Урок по творчеству Б.Л.Пастернака. 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Корникова Елена Васильевна

Предлагаю разработку урока по творчеству Б.Л.Пастернака. Это один из самых удивительных авторов XX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_pasternaku_c.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                              Приложение № 2

 Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы  (урок литературы в 11 классе с использованием информационных технологий)

                                                                                       Учитель Корникова Е.В.

        Работа в учебном заведении, где личность учащихся и их творческая деятельность развиваются через использование новых информационных технологий, где работа ребенка ориентирована на успех, требует инновационных подходов к организации учебного процесса, внедрения новых педагогических технологий.

        Технологии проблемного обучения, мастерских, критического мышления, использование компьютерных технологий и др. помогают учителю на уроке литературы создать условия для формирования умения воспринимать творческую деятельность поэтов и писателей через многогранную связь с искусством и культурой страны, формулировать проблемы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, формировать умение анализировать текст, работать над речью, формировать нравственные понятия и совершенствовать исследовательские умения учащихся.

        Уроки с использованием информационных технологий привлекательны в том плане, что являются удобной формой сотрудничества ученика и учителя; здесь важен не только результат, но и процесс приобщения к исследовательской деятельности, к творчеству, развивается умение самовыражаться; приобретаются навыки создания электронных пособий для самостоятельной работы.

         Общедидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.

         Образовательный аспект  триединой дидактической цели – создать условия для анализа многогранности деятельности поэта и писателя, выделение ключевых жизненных моментов, способствующих формированию Пастернака как личности, поэта и писателя; способствовать развитию потребности читать художественную литературу и воспринимать личность автора через призму его творений.

         Развивающий аспект триединой дидактической цели – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки.

        Воспитательный аспект триединой дидактической цели – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей; воспитанию самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативных  навыков.

        Прогнозируемый результат

Учащиеся, проследив сложный и интересный путь становления Пастернака-литератора, должны приблизиться к миру его идей, представлений, образов, попытаться понять поэта; задуматься над философскими вопросами о месте и роли человека в этом мире, о смысле человеческого существования, о необходимости развивать данные Богом способности, о себе как о личности; получить радость от приобщения к миру прекрасного, от общения друг с другом и учителем, поделиться мыслями, эмоциями, находками, испытать чувство комфорта и удовлетворения от своей работы.

        Занимаясь подготовительно-исследовательской работой, ребята не просто предоставят результаты своего труда в виде слайдов нот музыкальных произведений, рисунков поэта, презентаций его творчества, но и дадут самооценку и проведут самокоррекцию.

         Контроль деятельности учащихся осуществляется через представление творческих проектов, компьютерных слайдов (презентаций), использованных в видиопроложениях, и через выполнение домашнего задания по группам.

Тема урока: «Жизненный путь и многогранность творческой деятельности

                       Бориса   Леонидовича Пастернака» 

                                                                                                 Терять в жизни более необходимо,

                                                                                             чем приобретать.

                                                                                                                              Б.Л. Пастернак  

       

К уроку было дано домашнее задание:

1. Проследить влияние музыки и живописи на становление Пастернака-поэта.

2. Найти в музыкальных архивах произведения Б.Л.Пастернака.

3. Разработать электронные пособия (презентации) о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака.

Ход урока

(На интерактивной доске или на экране записаны тема, эпиграф и цель урока. Фото Пастернака из презентации)

  1. Вступительное слово учителя.

      «Если бы люди догадывались, как много наслаждений дарует активная умственная деятельность и сколько страсти может обнаруживать интеллект!» - сказал некогда Бернард Шоу.

      - Как вы думаете, почему я начала урок с чтения строк из воспоминаний Б.Шоу?

                                      (Создание проблемной ситуации)

       И жизнь и творческая судьба поэта и писателя Б.Л.Пастернака является ярким примером максимальной творческой отдачи, стремлением получать от творчества радость, испытывая великое облегчение жизни, идти вперёд, несмотря на трудности.

       «Терять в жизни более необходимо, чем приобретать, - писал он незадолго до смерти. – Зерно не даст всхода, если не умрёт».

