Рабочая программа по литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Шагдарова Ринчима Цыренжаповна

Рабочая программа по литературе 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_lit.doc250 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Еравнинский район»

МБОУ «Сосново-Озёрская средняя общеобразовательная школа №2»

«Согласовано»

Руководитель МО

______ \ И.Ю.Тышкенова\


Протокол № 1 от

 « 28 » августа 2013 г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по                                НМР МБОУ «СОСОШ №2»


_____   / Л.Д. Аюрова/

 « 29 » августа  2013г.

«Согласовано»

Руководитель МБОУ                     «СОСОШ№2»

______/ В.Д.Иочис/

Приказ №_______

 от « 30 » августа 2013 г.


РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА  ПЕДАГОГА

ФИО              Шагдарова Ринчима Цыренжаповна

Категория     высшая

Предмет        литература

Класс            6 «а»

                                                           Рассмотрено на заседании

                                                     педагогического совета

                                         протокол №1 от

                                               «30» августа 2013 г.

             

2013-2014 учебный год

МО «Еравнинский район»

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа№2

«Согласовано»

Руководитель МО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол № 1        от

«28» августа        2013г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по НМР МБОУ «СОСОШ № 2»

_____        /Л.Д.Аюрова/

ФИО

«29» августа        2013г.

«Согласовано»

Руководитель МБОУ «СОСОШ№2»

_____        / В.Д.Иочис /

ФИО

Приказ № _______

от «30»  августа         2013г.

Календарно-тематическое планирование

по литературе

Класс  6  «а»

Учитель Шагдарова Ринчима Цыренжаповна

Количество часов 102

Всего 68 ч.; в неделю 2 ч.

Плановых контрольных уроков 6, тестов – 5 ч.;

Административных контрольных уроков 4  ч.

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования

Преподавание ведётся по учебнику      Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2010.

 

2013 - 2014 учебный год

Рабочая программа по литературе для 6 класса

1. Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной  Программы основного общего образования по литературе, Программы по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией В.Я. Коровиной.  

Цели обучения.         

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

          Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

         Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

          Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 68 часов

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

          Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретногоучебного предмета, курса.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы  и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа,
  • различные виды пересказа,
  • устные и письменные сочинения,
  • отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
  • произведения для заучивания наизусть,
  • списки произведений для самостоятельно чтения.

В результате изучения литературы ученик

должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

6.Содержание учебного предмета, курса.

       Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Количество недель

Всего часов

Контрольные работы


сочинения


тестовые работы

1 четверть

9

18

2

2

2 четверть

7

14

1

1

3 четверть

10

20

2

2

4 четверть

9

18

2

2

год

35

70

7

7

Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения:

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

 Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2010.

Для учителя:

1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

3. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).

Дополнительная литература:

1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.

2. В.П.Полухина Литература.  6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003

3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим…  Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002

6.  Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль,  2005

7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика

деятельности учащихся

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Д/з

Дата план

Дата факт

1

Художественное произведение. Содержание и форма.

Формирование стартовой мотивации к обучению.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.

Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.

Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

НРК. Сказки и легенды родного края.

Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач.

Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

 3

Пословицы,  поговорки как малый жанр фольклора.

НРК. Бурятские пословицы и поговорки.

Структура, особенность, отличие пословиц от поговорок, их  народная мудрость.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Умеют заменять термины определениями.  

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания

Знание основных принципов и правил отношения к природе.

4

Загадки

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

Обобщение и систематизация знаний.

Знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Умеют слушать и слышать друг друга.


Знание основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий.

5

Контрольная работа №1 по теме УНТ

Письменное сочинение-рассуждение

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

6

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей

Уважение истории, культурных и исторических памятников.

7

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 века.

Комплексное применение ЗУН и СУД.

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

8

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

НРК. Басни бурятских писателей

(Гунга Чимитов Элбек Манзаров)

Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства.

Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний".

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.

9

И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

Роль власти и народа

в достижении общественного блага.

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе

 Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий

10

Контрольная работа по теме «Басни»

Тестирование + творческое задание

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

А. С. ПУШКИН

11

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

Слово о поэте. «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют представлять конкретное содержание в устной форме

Уважение личности и ее достоинства.

