Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Рабочая программа по литературе в 11 классе. Учебник Зинин, Чалмаев. 3 часа внеделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura.docx | 90.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено на заседании МО» «Согласовано» «Утверждено»
Протокол № от «____» сентября 2013г «___» сентября 2013 г. «___» сентября 2013г.
Руководитель МО Зам директора по УВР Директор
_______ Л.В. Сергачева _________ З.Л. Кушко __________Г.В. Яркеева
Рабочая программа
По предмету:Литература
Класс: 11
Учитель:Кушко Зоя Леонидовна
Планирование составлено на основе:
Программа:Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 г
Учебник: «Литература 20 века», С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. Москва: «Русское слово», 2012
Кол-во часов:102
- Пояснительная записка.
Литература—базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьников, в формировании их миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Данная программа составлена с учётом преемственности с программой средней школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- Выразительное чтение художественного текста;
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- Анализ и интерпретация произведения;
- Составление планов и написание отзывов о произведениях;
- Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература»--одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета—важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Программа включает несколько разделов: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами эля учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ:
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
2. Содержание программы
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Введение Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.
РусскаялитератураначалаXXвека
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Писатели-реалистыначалаXX века
И.А. Бунин
Стихотворения «Венер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.
Рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, пре одоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
Опорные понятия: лирическая проза, приемы словесной живописи.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин и М. Горький; Л.Н. Толстой о творчестве И.А. Бунина; влияние реализма И.С. Тургенева и А.П. Чехова на бунинскую прозу.
Межпредметные связи: «лирические» пейзажи М.В. Нестерова; романсы СВ. Рахманинова на стихи И.А. Бунина.
Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».
М.Горький
Рассказы «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в . рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России. Повесть «Фома Гордеев».
Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».
Пьеса «На дне».
Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторскойпозиции.
Опорные понятия: романтизированная проза; принцип полилога и полифонии в драме.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»).
Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».
Для самостоятельного чтения: рассказы «Мальва», «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход».
А.И. Куприн
Повести «Олеся», «Поединок. Колорит повести.
Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.
Рассказ «Гранатовый браслет».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Опорные понятия: очерковая проза; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в повести А.И. Куприна «Олеся»; повесть «Поединок» и мотив дуэли в русской классике.
Межпредметные связи: Л.В. Бетховен. Соната 2 (ор. 2. №2) Ьаг§оАрраззюпаго (к рассказу «Гранатовый браслет»).
Для самостоятельного чтения: повесть «Молох», рассказы «АПег!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».
Л.Н. Андреев
Рассказы «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского».
«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.
Опорные понятия: неореализм; евангельский мотив.
Внутрипредметныесвязи: М. Горький и А.А. Блок о творчестве Л.Н. Андреева; традиции житийной литературы в «Жизни Василия Фивейского».
Межпредметные связи: творческие связи Л.Н. Андреева и И.Е. Репина; рисунки Л.Н. Андреева.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Вор», «Первый гонорар», «Ангелочек», «Стена».
У литературнойкартыРоссии
Обзор творчества В.Я. Шишкова, А.П. Чапыгина, С.Н. Сергеева-Ценского по выбору. Объединение малой и большой родины в творческой биографии писателей («сибирская» проза В.Я.Шишкова, мастерство «слушания земли» в произведениях А.П. Чапыгина и С.Н. Сергеева-Ценского).
«Серебряныйвек»русскойпоэзии
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).
Символизми русскиепоэты-символисты
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).
В.Я. Брюсов
Стихотворения «Каменщик», «Дедал и Икар», «Юному поэту», «Кинжал», «Грядущие гунны» и др. по выбору.
В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Феномен «обрусения» античных мифов в художественной системе поэта. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.
К.Д. Бальмонт
Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Придорожные травы», «Сонеты солнца» и др. по выбору.
«Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта. И.Ф. Анненский Стихотворения «Среди миров», «Маки», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору.
Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.
Ко всей теме «Символизмирусские поэты-символисты»
Опорные понятия: звукообраз; принцип символизации в поэзии; музыкальность стиха.
Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов. Поэтические открытия А.А. Фета, их значение для русского символизма.
Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В.Э. Борисов-Мусатов, М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А.Н. Скрябин).
А.А. Блок
Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Вресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать».
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий » в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».
Опорные понятия: циклизация лирики, реминисценция, аллюзия.
Внутрипредметные связи: черты философии и поэтики В. Соловьева в лирике А. Блока; творческие связи А. Блока и А. Белого.
Межпредметные связи: лирика А. Блока и живопись М. Врубеля; Блок и Ю. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать».
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...», «Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».
Преодолевшиесимволизм Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.
Н.С.Гумилев
Стихотворения «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.
Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» 127Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
Опорные понятия: неоромантизм в поэзии; лирический герой-маска.
Внутрипредметные связи: полемика Н.С. Гумилева и А.А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н.С. Гумилева («Заблудившийся трамвай»).
Межпредметные связи: лирика Н.С. Гумилева и живопись П. Гогена; рисунки Н.С. Гумилева.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Как конквистадор в панцире железном...», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».
А.А. Ахматова
Стихотворения «Мне голос был... Он звал утешно...», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени. Поэма «Реквием».
Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.
Опорные понятия: исповедальность лирического произведения; микроцикл.
Внутрипредметные связи: А. Ахматова и Н. Гумилев; творческий диалог А. Ахматовой и М. Цветаевой; стихи А. Ахматовой об А.С. Пушкине.
Межпредметные связи: образ А. Ахматовой в живописи (К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, А. Модильяни, Н. Альтман и др.); «Реквием» А. Ахматовой и Кецшет В.А. Моцарта.
Для самостоятельного чтения: «Сероглазый король», «Приморский сонет», «Родная земля», «Поэма без героя».
М.И. Цветаева
Стихотворения «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан и.! глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое — птица в руке...») и др. по выбору.
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие еепоэзии.
Опорные понятия: поэтический темперамент; дискретность, (прерывистость) стиха.
Внутрипредметные связи: пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.).
Межпредметныесвязи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»).
Для самостоятельного чтения: «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».
А.Аверченко и группажурнала«Сатирикон»
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.
У литературнойкартыРоссии
Обзор творчества М.М. Пришвина, М.А. Волошина — По выбору учителя и учащихся. Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. Отражение «узла мировых драм» в поэтическом творчестве М. Волошина.
Октябрьскаяреволюция и литературныйпроцесс 20-х годов
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эрен-бурга, «Плачи» А.М. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).
Возникновение «гнездрассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры » (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).
Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия»И.Бабеля, «Донскиерассказы»М.Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).
Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле », утверждение ценности человеческой «единицы ». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
В.В. Маяковский
Стихотворения «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дря ни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.
Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.
Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).
Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.
Опорные понятия: образная гиперболизация; декламационный стих; поэтические неологизмы.
Внутрипредметные связи: библейские мотивы в поэзии В. Маяковского; цикл стихов М. Цветаевой, посвященный В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. Маяковского (А. Архангельский, М. Вольпин и др.).
Межпредметныесвязи: поэзия В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. Малевич, М. Ларионов, И. Машков и др.); В. Маяковский и театр.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Письмо Татьяне Яковлевой», поэмы «Люблю», «Хорошо!», пьесы «Клоп», «Баня».
С.А. Есенин
Стихотворения «Той ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу божью...», «Над темной прядью ...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.
Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.
Поэмы «Пугачев», «Анна Онегина».
Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.
Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение; лироэпическая поэма.
Внутрипредметные связи: С. Есенин и А. Блок; творческая полемика С. Есенина и В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике Есенина.
Межпредметные связи: С. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. Свиридова, 3. Левиной, В. Липатова, В. Веселова и др.).
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо к матери», «Инония», «Кобыльи корабли», «Цветы», поэмы «Черный человек», «Страна негодяев».
Литературный процесс 30-х — начала40-хгодов
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).
Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заостренность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской и др.
А.Н. Толстой
Попытки художественно осмыслить личность царя-реформатора в ранней прозе А. Рассказ «Лень Петра», роман «Петр Первый».
Толстого («День Петра»). Углубление образа Петра в «романном» освоении темы. Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
Опорные понятия: историко-биографическое повествование; собирательный образ эпохи.