         И Борис Пастернак всю жизнь безжалостно отбрасывал несомненные достижения во имя устремлённости к новым целям, во имя покорения новых вершин искусства. Отвергая жизненный и даже профессиональный опыт, он стремился охватить весь мир, отдать себе отчёт об основах строения мира, понять, что такое мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса, а вместе с тем определить и своё положение и назначение в мире.

2.Лекция учителя с использованием творческих проектов и презентаций, подготовленных к уроку учениками.

(На экране слайд из презентации с изображением Б.Л.Пастернака у окна)      

                                                 Во всём мне хочется дойти

                                                 До самой сути.

                                                В работе, в поисках пути,

                                                В сердечной смуте.

                                                До сущности протекших дней,

                                                До их причины,    

                                                До оснований, до корней,

                                                До сердцевины.

                                               Всё время схватывая нить

                                               Судеб, событий,

                                               Жить, чувствовать, любить,

                                               Свершать открытья.

                                               О, если бы я только мог

                                               Хотя отчасти,          

                                               Я написал бы восемь строк

                                               О свойствах страсти…

       Б.Л.Пастернак родился 10 февраля (29 января) 1890 года в Москве в семье известного художника-импрессиониста Л.О.Пастернака, академика, профессора Училища живописи и известной пианистки Р.И.Кауфман.

        (На интерактивной доске или экране слайд с фотографией отца и матери Пастернака)

        В доме родителей царили искусство, живопись, музыка и литература. Здесь бывали Лев Николаевич Толстой с дочерьми, композитор Скрябин, художники В.А.Серов и М.А.Врубель, немецкий поэт Р.М.Рильке.

             (На интерактивной доске или экране слайд с изображением Толстого и Скрябина)  

       Пастернаки жили в казённой квартире при доме Училища живописи во флигиле внутри двора, вне главного здания. Здесь бывали часты и привычны музыкальные вечера.

       Борис Леонидович вспоминал, как ребенком часто просыпался от волшебной музыки, звучащей в доме. Как часто няня приводила его к гостям – хорошо знакомому беловласому Льву Николаевичу Толстому и обворожительно играющему Скрябину.

        Борю водили на симфонические утренники в колонный зал и консерваторию, чуть повзрослев, он стал сопровождать мать в музеи. Артистический мир незримо присутствовал в доме. Мать учила Борю играть на фортепиано. Но первой своей учительницей, которая давала ему уроки музыки зимой 1897 – 1898г., Пастернак называет Екатерину Ивановну Боратынскую.

              (На интерактивной доске или на экране слайд «Мать учит детей игре на рояле»)

          В 1901 году Борис был принят в гимназию сразу во второй класс. Блестяще учится. Берёт уроки музыки у профессоров консерватории. Дворянское образование вообще предполагало умение музицировать. А в жизни и творчестве почти каждого художника (отец – яркий тому пример) музыка, так или иначе, является важным аспектом. Её слушают, пишут о произведенном впечатлении, посвящают ей собственные произведения – картины, повести, стихи… За шесть лет занятий юноша Пастернак достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором.

                          (Со слайда читаем стихотворение Пастернака о композиторе)

           Но в 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешёл на философское отделение историко-филологического факультета, которое и окончил в 1913 году. Пастернак вспоминал, что в это стремительное время расцвета русской религиозной философской мысли, многие музыканты хотели философии.

                                (На интерактивной доске или экране слайд с выдержкой о философии)

            Между тем  они не знали, что в числе просроченных задач философии находится и есть музыка. Поэзия любила философию всегда, но эта любовь была неравной, потому что философия ревнива к поэзии.

             С целью совершенствования в философской науке в 1912 году Пастернак едет в Германию, в течение семестра занимается в Марбургском университете. Достигает больших высот в этой науке. Перед ним открывается перспектива стать видным философом своего времени. Но поэзия оказывается сильнее всех увлечений, она становится неотъемлемой частью его жизни:

                                                                Это -  круто навалившийся свист,

                                                                Это -  щёлканье сдавленных льдинок,

                                                                Это -  ночь, леденящая лист,

                                                                Это -  двух соловьёв поединок.

 

              Так писал Борис Пастернак о поэзии в 1919 году в стихотворении «Определение поэзии».

              - Но была ли его поэзия продолжением традиций классического стихосложения?

