Встречас Крыловым и его баснями
план-конспект занятия по литературе (8 класс) по теме

Разработка урока в форме театрализованной постановки по басням Крылова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Встреча с Крыловым и его баснями

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

 И.А. Крылов

Учитель:

 Сегодня мы продолжаем разговор о басне. Давайте вспомним, что такое басня? (Короткий аллегорический рассказ поучительного содержания.)

Из чего состоит басня? (Рассказ и мораль.)

Какой главный принцип создания басни? (Аллегория.)

Что такое аллегория? (Иносказание.)

Какова цель басни? (Осмеяние человеческих пороков.)

Кто является родоначальником басни? (Эзоп.)

Что значит эзопов язык? (Замаскированное выражение мысли.)

А что же вам известно об Эзопе? (Учащиеся рассказывают об Эзопе.)

(Инсценировка: Эзоп и Ксанф.)

Учитель:

 Из Древней Греции мысленно перенесемся в Россию в XVIII век, когда жил и работал И.А. Крылов. 240 лет прошло со дня рождения великого баснописца, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. На родине народ издавна называл его «дедушкой Крыловым». Возле его памятника в Летнем саду в С.-Петербурге всегда собираются люди. Он сидит в кресле в кругу героев своих басен — зверей и птиц.

Ведущий:

 Образ дедушки Крылова возникает уже в детском воображении, еще не вполне осознанный, но бесконечно близкий и родной, чем-то напоминающий рождественского Деда Мороза. Он неожиданно появляется где-то рядом с чудесными сказками и первыми художественными впечатлениями детства. В ту пору мы даже не задумываемся над тем, кто он - писатель ли, драматург, баснописец…

Ведущая:

 Сами по себе вошли в нашу жизнь крыловские умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, размышлениями и рассуждениями. В просторном халате, может быть, в причудливой мантии в окружении своих удивительных героев Крылов невольно смыкается с волшебным миром народной сказки, столь богатой самыми необыкновенными превращениями.

Ведущий:

 Жизнь Крылова сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

Ведущая:

 Носитель передовых идей века Просвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательным гуманистом. В период жестокого подавления самодержавием человеческой личности он высоко поднимал знамя человека, человеческого достоинства.

Баснописец:

 Чинов я пышных не искал;

 И счастья в том не полагал,

 Чтоб в низком важничать народе, —

 В прихожих ползать не ходил.

 Мне чин один лишь лестен был,

 Который я ношу в природе, —

 Чин человека; — в нем лишь быть

 Я ставил должностью, забавой;

 Его достойно сохранить

 Считал одной неложной славой…

(Садится в кресло.)

Ведущий:

 Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. В своем творчестве Иван Андреевич стремился показать русскую жизнь такой, какой она была на самом деле.

Ведущая:

 Крылов отрицательно относился к царю Александру І, который много обещал и ничего не сделал для народа. Царя и его министров он высмеял в басне «Квартет». В 1810 году Александр І перестроил Государственный Совет, разделив его на 4 департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако законов никаких для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

(Каждая группа готовит свою инсценировку.)

Ученица:

 Мы пригласили вас в театр,

 Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

 Раскрыть свой начинающий талант

 И показать, как исполняли роли.

(Учащиеся инсценируют басню «Квартет», в руках инструменты, ноты.)

Учитель:

 Что разоблачает басня? (Хвастунов, самоуверенных, берущихся не за свое дело людей.)

(Учащиеся инсценируют басню «Ворона и Лисица».)

Учитель:

 Какую черту характера людей высмеивает автор? (Лицемерие, лесть, глупость.)

Из-за чего пострадала Ворона? (В украинском языке есть интересная пословица: «Дурень тоді розумним буває, коли мовчить».)

(Учащиеся инсценируют басню «Лев и Мышь».)

Учитель:

 В чем мораль этой басни? (Не плюй в колодец из которого пьешь.)

Есть у Крылова басни, в которых нет вывода, но сама сцена, коротенький сюжет заставляют задуматься.

(Учащиеся инсценируют басню «Демьянова уха».)

Учитель:

Какие слова из этой басни часто употребляем в нашей речи? («Сыт по горло», «катился градом пот».)

(Учащиеся инсценируют басню «Волк и Ягненок».)

Учитель:

Что вы можете сказать о героях басни?

Это аллегорические образы?

Что символизирует Волк? (Тип циничности, жестокости, властности. Наглость, нахальство, лицемерие.)

А Ягненок? (Символизирует страх, преклонение перед силой, властью. Правда на его стороне. Но все напрасно.)

Какой же вывод? (Кто заранее решился на злое дело, того и самые честные оправдания не остановят.)

На что указывает мораль? (На обобщенную истину, которая, к сожалению, существует в человеческом обществе, о своеволии и насилии, цинизме по отношению к слабому.)

