методическая разработка "ПРАЗДНИК БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ"
методическая разработка по географии (5 класс)

Салита Жанна Станиславовна

           Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе.Она углубляет знания.расширяет кругозор,

Основная цель данной методической разработки - вооспитание патриотических чувств и гражданской самосознательности учащихся, формирование уважительного отношения к исторической памяти, и культурысвоего народа и народов мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1114.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

    ГБОУ лицей № 369

         Красносельского района

           г. Санкт – Петербург

         Методическая разработка

    «ПРЕВРАТИЛИСЬ В БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ »

 

         

                                                              Подготовила воспитатель ГПД

                                                               Салита Жанна Станиславовна

                                        ПРЕВРАТИЛИСЬ В БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ….

22 октября 2019

(День БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ)

 

Цель беседы:

Воспитание чувства патриотизма к своей Отчизне, готовности встать на защиту своих рубежей; выражение глубокой признательности и благодарности юношам, погибшим при защите своей Родины и ныне живущим участникам локальных войн.

Задачи мероприятия:

  • содействовать воспитанию у учащихся гражданственности, патриотизма;
  • прививать чувство гордости за прошлые подвиги сынов своего Отечества, своих земляков;
  • формирование нравственных качеств личности

Оборудование: 

 Компьютер, электронная доска

Форма проведения: 

Беседа 5 класс

ОФОРМЛЕНИЕ класса 

Журавлики (оригами) сделанные ребятами.

Звучит мелодия песни « Журавли» на стихи  Расула Гамзатова: на фоне музыки…

Воспитатель:

Мне кажется пороючто солдаты

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей

          22 октября в России отмечают литературный праздник, праздник «Белых журавлей», учрежденный народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым.

В этот день, вспоминают всех тех, кто погиб на поле боя. И не важно, какой он национальности и вероисповедания. Все меньше остается живых фронтовиков, и мы должны бережно хранить память и передавать её будущим поколениям. Этот памятный день известен не только по всей России и странах СНГ, но и далеко за ее пределами.

1 ученик:

Сегодня праздник Белых Журавлей.
Не потому, что к югу косяками.                                                      

А в честь бойцов, которые с полей
Не возвратились целыми полками.

Все полегли, уйдя в расцвете сил.
А многие - безусыми юнцами.
Но для себя о том бы попросил -
Хочу сравняться с ними, как с отцами.

Я думаю, солдат, что пал в бою,
Как Белый Ангел машет нам крылами.
И стих о Журавлях ему дарю.
Ведь это птица-символ. Память с нами.

(С. Видакас )

(на экране демонстрируются фото поэта из его биографии)

Воспитатель:

           Поэт Расул Гамзатов родился в сентябре 1923 года в селе Цада в Дагестане . Первая проба пера состоялась в 9 лет, когда в их селении сел самолет. Эмоции были настолько велики, что он тут-же выплеснул их на бумагу. Расул всегда считал своим самым первым и самым главным учителем родного отца – народного поэта Дагестана Гамзата Цедаса. Очень рано его стихи попали в газеты и журналы. Первый сборник стихов вышел в 1943 году. Многие его произведения впоследствии становились песнями.

Творчество Расула Гамзатова – занимает особую страницу в многонациональной советской поэзии и отечественной культуре XX века.

За выдающиеся достижения в области литературы он отмечен многими званиями и премиями Дагестана, Советского Союза, России и мира.

Расул Гамзатов –  писал стихи на разных языках, его друзьями были люди разных национальностей.  Он был депутатом, и педагогом…

Любовь и война – главные темы литературного творчества Расула Гамзатова. Его поэзия и сегодня объединяет людей разных национальностей, учит добру, мудрости и любви. Она давно перешагнула границы родного государства и стала мировым достоянием.

 Созданный по инициативе Расула Гамзатова в 1986 году,  праздник  «Белых Журавлей», изначально отмечали только в Дагестане, в  селении Гуниб. Именно сюда стараются приезжать представители различных народов 22 октября. Но очень скоро эстафету переняли многие города и страны. Он обрел международное значение, как литературно-патриотический.

             Во многих культурах Белый журавль, является олицетворением духовного мира, света и тепла. В Японии – долголетие, в Китае-символ бессмертия, в христианстве – добропорядочности и терпения, у африканских народов – посланник богов.

              Великий праздник посвящен памяти солдат, погибших на полях сражения и захороненных в братских могилах.

             

2 ученик:

В 1965 году Р. Гамзатов гостил в Японии, где принял участие в траурных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине ядерной бомбардировки Хиросимы. Тысячи женщин в белой одежде (в Японии это цвет траура) собрались в центре города у памятника девочке с белым журавлем – Садако Сасаки. Авторы памятника считали, что он символизирует надежду на мирное будущее и потому назвали монумент Детским памятником Миру. Местные жители чаще называют его Обелиском бумажных журавлей. Он стоит в окружении больших деревьев парка Мира, совсем недалеко от того места, над которым 6 августа 1945 года взметнулся в небо огромный атомный столб, от которого пострадали сотни тысяч людей. По японской традиции если больной человек сделает тысячу журавликов, оригами - цуру, он выздоровеет. После атомной бомбардировки Хиросимы больная лейкемией - девочка попала в больницу, и доктор, чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправится.

Многие в Стране восходящего солнца верят в мистическое переселение душ.

Поверила и Сасаки. К ней в палату принесли бумагу и ножницы. Девочка принялась мастерить. Готовые белые журавлики сначала занимали ее кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились на подоконник. Одноклассники девочки решили помочь ей. Они сами вырезали журавликов и привлекали к этому занятию своих друзей. Так весть о японских журавликах разнеслась по всему миру.

