Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе ФК ГОС (2004 г.) и содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, основные требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_rabochaya_programma_po_literature.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и c использованием программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
- Л.Н.Андреев «Кусака»;
- Д.С.Лихачев «Земля родная»;
- песни на слова русских поэтов 20 века.
Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе (кроме произведения А.С.Пушкина).
Основная задача обучения в 7 классе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с особенностями труда писателя, его позицией и важнейшей проблемой литературы – изображением человека. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения:
для чтения и восприятия;
для чтения, истолкования и оценки;
для чтения и речевой деятельности.
Учащиеся 7-го класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять толкованию художественных произведений.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение ; проверка техники чтения;
- итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания, написание развёрнутого ответа на вопрос.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе:
жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений);
роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений);
- литературный герой (развитие понятия);
- понятие о теме и идее произведения (начальные представления);
- герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Учебно-тематическое планирование
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.
№ п/п | Название раздела | Общее кол-во часов | Из них на развитие речи | Из них на вн.чт. |
1 | Введение | 1 | - | - |
2 | Устное народное творчество | 5 | - | 1 |
3 | Древнерусская литература | 4 | 1 | - |
4 | Произведения русских писателей 18 века | 2 | - | - |
5 | Произведения русских писателей 19 века | 29 | 3 | 2 |
6 | Произведения русских писателей 20 века | 22 | 3 | 4 |
7 | Из литературы народов России | 1 | - | - |
8 | Зарубежная литература | 5 | - | - |
9 | Итоговые уроки | 1 | - | - |
10 | Итого | 70 | 7 | 7 |
Литература
Для учащихся:
- Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2011.
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2011.
- Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011.
Для учителя:
- Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
- Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
- Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
- Турьянская Т. Н.. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
№ п/п | Тема урока | Содержание | Планируемые результаты | Сроки/факт. |
Введение 1 час | ||||
1. | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса. | Знать: цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства; понимать: природу художественного образа и своеобразие художественной действительности; уметь: пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию из пособия «Читаем, думаем, спорим» и использовать ее в собственных высказываниях; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений. | 3.09 |
Устное народное творчество (5 ч.) | ||||
2. | Предания как поэтическая автобиография народа. | Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление) | Знать: определение понятия «предание»; понимать: своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; уметь: пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания. | 5.09 |
3. | Былины. «Вольга и Микула Селянинович». | Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович - эпический герой. Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. Сказка и былина | Знать: определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; уметь: составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования | 10.09 |
4. | Вн. чт. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы. Мультфильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Эпизоды.. | Знать: какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря. Уметь: воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.) | 12.09 |
5. | Пословицы и поговорки | Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | Знать: определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговорки народов мира; понимать: жанровые особенности пословиц и поговорок; уметь: объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь. | 17.09 |
6 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос | Изображение жизни народа, его национальных традиций. Трудовых будней и праздников. | Знать сведения о собирателе народных песен-рун- Элиасе Лёнроте. | 19.09 |
Древнерусская литература (3+1ч.) | ||||
7. | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).
| Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». | Знать: особенности поучения как жанра литературы; понимать: смысл поучения Владимира Мономаха, похвалы книгам уметь: выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе. | 24.09 |
8-9. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности. | Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини | Знать: содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои; уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; понимать, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций. | 26.09 1.10 |
10. | Р.р. Подготовка к сочинению «Нравственные идеалы Древней Руси» | Сочинение на одну из тем 1. Какое воплощение нашла народная мудрость в произведениях устного 2. Что воспевает народ в героическом эпосе? 3. Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси? 4. В чем значение древнерусской | Знать: особенности композиции сочинения-рассуждения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений. | 3.10 |
Русская литература 18 века(2ч.) | 26.09 | |||
11. | Творчество М.В. Ломоносова. | Слово о поэте и ученом. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление) | Знать: факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды; понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов) | 8.10 |
12. | Г.Р.Державин - поэт и гражданин. | Биографические сведения о поэте. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества. | Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений; понимать философский и иносказательный смысл стихотворений; уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля») . | 10.10 |
Русская литература 19 века(26+3) | ||||
13 | А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (Отрывок) | Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. Поэма «Полтава» Мастерство в изображении Полтавской Битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл ХII. | Знать основные факты биографии А.С.Пушкина, содержание отрывка из поэмы, историческую основу поэмы. | 15.10 |
14. | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни…», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений) | Знать: историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка | 17.10 |
15. 16. | А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» Трагедия Самсона Вырина | «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений). | Знать: содержание повести, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе; понимать: ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина; уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.) | 22.10 24.10 |
17 | Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина | Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы.» | Понимать идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе); уметь анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика (его сострадание, «память сердца»,«внутренний нерв» повести), особенности языка повести (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение повести. | 29.10 |
18. | Р.р. Сочинение «О чем заставляет задуматься повесть «Станционный смотритель» | Знать: особенности композиции сочинения-рассуждения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений. | 31.10 | |
