Рабочая программа по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Кандрашкина Анжелика Евгеньевна

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и  авторской программы Т.Ф. Курдюмовой  по литературе к учебнику  Литература 9 кл.:  Учебник- хрестоматия для общеобразовательных Учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа,2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_literatura_9.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Энтузиастская основная  общеобразовательная школа»

     «СОГЛАСОВАНО»

Председатель методического объединения




«____»_____________20___г.

«СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________________________

                          «УТВЕРЖДЕНО»

     Директор МОУ «ЭнтузиастскаяООШ»

      ________________/Холодова И.В./

       «___»______________ 20___ г.


«____»_________________20___г.

9  класс

                                                 

 Составитель:   

учитель   русского языка и литературы

Кандрашкина Анжелика Евгеньевна

                                     2013 - 2014 год

Пояснительная записка

Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
  • Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  • Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 г.

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В  9  классе  решаются задачи  предпрофильной  подготовки  учащихся, закладываются  основы  систематического  изучения  историко-литературного  курса.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

в 5классе – 70 часов;

в 6 классе – 70 часов;

в 7 классе – 70 часов

в 8 классе – 72 часа

в 9 классе – 102 часа;

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Изучение литературы в 9 классе  призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
  • воспитание культуры речи учащихся.

Устно: 

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно:

  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
  • Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
  • воспроизвести их конкретное содержание,
  • дать оценку героям и событиям;

чтение,  истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

  • обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
  • ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
  • оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
  • ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

  • начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
  • факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
  • глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
  • уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
  • качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Из древнерусской литературы.

4

Из литературы XVIII века.

11

Из литературы XIX века.

54

Из литературы XX века.

28

Из зарубежной литературы.

4

ИТОГО

102

№ урока

Тема урока

Основные

теоретико-литературные понятия

Дата

1

Литература как искусство слова

Понятие о литературном процессе

Древнерусская литература

2,3

«Слово о полку Игореве»- величайший памятник литературы

стихотворный перевод

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

5,6

Р/р. Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве»

Литература 18 века

7

Русская литература 18 века (обзор). Классицизм.

классицизм

8

М.В. Ломоносов. Теория «трёх штилей».

силлабо-тоническое стихосложение

9

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол...»

ода

10

Г.Р. Державин. «Ода к Фелице», «Властителям и судиям», «Памятник»

11,12

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

13, 14

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

традиции жанра путешествия

15

Сентиментализм. Лирика и проза Н.М. Карамзина.

16

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

сентиментализм

17

И.В. Гёте. «Фауст».

«вечные образы»

Литература 19 века

18

Обзор «золотого века» русской поэзии.

романтизм

19

В.А. Жуковский. Лирика.

жанры романтической лирики

20,21,22,

23,24

А.С. Грибоедов «Горе от ума» ( чтение комедии и работа над текстом)

25

Личная драма Чацкого

26

Герой и общество

внесценические персонажи

27,28

Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

29,30,31

А.С. Пушкин. Лирика. Творческий путь.

32

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

33

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

реализм, роман в стихах, Онегинская строфа

34 - 41

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (чтение и анализ глав)

42

Оценка образов Онегина и Татьяны

43

Образ автора в романе

44, 45

Р/р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

46

М.Ю. Лермонтов. Творческий путь

47, 48

М.Ю. Лермонтов. Лирика.

символика в стихах

49

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

композиция

50,51

М.Ю. Лермонтов. Повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»

52, 54, 55

М.Ю. Лермонтов. Повести «Княжна Мери», «Фаталист».

56, 57

Р/р. Сочинение по роману «Герой нашего времени»

58

Н.В. Гоголь. Роль Гоголя в судьбе русской литературы

59, 60, 61

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» (чтение и анализ глав)

поэма в прозе, лирические отступления, сатира

62, 63

Образы помещиков

64

Образ Чичикова. Чиновники губернского города.

65

Р/р. Сочинение по поэме «Мёртвые души»

66

Н.В. Гоголь. «Шинель»

67

И.С. Тургенев. «Первая любовь»

стиль писателя

68

Ф.И. Тютчев. Лирика

жанры лирики

69

А.А. Фет. Лирика.

70

Н.А. Некрасов. Лирика

трёхсложные стихотворные размеры

71

Л.Н. Толстой «Юность»

автобиографические произведения

72, 73

А.П. Чехов «Маленькая трилогия»

юмор и сатира

Русская литература 20 века

74

И.А. Бунин. Лирика.

75

И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева»

76

М. Горький «Мои университеты»

публицистика

77

А.А. Блок. Лирика.

78

А.А. Ахматова. Лирика.

79

Г. Тукай. Лирика.

80

С.А. Есенин. Лирика.

81

М.А. Булгаков «Мёртвые души»

пьеса и инсценировка

82

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

83

В.В. Набоков. «Гроза», «Рождество», «Сказка»

природа и человек в произведении искусства

84, 85

М.А. Шолохов «Судьба человека»

86

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»

создание народного характера

87

Тема ВОВ в поэзии (самостоятельное чтение)

88

Р/р. Сочинение. Тема ВОВ в литературе 20 века.

Русская литература 60 – 90 –х годов 20 века

89

В.П. Астафьев «Царь – рыба»

90,91

В.Г. Распутин «Деньги для Марии»

92

А.В. Вампилов «Старший сын»

93

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

94

А.И. Солженицын «Как жаль»

95, 96

Рассказы В.М. Шукшина

97

Лирика последних десятилетий 20 века.

Зарубежная литература. Литература эпохи Средневековья

98

Литература эпохи Средневековья.

Данте «Божественная комедия»

название произведения

Литература эпохи Возрождения.

99

Литература эпохи Возрождения (обзор)

100

У. Шекспир «Гамлет»

«вечный образ»

2 часа

Резервные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....