Разработка урока "Идут белые снеги..."
консультация по литературе (8 класс) по теме

Вера Михайловна Петренко

                    Тема нашего урока – зимняя. «Идут белые снеги…» Холодная тема. Зима , снег, синь, белизна.

            Великое чудо поэзии и прозы открывали для нас красоту и богатство мира, красок зимы. Но чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка – такая палочка в руках поэта и писателя – слово. Слово яркое, эмоциональное, необычное.

    История русской литературы буквально заполнена героями именно такого плана. Русская душа – она всегда ищет сострадания. Чтобы лучше показать искания человека, писатели рисовали его рядом с природой, использовали пейзаж.

                      разговор идет о явлениях природы: облако, дерево, ветер… И тут же  рядом стоит герой – человек, мечущийся, страждущий, страдающий.

             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon idut_belye_snegi._urok_.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Петренко В.М.,

учитель литературы

МОУ СОШ № 1 ст.Азовской

                                                        УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                          «ИДУТ БЕЛЫЕ СНЕГИ…»

              ( Человек и природа в произведениях современных поэтов и писателей)

                                                       (  8-9 класс)

Тема:   «Идут белые снеги… ( Человек и природа в произведениях современных поэтов и    

            писателей)

Цель:  Учить чувствовать и понимать художественное слово, пробуждать к лирическим    

           произведениям. Показать взаимосвязь человека и природа как единое целое.

Эпиграф:  Природа лучше человека. В ней нет раздвоенности, она всегда последовательна.

Оборудование: Картина «Первый снег» , Запись музыки П.И.Чайковского, Словарные сло-

                           ва, книги о зиме.( В Шишков «Угрюм – река»)

Ход урока:

1. Слово учителя.

                                Завижу ли облако в небе высоком,

                                Примечу ли дерево в поле широком, -

                                Одно уплывает, одно засыхает,

                                А ветер гудит и тоску нагоняет.

                                Что вечного нету – что чистого нету,

                                Пошел я шататься по белому свету.

                                Но русскому сердцу везде одиноко,

                                И поле широко, и снеги глубоки, и небо высоко…

        Видите, разговор идет о явлениях природы: облако, дерево, ветер… И тут же  рядом стоит герой – человек, мечущийся, страждущий, страдающий.

        История русской литературы буквально заполнена героями именно такого плана. Русская душа – она всегда ищет сострадания. Чтобы лучше показать искания человека, писатели рисовали его рядом с природой, использовали пейзаж.

        Тема нашего урока – зимняя. «Идут белые снеги…» Холодная тема. Зима , снег, синь, белизна.

        Великое чудо поэзии и прозы открывали для нас красоту и богатство мира, красок зимы. Но чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка – такая палочка в руках поэта и писателя – слово. Слово яркое, эмоциональное, необычное.

        Всякая высокая поэзия и проза философична. Давайте запишем в словарики – тетради эти понятия.

Задание: словарная работа.

        Философская лирика – стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия ( Жизни, смерти, одиночестве, терзаниях, исканиях)

        Символ – один из тропов, состоящих в замещении наименования жизненного явления, предмета иносказательным, условным обозначением .Например, заря – символ молодости ; ночь – символ конца жизни; снег – символ холода, холодного чувства.

        Троп – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. Виды тропов: сравнения, эпитеты, метафора, гипербола, литота, синекдоха.

Например: ушел в долину белых холмов( кладбище)

        Олицетворение – художественный троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. Например: утешится холодная печаль, и резвая задумается радость…

Задания: Подберите словосочетания к слову БЕЛЫЙ

                ( белый снег, белое безмолвие, беловатые паутинки инея , побелели щеки на морозе ( предложение) , белый призрак безотрадной, бесконечной зимы – ощущение прохлады, прохладности.

Ученик:

        Сколько волшебных слов знаем мы о зиме, о снеге. А сколько легенд сочинил народ: «Снегурочка», «Снежная королева», «Дед Мороз»

1 ведущий:

        Есть замечательная книга русского писателя Вячеслава Шишкова. Она называется «Угрюм – река». Есть в ней легенда, притча о тунгуске, которая часто – часто впоследствии приходила наяву и во сне в метаниях, когда он был болен. Тунгуска, которая занималась шаманством.