(Учащиеся инсценируют басню «Свинья под дубом».)

Учитель:

Что высмеивает автор? (Глупость, ограниченность Свиньи, невежество.)

В каких строчках дает оценку происходящим событиям?

Как эти строки называются? (Мораль.)

(Учащиеся рассматривают рисунки своих одноклассников, узнают героев, басню.)

Учитель:

 Какие строчки вспоминаются, глядя на рисунки? Мы смеемся над героями басен — потешными зверями, иногда хитрыми, иногда глупыми. Но мы хорошо понимаем, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки: лень, зависть, жадность, лицемерие, невежество, глупость… Сегодня вы были и ведущими, и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам И.А. Крылов — актер, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и замечательно!

Ученица:

 Кто не слыхал его живого слова?

 Кто в жизни с ним не встретился своей?

 Бессмертные творения Крылова

 Мы с каждым годом любим все сильней.

 Все знал и видел ум певца пытливый,

 Всего сильней желая одного,

 Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

 Народ его и родина его.

Подведение итогов.

Если останется время на уроке, можно поиграть:

Кто быстрее? Каждая пара учащихся получает набор из 14 карточек с именами героев басен. Побеждает пара, которая раньше других соберет карточки в пары так, чтобы получились названия басен.

Литературный аукцион «Угадай героя». (Учитель показывает предметы, а учащиеся должны сказать, герою какой басни они могут принадлежать.) Перечень предметов: ларчик, рукав, очки, виноград, ложка, тарелка, собачка, зеркало, кусок сыра, желуди, ноты и т.д.

Викторина.

Что долго думать тут?

 Он за иглу принялся.

 По четверти обрезал рукава.

(«Тришкин кафтан»)

Друзья! Хоть вы охрипните,

 Хваля друг дружку, —

 Все ваша музыка плоха.

(«Кукушка и Петух»)

Вертит его со всех сторон

 И голову себе ломает…

(«Ларчик»)

Поди ж, приятель, убирайся,

 Да берегись: вперед ты мне не попадайся.

(«Волк и Журавль»)

Уж сколько раз твердили миру,

 Что лесть гнусна, вредна…

(«Ворона и Лисица»)

А жаль, что не знаком

 Ты с нашим Петухом.

(«Осел и Соловей»)

Вот то-то мне и духу придает,

 Что я совсем без драки

 Могу попасть в большие забияки.

(«Слон и Моська»)

Чтоб музыкантом быть,

 Так надобно уменье…

(«Квартет»)

А Васька слушает да ест.

(«Кот и Повар»)

То к темю их прижмет,

 То их на хвост нанижет…

(«Мартышка и очки»)

Соседушка, мой свет!

 Пожалуйста, покушай!

(«Демьянова уха»)



Предварительный просмотр:

Урок-суд

над Раскольниковым

(по роману Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»)

             Не секрет, что учащиеся классику читают мало, а роман Достоевского «Преступление и наказание»- произведение большое по объёму, сложное для восприятия, многие ребята его не читают.

            Приступая к изучению «Преступления и наказания», руководствуюсь словами Е. Н. Ильина, которые прочитала в его книге «Искусство общения». Он пишет: «Не жду, пока основная масса ребят прочитает книгу и начнётся её разбор (практически такое бывает редко), а самим разбором вызываю массовое чтение. Анализом создаю условия для анализа». Чтобы вызвать у учащихся интерес к произведению Достоевского, провожу нестандартный урок, урок-суд над Раскольниковым. Уроку предшествует консультация (из часов по развитию речи). Целью консультации является подготовка десятиклассников к самостоятельному выступлению, высказыванию на уроке. Ребята определяют заранее, кто будет судьёй, секретарём, обвинителем, защитником, от лица каких персонажей будут говорить на уроке учащиеся.

          Урок-суд вызывает интерес не только у тех учащихся, которые прочитали «Преступление и наказание», но и у не читавших роман. После урока-суда большая часть ребят читает это произведение.

        Тема урока: «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?»

       Цель: Сформировать у учащихся знания о мотивах преступления Раскольникова.

        Задачи: 1Выявить двойственность мотивов, основанную на столкновении двух главных идей-Наполеона и Мессии, результатом борьбы которых стала идея власти.

2Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников.

3Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление.

        Оборудование: Портрет Ф. М. Достоевского. Кадры из художественного фильма «Преступление и наказание»

       Ход урока: Вступительное слово учителя.

Сообщение учащимся темы, цели, задач урока.

      Суд. Секретарь:

- Встать, суд идёт!

Судья:

-Прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о Раскольникове, который обвиняется в убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны и её сестры Елизаветы Ивановны.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания обвиняемого, бывшего студента Раскольникова Родиона Романовича,а также показания свидетелей.

Бывший студент Раскольников, Вам предоставляется слово. Признаёте ли Вы свою вину?