М.Ю.Лермонтов | ||||
19. | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. | Слово о поэте. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа. | Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа; уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст. | 12.11 |
20 | М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични-ка и удалого купца Калашникова» - | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме. | Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу; понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе; уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы. | 14.11 |
21 | Нравственный поединок героев поэмы. | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы. | Знать: нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; понимать: основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев; уметь: составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом. | 19.11 |
22 | Р.р. Устное сочинение по поэме Лермонтова | Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Темы сочинений: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?» | Уметь: самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами. | 21.11 |
Н.В.Гоголь | ||||
23 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». | Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Замысел автора. История создания повести. | Знать: факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве Н.В. Гоголя, замысел писателя; понимать: роль исторического фона в повествовании; уметь: сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное. | 26.11 |
24. | Тарас Бульба и его сыновья. | Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев. | Знать: содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная деталь»; понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа; уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические. | 28.11 |
25. | Запорожская сечь, её нравы и обычаи | Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга. Осуждение предательства. Инд.задание: Презентация «Жизнь запорожских казаков». | Знать: основное содержание глав 3-9; понимать: глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям; уметь: отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки. | 3.12 |
26. | Героизм и самоот-верженность Тараса и его товарищей в борьбе за родную землю. | Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества. | уметь: отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком (битва, гл.9, особенности повторов боевых кличей, обращение автора к воинам, величавые сравнения). | 5.12 |
27 | Р.Р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом | Знать: содержание прочитанного произведения; | 10.12 |
И.С.Тургенев | ||||
28 29 | И.С. Тургенев. «Записки охотника». И.С. Тургенев. «Бирюк». | Слово о писателе. История создания и тематика сборника Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения. | Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»; уметь: определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей. | 12.12 17.12 |
30 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. | Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». История создания цикла. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. | Знать: определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности; понимать: нравственный смысл стихотворений в прозе; уметь: определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы, | 19.12 |
Н.А.Некрасов | ||||
31. | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» | Слово о поэте. Историческая основа произведения. «Княгиня Трубецкая». Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Величие духа русской женщины. Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме. | Знать: факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), жанровые особенности поэмы; уметь: определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини. | 24.12 |
32 | H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». | Стихи поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. | Знать: рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы. | 26.12 |
А.К.Толстой | ||||
33. | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | Слово об А.К. Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания. | Знать/понимать: факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад; уметь: анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приемы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения. | 14.01/ |
М.Е.Салтыков-Щедрин | ||||
34. | М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры. | Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании. | Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика); уметь: составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д.Дефо и сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 16.01 |
35. | М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. | Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке. | Знать: содержание сказки «Дикий помещик»; понимать: идейно-тематическое содержание сказки; уметь: находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке. | 21.01/ 17.01 |
36 | В.Ч. Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина | Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках | Знать: содержание 1 из сказок Салтыкова-Щедрина, приемы сатирического изображения (гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического); уметь: находить аналогичные приемы в самостоятельно прочитанных сказках писателя, создавать собственные сказки, приводить примеры использования в сказках просторечий, канцеляризмов, объяснять, как употребление их в речи характеризует героев, авторское отношение к героям в разных сказках. | 23.01/ |
37 | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). . | Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Знать: отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна; уметь: анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье. | 28.01/ 24.01 |
38. | Духовный мир главного героя повести Л.Н. Толстого «Детство». | Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия). | Знать: нравственную проблематику повести; уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты, их роль в произведении). | 30.01 |
39. | А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения | Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. | Знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа; понимать: тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев; уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев. | 4.02/ 31.01 |
40. | Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе | Знать: содержание рассказа, понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа и ее смысл; понимать: идейно-тематическую направленность произведения; уметь: анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа. | 6.02 |
41. | Вн.чт. Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова. | Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя. | Знать/понимать: содержание рассказов, позицию автора; уметь: видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать - искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова. | 11.02/ 7.01 |
Из русской литературы ХХ века (19+3ч.) | ||||
42. | И.А. Бунин. Рассказ «Цифры». | Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании Сложность взаимопонимания детей и взрослых | Знать/понимать: сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику; уметь: составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами. | 13.02 |
43. | И.А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа | Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика. | Знать: идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»; уметь: выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы -средств, помогающих автору усилить трагизм повествования, уметь оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя. | 18.02 |
