Урок по творчеству Б.Л.Пастернака. 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Предлагаю разработку урока по творчеству Б.Л.Пастернака. Это один из самых удивительных авторов XX века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_pasternaku_c.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 2
Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 11 классе с использованием информационных технологий)
Учитель Корникова Е.В.
Работа в учебном заведении, где личность учащихся и их творческая деятельность развиваются через использование новых информационных технологий, где работа ребенка ориентирована на успех, требует инновационных подходов к организации учебного процесса, внедрения новых педагогических технологий.
Технологии проблемного обучения, мастерских, критического мышления, использование компьютерных технологий и др. помогают учителю на уроке литературы создать условия для формирования умения воспринимать творческую деятельность поэтов и писателей через многогранную связь с искусством и культурой страны, формулировать проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, формировать умение анализировать текст, работать над речью, формировать нравственные понятия и совершенствовать исследовательские умения учащихся.
Уроки с использованием информационных технологий привлекательны в том плане, что являются удобной формой сотрудничества ученика и учителя; здесь важен не только результат, но и процесс приобщения к исследовательской деятельности, к творчеству, развивается умение самовыражаться; приобретаются навыки создания электронных пособий для самостоятельной работы.
Общедидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.
Образовательный аспект триединой дидактической цели – создать условия для анализа многогранности деятельности поэта и писателя, выделение ключевых жизненных моментов, способствующих формированию Пастернака как личности, поэта и писателя; способствовать развитию потребности читать художественную литературу и воспринимать личность автора через призму его творений.
Развивающий аспект триединой дидактической цели – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки.
Воспитательный аспект триединой дидактической цели – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; воспитанию самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативных навыков.
Прогнозируемый результат
Учащиеся, проследив сложный и интересный путь становления Пастернака-литератора, должны приблизиться к миру его идей, представлений, образов, попытаться понять поэта; задуматься над философскими вопросами о месте и роли человека в этом мире, о смысле человеческого существования, о необходимости развивать данные Богом способности, о себе как о личности; получить радость от приобщения к миру прекрасного, от общения друг с другом и учителем, поделиться мыслями, эмоциями, находками, испытать чувство комфорта и удовлетворения от своей работы.
Занимаясь подготовительно-исследовательской работой, ребята не просто предоставят результаты своего труда в виде слайдов нот музыкальных произведений, рисунков поэта, презентаций его творчества, но и дадут самооценку и проведут самокоррекцию.
Контроль деятельности учащихся осуществляется через представление творческих проектов, компьютерных слайдов (презентаций), использованных в видиопроложениях, и через выполнение домашнего задания по группам.
Тема урока: «Жизненный путь и многогранность творческой деятельности
Бориса Леонидовича Пастернака»
Терять в жизни более необходимо,
чем приобретать.
Б.Л. Пастернак
К уроку было дано домашнее задание:
1. Проследить влияние музыки и живописи на становление Пастернака-поэта.
2. Найти в музыкальных архивах произведения Б.Л.Пастернака.
3. Разработать электронные пособия (презентации) о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака.
Ход урока
(На интерактивной доске или на экране записаны тема, эпиграф и цель урока. Фото Пастернака из презентации)
- Вступительное слово учителя.
«Если бы люди догадывались, как много наслаждений дарует активная умственная деятельность и сколько страсти может обнаруживать интеллект!» - сказал некогда Бернард Шоу.
- Как вы думаете, почему я начала урок с чтения строк из воспоминаний Б.Шоу?
(Создание проблемной ситуации)
И жизнь и творческая судьба поэта и писателя Б.Л.Пастернака является ярким примером максимальной творческой отдачи, стремлением получать от творчества радость, испытывая великое облегчение жизни, идти вперёд, несмотря на трудности.
«Терять в жизни более необходимо, чем приобретать, - писал он незадолго до смерти. – Зерно не даст всхода, если не умрёт».
