Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Речевая характеристика персонажей (М.Булгаков "Собачье сердце")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_kharakteristika_kak_sredstvo_satiricheskogo_izobrazheniya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Речевая характеристика как средство сатирического изображения»
( По роману Булгакова «Собачье сердце»)
Цели урока.
Образовательные: 1) рассмотреть понятие «сатира»,
2) прояснить цели и средства булгаковской сатиры,
3) закрепить особенности каждого стиля речи,
4) показать, как для характеристики персонажей автор использует языковые средства разных стилей.
Развивающие: развивать лингвистическое чутьё.
Воспитательные: повышать культурный уровень учащихся, научить общаться с людьми, говорить грамотно, пользоваться языковыми средствами в соответствии с речевой ситуацией.
Оборудование урока: портрет Булгакова, иллюстрации к повести «Собачье сердце», обобщающая таблица «Стили речи», текст повести Булгакова « Собачье сердце», Х/ф «Собачье сердце», толковый словарь.
Межпредметные связи: литература, история Отечества.
Ход урока
Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но вряд ли найдётся в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной.
М.А.Булгаков
Вспомним, что такое сатира и каков предмет её изображения?
Доклад ученика
Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственной категорией которой является человек.
Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречия между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.
Виды сатиры
-Ирония ( смешное под маской серьёзного).
-Юмор (серьёзное под маской смешного).
-Сарказм (высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка).
Средства сатиры
- Гиперболизм, гротескность;
- несоответствие между определением предмета и его состоянием;
- контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает.
Повесть Булгакова « Собачье сердце» - сатирическое произведение. Что обличает в нём автор?
- Автор обличает пороки современного ему общества, изменения, произошедшие в России: высмеивает некультурных, необразованных людей, пришедших к власти, интеллигенцию, оказавшуюся причастной к революции и не сумевшую держать ситуацию под контролем.
Какие средства сатиры использует Булгаков?
- Гротескность,
несоответствие между определением предмета и его состоянием ( образ Шарикова).
Передать своё ироничное отношение к реальной действительности, создать курьёзную ситуацию автору помогает лингвистическое чутьё, умение использовать в рамках художественного произведения языковые средства разных стилей. Какие функциональные стили вы знаете?
-Разговорный.
-Книжные:
- -научный,
- -официально-деловой,
- –публицистический,
- -художественный.
Дайте краткую характеристику каждого стиля. (Ответы учащихся и составление таблицы).
Разговорный стиль | Официально-деловой стиль | Научный стиль | Публицистический стиль | Художественный стиль | |
Сфера употребления | беседа | документы (указы, соглашения, договоры, контракты, заявления, апелляции, резюме) | научная литература, диссертации | общественно-экономические, политические, культурные отношения, в газетах, в журналах | художественные произведения |
Задачи | общение, передача информации в устной форме | сообщение, информирование | информировать о явлениях и фактах, которые изучает наука, констатировать факты | информирование и воздействие на читателя | нарисовать живую картину, изобразить то, о чём рассказывается, передать чувства, которые испытывает автор |
Стилевые черты | неофициальность, непринуждённость, экспрессивность | конкретность, точность, отсутствие экспрессии | конкретность, точность отсутствие экспрессии, логичность изложения, последовательность, лаконизм | логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность | конкретное, образное, эмоциональное высказывание |
Языковые средства | общеупотребительные слова, разговорные и просторечные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, фразеологизмы, оценочная лексика | существительные, существительные в родительном падеже, книжная лексика, сложные предложения, осложнённые предложения, шаблонность | повествовательные предложения, предложения с осложнённой структурой, числительные, термины | общественно-политическая лексика, эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы, фразеологизмы, термины, побудительные и вопросительные предложения, обращения, вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции | конкретные слова, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, предложения с однородными членами; эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, антитеза, аллегория, олицетворение |
Жанры | научная статья, диссертация, доклад | Статья, очерк, репортаж, фельетон, доклад, выступление по радио, телевидению, ораторская речь |
«Собачье сердце» - художественное произведение. Читая его, мы будем встречаться с особенностями художественного стиля.
Но давайте посмотрим фрагмент из фильма «Собачье сердце». Он вызовет у вас улыбку. Кто из героев вызывает улыбку? На чём основана ситуация смеха?
/ Смотрим фрагмент или читаем соответствующий эпизод по ролям./
Анализ предложений из произведения.
1.