12

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Обучение анализу одного стихотворения.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны.

13

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

НРК. Тема дружбы в стихотворении Д.Жалсараева «Мои друзья – мои живые боги…»

«Чувства добрые» в лирике                   А. С. Пушкина. Жанр послания.

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи.

Гражданский патриотизм.

15

А. С. Пушкин.

«Барышня-крестьянка»

Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выделяют и формулируют проблему.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

 Уважение личности и ее достоинства.

16

Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции худ. произведения.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Определять цель выполнения заданий на уроке

Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий.

Готовность к равноправному сотрудничеству

17

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Роль эпизода «Пожар в Кистеневке» в повести «Дубровский»

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

18

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский

Образы крестьян в повести.

Коррекция знаний и способов действий.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Позитивная моральная самооценка.

19

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Образ Владимира Дубровского.

Комплексное применение ЗУН и СУД.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Планируют общие способы работы.

Чувство гордости при следовании моральным нормам.

20

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. НРК. Стихи бурятских поэтов о А.С. Пушкине. Х. Намсараев «Пушкин»; Ч. Цыдендамбаев «Разговор с поэтом», «Разговор бурятки с Пушкиным»; Д. Хилтухин «С Пушикиным», «Пушкин»; Ж. Балданжабон «Мой Пушкин» и др.

Анализ эпизода «Последняя встреча Маши и Дубровского»

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст

Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Умеют представлять конкретное содержание


Чувство гордости при следовании моральным нормам.

22

Контрольная работа  по повести                 А. С. Пушкина «Дубровский».

Сочинение-рассуждение на поставленный вопрос

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

23

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова  «Тучи».

Слово о поэте.  Основное настроение и композиция стихотворения.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Обмениваются знаниями между членами группы

Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонима ния.

24

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

НРК. Описание родной природы в стихотворениях Н.Нимбуева.

Антитеза как основной композиционный прием в данных стихотворениях.  Поэтическая интонация.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выделяют и формулируют проблему.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы  его разрешения.  

Любовь к природе.

25

Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

Художественный анализ стихотворения

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

И.С. ТУРГЕНЕВ

26

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе                        И. С. Тургенева  «Бежин луг».

Портреты героев как средство изображения их характеров.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Уважение ценностей семьи.

27

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Коррекция знаний и способов действий.

Строят логические цепи рассуждений.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

Любовь к природе.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

28

Природа  в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».  

Обучение  выразительному чтению и анализу стихотворения

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Составляют план и последовательность действий.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Любовь к Родине.

29

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность  человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

Природа как воплощение прекрасного.  Эстетизация конкретной детали.

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Представление результатов самостоятельной работы.

А.А.ФЕТ

30

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы...».

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

 Умеют выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Любовь к родной природе. Чувство гордости за свою страну.

31

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

Урок рефлексии

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Чувство гордости за свою страну.

Н.А. НЕКРАСОВ

32

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, роль пейзажа.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Доброжелательное отношение к окружающим.

33

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Особенности поэтических интонаций.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Осознают качество и уровень усвоения.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.

Оптимизм в восприятии мира.

Н.С. ЛЕСКОВ

34

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

Лексическая работа с текстом.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Чувство гордости за свою страну.

35

Сказовая форма повествования.

Обобщение и систематизация изученного.

Представление результатов самостоятельной работы.

Строят логические цепи рассуждений.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Уважение истории, культурных и исторических памятников.

36

Контрольная работа по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

Сочинение – рассуждение  

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

А.П.ЧЕХОВ

37

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Речь героев и художественная деталь как источник юмора

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Любовь к Родине.

38

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

Роль художественной детали.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных  задач.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Составляют план и последовательность действий.

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Гражданский патриотизм.

РОДНАЯ ПРИРОДА  В ЛИРИКЕ  ПОЭТОВ XIX ВЕКА

39

 Я. Полонский  «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе

Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД.

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Учатся принимать решение и реализовывать его.

Экологическое сознание.

40

Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..  

Особенности пейзажной лирики Баратынского

Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях.

