Рабочая программа по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т.Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература 7кл.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных Учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа,2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_7_klass.docx | 39.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Энтузиастская основная общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» Председатель методического объединения «____»_____________20___г. «СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________________________ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МОУ «ЭнтузиастскаяООШ» ________________/Холодова И.В./ «___»______________ 20___ г. |
«____»_________________20___г.
7 класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Кандрашкина Анжелика Евгеньевна
2013 - 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т.Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература 7кл.: Учебник- хрестоматия для общеобразовательных Учеб. заведений.- В 2 ч. /Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа,2009.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
В Примерной программе МО РФ литература 6-7 класса определяется как 2 этап развития литературного образования. На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным подтекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Следует обратить внимание на историко-хронологический подход автора программы в структурировании материала. Это помогает решить задачу формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.
В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика, и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и о том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня сменялись различные жанры эпоса, лирики и драмы.
Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями, наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую- специальные разделы, посвященные истории некоторых наиболее устойчивых жанров: «Из истории басни», «Из истории баллады», «Из истории сатиры», «Из истории сонета», «Из истории поэмы», «Из истории эссе», «Из истории пародии».
Увидеть обилие жанров внутри каждого рода поможет «Краткий словарь литературоведческих терминов» в конце учебника- хрестоматии. В упрощенном виде она использована и в заданиях учебника. Таблица открыта для продолжения. В нее можно включить любое количество жанров, из которых состоят эпос, лирика и драма. Задача работы с этой таблицей- не запоминание названий конкретных жанров и их признаков, а представление об их обилии и наличии особенностей, которые отличают один жанр от другого.
Необходимо отметить, что в программу 7 класса включены новые разделы: «Античная литература», «Литература эпохи Возрождения», «Литература эпохи Просвещения».
В течение всего года ученики наблюдают за особенностями различных жанров. При этом особое внимание уделяется герою и сюжету (в продолжении курса литературы в 5-6 классах). Однако учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания программы: «Портрет героя в художественном произведении различных жанров», «Пейзаж в художественных произведениях различных жанров».
В раздел «Отражение духовных поисков человека ХХ века в лирике» включено несколько лирических произведений. Учителю предоставлено право выбора количества часов на изучение указанного раздела поэтических произведений с учетом тематики.
Хотя автор программы не выделяет специальных уроков внеклассного чтения, нами представлено в тематическом планировании 4 часа.
Можно расширить список изучаемых произведений за счет самостоятельного (домашнего) чтения. Формы проверки могут различными: библиотечными уроки, читательская конференция, презентации, читательские дневники, различные творческие работы.
Самостоятельное чтение учащихся может быть использовано и для проведения уроков развития речи.
Эти уроки носят обучающий, обобщающий и контролирующий характер. Но в соответствии с современной концепцией литературно образования элементы развития устной и письменной речи должны отрабатываться на каждом уроке.
Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Принципы построения
Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ
- Урок – лекция.
- Урок – семинар.
- Урок – игра.
- Комбинированный урок.
- Урок – практикум.
Условия реализации программы
Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, а также современных Интернет, электронных учебников.; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы.
1. УМК под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.
2. Тесты.
3. Видео материалы по программе 7 класса.
4. Компьютер. Презентации по разделам программы.
5. Художественные тексты.
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
-развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека:
- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;
- технология проблемного подхода.
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся
- по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый);
- по источникам знаний (словесные, наглядные, практические);
- по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные)
- по степени самостоятельности учащихся.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в школе из расчета 2 учебных часа в неделю, из них на развитие речи отводится 4 часа.
Учебно - тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество уроков | ||
Всего | Внеклассное чтение | Развитие речи | ||
1 | Роды и жанры литературы | 1 | ||
2 | Устное народное творчество (ФОЛЬКЛОР). | 1 | ||
3 | Античная литература | 2 | ||
4 | Литература эпохи Возрождения | 2 | ||
5 | Литература эпохи Просвещения | 1 | ||
6 | Литература 19 века | 39 | 1 | 3 |
7 | Литература 20 века | 10 | 1 | |
8 | Великая Отечественная война в художественной литературе | 6 | 1 | 1 |
9 | Жанры фантастики | 1 | ||
10 | Жанры детективной художественной литературы | 3 | 1 | |
11 | Итоговый урок литературы | 1 +1 часа (резерв) | ||
Итого: | 68 | 4 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Роды и жанры художественной литературы. Повторение изученного в 6 классе. Определение темы курса, повторение родов и жанров литературы.