- По какому делу вы пришли ко мне, говорите как можно скорее, я сейчас иду обедать.
- Мы – управление дома,- с ненавистью заговорил Швондер,- пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома.
- Кто на ком стоял? – крикнул Филипп Филиппович. Потрудитесь излагать ваши мысли яснее.
2.
- Тогда, профессор, ввиду вашего упорного противодействия,- сказал взволнованный Швондер,- мы подаём на вас жалобу в высшие инстанции.
3.
Шариков отступил, вытащил из кармана три бумаги, зелёную, жёлтую и белую, и, тыча в них пальцами, заговорил:
- Вот. Член жилищного товарищества, и жилплощадь мне полагается определённо в квартире номер пять у ответственного съёмщика Преображенского в шестнадцать квадратных аршин,- Шариков подумал и добавил слово, которое Борменталь сразу отметил в мозгу как новое:- Благоволите.
4.
- Я без пропитания оставаться не могу ,- забормотал он ,- где ж я буду харчеваться?
Ответы учеников.
- Улыбку вызывают такие герои как Швондер, Шариков, а именно их речь.
- Ситуация смеха вызвана смешением стилей: во время беседы Швондер использует лексику официально-делового стиля. По мнению профессора Преображенского, это неоправданное употребление «стоял вопрос об уплотнении». Отсюда и вопрос: «Кто на ком стоял?»
Таким образом, автор целенаправленно использует канцеляризмы.
/ Обращаемся к толковому словарю и записываем определение термина «канцеляризм»/.
Канцеляризмы- слова и выражения официально-деловой речи, употреблённые за её пределами. Канцеляризмы создают серьёзную опасность для литературного языка: обедняют, сушат речь, производят впечатление стилистического диссонанса, нередко искажают смысл. Следует отличать понятия «канцелярский язык» (сухая, казённая речь, лишённая красок, невыразительная) и «официально-деловой стиль» (разновидность литературного языка, язык договоров и законов, официальных документов).
Использование канцеляризмов, а также производных предлогов, свойственных официально-деловой, научной речи, в художественном произведении – особый литературный приём, способствующий созданию выразительного художественного образа.
Проанализируйте диалоги. Какими предстают перед нами герои? Подберите прилагательные.
Швондер – недалёкий, ограниченный.
Преображенский – умный, образованный, культурный, развитый.
Что особенного вы увидели в речи Шарикова?
В речи Шарикова встречаются слова разных стилей: канцеляризмы, просторечия, слово высокого стиля «благоволите»
Для чего при раскрытия именно образа Шарикова автор использует разные языковые средства?
Автор показывает, что на сознание Шарикова влияли разные люди и факторы: улица, Швондер, Преображенский.
Вывод.
М.А.Булгаков в повести «Собачье сердце» использует канцеляризмы как яркое средство характеристики персонажей. Швондер – идеолог Шарикова, именно он формирует личность «нового пролетария», вооружает его теорией и соответствующей лексикой. Наличие канцеляризмов в речи Швондера полнее раскрывает характер героя, недалёкого и ограниченного, почувствовавшего себя хозяином жизни. В речи Шарикова смешались слова разных стилей: канцеляризмы, просторечия, даже случайное слово высокого стиля «благоволите» - всё это следы различных влияний, воздействий на «нового человека», и всё же самое заметное влияние – Швондера.
Итоги урока
Какие понятия мы вспомнили на уроке?
- Сатира, речевая характеристика, канцеляризм.
Какой метод использует автор для речевой характеристики персонажей?
- Смешение стилей.
Для чего автор в своём сатирическом произведении использует такой приём, как речевая характеристика?
- Автор устраняется, герой представляет себя сам. Это важно для сатирического произведения.
Творческое задание
Прочитайте начало произведения «Собачье сердце» и ответьте на вопрос: « Обосновано ли использование автором грубой просторечной лексики в этом фрагменте?» / Миниатюрное сочинение-рассуждение ( стиль публицистический)/
Домашнее задание
Написать отзыв о прочитанном произведении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые характеристики персонажей в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Материал предназначен для уроков литературы при изучении комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"...
Презентация способы характеристики персонажа
Материал презентации можно использовать при подготовке к сочинению-характерстике персонажа....
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается презентацией....
Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»
Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается презентацией....
Характеристика персонажей сказа Н.С. Лескова «Левша»
конспект к уроку литературы...
Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа."
Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе п...
Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа"_презентация
Презентация к уроку.Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать...