Разработка внеклассного мероприятия по литературе «Встреча с И.А.Крыловым и его баснями»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Хакимова Регина Алексеевна

Данное внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству И.А.Крылова. Факты биографии перемежаются  инсценировками, викториной и выразительным чтением наизусть басен И.А.Крылова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1

имени В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов»

Внеклассное мероприятие

по русскому языку и литературе

«Встреча с И.А.Крыловым и его баснями»

Провели: учителя русского языка и литературы

                                                                                         Хакимова Регина Алексеевна ,

                                                                                           Надершина Лейсян Фаруковна

                                                                                    и ученики 7В и 7Г классов

Встреча с И.А.Крыловым и его баснями.

(Вечер, посвященный 245-летию со дня рождения Крылова)

 Оформление.

  • Портрет И.А.Крылова.
  • Годы жизни – 1769-1844
  • Иллюстрации к его басням (конкурс детских иллюстраций).
  • Выставка книг Крылова.

Цели:

  • Воспитание нравственных качеств у учащихся через анализ басен И.А.Крылова.
  • Расширение и пополнение знаний пятиклассников об И.А.Крылове, об особенностях его творчества.
  • Привлечение к чтению книг классической литературы.

Оборудование: компьютерная презентация «И.А.Крылов», компьютерная презентация                    « Кто хочет стать миллионером».  Музыкальное оформление.

Ход мероприятия:

I. Слово о писателе, баснописце и драматурге И.А.Крылове.

     245 лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Ведущий 1. 

         Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами.

        Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать молитвы и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений «подканцеляристом». Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Ведущий 2. 

          Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

          Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным.

Ведущий 1.

          Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны всем читателям. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие сюжеты для басен.

         По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои,  где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»

Ведущий 2.

          А сейчас мы  проверим, как вы знаете басни И.А.Крылова. Игру – конкурс на лучшего знатока басен «Кто хочет стать миллионером» проведёт ….

Игра  «Кто хочет стать миллионером?»  по теме «Басни И.А.Крылова»

Организована специальная группа, подсчитывающая количество поднятых табличек каждого из цветов. Чтобы воспользоваться подсказкой «Помощь друга», участник имеет возможность либо позвонить кому-то по мобильному телефону, либо узнать мнение одного из зрителей. Но в последнем случае длительность совещания с выбранным зрителем сокращается на 20 секунд (то есть становится равна 40 секундам), так как зритель-друг уже слышал вопрос с вариантами ответа и имел время на размышление.

Для музыкального сопровождения  используются записи следующих звуковых фрагментов:

  1. торжественная мелодия – в случае правильного ответа;
  2. печальная мелодия – в случае поражения;
  3. спокойная негромкая мелодия – звучит во время раздумий игрока;
  4. сигнал, обозначающий, что основной игрок готов назвать ответ (при коллективном варианте игры после этого сигнала ассистенты собирают все готовые листочки с ответами, и уже после этого основной игрок произносит свой ответ);
  5. сигнал, обозначающий, что время, выделенное на подсказку, закончено («Помощь друга») или зрители, поднявшие цветные таблички, уже не имеют права изменить свое решение («Помощь зала»). Также этот сигнал может звучать во время отборочного тура, ограничивая время для размышления.

         

       Ведущий. Здравствуйте, уважаемые зрители! С Вами не Дмитрий Дибров, но при этом все та же увлекательная интеллектуальная викторина «Кто хочет стать миллионером?». Тема нашей сегодняшней игры – басни Ивана Андреевича Крылова. Энциклопедия гласит, что великий баснописец написал ровно двести басен. Но вряд ли среди нас найдется тот, кто прочел их все (за исключением учителей литературы и самых любознательных из наших зрителей). Сегодня мы вспомним наиболее известные произведения баснописца. Итак, кандидатам на то, чтобы сыграть со мной за столом, являются следующие участники… (Представление участников).

         Основные правила игры Вам известны. Каждому из трех участников, прошедших отборочный тур, будет предложено ответить на 15 вопросов. Несгораемые суммы: 1000, 32000 и 1000000 баллов. Игра ведется до первого неправильного ответа (тогда набранные баллы снижаются до уже пройденной несгораемой суммы) или до своевременного признания участника в том, что он затрудняется ответить на один из вопросов и готов покинуть игру (тогда набранные им баллы не сгорают).