Читает:

        …Снилась как наяву Прохору Синильга. Он взял ее маленькую руку, погладил.

        - Как звать тебя?

        - Синильга. Когда я родилась, отец вышел из чума и увидел снег. Так и назвали Синильгой, значит снег. Я – сказка. Любишь ли ты сказки? Страшные – страшные? Я – песня, а мое сердце – волшебный бубен, Встану, ударю в бубен, поведу тебя над лесом, по вольному бездорожному воздуху, а лес в куржаке, в снегу, а сугробы – глубокие, а мороз – лютый. Ха – ха – ха . Ох –ох- ох – горько мне…

        И стала плакать.

Учитель:

        Жизнь человеческая. То взлеты, то падения, то светло, то темно. Но когда на сердце радость, и первый зимний снежок воспринимается с легкостью, с замиранием, с ощущением чистоты – белизны.

                                                       ПЕРВЫЙ СНЕГ

                                Ах, кто не любит первый снег

                                В замерзших руслах тихих рек

                                В полях, в селеньях и в бору,

                                Слегка гудящем на ветру!

                                В деревне празднуют  дожинки.

                                И на гармонь летят снежинки.

                                Лось замирает на бегу

                                На отдаленном берегу.

                                Зачем ты держишь кнут в ладони

                                Легко в упряжке скачут кони,

                                И по дорогам меж полей,

                                Как стаи белых голубей,

                                Взлетает снег из – под саней.

                                Ах, кто не любит первый снег

                                В замерзших руслах тихих рек,

                                В полях, в селеньях и в бору,

                                Слегка гудящем на ветру1

Вопрос:   За что вам нравится начало зимы? Какие мысли навевает первый снег на вас?

Ответы:  ( отрывки из сочинений)

Учитель:

        А ведь раньше белый цвет в России ассоциировался  с печалью, бренностью бытия. Вспомните у Некрасова в поэме «Мороз Красный нос» о Дарье:

                                Шагала. Глаза ее впали,

                                И был не белей ее щек

                                Надетый на ней в знак печали

                                Из белой холстины платок…

        Обычай хоронить умерших в белом восходит к самой глубокой древности. Из белого холста шили одежду умершим. И слова «жизнь – смерть» на языке цветовых символов народной одежды нашли выражение в словах «красный» - «белый». Красный – кровь – краса – жизнь. А белый цвет – символ смерти. (см. словарную работу

        С белым платком совершали магические действия: бросали в могилу, чтоб расстаться с тоской, чтоб не бояться поклонников. А черный цвет – это конец 19 – начало 20 века. – это проникновение черного цвета связано с разрушением феодального уклада жизни на Руси.

Ученик:

        Подлинную гармонию человек ощущает, когда рядом надежный друг, родная природа, отчий дом.

        Русь, Россия, белая дереза, белые снега. Когда иностранца спрашивают, какие первые ассоциации возникают при слове Россия, они говорят: снег, медведи.

        Да, наша Родина – северная. Снега, снега. С востока на запад идут поезда и сутки, и двое – всюду Родина, ряды телеграфных столбов. И – снега, снега…

Ученик читает:

                                    Белый снег     ( Н.Рубцов)

                                 Выпал снег – и все забылось,

                                Чем душа была полна!

                                Сердце проще вдруг забилось,

                                Словно выпил я вина!

                                Вдоль по улице по узкой

                                Чистый мчится ветерок,

                                Красотою древнерусской

                                Обновился городок.

                                Снег летит на храм Софии

                                На детей, а их не счесть.

                                Снег летит по всей России,

                                Словно радостная весть.

                                Снег летит – гляди и слушай!

                                Так вот, просто и хитро,

                                Жизнь порой врачует душу…

                                Ну и ладно! И добро.

Вопрос:  Какие чувства вызвало это стихотворение?

                А всегда ли в природе покой и тишина?

        - Нет, конечно, особенно зимой. Бывает тихо, тихо, белое безмолвие, затем вдруг налетит ветер, заметет все вокруг, поднимет такую бурю, метель, что…изменится судьба человека. Кто не помнит пушкинскую «Метель»?.

                                                             (музыка)

Ученик читает:

        «Но едва Владимир выехал на околицу в поле, как поднялся ветер, и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.

        В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу: небо слилось с землею…

Вопрос: Что случилось с Владимиром потом?