Внутрипредметные связи: «петровская» тема в произведениях М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.К. Толстого, А.А. Блока.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Петр Первый» (труды Н. Устрялова, С. Соловьева и др.).
Для самостоятельного чтения: трилогия «Хождение по мукам».
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «ТихийДон».
Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи; гуманистическая концепция истории в литературе.
Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков).
Межпредметные связи: исторические источники романа «Тихий Дон» (труды В. Владимировой, А. Френкеля, М. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Корольков, О. Верейский, Ю. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. Правова и О. Преображенской (1931), С. Герасимова (1958). Для самостоятельного чтения: рассказы «Лазоревая степь», «Шибалково семя», «Родинка».
У литературнойкартыРоссии
Обзор творчества Б.В. Шергина, А.А. Прокофьева, С.Н. Маркова — по выбору. Мастерство воссоздания характеров русских землепроходцев в творчестве С. Маркова. Духовное наследие русского песенного Севера в произведениях Б. Шергина. Поэтический облик России в лирике А. Прокофьева.
М.А. Булгаков
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.
Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.
Опорные понятия: «исторический пейзаж»; карнавальный смех; очерк нравов.
Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И.В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н.В. Гоголь).
Межпредметные связи: М. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».
Б.Л. Пастернак
Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака.
Роман «Доктор Живаго ».
Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.
Опорные понятия: метафорический ряд; лирико-религиозная проза.
Внутрипредметные связи: Б. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике и прозе поэта; Б. Пастернак и В. Маяковский.
Межпредметные связи: рисунки Л.О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Пастернака.
Для самостоятельного чтения: циклы «Сестра моя — жизнь », «Когда разгуляется», поэма «Девятьсот пятый год».
А.П. Платонов
Рассказы «Возвращение», «Июльская гроза», «Фро», повести «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.
Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
Опорные понятия: индивидуализированный стиль писателя; литературная антиутопия.
Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. Платонова и Е. Замятина. Шариков А.П. Платонова и Шариков М.А. Булгакова («Сокровенный человек» — «Собачье сердце»).
Межпредметные связи: проза А. Платонова и живопись П. Филонова.
Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества », «Старый механик », повесть «Джан ».
В.В. Набоков
Роман «Машенька».
Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона фрау Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.
Опорные понятия: элитарная проза; литературное двуязычие.
Внутрипредметные связи: пушкинские реминисценции и романе «Машенька»; В. Набоков и И. Бунин.
Межпредметные связи: литературное двуязычие в творчестве В. Набокова; размышления писателя о художественном значении русского языка.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Облако, озеро, башня », роман «Защита Лужина»
Литературапериода ВеликойОтечественнойвойны
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, Ю. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова и др.
А.Т. Твардовский
Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини..я и др. по выбору.
Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти».
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Опорные понятия: лирико-патриотический пафос; лирический эпос.
Внутрипредметные связи: И.А. Бунин о поэме «Василий Теркин»; некрасовские традиции в лирике А. Твардовского.
Межпредметные связи: литературная деятельность А. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания.
Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей...», «Полночь в мое городское окно...», поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».
Литературныйпроцесс50 — 80-х годов
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С. Орлова, А. Межирова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес», очерки «Районные будни» В. Овечкина и др.).
«Оттепель» 1953—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
«Окопныйреализм» писателей-фронтовиков 60—70-хгодов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, В. Белова и Лр. Рождение мифо-фольклорного реализма (повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др.). Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В.Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.
Н.А.Заболоцкий
Стихотворения «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.
Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.
Опорные понятия: поэзия ОБЭРИУ; натурфилософская лирика.
Внутрипредметные связи: опыт переложения «Слова о полку Игореве» в творчестве Н. Заболоцкого; влияние поэзии Ф.И. Тютчева, А. Блока, Б. Пастернака на лирику Заболоцкого.
Межпредметные связи: лирика Н. Заболоцкого и живопись Б. Кустодиева, П. Филонова, М. Шагала, П. Пикассо.
Для самостоятельного чтения: сборник «Столбцы», поэма «Торжество земледелия».