        Как всегда есть три подсказки:  «50х50», «Помощь друга» и «Помощь зрителей» (или по новому варианту игры – «Право на ошибку»). Используя подсказку «Помощь друга», игрок может позвонить по мобильному телефону или попросить совета у одного из сидящих в зале (классе) зрителей.        

         Внимание! Во время игры все мобильные телефоны должны быть выключены. Игрок, желающий воспользоваться  подсказкой «Помощь друга», имеет право включить свой телефон только на время звонка. Тот, у кого телефон зазвонит в течение игры, будет вынужден покинуть зал. Поэтому попрошу всех достать сейчас свои телефоны и дружно их выключить или отключить звуковой сигнал!

         А теперь под веселые трели выключаемых телефонов, я расскажу об особенностях нашей сегодняшней игры. Для зрительского голосования каждому из вас будут выданы таблички разных цветов, каждый из которых соответствует определенному варианту ответа. А сейчас мы проведем первый отборочный тур. Уважаемые участники, вам будет задан вопрос и предложены четыре возможных варианта ответа. Первый игрок, поднявший руку и назвавший правильный ответ, и будет приглашен сыграть со мной за игровым столом. Если руку одновременно поднимут двое и более человек, то, дабы соблюсти справедливость, им будет дана возможность на листках бумаги указать свой вариант ответа и обосновать его. Победившим в отборочном туре будет признан игрок, чей ответ скажется наиболее логичным и полным. Итак, внимание!

Вопрос 1-го отборочного тура.

Сколько музыкантов собралось, чтобы сыграть квартетом?

  1. двое;
  2. четверо;
  3. семеро;
  4. двадцать пять.

Определется победивший.

Ведущий (победившему игроку). Я поздравляю вас с победой и предлагаю пройти со мной к игровому столу. (Ведущий и игрок садятся.) Внимание! Первый вопрос и 100 баллов при правильном ответе.

100 баллов. Заняться каким видом искусства Лисица предлагала Вороне, дабы выманить у той сыр?

  1. вокалом;
  2. хореографией;
  3. игрой на тромбоне;
  4. рисованием с натуры.

200 баллов. «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?»

  1. за то, что хвалит он Кукушку;
  2. за то, что кормит он Старушку;
  3. за то, что варит он Петрушку;
  4. за то, что позовет он на пирушку.

300 баллов. Что случится, если пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать - пирожник?

  1. беда;
  2. счастье;
  3. изобретение нового вида пирогов;
  4. изобретение дешевых сапог из теста.

500 баллов. По какому признаку человек, решивший открыть ларчик, понял, что тот с секретом?

  1. на ларце были изображены странные иероглифы;
  2. ларец был без замка;
  3. у ларца был подозрительный запах;
  4. в ларце что-то тикало.

1000 баллов. Куда намеревался залезть волк, когда по ошибке попал на псарню?

  1. в мясной магазин;
  2. в соседнюю клетку волков;
  3. в овчарню;
  4. в слесарню.

2000 баллов. Куда Лебедь из басни «Лебедь, Щука и Рак» пытался увезти воз с поклажей?

  1. в воду;
  2. в облака;
  3. на птичий двор;
  4. в другую страну.

4000 баллов. Какой недуг, развившийся у Мартышки к старости, вынудил ее искать себе людские вспомогательные средства?

  1. маразм;
  2. тугоухость;
  3. радикулит;
  4. слабое зрение.

8000 баллов. По какому признаку боярин (из басни «Павлин и Соловей») выбрал Павлина, думая, что тот поет красивее Соловья?

  1. по перьям;
  2. по уму;
  3. по громкости голоса;
  4. по цене.

16000 баллов. Какого зверя, по мнению Крысы, сказавшей: «Сильнее кошки зверя нет!» - должна была запросто победить эта гроза мышиного мира?

  1. разъяренного кабана;
  2. ягуара;
  3. льва;
  4. крокодила.

32000 баллов. На каком расстоянии друг от друга Волк и Ягненок обычно пили воду?

  1. на расстоянии руки;
  2. на расстоянии 5 километров;
  3. на расстоянии ста шагов;
  4. бок о бок.