Учитель:

        А вот как описывает бурю Вячеслав Шишков в «Угрюм – реке»:

Читает учитель:

        «Буря корежила деревья, и как траву сухую, с шумом, с воем мчала через реку их жалкие обломки. Бушующим ураганом пригибало к земле тайгу. Все кругом осатанело. Горе слабому, горе сильному, живому, всем, кого застала эта убийственная ночь».

                                                       

                                                             Картина «Ураган»

Как описывают, рисуют художники эту картину?

Какими словами можно описать эту картину?

(Воет ветер, сбивает с ног, мороз щиплет щеки, т.е. мы подошли к следующему понятию литературоведческому: олицетворение ( посмотрите, что это такое)

И это не случайно.

        Природа всегда была одушевленная. Древний человек почти не знал неодушевленных предметов – всюду находил он разум, чувство, волю. В шуме ветра, в сказочном белом пространстве слышал он загадочные разговор,. которые ведут между собой деревья.

Ученик читает (на партах тоже текст)

        «Весь вечер, всю ночь валил хлопьями снег, и земля на аршин покрылась сугробами. Он (Прохор) шагнул за высокий снежный вал и огляделся.

        На земле, в небесах чужая, холодная зима. Деревья белы, мохнаты, в инее. Они жались друг к другу и с таинственным страхом смотрели из – под белых пуховых ветвей на человека. Вот шевельнется человек, вот прикрикнет, и они распадутся в белый прах. Но человек стоял неподвижно. Белый месяц яснел и серебрился, словно невидимая рука торопливо счищала с него ржавчину. И кто – то стал швырять в небо бледные звезды, сначала скупо, по две – три, потом целыми горстями».

Вопрос:  А почему природа боится человека? Найдите олицетворение.

Учитель:

        Природа – основа человеческой жизни. Столкновение природы и человека рассматривается здесь как внутренний конфликт в самом человеке. Поэтому здесь снег – как судья, к которому можно обратиться и излить то, что наболело в душе.

                                Идут белые снеги

                                Как по нитке скользя

                                Жить и жить бы на свете,

                                Да, наверно, нельзя

                                   Чьи – то души бесследно

                                Растворяясь вдали

                                Словно белые снеги

                                Идут в небо с земли.

                                Я не верую в чудо

                                Я не снег, не звезда,

                                И я больше не буду

                                Никогда, никогда

                                И я думаю, грешный,

                                Ну, а кем же я был?

                                Что я в жизни поспешной

                                Больше жизни любил?

                                А любил я Россию

                                Всею кровью, хребтом,

                                Ее реки в разливе,

                                И когда подо льдом.

                                Если было не сладко

                                Я не шибко тужил

                                Пусть я прожил не гладко –

                                Для России я жил.

                                Пусть она позабудет

                                Про меня без труда,

                                Только пусть она будет

                                Навсегда, навсегда.

                                Идут белые снеги,

                                Как во все времена

                                Как при Пушкине, Стеньке

                                И как после меня.

                                Идут снеги большие,

                                Аж до боли светлы,

                                И мои, и чужие

                                Заметая следы…

        

                                Быть бессмертным не в силе,

                                Но надежда моя:

                                Если будет Россия,

                                Значит, буду и я.

Вопрос:  Какая строка повторяется в каждой строфе?

                Как в литературоведении называется этот повтор?  (рефрен)

        А вот другой поэт – и тоже выражает свою боль. Какие ищет выражения. Я прочту буквально одну строфу:

                                Падает по железу

                                С небом напополам

                                Снежное сожаление

                                По лесу и по нам.

                                                                                                                            А. Вознесенский

        Какое здесь ключевое словосочетание? (снежное сожаление)

        Как можно расшифровать это сожаление? О чем сожалеет поэт?

        А о чем может сожалеть любой человек? Давайте поразмышляем.

        Смотрите, какие определения снегу и свету дает поэт:

        Странный свет,

                                        ядовитый,

                                                            зеленый,

                                                                             болотный

Снег с слег

               без метельного

                                        свиста и воя

Снег глухой, беспристанный,

                                                 холодный

Мертвый снег,

                        ты зачем

      не даешь мне покоя?

        Опять риторический вопрос. Опять философские размышления о жизни, назначении человека на земле.