В.М. Шукшин
Рассказы «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».
Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжетаи глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Опорные понятия: герой-«чудик»; пародийность художественного языка.
Внутрипредметные связи: творчество В. Шукшина и произведения «деревенской» прозы (В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.).
Межпредметные связи: кинодраматургия В. Шукшина (к/ф «Живет такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).
Для самостоятельного чтения: рассказ «Выбираю деревню на жительство», повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».
А.И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича ».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича ». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Опорные понятия: двуединство героя и автора в эпосе; тип героя-праведника.
Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. Солженицына и его литературных предшественников (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.).
Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя.
Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».
У литературнойкартыРоссии
Обзор творчества Е.И. Носова, В.Т. Шаламова, В.Д. Федорова, В.А. Солоухина по выбору учителя и учащихся. Художественное звучание «негромкого» военного эпоса Е. Носова. Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. Традиции русской гражданской поэзии в лирике В. Федорова. Восхождение к духовным ценностям России в творчестве В. Солоухина.
Новейшаярусскаяпроза и поэзия 80 — 90-хгодов
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Проза с реалистической доминантой. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова, Е. Носова, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Ю. Полякова и др. Новейшая проза Л. Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова. «Людочка» В. Астафьева и «Нежданно-негаданно» В. Распутина как рассказы-предостережения, «пробы» из мутного потока времени. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др. Противоречивость, многосоставность романа В. Астафьева «Прокляты и убиты».
Эволюция прозы и поэзии с модернистской и постмодернистской доминантой. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соц-арт», «новая волна» и т.п.).
Поэма в прозе «Москва—Петушки» В.Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. Пелевина, ее «игровой» характер.
Ироническая поэзия 80—90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. Бродского. Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
- Тематическое планирование по литературе.
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Уроки развития речи. | |
Классные сочинения | Домашние сочинения. | |||
1. | Введение. | 1 | ||
2. | Литература начала 20 века | 1 | ||
3. | Литература 20-х годов 20 века | 65 | 2 | 2 |
4. | Литература 30-х годов 20 века | 24 | 1 | 1 |
5. | Литература периода Великой Отечественной войны | 4 | ||
6. | Литературный процесс 50-80-х годов | 5 | 1 | |
7. | Новейшая русская проза и поэзия последних десятилетий. | 2 | ||
Итого: | 102 |
ХКК ГОС (региональный компонент) – 10 часов, внеклассное чтение – 9 часов
Календарно - тематическое планирование
№ | Часы | Изучаемый материал | Теория литературы | ЦОР | Основные виды деятельности учителя и учащихся. Цели урока | Контроль ЗУН | Дата |
1 | 1 | Введение. Сложность и самобытность русской литературы 20 века. | Аудиоучебник | Показать взаимосвязь литературы и общественной жизни с историческими процессами в стране и мире и их взаимовлияние. | 4.09 | ||
1 | Литература первой половины 20-го века | ||||||
2 | 1 | Обзор русской литературы первой половины 20-го века | Аудиоучебник | Дать представление о тенденциях русской литературы,дать толкование понятиям «Серебряный век» , «Модернизм», «Декаданс» | 4.09 | ||
5 | И. А. Бунин | ||||||
3-4 | Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. | Приемы словесной живописи | Презентация, учебный фильм | Дать краткий обзор жизненного и творческого пути, показать своеобразие стиля И.А Бунина на примере его стихов. | 6.09 11.09 | ||
5 | «Антоновские яблоки». Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. | Лирическая проза | Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа « Антоновские яблоки». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | 11.09 | |||
6 | «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». | Раскрыть философское содержание рассказа И.А Бунина. Аналитическое чтение | 13.09 | ||||
7 | «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей. | Аудиокнига Интерактивный тест | Показать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека, вызвать желания обсудить прочитанное. | 18.09 | |||
5 | А.И. Куприн | ||||||
8 | «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. красоты и духовной мощи свободного человека. | Очерковая проза | Презентация | Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа «Олеся». Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | 18.09 | ||
9 | «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. | Романтизированная проза | Анализ повести по плану | Раскрыть идею и художественные особенности повести. Указать на роль детали художественном повествовании. | 20.09 | ||
10 | «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. | Показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств. Раскрыть идею и художественные особенности повести. | 25.09 | ||||
11-12 | Сочинение по творчеству А. Куприна и И. Бунина. Р.р. Р.р. | Тема любви | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | 25.09 27.09 | |||
5 | М. Горький | ||||||
13 | «Макар Чудра». Романтизм Горького ХКК ГОС Романтические мотивы в литературе ДВ | Романтизм Горького | Художественный фильм ( просмотр фрагментов). | Показать особенности романтизма М.Горького, проследить ,как в композиции раскрывается замысел писателя. | 2.10 | ||