64000 баллов. Какого названия басни нет у И.А. Крылова?

  1. «Мальчик и Змея»;
  2. «Клеветник и Змея»;
  3. «Крестьянин и Змея»;
  4. «Рабочий и Змея».

125000 баллов. Какой из музыкальных инструментов присутствовал в квартете зверей?

  1. фагот;
  2. саксофон;
  3. барабан;
  4. скрипка.

250000 баллов. Кто вмешался в процесс взаимного восхваления Кукушки и Петуха и раскритиковал их?

  1. Человек;
  2. Воробей;
  3. Соловей;
  4. Лев.

500000 баллов. Чем могла бы мышь (из басни «Лев и Мышь») помочь Льву, если бы тот не прогнал ее из своего царства за ее мнимую бесполезность?

  1. перегрызла бы сеть, в которую попался Лев;
  2. подслушала бы важные разговоры и помогла предотвратить заговор;
  3. смогла бы дипломатично наладить мир с другим царством;
  4. отличила бы обычные зерна от ядовитых, и Лев не был бы отравлен.

1000000 баллов. В какой из басен И.А. Крылова присутствует Медведь?

  1. «Зеркало и Обезьяна»;
  2. «Мартышка и очки»;
  3. «Обезьяна»;
  4. «Лебедь, Щука и Рак».

В перерывах между играми можно показать концертный номер или хотя бы включить веселую музыку, чтобы зрители оживились и имели возможность немного подвигаться.

Вопрос 2-го отборочного тура.

Каким кушаньем Демьян потчевал своего гостя?

  1. манной кашей;
  2. борщом;
  3. ухой;
  4. рыбными котлетами.

100 баллов. Куда в жаркий день зашел Ягненок, чтобы напиться, но неожиданно встретил голодного волка?

  1. к ручью;
  2. к озеру;
  3. в кафе;
  4. в волчью клетку в зоопарке.

200 баллов. Что попрыгунья Стрекоза делала все лето?

  1. ездила в круиз;
  2. пела;
  3. проводила культмассовые мероприятия;
  4. закрывала на зиму в банки овощи и фрукты.

300 баллов. Какое применение очкам нашла Мартышка в конечном итоге?

  1. съела их;
  2. надела на нос, как надо;
  3. разбила о камень;
  4. продала на рынке.

500 баллов. Какой дух способен остановить бегущую Лисицу?

  1. лесной;
  2. морской;
  3. рыбный;
  4. сырный.

1000 баллов. В какое кушанье попала Ворона, ошибившаяся в своих расчетах, когда супостат пришел в Москву?

  1. в салат «Оливье»;
  2. в окрошку;
  3. в суп;
  4. в макароны по-флотски.

2000 баллов. Чему хотела научиться Щука, пришедшая за советами к Коту, но поплатившаяся за несвойственное ей занятие собственным хвостом?

  1. есть сметану;
  2. мяукать;
  3. ловить мышей;
  4. ловить хвостом рыбу.

4000 баллов. Куда стали звать Разборчивую Невесту, когда у нее в волосах уже стала появляться седина?

  1. на бал;
  2. понянчить внуков;
  3. на бостон;
  4. в казино.

8000 баллов. Что, по мнению И.А. Крылова, может выйти из какого-либо дела, когда в товарищах согласья нет?

  1. истина, рожденная в споре;
  2. большая драка;
  3. только мука;
  4. пир на весь мир.

16000 баллов. Кто еще, кроме Моськи, ходил всюду за Слоном?

  1. журналисты;
  2. толпы зевак;
  3. директор цирка;
  4. слониха.

32000 баллов. На какую гору, являющуюся обиталищем девяти муз, выгнали пастись стадо ослов, решивших перепеть своих мифических предшественниц?

  1. Олимп;
  2. Парнас;
  3. Килиманджаро;
  4. пик Коммунизма.

64000 баллов. За что старик-крестьянин ругал батрака, спасшего его от медведя?

  1. за то, батрак испортил медведю шкуру;
  2. за то, что батрак убежал и оставил старика с медведем одного;
  3. за то, что батрак убил медведя, а можно было бы продать его в зоопарк или цыганам;
  4. за то, что батрак убил не того медведя, какого было нужно.