Раскольников:

- Да. Я убил старуху-процентщицу и её сестру Лизавету.

Судья:

- Как Вы их убили?

Раскольников:

-  Убил топором, который взял во дворе дома, где я живу.

Судья:

- За что Вы их убили?

Раскольников:

- Я Лизавету убивать не хотел. Я её убил нечаянно. Я старуху убить хотел… когда она была одна… и пришёл. А тут вошла Лизавета. Я тут её и убил.

Судья:

-  А старуху-процентщицу почему убили?

Раскольников:

- Чтобы ограбить. На награбленное закончить университет, рассчитаться с долгами, помочь матери и сестре, устроить свою жизнь и до конца своих дней помогать бедным, этим искупив свою вину за преступление.

Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную.

Защитник:

- Прошу учесть тот факт, что, убив старуху-процентщицу, взяв её драгоценности, подсудимый не воспользовался ими, ни копейки не взял себе. Я считаю, что надо глубже разобраться в мотивах его преступления.

Судья:

- Что Вы сделали с награбленным?

Раскольников:

- Я всё положил под камень во дворе одного дома.

Обвинитель:

- Меня удивили слова подсудимого «Я убил вошь». Что же, по-вашему,это человек-то вошь, который Вам не нравится, и Вы позволили себе убийство?

Раскольников:

- Да ведь и я знаю, что не вошь. Это всё не то, совсем, совсем тут другие причины.

Порфирий Петрович:

 - Я хочу сказать несколько слов о статье Раскольникова, напечатанной в «Периодической речи». В своей статье он выражает такую мысль, что все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» (их большинство) должны жить по существующим законам, а «необыкновенные» (меньшинство) имеют право нарушать, преступать законы. Думаю, что эта статья поможет суду разобраться в мотивах преступления.

Раскольников:

- Вы почти правильно поняли мою статью. Только, по-моему, преступать можно в интересах общества. Я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.

Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел  Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне  дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.

Разумихин:

- Полтора года я знаю Родиона: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце…

Раскольников:

- Я это не отрицаю. Я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну и, пожалуй, ещё наклонен к сумасшествию. Уж пусть всё зараз! Я, как паук, к себе в угол забился. Вы ведь знаете, в какой конуре я живу. А знаете ли вы, что низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят. Когда я тогда к старухе ходил, Я только попробовать сходил.

Судья:

- И убили!

Раскольников:

- Да ведь как убил-то. Разве так убивают? Разве так идут убивать, как я тогда шёл! Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту чёрт убил, а не я. Вот и всё. Ну что теперь делать-то?

Судья:-

- Мы выслушали подсудимого Раскольникова, который рассказал нам о своём преступлении и причинах, толкнувших его на преступление. Кто что может добавить к его рассказу?

Пульхерия Александровна:

 - Мне хочется сказать, что это очень добрый человек, чуткий, любящий сын и брат, к тому же гордый. Находясь в ужасных условиях, он чувствовал себя униженным. Его комната, конура, похожа на шкаф, на ящик, на гроб. Одежда на нём обносилась, за квартиру платить нечем, за учёбу платить нечем. Однако он всегда готов был прийти на помощь людям, мог отдать последнее, что у него было.Я думаю, что свидетели подтвердят это и суд учтёт их показания.

Соня:

- Он отдал Екатерине Ивановне последние деньги на похороны отца (Мармеладова).

Свидетель:

- Встретив на бульваре пьяную девочку, он также отдаёт полицейскому последние деньги, чтобы тот нанял извозчика и отвёз её домой.

Разумихин:

- Родион, в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти  содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, и, когда тот тоже умер, похоронил его.

Свидетель:

- Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей и был при этом обожжён.

Судья:

- Суд заслушал подсудимого Раскольникова, свидетелей и должен вынести приговор.Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель:

- Не отрицаю, что многое вызывает в Раскольникове сочувствие, но всё же он убийца, и мы не должны об этом забывать. Никто не имеет права брать топор, идти и убивать человека пусть даже такого мерзкого, как старуха-процентщица. Никакие мотивы не могут этого оправдать. Я считаю, что преступник должен быть приговорён к каторжным работам сроком на девять лет.

Защитник:

- Перед нами не злодей-убийца. В основе преступления Раскольникова лежит психологическая, философская тайна. И суду следует хорошо в ней разобраться. Давайте взглянем на мир глазами Раскольникова, переживем его муки. Ведь муки, сомнения одолевают его до убийства. А как  он мучается после преступления. Его одолевают кошмары, он не находит себе места, не переносит общества, даже самые близкие люди ему в тягость, он просит оставить его одного. Ударом топора по старухе он отделил себя от людей. Подсудимый несёт страшные наказания в самом себе. Невольно это ставит нас в положение сочувствующих.

