что останься мы на корабле, мы непременно спаслись бы. Теперь из его обломков мы могли построить баркас, на котором и выбрались бы из этого гиблого места.
Как только начался отлив, я отправился на корабль. Сначала я шел по обнажившемуся дну моря, а потом пустился вплавь. Весь этот день дождь не прекращался, но ветер утих совершенно».
Работы сдаются жюри для оценивания.
- Конкурс капитанов.
Конкурс проходит в форме блиц-опроса. В течение минуты участнику задаются вопросы, на которые он должен дать быстрый верный ответ. Побеждает тот, у кого окажется большее количество верных ответов.
Вопросы:
- Кто был прототипом Робинзона Крузо? (Александр Селькирк)
- В каком городе родился Робинзон? (Йорк)
- Сколько лет было Робинзону Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие? (18 лет)
- К кому в плен попадал Робинзон? (К туркам)
- Сколько лет Робинзон прожил в плену у турок? (Два года)
- Где Робинзон провел первую ночь после кораблекрушения? (На дереве)
- На чем Робинзон переправлял вещи на остров? ( На плоту)
- Каких животных взял с корабля Робинзон? (Двух кошек и собаку)
- Сколько рейсов на корабль сделал Робинзон? (12)
- В какой одежде ходил Робинзон? (Которую сшил из шкур убитых животных)
- Какую вещь сделал себе Робинзон? (Зонтик)
- Почему зонтик и одежду Робинзон шил мехом наружу? (Чтобы стекала по нему дождевая вода)
- Сколько лодок построил Робинзон? (Две)
- Что придумал Робинзон, чтоб не терять счет времени? (Столб, на котором делал зарубки)
- Какую дату написал Робинзон на доске, которую прибил к столбу? (30 сентября 1659)
- Робинзон вел дневник. Чем и на чем он писал? (Он взял с корабля чернила, перо и бумагу)
- Какие предметы мебели Робинзон сделал прежде всего? (Стол и стул)
- Какие животные обитали на восточной части острова? (Козы)
- Из чего Робинзон изготовил свечи? (Из козьего жира)
- Из каких зерен вырастил урожай Робинзон? (Ячменя и риса)
- Когда Робинзон смог отделить себе часть зерна на еду? (На четвертый год)
- Почему Робинзон хотел перенести свою палатку в другое место? (Он боялся землетрясения)
- Чем лечился Робинзон, когда заболел лихорадкой? (Табаком)
- На корабле Робинзон нашел книги. Какую книгу он читал чаще всего? (Библию)
- В каком виде Робинзон придумал употреблять виноград? ( В виде изюма)
- Какие погодные периоды были на острове? (Период дождей и период засухи)
- Как часто Робинзон мог сеять зерна и собирать урожай? (Дважды в год)
- От каких врагов Робинзон защищал урожай? (От коз, зайцев, птиц)
- Что научился плести Робинзон? (Корзины)
- Как звали попугая, которого приручил Робинзон? (Попка)
- Какой посудой пользовался Робинзон? (Глиняной)
- Какую фразу научился произносить попугай Робинзона? (Бедный, Робинзон! Где ты был?)
- Откуда Робинзон собирался стрелять по дикарям? (С дерева)
- Робинзон спас на острове дикаря. Как его звали? (Пятница)
- Сколько лет прожил на острове Робинзон? (28)
- На каком корабле спасся Робинзон? ( На пиратском)
- Кого взял с собой Робинзон, когда покидал остров? (Пятницу и попугая)
- Конкурс-иллюстрация.
Каждой команде на скорость предлагается собрать пазл с иллюстрацией к произведению. После выполнения работы команды демонстрируют собранные картинки и объясняют, какой эпизод изобразил художник.
IV. Подведение итогов игры.
- Итак, все испытания остались позади. Вы отлично справились с заданиями. Скажите, что вам запомнилось больше всего на нашем уроке? Какое задание вам показалось наиболее интересным? Чем оно вам понравилось? А какое задание вызвало трудности?
Вы сегодня все молодцы, ребята! Очень понравилось, как вы работали на уроке. А теперь передаем слово нашему жюри. Жюри подводит итоги, вручает дипломы.
Выставление оценок за работу на уроке самым активным ученикам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Географическая викторина "По следам Робинзона..."
Во внеклассной работе игры - важнейший вид деятельности детей и подростков, способствующий их физическому, психическому и нравственному развитию. В викторине "По следам Робинзона" дети не ...
"По следам Робинзона"
Урок-путешествие. Повторение раздела "Географическая карта" география 6 класса...
Урок – путешествие: «По следам Робинзона» Д. Дефо «Робинзон Крузо».
Урок обобщающего повторения в форме урока-путешествия по теме: "Мировой океан"...
Спортивно- оздоровительное мероприятие " По следам Робинзона Крузо"
Целью данного мероприятия является фрмирование здорового образа жизни, при этом создаются условия для реализации практических навыков, полученных на уроках физкультуры. Проводится в форме увлека...
По следам Робинзона Крузо
Внеклассное мероприятие по биологии в форме игры...
урок -путешествие "По следам Робинзона" биология 7 класс
Урок систематизациии обобщения знаний по теме "Растения". В увлекательной форме обучающиеся совершают виртуальную экскурсию по северному лесу Карелии. Делают вывод, что и в северном лесу можно выжить....
По следам Робинзона Крузо
Робинзон Крузо кто он? Как попал он на необитаемый остров? Как там выжил?...