125000 баллов. Какая часть тела, по мнению соловья, была слишком груба у зверей, для того чтобы в совершенстве овладеть музыкальным искусством?

  1. глотка;
  2. уши;
  3. лапы;
  4. хвост.

250000 баллов. Какой басни нет у И.А. Крылова?

  1. «Ворона и Лисица»;
  2. «Добрая Лисица»;
  3. «Злая Лисица»;
  4. «Лисица и Виноград».

500000 баллов. Чему предпочел Петух найденное им в навозной куче жемчужное зерно?

  1. гречишному зерну;
  2. пшеничному зерну;
  3. ячменному зерну;
  4. кукурузному зерну.

1000000 баллов. Кто посоветовал Кошке послушать чудесное пение Соловья, который поплатился за это жизнью?

  1. волк-кум;
  2. лиса-кума;
  3. кошка-подруга;
  4. другой соловей.

Вопрос 3-го отборочного тура.

Какого названия басни нет у И.А. Крылова?

  1. «Волк на псарне»;
  2. «Волк и Ягненок»;
  3. «Волк и Кенгуру»;
  4. «Волк и Журавль».

100 баллов. Уж сколько раз твердили миру, что этот способ выманивания сыра гнусен и вреден, но только все не впрок?

  1. месть;
  2. лесть;
  3. шантаж;
  4. воровство.

200 баллов. Какой басни нет у И.А. Крылова?

  1. «Крестьянин и Змея»;
  2. «Крестьянин и Овца»;
  3. «Крестьянин и Разбойник»;
  4. «Крестьянин и Батька Махно».

300 баллов. В чем провинился Ягненок, унесенный Волком в наказание в темный лес на расправу?

  1. Ягненок съел годовой запас Волка;
  2. Ягненок забодал Волка и его сородичей;
  3. Ягненок хотел сшить себе шубу из волчьего меха;
  4. просто Волку хотелось кушать.

500 баллов. Чем подавился Волк, который вместо благодарности начал угрожать своему спасителю - Журавлю?

  1. костью;
  2. огурцом;
  3. черствым хлебом;
  4. жареной картошкой.

1000 баллов. Чего ожидала Стрекоза, придя зимой за помощью к Муравью?

  1. что он ее прокормит и обогреет;
  2. что он построит ей дом;
  3. что он возьмет ее в служанки и будет платить зарплату;
  4. что он купит у Стрекозы билеты на ее концерт.

2000 баллов. Какое ложное представление о себе вырабатывала Моська, когда лаяла на Слона?

  1. что она мудра;
  2. что она хитра;
  3. что она сильна;
  4. что она глупа.

4000 баллов. Кто в конечном итоге стал мужем Разборчивой Невесты?

  1. принц на белом коне;
  2. дворник на метле;
  3. вор в законе;
  4. калека.

8000 баллов. Каким образом свинья пыталась погубить вековой дуб?

  1. толкала ствол головой;
  2. подрывала корни;
  3. пилила ствол пилой;
  4. вылила на корни яд.

16000 баллов. Как звали Кота из басни «Кот и Повар», который, несмотря на нравоучения Повара, уплел все жаркое?

  1. Барсик;
  2. Мурзик;
  3. Васька;
  4. Рыжик.

32000 баллов. Кто реши разобраться в секрете ларчика, который, как оказалось впоследствии, открывался простым способом?

  1. механики мудрец;
  2. известный всем кузнец;
  3. вор с отмычками;
  4. ясновидящий.

64000 баллов. Что не удалось Синице сделать с морем, вследствие чего она со стыдом уплыла восвояси, зато наделала себе славы?

  1. выпить;
  2. перейти вброд;
  3. зажечь;
  4. перегнать на сушу.

125000 баллов. В какой из басен И.А. Крылова в сюжете не фигурирует Осел?

  1. «Слон в случае»;
  2. «Парнас»;
  3. «Квартет»;
  4. «Рыбья пляска».

250000 баллов. Как звали несчастного соседа, которого Демьян насильно закормил своим рыбным кушаньем?

  1. Епифан;
  2. Фрол;
  3. Митрофан;
  4. Фока.