В преступлении Раскольникова выражен индивидуалистический бунт. Он хотел в одиночку, не дожидаясь всеобщего счастья, перестроить мир. В этом он,конечно, не прав. В одиночку общественный строй не изменить.

Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора моему подзащитному.

Судья:

- Выслушав Раскольникова, свидетелей, а также обвинителя и защиту, суд приговорил бывшего студента Раскольникова к восьми годам каторжных работ. Учитывая его душевные муки, суд надеется на чистосердечное раскаяние преступника, на то, что он вновь вернётся к людям, суд верит в его духовное возрождене.  

Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Задание на дом: написать отзыв о прошедшем уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антон Павлович Чехов родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г .

Слайд 2

Таганрог Здесь А.П.Чехов учился в классической гимназии

Слайд 3

Дом, где родился А.П.Чехов

Слайд 4

Отец — Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии

Слайд 5

Лавка отца Чехова в Таганроге Помимо учёбы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича иногда приходилось замещать отца в лавке, конечно, в ущерб занятиям

Слайд 6

Евгения Яковлевна Чехова Обучалась в частном пансионе благородных девиц, где обучалась манерам, танцам, языкам. А.П.Чехов говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери». Она была заботливая жена и любящая мать.

Слайд 7

Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми. : Александр — литератор, лингвист; Николай — художник; Михаил — писатель, юрист; Иван — учитель (известный московский педагог); Мария — художница-пейзажистка. дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось.

Слайд 8

Москва В 1876 году семья Чеховых переезжает в Москву: торговля стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов. Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году.

Слайд 10

Доктор Чехов В 1884г. Чехов – заведующий больницей в Звенигороде, в качестве уездного врача принимает больных, ездит на вскрытия, является экспертом в суде. Медицинская практика – пища для литературных опытов ( « У постели больного » , « Палата №6 » , « Случай из практики » , « Чёрный монах » , « Ионыч » ...) Сотрудничество с журналами: « Стрекоза » , « Будильник » , « Зритель » , « Осколки » , « Сверчок » и т.д. Подписывает свои рассказы псевдонима-ми: А.Ч-те, Ант. Чехонте, Человек без селезёнки, Г.Балдасаров,, … а в 1883г. А.П.Чехов впервые поставил своё имя. В 1884г. Вышел первый сборник рассказов « Сказки Мельпомены »

Слайд 11

Сахалин Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин».

Слайд 12

Мелихово В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. Мелиховский период — это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню.

Слайд 13

Деревянная церковь Рождества Христова в Мелихово Пруд в усадьбе Чехова

Слайд 14

Ялта Чехов приобретает участок земли в двух километрах от набережной в деревне Аутка. Вскоре по проекту архитектора Шаповалова была построена прекрасная дача. (Чеховский сад)

Слайд 15

Чехов в Ялте. Встречи. Общение.

Слайд 16

Ольга Леонардовна Книппер Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году. . 25 мая1901 года А.П.Чехов и О.Л. Книппер венчались. Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».

Слайд 17

Германия. Баденвейлер В начале лета 1904г. А.П.Чехов вместе с женой О.Л.Книппер выезжает из России на курорт Баденвей- лер.Они поселились в отеле « Зоммер » . 2 июля 1904г. в 3 часа утра А.П.Чехова не стало …

Слайд 18

1904 год в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания. 15 июля (1-го по ст.стилю) во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался

Слайд 20

Памятники А.П.Чехову


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с баснописцем И.А.Крыловым и понятием басни.

Урок литературы в 6 классеУчитель I категории Панферова Лариса ИвановнаМАОУ СОШ № 5г.Сатка, 2013 годТема: Знакомство с  писателем  и понятием басни.Цели урока:  - получить представление...

Внеклассное мероприятие, посвящённое книге-юбиляру (205 лет «басням» И.А. Крылова) «Бессмертные творения Крылова»

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое предназначенодля учащихся 3-5 классов школы. Тема интересна, актуальна, так как проводится в рамках празднования 205-летнего юбилея «Басе...

Разработка внеклассного мероприятия по литературе «Встреча с И.А.Крыловым и его баснями»

Данное внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству И.А.Крылова. Факты биографии перемежаются  инсценировками, викториной и выразительным чтением наизусть басен И.А.Крылова....

Литературный праздник «Встреча с И.А.Крыловым и его баснями»

Цель мероприятия:1)      познакомиться с отдельными периодами жизни и творчества баснописца;2)      выяснить знания о баснях у учащихся;3)...

Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали

Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...

Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова.

Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова....

Урок внеклассного чтения по литературе на тему: "Встреча с И.А. Крыловым и его баснями". 5 класс

Данная методическая разработка может быть использована в 5 классе на уроках литературы после изучения творчества Ивана Андреевича Крылова с целью: 1) обощить и расширить знания по творчеству И.А.Крыло...