              Конечно, нет. Ведь почти философ, с малых лет воспитанный на искусстве импрессионистов, Пастернак принадлежал к авангарду. Вместе с Н.Асеевым и ещё несколькими молодыми поэтами он создаёт футуристическую группу «Лирика».

              А уже в 1914 году выходит первая книга стихов «Близнец в тучах». Позже Пастернак назовёт её «незрелой книжкой», несколько раз будет перерабатывать стихи этого сборника, чтобы довести их до совершенства.

         (На интерактивной доске или на экране слайд с датами выпуска поэтических сборников)

              В 1916 году Пастернак выпускает вторую книгу «Поверх барьеров». Каждое стихотворение этой книги - это музыкальное решение мощной симфонии: нарастание, борьба, переплетение, разрешение тем, острый драматизм. Здесь мощный напор чувств смёл традиционные рамки: размер, строфу, рифмы, образы. Всё «поверх барьеров», всё над тем, что видит обычный человек. Поэт вслушивался в окружающий мир, писал музыку жизни, симфонию бытия.

             И вновь рука поэта тянулась к нотной тетради. И вновь музыка влекла в свои непостижимые дали.

(Звучит соната Пастернака. На экране титульный лист произведения. Сонату исполняет ученик, или звучит фонограмма)

             В 1922 году выходит третья книга «Сестра моя – жизнь», парадоксально совместившая поэтику футуризма с романтическими традициями. После выхода этого сборника о Пастернаке заговорили как об одном из крупнейших современных поэтов. Но автора обвинили и в оторванности от жизни. А книга была прекрасной! Это был роман в стихах о любви, состоящей из одних лирических отступлений:  

                                              Рояль дрожащий пену с губ оближет.

                                             Тебя сорвёт, подкосит этот бред.

                                             Ты скажешь: - Милый! – Нет, - воскрикну я, - нет!  

                                             При музыке?! – Но можно ли быть ближе,

                           

                                            Чем в полутьме аккорды, как дневник.

                                            Меча в камин комплектами, погодно?

                                           О пониманье дивное, кивни,

                                           Кивни, и изумишься! – ты свободна.

                                            Я не держу. Иди, благотвори.

                                           Ступай к другим. Уже написан Вертер,

                                           А в наши дни и воздух пахнет смертью:

                                           Открыть окно, что жилы отворить.

                                                                                        (1918)

             

              Порой казалось, что в лирике Пастернака предстаёт мир, утративший устойчивость. Одной из важнейших тем в творчестве этого времени становится место человека в истории, которая представляется хаосом. Спасение от хаоса – в поэзии. В искусстве. Быть может, поэтому музыку, любимый мир надежд и тревог, Пастернак не оставлял никогда:

                                           Годами когда- нибудь в зале концертной

                                           Мне Брамса сыграют, - тоской изойду.

                                           Я вздрогну, я вспомню союз шестисердный.

                                           Прогулки, купанье и клумбу в саду.

               Но ни в живописи, ни в поэзии, ни в музыке, ни тем более в философском трактате нельзя было так достоверно, ярко и пронзительно точно отобразить страшную революционную эпоху. Начинается работа над романом, продолжавшаяся долгих 37 лет. Сам Борис Леонидович в 1946 году писал о том, что хотел дать «исторический образ России за последние 45 лет», что эта вещь будет выражением его «взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое».

                Рождался роман, менялись варианты его названий: «Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки» и, наконец, – «Доктор Живаго».

                Судьба романа (как, впрочем, и судьба его автора) трагична. Но это тема следующего урока. Скажем лишь о том, что, отправив роман в журнал «Новый мир» в 1955 году, Пастернак не дождался его издания на Родине. «Доктор Живаго» появился впервые в печати в Италии в 1957 году, и был переведён на многие языки мира.

                 Автору же в 1958 году была присуждена Нобелевская премия. Но и после этого роман не появился в России. Только спустя 33 года после написания, в 1988 году на родине был опубликован роман. И русские читатели смогли по достоинству оценить дар прозаика Пастернака, соединившего философию и поэзию в романе о духовном мире человека.

  1. Итог урока. Творческая часть.

(Каждый ученик на своём рабочем компьютере набирает эссе на тему «Поэт или просто глашатай, герой или просто поэт»)

     4. Рефлексия.