Старуха Изергиль».Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. | Тема свободы, романтический герой | ||||||
14 | Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев» | Тема протеста героя одиночки | Показать своеобразие повести на примере рассказа Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | 2.10 | |||
15-16 | «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно- тематический стержень пьесы. | Символическая деталь | Завершить творческую работу Наизусть монолог,анализ | Показать своеобразие стиля писателя на примере рассказа Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Тест | 4.10 16.10 | |
17 | Р.р. | По творчеству Горького «Спор героев о правде» | Выявить позиции героев повести и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде. | Сочинение | 16.10 | ||
18 | 11 | Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс»(обзор) | Урок-презентация | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэтов.Показать яркую индивидуальность поэзии.Проанилизировать стихи. | 18.10 | ||
19 | Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм. | Охарактеризовать творчество основоположников русского символизма. | 23.10 | ||||
20 | В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта. | Звукообраз | Аудиозапись, презентация | Показать своеобразие стиля поэта . Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | 23.10 | ||
21 | К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. | Принцип символизации в поэзии | Аудиозапись, презентация | Показать яркую индивидуальность поэта . Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. | |||
22 | И. Ф. Анненский. Внутренний драматизм и исповедальность лирики. | Жанр «трилистника» | Аудиозапись, презентация | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения. Проанализировать стихи. | |||
23 | А. Белый. Тема родины, боль и тревоги за судьбу России. | Музыкальность стиха | Аудиозапись, презентация | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения. Проанализировать стихи. | |||
24 | Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира. | Неоромантизм | Презентация | Дать понятие об акмеизме, выделить основные черты его поэтики; Дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов | |||
25 | Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов. | Лирический герой-маска | Аудиозапись, презентация | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрение поэта. Проанализировать стихи. | |||
26 | Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика. | Абсолютизация «самовитого» слова | Презентация | Дать понятие о футуризме; Сделать обзор творчества поэтов – футуристов. | |||
27 | И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества. | эгофутуризм | Аудиозапись, презентация | Познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества. Проанализировать стихи . | |||
28 | В. Хлебников. Творчество поэта и его»программное» значение для поэтов-кубофутуристов. | кубофутуризм | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения. Проанализировать стихи. | ||||
7 | А. А. Блок | ||||||
29 | Жизнь и судьба поэта. | Презентация - рассказ о поэте | Познакомить с атмосферой, в которой вырос Блок, показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока. | ||||
30 | Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». | Циклизация лирики | Аудиозапись | Показать особенности поэтики первой книги Блока. | |||
31 | Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечивания» поэтического дара. | реминисценция | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи. | ||||
32 | Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». | аллюзия | Показать историю и значение образа России в творчестве Блока. | ||||
33 | Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. | символ | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения. Проанализировать стихи. | ||||
34 | Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение»музыки стихий» в поэме. | Показать полемический характер поэмы, её художественные особенности | |||||
35 | Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Домашнее сочинение | ||||
36-37 | В.ч. В.ч. Ч.Айтматов «Плаха». Нравственное звучание, христианские мотивы произведения. | Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Тест | ||||
5 | А. А. Ахматова. | ||||||
38 | Психологическая глубина и яркость любовной лирики. | Исповедальность лирического произведения | Учебный фильм-презентация | Дать представление о личности поэта, о мотивах и настроениях ранней лирики | |||
39 | Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи. | |||||
40 | Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике. | микроцикл | Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | ||||
41 | «Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы. | Аудиозапись | Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой. | ||||
42 | Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы. ХКК ГОС Тема исторической памяти в литературе ДВ | Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия А. Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве | |||||
3 | М. И. Цветаева. | ||||||
43 | Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. | Урок-презентация | Показать своеобразие стиля поэта. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | ||||
44 | Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. | Поэтический темперамент | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи. | ||||
45 | Тема Родины, «собирание» России. Поэт и мир. | Дискретность (прерывистость) стиха | Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини произведений. | Домашнее сочинение по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой | |||