Ученик:

        Описание природы в русской литературе – это не просто фон, на котором разворачивается действие. В отношении к природе раскрывается внутренний мир человека, его, его духовная суть. В природе писатель видит отражение своей собственной тоски, мечтаний или радости.

        Человек становится лучше, когда он слушает, любуется природой. Тот, кто ее любит, не может быть бездушным. Описание зимней природы символизирует гармонию и чистоту. Белое безмолвие, тишина, спокойствие.

Учитель:

        Улягутся  мнимые страсти, человек пересмотрит свое отношение к себе, к людям. Мало – помалу рассеется недовольство собой. Вдохнет человек чистый леденящий воздух, осмотрится вокруг. А в природе – тоже благодать.

        «Начался снегопад. Ветер утих. Мокрый снег обильно падал хлопьями, наваливая большие рыхлые сугробы поверх старых, крепких задулин.. (Задулины – крепко сбитые сугробы)

        А когда начался мороз, на небе явственно светили 3 красных солнца: среднее – яркое и большое и 2 малых по бокам, соединенных друг с другом мерцающей огненной дугой…» (Н. Задорнов – «Амур – батюшка»

        А солнце – это какой цвет?

         - Красный

        А мы знаем, что красный цвет олицетворяет какие понятия?

        - Жизнь, расцвет. Обновление.

Значит, скоро весна. Рождение. Обновление.

Ученик:

                                За рощи, за ложбины, за увалы

                                Ушла зима. Вот так уходят сны.

                                А воздух густ, хоть наполняй бокалы

                                Да пей до дна, за здравие весны!

Итог:

                                                                                                                   Сочинение ученицы.

                                                   Маленькая снежинка.

        Маленькая снежинка жила  в большой семье. У нее было много братьев м сестер. Она была самая маленькая в семье. Снежинка была одета всегда народно, в серебряное платье с блестящими узорами. Маленькая снежинка – всегда веселая и любознательная. Она любила слушать бабушкины сказки про разные путешествия. И снежинка как – то раз собралась в путешествие.

        Однажды, когда она гуляла, пролетел ветерок и унес снежинку далеко от дома. Ветерок унес ее в весенний лес. Она восхищалась осенним золотым убором леса., большими стаями птиц, которые собирались в дальние края. Она долго летала по осеннему лесу, села на пожелтевший листок и увидела рядом с собой капельку. Они познакомились и стали разговаривать. Не заметили, как выглянуло солнышко, снежинка растаяла и превратилась в капельку. Но теперь не было платья серебряного цвета с блестящим узором. А было голубое, как у другой капельки. Дунул ветерок, обе капельки упали в ручеек и поплыли далеко- далеко. Но это уже другая история.

                                           СНЕГ                    (Мустай Карим)        

                                Мы стоим под пальмою резной –

                                Даже пальмы расплавляет зной.

                                В этот жаркий, в этот тихий час

                                Говорит Суэн мне: «А у вас

                                Выпал снег?

                                                Каков он , этот снег?

                                Не видала я его вовек.

                                

                                Снег – как кость, слоновая, Суэн.

                                Снег – как сахар… Может быть, белей,

                                Только зубы белые твои

                                С ним поспорят белизной своей.

                                Снег слетает, как цветы, Суэн,

                                Как цветы с олив в полдневный час.

                                С первым снегом, легким и живым,

                                Многие влюбляются у нас.

                                Снег холодный, как твоя рука,

                                Холодней я не держал вовек,

                                А ведь в стужу лютую, Суэн,

                                Согревает землю белый снег.

                                Если бы на сердце мне легла

                                Вдруг рука холодная твоя,

                                Знаю: сердца твоего тепло

                                В тот же миг почувствовал бы я.

Итог.

                

        

                                

                                

                                 

                        

                                                         

                                

                                                                                                                                                        

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации с умственно отсталыми детьми «Белый снег, пушистый…»

Конспект занятия по аппликации с умственно отсталыми детьми...

Урок литературы в 8 классе"Что такое любовь к Родине" (Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»)

На уроке   ученикам предстоит решить, что же такое любовь к родине?  Рассматриваем две точки зрения. Первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая -  родина...

почему снег белый

Почему снег белый...

Суриков "Белый снег пушистый..."

Презентация к уроку чтения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

методическая разработка "ПРАЗДНИК БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ"

         Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе.Она углубляет знания.расширяет кругозор,Основная цель данной методической ...