Устное народное творчество
Былины. Драма «Барин».Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного народа.
Теория. Жанры народного театра
Античная литература. Гомер «Илиада», «Одиссея».
Теория. Героический эпос
Литература эпохи Возрождения. |
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». |
У Шекспир. Сонеты |
Теория Трагедия. Сонет
Литература эпохи Просвещения. Мольер. «Мещанин во дворянстве».
Жанры классической литературы ХIХ века. История басни. Древнегреческий баснописец Эзоп. Сюжеты басен. Басни И.А.Крылова.
Теория литературы. Басни.
Из истории баллады. В.А.Жуковский. Таинственное и романтическое в балладе. Отражение русского национального быта, верований, поэтических преданий.
А.С.Пушкин. «Барышня – крестьянка», «Дубровский». Слово о Пушкине. Стихотворения. Живость повествования. Мастерство сюжета. Лаконизм описаний. Критическое изображение барства, осуждение произвола и деспотизма. Сочувственное отношение автора в бунту крестьян. Характер протеста В.Дубровского против беззакония и справедливости. Чистота и благородство отношений Владимира и Маши.
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Стихотворения. Изображение Лермонтовым свободолюбивой личности. Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер героя. Роль вступления, лирического монолога, своеобразие и значение пейзажа в поэме. Основное идейное содержание поэмы- любовь к Родине, протест против смирения и покорности. Мцыри-любимый идеал Лермонтова. Поэма в оценке русских и национальных писателей.
Н.В.гоголь. «Ревизор». История создания комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. Страх перед «Ревизором» как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Значение авторских ремарок.
И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Н.Г.Лесков. Сказ «Левша»- выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Гордость писателя за народ – за его трудолюбие, талантливость и патриотизм. Горькое чувство от его унижения и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения.
М.Е.Салтыков –Щедрин. Сказки. Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужиков. Осуждение покорности мужика. Сатира на социальные и нравственные пороки общества.
М.Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Трудности определения жанра. Приёмы сатирического изображения действительности. Гротеск как один из ведущих приёмов в рассказе.
А.П.Чехов. Рассказы. Комические ситуации. Сатира и юмор в рассказах. Смысл названия. «Говорящие». Фамилии.
Литература ХХ века. Творчество К.Бальмонта, В.Брюсова, И. Северянина. Жанры. Патетика труда, . мастерство и особенности жанра в стихах поэтов. Активность новых поисков.
Р. Киплинг. «Если…».Особенности разных переводов одного стихотворения. Идея стихотворения.
М.Горький. «Старуха Изергиль». «Старый год». Жанровое своеобразие произведений писателя. Легенды. Сюжет и его герой. Образ Данко. Романтические приёмы создания.
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение ….» Мысли автора о роли плэзии в жизни человека и общества.
М.А.Булгаков. «Ревизор с вышибанием». Жанры прозы и драматургии писателя.
К.Г.Паустовский. «Рождение рассказа». Рождение именно конкретного жанра или процесс творчества.
Ф.А.Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе.
А.В.Вампилов. «Несравненный Наконечников». Творчество драматурга.
Великая Отечественная война в художественной литературе.
М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину». Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателя. Судьба человека в годы войны. Война и дети. Гуманизм рассказа.
В. Г .Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Душевная щедрость учительницы; её роль в жизни мальчика.
Фантастика и её жанры.
Р. Шекли. «Запах мысли». Жанр научной фантастики. Герой рассказа. Нравственная проблематика.
Детективная литература и её жанры
Артур Конан Дойл. «Пляшущие человечки». Детективный рассказ как жанр. Его специфика. Сюжет и герои.
Их истории пародии.
Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Ученик должен знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма) и жанры всех трёх родов. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры. иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
Ученик должен уметь:
- определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы
- привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;
- создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;
- отличать стихотворную речь и её особенности, силлабо-тонический стих тонического;
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;
- работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями;
- обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Основные теоретико-литературные понятия | Дата |
1 | Главнейшие роды литературы: эпос, лирика и драма. | роды и жанры литературы | |
2 | Жанры фольклора. Сатирическая драма «Барин» | ||
Античная литература | |||
3 | Гомер «Илиада» | героический эпос | |
4 | Гомер «Одиссея» | ||
Литература эпохи Возрождения | |||
5 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». | трагедия | |
6 | У Шекспир. Сонеты | сонет | |
Литература эпохи Просвещения | |||
7,8 | Мольер. «Мещанин во дворянстве» | комедия | |
Литература 19 века | |||
9 | Из истории басни | басня и притча | |
10 | В.А. Жуковский «Перчатка» | баллада | |
11 | В.А. Жуковский «Светлана» | ||
12 | Жанровое своеобразие творчества А.С. Пушкина | ||
13,14,15 | А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка» | рассказ, повесть | |
16,17,18,19,20 | А.С. Пушкин «Дубровский» | роман | |
21 | Р/р Подготовка к написанию сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | ||
Вн. чт. А.С.Пушкин «Повести Белкина» | |||
22,23 | М.Ю. Лермонтов. Лирика | жанры лирики | |
24, 25, 26, 27, 28 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри» | поэма | |
29 - 35 | Н.В. Гоголь «Ревизор» | ||
36 | Р/р. Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | ||
37 | И.С. Тургенев Стихотворения в прозе | стихотворения в прозе | |
38 | Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» | стиль | |
39, 40 | М.Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | гротеск, сатира | |
41 | Вн.чт. М.Е. Салтыков – Щедрин «Богатырь», «Карась – идеалист» | ||
42, 43,44 | Н.С. Лесков «Левша» | сказ | |
45 | Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» | памфлет | |
46,47 | Юмористические рассказы А.П. Чехова | юмореска | |
Литература 20 века | |||
48 | Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века | ||
49 | М. Горький «Песня о Буревестнике» | ||
50,51 | М. Горький «Старуха Изергиль», «Старый год» | ||
52 | Вн.чт. М.Горький «Челкаш» | ||
53 | В.В. Маяковский «Необычайное приключение, Бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Гимн обеду» | тонический стих Маяковского | |
54 | М.А. Булгаков «Ревизор с вышибанием» | драматическая сценка | |
55 | К.Г. Паустовский «Рождение рассказа» | замысел и его реализация в произведении искусства, эссе | |
56 | Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади» | сюжет и аллегорические герои | |
57 | А.В. Вампилов «Несравненный Наконечников» | водевиль | |
Великая Отечественная война в художественной литературе | |||
58 | М.А. Шолохов «Они сражались за Родину» | ||
59,60,61 | В.Г. Распутин «Уроки французского» | война на страницах послевоенной прозы | |
62 | Р/р Сочинение – размышление о прочитанном | ||
63 | Вн.чт. В. Катаев «Сын полка» | ||
Жанры фантастики | |||
64 | Р. Шекли «Запах мысли» | жанры научной фантастики, пародия | |
Жанры детективной художественной литературы | |||
65 | А. Конан Дойл «Пляшущие человечки» | новелла | |
66 | Вн. чт Рассказы о Шерлоке Холмсе | ||
67 | Итоговый урок литературы | ||
1 час | резервный |
Для отслеживания результатов обучения используются следующие
виды контроля: текущий, рубежный, итоговый.
Основные формы контроля:
- устный ответ учащегося,
- самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование),
- сочинение.
- Тест в форме ГИА
Для заучивания наизусть
А. С. Пушкин.»Полтава»(отрывок).
М. Ю. Лермонтов. Стихи по выбору учащегося.
И.С.Тургенев. «Русский язык»
А.А.Ахматова «Мужество»
К.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»
Е.Винокуров «Москвичи»
С.А.Есенин «Топи да болота…»
Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»
Н.Рубцов» Тихая моя Родина»
Литература для учителя
1. Т. Ф. Курдюмова. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч.I-II. Москва. Дрофа. 2003 год.
2. Поурочные разработки по литературе под редакцией И.В.Золотаревой. Москва. «ВАКО», 2004 год.
3. Т .Ф .Курдюмова. Литература. 5 класс. Методические рекомендации. Москва. Дрофа. 2003 год.
4. Программа по литературе.
5. Журнал «Литература в школе».
6. Приложение к «Первое сентября». «Литература».
7. Антонова Л.В. Контрольно – измерительные материалы. Литература: 5 класс. – М.:ВАКО, 2010г.
Литература для учащихся
1. Учебник – хрестоматия. «Дрофа» Москва. 2005 год.
2. Лихачёв Д.С. «Слово о полку Игореве». Москва. 2001.
3. Пушкин А.С. Стихи. Москва. 1999 г.
4. Гоголь Н.В. «Ревизор» Москва.1998
5. Словарь литературоведческих терминов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....