46 | «Сибирская» проза В. Шишкова. (Обзор) В.ч. | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | |||||
47 | Развитие традиций отечественной сатиры. ХКК ГОС Сатирические мотивы в литературе ДВ | Сатирический образ | Дать понятие о политической сатире | ||||
48 | Темы и мотивы сатирической новеллистикиА. Аверченко. | комизм | Представить творчество А. Аверченко с точки зрения продолжений традиций русской литературы. | ||||
49 | Феномен «сгущения добра», идея жизнетворчества в прозе М. Пришвина. В.ч. | Раскрыть идею и художественные особенности в прозе М. Пришвина. | Полугодовой срез знаний | ||||
8 | Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов | ||||||
50-51 | Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» | Показать актуальность и одновременную ценность произведения А. Платонова. | |||||
52-53 | Пространствои время в повести. Метафоричность художественного мышления в повести Платонова «Котлован» | Показать актуальность и временную ценность произведения А. Платонова. | |||||
54 | Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина«Мы». | антиутопия | Учебная презентация | Углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа, познакомить с биографией писателя. | |||
55 | Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е.И. Замятина «Мы») | Новеллистический сказ Философский подтекст | Показать гуманистическую направленность произведения Замятина, утверждение писателем человеческих ценностей | ||||
56-57 | Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама. | Ассоциативная манера письма | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи. | ||||
5 | В. В. Маяковский. | ||||||
58 | Тема поэта и толпы в ранней лирике. | Образная гиперболизация | Учебный фильм - презентация | Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере. | |||
59 | Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота. | Декламационный стих | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи. | ||||
60 | Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. | Поэтические неологизмы | Разобраться, что является объектом сатиры в лирике Маяковского. | ||||
61 | Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского. | Показать специфику изображения традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского. | |||||
62 | Поэмы. Проблематика, художественное своеобразие. | Библейские мотивы | Показать логику развития идеи в лирике поэта. | ||||
5 | С. А. Есенин. | ||||||
63 | Природа родного края и образ Руси в лирике поэта ХКК ГОС Природа родного края в поэзии ДВ | Религиозные мотивы | Урок-презентация | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэта. Проанализировать стихи. | |||
64 | Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. | Имажинизм | Познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта. Показать народность творчества поэта. | ||||
65 | Любовная тема в поэзии Есенина. | Аудиозапись | Показать динамику развития любовной лирики Есенина. | ||||
66 | Поэма «Пугачев». Поэзия русского бунта» и драма мятежной души.. | Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | Тест | ||||
67 | Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. | Лироэпическая поэма | Показать, что «Анна Снегина»- одно из выдающихся произведений русской литературы. | Домашнее сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина. | |||
6 | Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов. | ||||||
68 | Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе. Песенно-лирическая ситуация. ХКК ГОС Песенно-лирическая ситуация в литературе ДВ | Презентация | Показать духовную атмосферу десятилетия и её отражение в литературе. | ||||
69 | Драматургия. Проблематика пьес В. Шкваркина и Арбузова. | Показать своеобразие стиля драматургов Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | |||||
70 | Проза 30-х годов о людях труда. В.ч. ХКК ГОС В. Кетлинская «Мужество» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||||
71 | Тема коллективизации в литературе. В.ч. | «Деревенская проза». Проблемы коллективизации, раскулачивания. Судьба деревни после революции | |||||
72 | А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. | Историко-биографическое повествование | Показать своеобразие стиля писателя. Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | ||||
73 | Проблема народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. | Собирательный образ эпохи | Соотнести реальное время и пространство России XVIIIвека с художественным временем и пространством романа А. Толстого. | ||||
6 | М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» | ||||||
74 | Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса ХКК ГОС Н. Задорнов «Амур-батюшка» | Роман-эпопея | Учебный фильм | Познакомить с вехами биографии и творчества М. Шолохова. | |||
75 | Картины жизни донского казачества. | Хронотоп романа-эпопеи | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | ||||
76 | Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. | Гуманистическая концепция истории в литературе | |||||
77 | Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Женские образы в произведениях литературы ДВ ХКК ГОС | Показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни | |||||
78 | Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова. | Показать неизбежность трагичности судьбы Г. Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества | |||||
79 | Художественно-стилистическое своеобразие романа. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | |||||
80 | Сочинение Р.р. | ||||||
6 | М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». | ||||||
81 | «Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. | Урок-презентация | Рассказать о значении романа, его судьбе, показать особенности жанра и композиции. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички лини романа. | ||||
