Разработка урока литературы 5класс "волшебные сказки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель: Голубева В. Ф.
Место работы: МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи
Предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: Виды народных сказок. Волшебные сказки
Цель урока:
Образовательные: рассмотреть особенности и своеобразие народных волшебных сказок
Развивающие: развитие умений обобщать полученные знания о волшебных сказках, выделять главное, научить работать с дополнительной литературой
Воспитательные: воспитание уважения к истории и культуре своей родины, края; чувства справедливости и милосердия
Задачи урока:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Народные сказки»
воспитательные: воспитывать общую культуру, создать условия для реальной самооценки учащихся
развивающие: развивать умение классифицировать изученные сказки, выявлять связи между произведениями устного народного творчества, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности народной сказки
Тип урока:
урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений
форма – урок - путешествие
Оборудование: мультимедийная установка; выставка книг по теме «Русские народные сказки», Мультфильм «Царевна-лягушка» (1954 год), аудиозапись «Задания от Василисы Премудрой»
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | № слайда Вид деятельности | Действия учителя | Действия учащихся |
1 | Введение в тему урока с повторением изученного | 1-2 слайды Определение целей и задачи урока | Помогает учащимся сформулировать тему, цели урока, используя отрывки из народных сказок, иллюстрации, аудиозаписи. | Увидев тему урока, на первом слайде, определяют цели и задачи урока. Прослушивают отрывки, знакомятся с иллюстрациями, определяют вид сказки (бытовая или о животных), находят несоответствия, используя задание, представленное на втором слайде. |
2 | Знакомство с новым материалом | 3 «У сказочных ворот». Мотивация к дальнейшей деятельности | Представляет мультфильм, созданный по мотивам сказки «Царевна- лягушка». Ставит проблемный вопрос: «Отличается данная сказка от ранее изученных, чем?», «Назови черты волшебной сказки». | Смотрят мультфильм - сказку, проводят исследовательскую работу по нахождению отличительных черт данной сказки от сказок о животных и бытовых, выполняют задание: «Назови черты волшебной сказки». |
3 | Закрепление полученных знаний | 4 Стимулирование мыслительной деятельности «Задания от Василисы Премудрой. Добрые и злые сказочные герои. 5 «Задание от Василисы Премудрой». Сказочная азбука. 6»Задание от Василисы Премудрой». Назови постоянные эпитеты | 1.Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Ставит аудиозапись (от лица Василисы Премудрой) с вопросами на закрепление полученных сведений об особенностях волшебных сказок: -перечислите волшебные предметы и расставьте их по алфавиту, -укажите постоянные сказочные эпитеты (используется эффект шторки) | 1.Отвечают, дополняют и исправляют ответы товарищей. 2. Делят героев на группы (с последующей самопроверкой); 3.Перечисляют сказочные предметы и создают сказочную азбуку (работая в группах), находят постоянные эпитеты, затем проверяют свои ответы, используя подсказки 4 и 6 слайдов. 4.Преобразовывают прослушанные текстовые задания в таблицы и схемы. |
4 | Контроль над степенью освоенности нового материала | 7,8, 9 Осмысление изученного и активное использование полученной информации Предлагается создать свою сказку (проектная деятельность) Творческая работа по написанию собственного сказочного текста и подбор иллюстраций на основе полученных знаний (первый вариант с героями, представленными на 7 слайде; второй вариант – с героями слайда № 8) 3.Защита проектов. Работа с литературоведческим словарем | 1.Помогает учащимся разделиться на творческие и исследовательские группы для работы над проектом. 2.Сообщает источники для получения дополнительной информации Задает вопросы по теме урока. 3.Выявляет разделы, непонятые учащимися. Обучает работе с дополнительной литературой, информационными ресурсами. 4. Поощряет учащихся, помогает, направляет, показывает алгоритм ответа (схема создания волшебной сказки, особенности композиции) | 2. Выбирают в группах ответственных за различные разделы (поисковая группа, творческая, оформительская, ответственный за защиту проекта). Учатся работать в коллективе, учитывать мнение других при создании своих сказок, включая в тексты полученные сведения об особенностях волшебных сказок. 3. Учатся слушать других, анализировать услышанное, обобщать полученные знания в виде печатного текста и мультимедийной презентации 4. Создание синквейна |
5 | Домашнее задание | Предлагает разноуровневые задания для домашней работы, называет источники для получения новой информации ( в том числе и электронные ресурсы: | Выбирают задание в соответствии с желанием и способностями | |
6 | Используемые ресурсы | http://www.litera.ru ) http://multiki-online.net/carevna-lyagushka/ и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению, обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...
Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2
Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...
Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №3
Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...
Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"
Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...
Разработка урока литературы по сказке А.Погорельского
Создание на уроке литературы мини-проекта в рамках изучения одного произведения....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...
Разработка урока литературы в 5 классе «А. Погорельский. Сказка "Черная курица, или Подземные жители.» Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.
Урок способствует формированию нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица или Подземные жители"; развитие навыков выразительно...