Урок литературного чтения в 4-м классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"
план-конспект урока по литературе на тему
Задачи:
- продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”;
- совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
- воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование:
- учебник “Родная речь” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
- портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
- компьютер,
Тип урока: Изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_4.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4-м классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"
Задачи:
- продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”;
- совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
- воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование:
- учебник “Родная речь” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
- портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
- компьютер,
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
-Какое было домашнее задание?
А)Подготовиться выразительно читать вторую часть по ролям.
Кокованя-
Дарёнка-
Серебряное копытце-
Автор-
Впиши нужные слова.
Козлик этот __________________. У него на правой______________ передней ноге______________ копытце.Ростом он не выше __________ стола, ножки_______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .
В) - Дома вы перечитали сказ Бажова “Серебряное копытце”.
Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест по карточкам.
- Как звали отца Даренки?
А) Григорий
Б) Георгий
В) Гаврила
- На какой ноге у козлика серебряное копытце?
А) на левой передней
Б) на правой передней
В) на задней правой
- Кошка Муренка была
А) белая
Б) серая
В) бурая
- Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?
А) 1
Б) 2
В) 3
- На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?
А) голубого
Б) розового
В) зеленого
Г) Беседа об оленях.
- Что же это за такой удивительный козлик,которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов? (рисунки)
- Что Кокованя рассказал Даше про козлика?
-А что говорил про рога Серебряного копытца?
А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(изображения козлов и оленей)
Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили , что Серебряное копытце – олень, а не козлик.Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, о Серебряное Копытце всегда с рожками. (Ученик зачитывает со слов: “ Сдалека – то его не разглядишь…”
Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога.Видите, как интересно! )
3. Работа с текстом
А) Выборочное чтение.
- Рассмотри иллюстрации к тексту.
Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.
- Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.
Б) Обобщающая беседа после чтения.
- Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?
Д) Далее выполняем задание. (запись на доске)
О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.
А) Человек должен любить животных.
Б) Очень важно быть скромным.
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
Е) Физкультминутка-
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени. (Дети выполняют прыжки)
Отличие сказа от сказки
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование,ведущееся от лица рассказчика.
(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные.
Фольклорная первооснова.
Присутствие рассказчика – человека из народа.
Волшебство и таинственность –неотъемлемая часть повествования.
Отличительные черты сказки:
Волшебные герои - добрые или злые.
Нет рассказчика.
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
Не имеют реальной основы.
Подведение итогов.
- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.
- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?
( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)
6. Итог урока.
- Какие качества людей привлекают автора?
- Кому открываться сокровища земли?
О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
7. Домашнее задание.
Прочитать с.182- 193, рассказать понравившийся отрывок.
8. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?
- Перед каждым из вас на парте лежат по 3цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного луга. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида
Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"
Урок обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение итогов работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...
Урок литературного чтения в 1 классе «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»
Тип урока: урок – открытие новых знаний.Вид урока: дидактическая сказка.Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.Дидактическая цель для учителя: создать условия ...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"
Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"
Цели урока: • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”; • развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формирова...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ (литературному чтению) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по литературному чтению для 5- 9 классах....