И Борис Пастернак всю жизнь безжалостно отбрасывал несомненные достижения во имя устремлённости к новым целям, во имя покорения новых вершин искусства. Отвергая жизненный и даже профессиональный опыт, он стремился охватить весь мир, отдать себе отчёт об основах строения мира, понять, что такое мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса, а вместе с тем определить и своё положение и назначение в мире.
2.Лекция учителя с использованием творческих проектов и презентаций, подготовленных к уроку учениками.
(На экране слайд из презентации с изображением Б.Л.Пастернака у окна)
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти…
Б.Л.Пастернак родился 10 февраля (29 января) 1890 года в Москве в семье известного художника-импрессиониста Л.О.Пастернака, академика, профессора Училища живописи и известной пианистки Р.И.Кауфман.
(На интерактивной доске или экране слайд с фотографией отца и матери Пастернака)
В доме родителей царили искусство, живопись, музыка и литература. Здесь бывали Лев Николаевич Толстой с дочерьми, композитор Скрябин, художники В.А.Серов и М.А.Врубель, немецкий поэт Р.М.Рильке.
(На интерактивной доске или экране слайд с изображением Толстого и Скрябина)
Пастернаки жили в казённой квартире при доме Училища живописи во флигиле внутри двора, вне главного здания. Здесь бывали часты и привычны музыкальные вечера.
Борис Леонидович вспоминал, как ребенком часто просыпался от волшебной музыки, звучащей в доме. Как часто няня приводила его к гостям – хорошо знакомому беловласому Льву Николаевичу Толстому и обворожительно играющему Скрябину.
Борю водили на симфонические утренники в колонный зал и консерваторию, чуть повзрослев, он стал сопровождать мать в музеи. Артистический мир незримо присутствовал в доме. Мать учила Борю играть на фортепиано. Но первой своей учительницей, которая давала ему уроки музыки зимой 1897 – 1898г., Пастернак называет Екатерину Ивановну Боратынскую.
(На интерактивной доске или на экране слайд «Мать учит детей игре на рояле»)
В 1901 году Борис был принят в гимназию сразу во второй класс. Блестяще учится. Берёт уроки музыки у профессоров консерватории. Дворянское образование вообще предполагало умение музицировать. А в жизни и творчестве почти каждого художника (отец – яркий тому пример) музыка, так или иначе, является важным аспектом. Её слушают, пишут о произведенном впечатлении, посвящают ей собственные произведения – картины, повести, стихи… За шесть лет занятий юноша Пастернак достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором.
(Со слайда читаем стихотворение Пастернака о композиторе)
Но в 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешёл на философское отделение историко-филологического факультета, которое и окончил в 1913 году. Пастернак вспоминал, что в это стремительное время расцвета русской религиозной философской мысли, многие музыканты хотели философии.
(На интерактивной доске или экране слайд с выдержкой о философии)
Между тем они не знали, что в числе просроченных задач философии находится и есть музыка. Поэзия любила философию всегда, но эта любовь была неравной, потому что философия ревнива к поэзии.
С целью совершенствования в философской науке в 1912 году Пастернак едет в Германию, в течение семестра занимается в Марбургском университете. Достигает больших высот в этой науке. Перед ним открывается перспектива стать видным философом своего времени. Но поэзия оказывается сильнее всех увлечений, она становится неотъемлемой частью его жизни:
Это - круто навалившийся свист,
Это - щёлканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьёв поединок.
Так писал Борис Пастернак о поэзии в 1919 году в стихотворении «Определение поэзии».
- Но была ли его поэзия продолжением традиций классического стихосложения?
Конечно, нет. Ведь почти философ, с малых лет воспитанный на искусстве импрессионистов, Пастернак принадлежал к авангарду. Вместе с Н.Асеевым и ещё несколькими молодыми поэтами он создаёт футуристическую группу «Лирика».
