М.Горький. Раннее творчество.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Раннее творчество М.Горького. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.gorkiy._ranee_tvorchestvo.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Раннее творчество М.Горького. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».
Цель: на анализе прочитанных произведений показать особенности романтизма Горького.
Ход урока.
I. Вводное слово.
М.Горький – выразитель духа времени. Он предстает перед читателями в 90-е годы XIX в. как писатель-романтик, вдохновенный певец революционного подвига.
Для романтических произведений Горького характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Пейзажи в романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.
II. Беседа
- В чем особенности композиции рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»?
( Рассказ в рассказе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни)
- Какую роль играют портретные характеристики героев?
( Портрет Радды дается опосредованно. О ее красоте узнаем по реакции людей, которых она поражала. Гордость и красота равновелики в героине. Портрет Лойко нарисован подробно (найти в тексте).
- В чем конфликт произведения «М.Чудра» и как он разрешается?
( Рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих – покориться любимому человеку ни один не захотел.)
- Какова реализация автором конфликта в «Старухе Изергиль»?
( Автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям и самопожертвование, и атиидеал – доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи. Осуждая Лару. Героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)
- С помощью каких художественных приемов создается картина места действия в рассказе « Челкаш»?
( Рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт. (найти в тексте). Прием звукописи (ассонансы и аллитерация) и бессоюзие, придающие динамизм описанию.)
- Какова роль портрета героев в рассказе?
(Портрет героя в первой части раскрывает его характер (найти в тексте). Автор пишет о его сходстве с ястребом, хищником (найти в тексте).
- Какова роль Гаврилы в рассказе?
(Образ Гаврилы служит антитезой образу Челкаша. Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое (найти в тексте))
- Как проясняется авторская позиция в развязке рассказа «Челкаш»?
(В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша. Автор явно на стороне Челкаша. Образ Челкаша романтический: это вор, но яркий, отважный, смелый человек. Трусливого и жадного Гаврилу Горький даже человеком не называет – он находит ему определение «гнус»)
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
- Письменно ответить на вопрос: Как вы понимаете слова героини рассказа «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
- Читать пьесу «На дне»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе"Раннее творчество М.Горького"
В материале представлена разработка метапредметного урока по рассказу Горького" Старуха Изергиль", на материале рассказа рассматривается понятие"гордость",вводится понятие"гордыня"; предлагается самос...
романтизм раннего творчества М.Горького
метапредметный урок литературы в 11 классе...
Горький. Раннее творчество
Раннее творчество на примере рассказа "Старуха Изергиль"...
Жизнь и творчество Максима Горького. Ранние романтические рассказы. Проблематика и особенности композиции рассказа.
Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.Метод...
Романтизм в раннем творчестве М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).
Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;3. Развиват...
План-конспект урока "Неоромантизм в раннем творчестве М.Горького"
План-конспенкт содержит материал по организации на уроке исследования учащимися текста М. Горького "Старуха Изергиль", на основании различных форм целостного анализа художественн...
Урок литературы. "Раннее творчество М.Горького. "Старуха Изергиль". 7 класс
Урок предназначен для учащихся 7 класса. Рассматривается раннее творчество М.Горького. Работа с текстом, анализ произведения "Старуха Изергиль"....