82 | Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа. | Очерк нравов | Просмотр кинофрагментов | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | |||
83 | Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. | «исторический пейзаж» | Просмотр кинофрагментов | Закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя. | |||
84 | Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе. | Карнавальный смех | Уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель. | ||||
85 | Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа. | Просмотр кинофрагментов | Проследить путь Ивана Бездомного в обретении Родины. Проверка знании содержания романа. | ||||
86 | Путь Ивана Бездомного в обретении Родины. | Домашнее сочинение | |||||
87 | Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | Тест | ||||
88 89 | «Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе Нравственные искания героя. | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | |||||
90 | А. Платонов. «Сокровенныйчеловек». Тип платоновского героя -- мечтателя, романтика, правдоискателя. | Индивидуализированный стиль писателя | Рассмотреть проблемы взаимоотношения людей на примере героев повести. | ||||
91 | В. Набоков. «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев. | Элитарная проза | Рассмотреть проблемы одиночества и разрушения человеческих связей в современном мире. | ||||
92 93 | Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей и литературе ДВ ХКК ГОС | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | |||||
94 | А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта. | Лирико-патриотический пафос | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | ||||
95 | «По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти. | Лирический эпос | Дать обзор жизненного и творческого пути А. Твардовского, определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы | ||||
96 | Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века. В.ч. | «окопный реализм» Поэтическая оттепель Авторская песня монотеатр | Учебная презентация | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||
97 | Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. | Натурфилософская лирика | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | ||||
98 | В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков. | Пародийность художественного языка | Раскрыть идею и художественные особенности рассказов | ||||
99 | А. И. Солженицин. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день ИванаДенисовича» | Двуединство автора и героя в эпосе | Показать своеобразие стиля писателя Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведения. | ||||
100 | «Матренин двор». Тип героя-праведника. | Нравственная проблематика «лагерной» прозы В. Шаламова. | Раскрыть идею и художественные особенности рассказа | ||||
101 | Новейшая русская реалистическая проза и поэзия. В.ч. | Электронная библиотека | |||||
102 | Современная литературная ситуация: реальность и перспективы. ХКК ГОС | Неореализм Евангельский мотив | Индивидуальные проекты «Поэты-дальневосточники» | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Произведения для заучивания наизусть.
- И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).
- В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
- Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
- А.А. Блок. Незнакомка. Россия. «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
- В.В. Маяковский. А вы могли бы? Послушайте.
- С.А. Есенин. Письмо к матери. «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
- М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к блоку («Имя твоё—птица в руке…»). «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
- О.Э. Мандельштам. «NotreDame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
- А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». Родная земля.
- Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».
Основные виды устных и письменных работ.
Устно: выразите6льное чтение текста художественного произведения в объёме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.
Устный пересказ всех видов—подробный, выборочный, от другого лица, сжатый (или краткий), художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста)— главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи.
Подготовка характеристики героя или героев ( индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе.
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.
Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, актёрское чтение, телепередачу.
Подготовка сообщений, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.
Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.)
Использование словарей различных типов, каталогов школьных, районных и городских библиотек.
Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.
Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.
Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, эссе, очерка, былины, частушки—на выбор), Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.
Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.
4. Основные требования к уровню подготовки выпускников.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:
- Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
- Умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия).
- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.
- Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).
- Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
- Осуществление осознанного выбора продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.
- Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....