А уже в 1914 году выходит первая книга стихов «Близнец в тучах». Позже Пастернак назовёт её «незрелой книжкой», несколько раз будет перерабатывать стихи этого сборника, чтобы довести их до совершенства.
(На интерактивной доске или на экране слайд с датами выпуска поэтических сборников)
В 1916 году Пастернак выпускает вторую книгу «Поверх барьеров». Каждое стихотворение этой книги - это музыкальное решение мощной симфонии: нарастание, борьба, переплетение, разрешение тем, острый драматизм. Здесь мощный напор чувств смёл традиционные рамки: размер, строфу, рифмы, образы. Всё «поверх барьеров», всё над тем, что видит обычный человек. Поэт вслушивался в окружающий мир, писал музыку жизни, симфонию бытия.
И вновь рука поэта тянулась к нотной тетради. И вновь музыка влекла в свои непостижимые дали.
(Звучит соната Пастернака. На экране титульный лист произведения. Сонату исполняет ученик, или звучит фонограмма)
В 1922 году выходит третья книга «Сестра моя – жизнь», парадоксально совместившая поэтику футуризма с романтическими традициями. После выхода этого сборника о Пастернаке заговорили как об одном из крупнейших современных поэтов. Но автора обвинили и в оторванности от жизни. А книга была прекрасной! Это был роман в стихах о любви, состоящей из одних лирических отступлений:
Рояль дрожащий пену с губ оближет.
Тебя сорвёт, подкосит этот бред.
Ты скажешь: - Милый! – Нет, - воскрикну я, - нет!
При музыке?! – Но можно ли быть ближе,
Чем в полутьме аккорды, как дневник.
Меча в камин комплектами, погодно?
О пониманье дивное, кивни,
Кивни, и изумишься! – ты свободна.
Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно, что жилы отворить.
(1918)
Порой казалось, что в лирике Пастернака предстаёт мир, утративший устойчивость. Одной из важнейших тем в творчестве этого времени становится место человека в истории, которая представляется хаосом. Спасение от хаоса – в поэзии. В искусстве. Быть может, поэтому музыку, любимый мир надежд и тревог, Пастернак не оставлял никогда:
Годами когда- нибудь в зале концертной
Мне Брамса сыграют, - тоской изойду.
Я вздрогну, я вспомню союз шестисердный.
Прогулки, купанье и клумбу в саду.
Но ни в живописи, ни в поэзии, ни в музыке, ни тем более в философском трактате нельзя было так достоверно, ярко и пронзительно точно отобразить страшную революционную эпоху. Начинается работа над романом, продолжавшаяся долгих 37 лет. Сам Борис Леонидович в 1946 году писал о том, что хотел дать «исторический образ России за последние 45 лет», что эта вещь будет выражением его «взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».
Рождался роман, менялись варианты его названий: «Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки» и, наконец, – «Доктор Живаго».
Судьба романа (как, впрочем, и судьба его автора) трагична. Но это тема следующего урока. Скажем лишь о том, что, отправив роман в журнал «Новый мир» в 1955 году, Пастернак не дождался его издания на Родине. «Доктор Живаго» появился впервые в печати в Италии в 1957 году, и был переведён на многие языки мира.
Автору же в 1958 году была присуждена Нобелевская премия. Но и после этого роман не появился в России. Только спустя 33 года после написания, в 1988 году на родине был опубликован роман. И русские читатели смогли по достоинству оценить дар прозаика Пастернака, соединившего философию и поэзию в романе о духовном мире человека.
- Итог урока. Творческая часть.
(Каждый ученик на своём рабочем компьютере набирает эссе на тему «Поэт или просто глашатай, герой или просто поэт»)
4. Рефлексия.
Загляни в себя и закончи фразу: «Я готов потерять…, чтобы приобрести…»
(Фразу набирают на компьютере и распечатывают вместе с эссе)
- Домашнее задание.
