Рабочая программа по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т.Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература 9 кл.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных Учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа,2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_9.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Энтузиастская основная общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» Председатель методического объединения «____»_____________20___г. «СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________________________ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МОУ «ЭнтузиастскаяООШ» ________________/Холодова И.В./ «___»______________ 20___ г. |
«____»_________________20___г.
9 класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Кандрашкина Анжелика Евгеньевна
2013 - 2014 год
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;
- Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Методическое письмо Министерством образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 г.
Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе Т.Ф. Курдюмовой.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
в 5классе – 70 часов;
в 6 классе – 70 часов;
в 7 классе – 70 часов
в 8 классе – 72 часа
в 9 классе – 102 часа;
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Устно:
- Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
- Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
- Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
- Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
- Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
- Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно:
- Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
- Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
- Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
- Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
- Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
- Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:
чтение и восприятие
- прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
- воспроизвести их конкретное содержание,
- дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
- особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
- род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
- обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
чтение и речевая деятельность
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
- писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
- писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:
- обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;
- ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;
- оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;
- ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.
Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:
- начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;
- факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
- глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);
- уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);
- качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Из древнерусской литературы. | 4 |
Из литературы XVIII века. | 11 |
Из литературы XIX века. | 54 |
Из литературы XX века. | 28 |
Из зарубежной литературы. | 4 |
ИТОГО | 102 |
№ урока | Тема урока | Основные теоретико-литературные понятия | Дата |
1 | Литература как искусство слова | Понятие о литературном процессе | |
Древнерусская литература | |||
2,3 | «Слово о полку Игореве»- величайший памятник литературы | стихотворный перевод | |
Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения | |||
5,6 | Р/р. Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве» | ||
Литература 18 века | |||
7 | Русская литература 18 века (обзор). Классицизм. | классицизм | |
8 | М.В. Ломоносов. Теория «трёх штилей». | силлабо-тоническое стихосложение | |
9 | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол...» | ода | |
10 | Г.Р. Державин. «Ода к Фелице», «Властителям и судиям», «Памятник» | ||
11,12 | Д.И. Фонвизин. «Недоросль» | ||
13, 14 | А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». | традиции жанра путешествия | |
15 | Сентиментализм. Лирика и проза Н.М. Карамзина. | ||
16 | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». | сентиментализм | |
17 | И.В. Гёте. «Фауст». | «вечные образы» | |
Литература 19 века | |||
18 | Обзор «золотого века» русской поэзии. | романтизм | |
19 | В.А. Жуковский. Лирика. | жанры романтической лирики | |
20,21,22, 23,24 | А.С. Грибоедов «Горе от ума» ( чтение комедии и работа над текстом) | ||
25 | Личная драма Чацкого | ||
26 | Герой и общество | внесценические персонажи | |
27,28 | Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | ||
29,30,31 | А.С. Пушкин. Лирика. Творческий путь. | ||
32 | А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» | ||
33 | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» | реализм, роман в стихах, Онегинская строфа | |
34 - 41 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» (чтение и анализ глав) | ||
42 | Оценка образов Онегина и Татьяны | ||
43 | Образ автора в романе | ||
44, 45 | Р/р Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | ||
46 | М.Ю. Лермонтов. Творческий путь | ||
47, 48 | М.Ю. Лермонтов. Лирика. | символика в стихах | |
49 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» | композиция | |
50,51 | М.Ю. Лермонтов. Повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань» | ||
52, 54, 55 | М.Ю. Лермонтов. Повести «Княжна Мери», «Фаталист». | ||
56, 57 | Р/р. Сочинение по роману «Герой нашего времени» | ||
58 | Н.В. Гоголь. Роль Гоголя в судьбе русской литературы | ||
59, 60, 61 | Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» (чтение и анализ глав) | поэма в прозе, лирические отступления, сатира | |
62, 63 | Образы помещиков | ||
64 | Образ Чичикова. Чиновники губернского города. | ||
65 | Р/р. Сочинение по поэме «Мёртвые души» | ||
66 | Н.В. Гоголь. «Шинель» | ||
67 | И.С. Тургенев. «Первая любовь» | стиль писателя | |
68 | Ф.И. Тютчев. Лирика | жанры лирики | |
69 | А.А. Фет. Лирика. | ||
70 | Н.А. Некрасов. Лирика | трёхсложные стихотворные размеры | |
71 | Л.Н. Толстой «Юность» | автобиографические произведения | |
72, 73 | А.П. Чехов «Маленькая трилогия» | юмор и сатира | |
Русская литература 20 века | |||
74 | И.А. Бунин. Лирика. | ||
75 | И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева» | ||
76 | М. Горький «Мои университеты» | публицистика | |
77 | А.А. Блок. Лирика. | ||
78 | А.А. Ахматова. Лирика. | ||
79 | Г. Тукай. Лирика. | ||
80 | С.А. Есенин. Лирика. | ||
81 | М.А. Булгаков «Мёртвые души» | пьеса и инсценировка | |
82 | М.А. Булгаков «Собачье сердце» | ||
83 | В.В. Набоков. «Гроза», «Рождество», «Сказка» | природа и человек в произведении искусства | |
84, 85 | М.А. Шолохов «Судьба человека» | ||
86 | А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин» | создание народного характера | |
87 | Тема ВОВ в поэзии (самостоятельное чтение) | ||
88 | Р/р. Сочинение. Тема ВОВ в литературе 20 века. | ||
Русская литература 60 – 90 –х годов 20 века | |||
89 | В.П. Астафьев «Царь – рыба» | ||
90,91 | В.Г. Распутин «Деньги для Марии» | ||
92 | А.В. Вампилов «Старший сын» | ||
93 | А.И. Солженицын «Матрёнин двор» | ||
94 | А.И. Солженицын «Как жаль» | ||
95, 96 | Рассказы В.М. Шукшина | ||
97 | Лирика последних десятилетий 20 века. | ||
Зарубежная литература. Литература эпохи Средневековья | |||
98 | Литература эпохи Средневековья. Данте «Божественная комедия» | название произведения | |
Литература эпохи Возрождения. | |||
99 | Литература эпохи Возрождения (обзор) | ||
100 | У. Шекспир «Гамлет» | «вечный образ» | |
2 часа | Резервные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....