Урок литературного чтения в 4-м классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"
план-конспект урока по литературе на тему

Усманова Фарида Анваровна

 

Задачи:

  1. продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”;
  2. совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
  3. воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование:

  • учебник “Родная речь” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
  • портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
  • компьютер,

Тип урока: Изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе. П.П. Бажов. "Серебряное копытце"

Задачи:

  1. продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова, проверить знания произведения Бажова “Серебряное копытце”;
  2. совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
  3. воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование:

  • учебник “Родная речь” (авторы: М.В.Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова),
  • портрет П.П. Бажова, детские иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”,
  • компьютер,

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

-Какое было домашнее задание?

А)Подготовиться выразительно читать вторую часть по ролям.

Кокованя-

Дарёнка-

Серебряное копытце-

Автор-

Впиши нужные слова.

Козлик этот __________________. У него на правой______________ передней ноге______________ копытце.Ростом он не выше __________ стола, ножки_______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .

В) - Дома вы перечитали сказ Бажова “Серебряное копытце”.

Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст. Тест по карточкам.

- Как звали отца Даренки?

А) Григорий

Б) Георгий

В) Гаврила

- На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) на левой передней

Б) на правой передней

В) на задней правой

- Кошка Муренка была

А) белая

Б) серая

В) бурая

- Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?

А) 1

Б) 2

В) 3

- На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней какого цвета?

А) голубого

Б) розового

В) зеленого

Г) Беседа об оленях.

- Что же это за такой удивительный козлик,которого охотник Кокованя хотел просто увидеть, а не застрелить, как других обыкновенных, козлов? (рисунки)

- Что Кокованя рассказал Даше про козлика?

-А что говорил про рога Серебряного копытца?

А теперь посмотрим внимательно на эти изображения.(изображения козлов и оленей)

Видите, ветвистые рога, о которых говориться в сказе Бажова, на самом деле бывают у оленей. Видимо козлами их называют в той местности, где происходит действие сказа. Так что мы теперь выяснили , что Серебряное копытце – олень, а не козлик.Найдите абзац, где Кокованя рассказывает Даше, что все козлы зимой сбрасывают рога, о Серебряное Копытце всегда с рожками. (Ученик зачитывает со слов: “ Сдалека – то его не разглядишь…”

Это ещё одно доказательство того, что герой сказа – олень, ведь олени меняют рога.Видите, как интересно! )

3. Работа с текстом

А) Выборочное чтение.

- Рассмотри иллюстрации к тексту.

Какие моменты изобразил художник на иллюстрациях.

- Подбери и прочитай соответствующие фрагменты текста.

Б) Обобщающая беседа после чтения.

- Как вы думаете, почему козлик Серебряное Копытце показался именно Дарёнке и Коковане, да ещё подарил камни самоцветы –Дарёнке?

Д) Далее выполняем задание. (запись на доске)

О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

А) Человек должен любить животных.

Б) Очень важно быть скромным.

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

Е) Физкультминутка-

Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
(Дети выполняют прыжки)

Отличие сказа от сказки

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование,ведущееся от лица рассказчика.

(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)

Отличительные черты сказа:

Герои – люди обыкновенные.

Фольклорная первооснова.

Присутствие рассказчика – человека из народа.

Волшебство и таинственность –неотъемлемая часть повествования.

Отличительные черты сказки:

Волшебные герои - добрые или злые.

Нет рассказчика.

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.

Не имеют реальной основы.

Подведение итогов.

- А теперь давайте вернёмся к главному герою сказа – Серебряное копытце.

- Как вы думаете почему Кокованя хотел увидеть волшебного оленя?

( Потому что старый охотник мечтал встретиться с настоящим чудом)

6. Итог урока.

- Какие качества людей привлекают автора?

- Кому открываться сокровища земли?

О трудовых людях писал свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из них говориться: “Работа – она штука долговековая, человек умрёт, а дело его остаётся” Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговековая” - осталась, и до сих пор читаем мы сказы дедушки Бажова. Мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

7. Домашнее задание.

Прочитать с.182- 193, рассказать понравившийся отрывок.

8. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?

- Перед каждым из вас на парте лежат по 3цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного луга. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте жёлтый, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок литературного чтения в 1 классе «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»

Тип урока: урок – открытие новых знаний.Вид урока: дидактическая сказка.Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.Дидактическая цель  для учителя: создать условия ...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

Цели урока: • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”; • развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формирова...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ (литературному чтению) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ

Рабочая программа по литературному чтению для 5- 9 классах....