                           

                         Загляни в себя и закончи фразу: «Я готов потерять…, чтобы приобрести…»

                    (Фразу набирают на компьютере и распечатывают вместе с эссе)

  1. Домашнее задание.

Несмотря на то, что «вся жизнь, по словам Пастернака, была только единоборством с царящей и торжествующей пошлостью за свободный и играющий человеческий талант», мы говорим о Пастернаке – великом поэте, мудром человеке, прекрасном мастере слова, черпающем силы противостоять хаосу в творчестве.

                                              (Задание даётся по группам – многоуровневый приём)

1) Группа ребят, входящих в информационно- литературный центр, разрабатывают электронное пособие с тестами творческого характера.

2) Вторая группа читает стихотворения «Мне хочется домой, в огромность», «Во всём мне хочется дойти…», «Зимняя ночь» и делает анализ стихотворения «Зимняя ночь» по схеме.

                                 (Схемы распечатаны и лежат на столах у каждого ученика. На интерактивной доске или на экране отображен слайд со схемой анализа стихотворения)

           

                                                               

                                                      Схема анализа поэтического текста

                                                        1. Дата написания и публикации.

                                                          2. Творческая история.

                                                          3. Основная тема.

                                                          4. Смысл названия.

                                                          5. Лирический сюжет и его движение.

                                                          6. Композиция. Основные структурные части.

                                                          7. Настроения, тональность, ведущие лейтмотивы.

                                                          8. Лирический герой и лирические персонажи.

                                                          9. Позиция автора.

                                                          10. Музыка стихотворения.

                                                          11. Ритм, размер, рифмовка.

                                                          12. Лексика. Языковая выразительность.

                                                          13. Поэтический синтаксис.

                                                          14. Звукопись. Фонетическая окраска.

                                                          15. Идея, выявленная в результате анализа.

                                                                                           

                                                                                                         Приложение №1

Анкета-заявка

участника I городского конкурса «Мой лучший урок»

преподавателей общеобразовательных учреждений

1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью)      Корникова Елена Васильевна

2. Год, месяц, день рождения                                   31 октября1965 года

3. Место работы                                                          МОУ СОШ №2 города-курорта Кисловодска

4. Должность                                                               Учитель

5. Педагогический стаж работы                                20 лет

6. Преподаваемый предмет                                        Русский язык и литература

7. Название работы, подаваемой на конкурс            Урок с использованием информационных технологий

8. ФИО руководителя образовательного

    учреждения                                                                Хачанова Нонна Николаевна

9. Участие в других конкурсах по данной
    тематике                                                                     ____________________________________________                                                                  

Дата заполнения ______________

Подпись руководителя образовательного учреждения, подтверждающего направление участника конкурса на второй этап согласно условий данного положения

____________________________                             ______________________________________________

                                                                                                    (ФИО расшифровать)

                                                                 

                                                             М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока- обозрения в 11 классе на тему "Жизнь и творчество Б.Л.Пастернака"

1. Вступительное слово учителя о Б.Л.Пастернаке.2.Отношения Пастернака с Блоком и Маяковским3. Факты из биографии Б.Л.Пастернака4.Знакомство со стихотворениями Пастернака5. Присуждение Пастернаку Нобе...

система уроков по творчеству булгакова в 11 классе

Папка содержит конспекты уроков по темам: "Биография М.А. Булгакова", "Творческая история романа "Мастер и Маргарита", "Ершалаимские главы", "Сатирическое изображение Москвы", "Судьба Мастера", "Нечис...

Уроки по творчеству Бунина в 11 классе.

Урок 1. Иван Алексеевич Бунин. «Антоновские яблоки»(1900). Цели урока:1)    Научить определять тему и идею текста.2)    Научить раскрытию внутреннего мира писателя ч...

Урок по творчеству Б.Л. Пастернака "Цель творчества - самоотдача"

Урок по лирике Б.Л. Пастернака, созданный по технологии "Творческая мастерская" знакомит с многогранным и уникальным явлением в культурной жизни России и всего мирового сообщества...

Вводный урок по творчеству Островского в 10 классе

Урок включает презентацию, которая может сопроводить лекцию учителя о жизни и творчестве писателя...