Несмотря на то, что «вся жизнь, по словам Пастернака, была только единоборством с царящей и торжествующей пошлостью за свободный и играющий человеческий талант», мы говорим о Пастернаке – великом поэте, мудром человеке, прекрасном мастере слова, черпающем силы противостоять хаосу в творчестве.
(Задание даётся по группам – многоуровневый приём)
1) Группа ребят, входящих в информационно- литературный центр, разрабатывают электронное пособие с тестами творческого характера.
2) Вторая группа читает стихотворения «Мне хочется домой, в огромность», «Во всём мне хочется дойти…», «Зимняя ночь» и делает анализ стихотворения «Зимняя ночь» по схеме.
(Схемы распечатаны и лежат на столах у каждого ученика. На интерактивной доске или на экране отображен слайд со схемой анализа стихотворения)
Схема анализа поэтического текста
1. Дата написания и публикации.
2. Творческая история.
3. Основная тема.
4. Смысл названия.
5. Лирический сюжет и его движение.
6. Композиция. Основные структурные части.
7. Настроения, тональность, ведущие лейтмотивы.
8. Лирический герой и лирические персонажи.
9. Позиция автора.
10. Музыка стихотворения.
11. Ритм, размер, рифмовка.
12. Лексика. Языковая выразительность.
13. Поэтический синтаксис.
14. Звукопись. Фонетическая окраска.
15. Идея, выявленная в результате анализа.
Приложение №1
Анкета-заявка
участника I городского конкурса «Мой лучший урок»
преподавателей общеобразовательных учреждений
1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Корникова Елена Васильевна
2. Год, месяц, день рождения 31 октября1965 года
3. Место работы МОУ СОШ №2 города-курорта Кисловодска
4. Должность Учитель
5. Педагогический стаж работы 20 лет
6. Преподаваемый предмет Русский язык и литература
7. Название работы, подаваемой на конкурс Урок с использованием информационных технологий
8. ФИО руководителя образовательного
учреждения Хачанова Нонна Николаевна
9. Участие в других конкурсах по данной
тематике ____________________________________________
Дата заполнения ______________
Подпись руководителя образовательного учреждения, подтверждающего направление участника конкурса на второй этап согласно условий данного положения
____________________________ ______________________________________________
(ФИО расшифровать)
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока- обозрения в 11 классе на тему "Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака"
1. Вступительное слово учителя о Б.Л.Пастернаке.2.Отношения Пастернака с Блоком и Маяковским3. Факты из биографии Б.Л.Пастернака4.Знакомство со стихотворениями Пастернака5. Присуждение Пастернаку Нобе...
Урок-исследование по литературе в 11 классе «Стихотворное творчество Б.Л. Пастернака («Про эти стихи», «Любить иных - тяжёлый крест…», «Никого не будет в доме…», «Июль», «Снег идет»).
урок-исследование по литературе в 11 классе (творчество Б.Л. Пастернака)...
система уроков по творчеству булгакова в 11 классе
Папка содержит конспекты уроков по темам: "Биография М.А. Булгакова", "Творческая история романа "Мастер и Маргарита", "Ершалаимские главы", "Сатирическое изображение Москвы", "Судьба Мастера", "Нечис...
Уроки по творчеству Бунина в 11 классе.
Урок 1. Иван Алексеевич Бунин. «Антоновские яблоки»(1900). Цели урока:1) Научить определять тему и идею текста.2) Научить раскрытию внутреннего мира писателя ч...
"Остаться человеком" разработка урока по творчеству Солженицина в 11 классе
Разработка урока по творчеству Солженица....
Урок по творчеству Б.Л. Пастернака "Цель творчества - самоотдача"
Урок по лирике Б.Л. Пастернака, созданный по технологии "Творческая мастерская" знакомит с многогранным и уникальным явлением в культурной жизни России и всего мирового сообщества...
Вводный урок по творчеству Островского в 10 классе
Урок включает презентацию, которая может сопроводить лекцию учителя о жизни и творчестве писателя...