44. | Р.р. Стихи русских поэтов XIX о родной природе. | Чтение и анализ стихотворений В.А. Жуковского «Приход весны», А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край ...», «Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Обучение анализу стихотворения. Домашнее сочинение по лирике | Знать: план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы; уметь: анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка. | 20.02 |
45. | М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. Иллюстрации к биографии М.Горького. | Знать/понимать: автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев; уметь: делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий | 25.02 |
46 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». | Характеристика положительных героев. Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев. | Знать: специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу; уметь: видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом. | 27.02 |
47. | Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство». | Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя. | Уметь: определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное), сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении. | 4.03 |
48. | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». | Романтический характер легенды. Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола). Аудиозапись отрывка из рассказа. | Знать: содержание легенды, жанровое своеобразие произведения; уметь: оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою | 6.03 |
49. | В.В. Маяковский «Необычное при-ключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества | Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов. | Знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»; понимать: роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе; уметь: выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта. | 11.03 |
50. | В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир | Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому | Знать: понятие о лирическом герое; понимать: тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения; уметь: видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения. | 13.03 |
51 | Вн.чт. Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа | Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения . | Знать: сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения; уметь: сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа. | 18.03 |
52. 53. | А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку | Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. | Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание; уметь: анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев. | 20.03 1.04 |
54. | Вн.чт. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. | Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова. | Знать: содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя; понимать: идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании, жизни для других; уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | 3.04 |
55. | Р.р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученного произведения одного из писателей: М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева, А. Платонова. | Знать: содержание прочитанных произведений; уметь: определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение, уметь вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения. | 8.04 |
56. | Вн.чт. Урок мужества | Сведения о поэтах: А. Ахматовой, К. Симонове, А. Суркове и др. Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне. | Знать: особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне; уметь: выразительно читать стихотворения патриотической направленности. Иллюстрации по теме «Великая Отечественная война» | 10.04 |
57. | Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа | Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Понятие о литературной традиции | Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции; уметь: анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения. | 15.04 |
58. | Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа | Знать: сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения; уметь: анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя. | 17.04 |
59. | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. | Знать: сведения из жизни писателя, план характеристики героев; понимать: нравственную проблематику рассказа; уметь: давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев. | 22.04 |
60. | Вн.чт. «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. | Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами Рисунки и творческие работы учащихся | Знать: план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении. . | 24.04 |
61. | А.Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика | Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое | Знать: сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое; уметь: выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики, размер, высказывать свое впечатление от стихотворения. | 29.04 |
62. | Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. | Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы. | Знать: автора, биографические сведения о нем, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление); уметь: выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному. | 6.05 |
63. | Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»). | Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький). | Знать/понимать: автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев; уметь: видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ. | 8.05 |
Из литературы народов России (1ч.) | ||||
64. | Расул Гамзатов и его стихи | Рассказ о поэте. Размышление поэта об истоках и основах жизни | Знать: факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения; понимать: особенности художественной образности Р.Гамзатова; уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст. | 13.05 |
Из зарубежной литературы(5ч.) | ||||
65. | Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность».. | Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения. Представления поэта о справедливости и честности | Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть. Уметь: выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер; объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта; определять, какие образы и понятия противопоставляются, роль рефрена. | 15.05 |
66. | Судьба и творчество Дж. Г. Байрона - гениального поэта | Слово о поэте. Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | Знать/понимать: автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона; уметь: анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении | 20.05 |
67. | 0. Генри «Дары волхвов».. | Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Преданность и жертвенность во имя любви Смешное и возвышенное в рассказе. | Знать: автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения; уметь: видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя. | 22.05 |
68. | Р.Д. Брэдбери «Каникулы». | Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. | Знать: биографические сведения о Р.Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение»; уметь: объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики. | 27.05 |
69 | Итоговый урок. 7 класса. | Итоги года. Работа по вопросам о содержании курса литературы 7 класса. (К. Паустовский). Выявление уровня литературного развития учащихся Рекомендации для летнего чтения. | Знать/понимать: как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувств; уметь: обобщать прочитанное и изученное | 29.05 |
70 | Резервный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....