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Экологическое сознание.

41

 А.И.Куприн «Чудесный доктор».

Реальная основа и содержание рассказа.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют условия и требования задачи.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Учатся принимать решение и реализовывать его.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

42

Тема служения людям  в рассказе «Чудесный доктор»

Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор»

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Осознают качество и уровень усвоения.

Проявляют внимание к личности другого.

Уважение ценностей семьи.

43

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».

Прекрасное вокруг нас.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Умеют заменять термины определениями.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Оптимизм в восприятии мира.

44

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

Победа романтической мечты над реальностью жизни.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Сличают свой способ действия с эталоном.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Признание ценности здоровья, своего и других людей.

45

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

ТЛ: понятие феерии

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выражают структуру задачи разными средствами.

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 час)

46

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

Солдатские будни в стихотворениях о войне.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Составляют план и последовательность действий.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств.  

Готовность к равноправному сотрудничеству

47

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

НРК. Стихи бурятских поэтов о Великой Отечественной войне. Прославление народного подвига, мужества, защитников Отечества в лирике. Ц. Номтоев «Победа»; Б. Базарон «Памятнику»; С. Ангабаев «Июнь 41-ого»; Д. Улзытуев «Братья».

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Составляют план и последовательность действий.

Описывают содержание совершаемых действий .

Уважение ценностей семьи.

В.П. АСТАФЬЕВ (2 час)

48

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе   В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

. Нравственные проблемы рассказа

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Чувство гордости за свою страну.

49

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.

Самобытность героев рассказа

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач.

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?).

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Любовь к природе.

50

Контрольная работ по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Письменный ответ на вопрос.

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

В. Г. РАСПУТИН

51

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

Слово о писателе. Чтение и анализ произведения.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.

52

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Обобщение и систематизация изученного.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Составляют план и последовательность действий.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Понимание конвенционального характера морали.

53

Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Нравственная суть взаимоотношения Митраши и Насти

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Строят логические цепи. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

Умеют слушать и слышать друг друга.

Основы социально-критического мышления.

54

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

НРК. ВЧ: М. Жигжитов «Подлеморье», «Тропа Самагира». Человек и природа в повестях М. Жигжитова,

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» . Особенности композиции и смысл названия сказки.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Выделяют и формулируют проблему.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

РОДНАЯ ПРИРОДА В ЛИРИКЕ ПОЭТОВ  XX ВЕКА (4 час)

55

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

Средства создания поэтических образов. Чувство радости и печали, любви к родной природе.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью.

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание.

56

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Определяют основную и второстепенную информацию.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Знание основных принципов и правил отношения к природе.

57

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние»,                 «В горнице».

Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Составляют план и последовательность действий.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия.  

58

Контрольная работа  по стихотворениям о природе поэтов XX века.

Художественный анализ стихотворения.

Контроль.

Структурируют знания.

Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют создавать связный текст

Освоение личностного смысла учиться.

59

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».  

Слово о писателе. Чтение и анализ произведений.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Оценивают  достигнутый  результат.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация.

60

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах             В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

Особенности использования народной речи в художественном произведении. Роль речевых характеристик в создании образов героев.  

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

61

 Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Влияние учителя на формирование детского характера

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Оценивают  достигнутый  результат.

Проявляют уважительное отношение к партнерам.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

62

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.

Чтение и анализ произведений

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Оценивают  достигнутый  результат.

Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции.

Любовь к малой Родине, родной природе.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

63

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

 Понятие о мифе.

Фантастика и реальность в мифе.

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий

64

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Строят логические цепи рассуждений.

Сличают свой способ действия с эталоном.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Освоение общемирового культурного наследия.  

65

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения.

 Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Оценивают  достигнутый  результат.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Освоение общемирового культурного наследия.  

66

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.

Представление результатов самостоятельной работы.

Выделяют и формулируют проблему.

Осознают качество и уровень усвоения.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

67

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми.

 Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Структурируют знания.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Освоение общемирового культурного наследия.  

68

Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

Обобщение и систематизация знаний.

Структурируют знания.

Оценивают  достигнутый  результат.

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основы социально-критического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....