500000 баллов. С какой птицей сравнивала Кукушка Петуха, когда они обменивались взаимной лестью?

  1. с райской птицей;
  2. с соловьем;
  3. с жаворонком;
  4. с дятлом.

1000000 баллов. С каким камнем И.А. Крылов сравнивал налившиеся кисти винограда, которыми не удалось полакомиться Лисице?

  1. яхонтом;
  2. бирюзой;
  3. малахитом;
  4. сапфиром.

Подведение итогов игры. Если после викторины следует чаепитие, можно набранные игроками баллы (пропорционально количеству угаданных вопросов) обменять на конфеты или печенье.

                                 (ИГРА – приложение)

Ведущий 2.

          По определению Гоголя, басни Крылова – «книга мудрости самого народа». Виссарион Григорьевич Белинский высоко ценил творчество Крылова, говорил, что его будет читать весь русский народ. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира.

Ведущий 1.

          Иногда задумываешься: а что, если бы в баснях речь шла только  о животных?  Что, если бы персонажи и «мыслили» по-звериному? Или, напротив, действовали бы в них только люди? Пожалуй, всё бы и пропало. Ведь «душа» крыловской басни в этом «органичном синтезе человеческого и звериного, соединении тонком, тактичном и потому никак не оскорбительном».

Ведущий 2.

          Крылов отрицательно относился к царю Александру I, который много обещал и ничего не сделал для народа. В 1810 году Александр I перестроил Государственный Совет, разделив его на 4 департамента. Во главе каждого из них стоял министр. Однако никаких законов для облегчения жизни народа не последовало. Крылов высмеял это бесплодное мероприятие в басне «Квартет».

Ведущий 1.

          Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

II. Выступления учащихся – инсценирование басен Крылова( ученики 7Б, 7В, 7Г класса)

Ведущий 1.

           Сегодня мы пригласили вас в театр,

           Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,  

           Раскрыть свой начинающий талант

           И показать, как исполняли роли.       

III. Выразительное чтение наизусть басен И.А.Крылова.

IV. Каждая басня имеет своих действующих лиц.

Рассмотрим иллюстрации к басням, которые вы сделали сами. Какие строчки вспоминаются?

Выберем лучших художников. Голосование присутствующих детей и учителей.

Ведущий 2. 

     Сегодня  вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А.Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов – актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни, и читал замечательно!

 Ведущий1.       

     А вот какое стихотворение посвятил Крылову поэт Михаил Исаковский.

          Кто не слыхал его живого слова?

          Кто в жизни с ним не встретился своей?

          Бессмертные творения Крылова

          Мы с каждым годом любим всё сильней.

          Всё знал и видел ум певца пытливый,

          Всего сильней желая одного,

          Чтоб жили жизнью вольной и красивой

          Народ его и родина его.

 Ведущий 2

      Поэт Батюшков писал о Крылове: «Это человек – загадка, и великая!»

А критик Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского».

            И, действительно, дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.

V. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по литературе "православные праздники и произведение И.Шмелева "Лето Господне"

Мероприятие для 8-9 класса. Предварительно учащиеся прочитали произведение Ивана Шмелева "Лето Господне", затем, разбившись на группы должны были сравнить православные праздники и то, как ни пказаны в...

Разработка внеклассного мероприятия « Праздник мы встречаем!»

Данная  разработка адресована педагогам-организаторам, классным руководителям, педагогам дополнительного образования детей. Идеей создания разработки является представление опыта педагога-организ...

Внеклассное мероприятие по литературе по творчеству И.А.Крылова «ЛЮБЛЮ, ГДЕ СЛУЧАЙ ЕСТЬ, ПОРОКИ ПОЩИПАТЬ

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ. Но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную муд...

Внеклассное мероприятие по литературе «Басенный мир И.А.Крылова» (6 класс)

quot;Басенный мир И.А.Крылова"-внеклассное мероприятие по литературе, позволяющее расширить границы знаний учащихся о великом баснописце....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 7 – 8 классов «Лучшие знатоки литературы».

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Лучшие знаоки литературы"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Библейские сюжеты и образы в русской литературе»

Представлена разработка внеклассного мероприятия, целью которого является расширить  представления обучающихся  о влиянии Библии на творчество русских писателей и открыть новое  в уже и...