В Японию со всех уголков земного шара летели белые журавлики. Все стремились помочь выздороветь Сасаки Садако. Вскоре белая журавлиная стая переросла за тысячу, но девочке становилось все хуже.

Болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Садако умерла 25 октября 1955 года…

 Песня «Японский журавлик» Сл. Владимира Лазарева, музыка Серафима Туликова

3 ученик:

Учащийся исполняет песню

( на доске демонстрируются слайды и караоке титры)

 Журавлик


Запев:


Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,
Бумажного журавлика товарищ мне привез,
С журавликом ко мне пришла история одна,
Про девочку которая была обречена.

Припев:

Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, не тревожь этот мир, этот мир,
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.

Запев:


"Когда я выйду к солнышку?” - спросила у врача.
А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча.
И врач ответил девочке: "Когда придет весна,
И тысячу журавликов ты сделаешь сама”.


Припев:


Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, не тревожь этот мир, этот мир,
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.

Запев:

Спешат к ней к птицы добрые, надежда и весна,
Но не успела, тысячу не сделала она,
И шлют ей шлют журавликов ребята всей земли,
А в синем небе солнечном кружатся журавли.


Привет:


Тебе я бумажные крылья расправлю,
Лети, не тревожь этот мир, этот мир,
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир...

… Расул Гамзатов был потрясен  историей этой девочки. Им было написано стихотворение  «В Хиросиме этой сказке верят"

4 ученик:

В Хиросиме этой сказке верят:
Выживает из больных людей
Тот, кто вырежет по крайней мере,
Тысячу бумажных журавлей.

Мир больной, возьми бумаги тонкой,
Думай о бумажных журавлях,
Не погибни, словно та японка, 
С предпоследним журавлём в руках.

(Р.  Гамзатов)

5 ученик:

Когда он стоял на площади среди человеческого горя, в небе над Хиросимой, невесть откуда появились настоящие журавли.

  Это было неким знаком, скорбным напоминанием о погибших в жестокой войне, ведь многие в Стране восходящего солнца верят в мистическое переселение душ.

У Гамзатова сразу же зародились стихи, оставалось лишь записать их в блокнот.

Но тут ему прямо на площади передали из посольства телеграмму, где сообщалось о смерти матери. Поэт срочно вылетел на родину.

В самолете, история хиросимской девочки с бумажными журавликами не уходила из памяти, поэт думал о чудесном явлении журавлей в небе над Хиросимой, о женщинах в белом одеянии, о матери, о своих погибших на фронте братьях…. О девяносто тысячах дагестанцев, погибших в войне с фашизмом. Он написал стихотворение, которое начиналось строчками:

                                                Мне кажется порою, что джигиты,

                                                С кровавых не пришедшие полей,

                                                В могилах братских не были зарыты,

                                               А превратились в белых журавлей…

6 ученик:

Марк Бернес увидел стихотворение в журнале «Новый мир».

Переработав его с помощью переводчика Наума Гребнева, Бернес попросил композитора Яна Френкеля написать к нему музыку .

С согласия Гамзатова решено было заменить слово "джигиты" в первой строфе на "солдаты", что превратило песню из узконациональной в общечеловеческую. Из первоначального текста оставили 16 из 24 строк, что только усилило ее эмоциональность.

Песня «Журавли» стала песней-реквиемом, гимном памяти, погибшим во время ВОВ солдатам, которых автор сравнивал с клином летящих журавлей. И в сегодняшнее неспокойное времена песня, как никогда, значима для всего человечества.

Мелодия этой песни обладает особым секретом воздействия на слушателей: сколько бы она ни звучала в эфире, ее невозможно воспринимать без волнения.

Звучит песня « Журавли» с демонстрацией клипа и караоке титры


 
воспитатель:

Сегодня, ребята, мы вспомним тех, кто погиб в первые дни Великой Отечественной войны.

7 ученик:

«Брестская крепость»

Они не знали, не узнают точно:
Война идёт иль взяты на испуг,
Не знают: вермахт здесь сосредоточил
Всю мощь свою, напротив, через Буг...

Вот новый Стикс, где жизнь в руках у смерти...
Меня пронзает вдруг какой-то ток:
Через столетье, может, не поверят,
Что отдавали жизни за глоток...

Не для себя. Для тех, кто бредил жаждой
За стенами, в удушливой пыли...
Бессмысленность? Скажите это дважды,
И вздрогнет плоть разгневанной земли!..

Летел, слабея, позывной: "Я - крепость!
Наш гарнизон в осаде бой ведёт..."
Они не знали, что уходят в Вечность,
Что предсказали сорок пятый год...

Воспитатель:

Нам, не знающим горя войны продолжать традиции отцов, дедов и принимать эстафету патриотизма поколений.

8 ученик:

«И вы должны, о многом беспокоясь, 
Пред злом ни шагу не подавшись вспять, 
На нашу незапятнанную совесть 
Достойное равнение держать. 

Живите долго, праведно живите, 
Стремясь весь мир к собратству 
сопричесть, 
И никакой из наций не хулите, 
Храня в зените собственную честь. 

Каких имен нет на могильных плитах! 
Их всех племен оставили сыны. 
Нас двадцать миллионов незабытых, 
Убитых, не вернувшихся с войны. 

Падучих звезд мерцает зов сигнальный, 
А ветки ив плакучих склонены. 
Бьет колокол над нами поминальный, 
И гул венчальный льется с выши

9 ученик:

«Есть у войны печальный день начальный, 
А в этот день вы радостью пьяны. 
Бьет колокол над нами поминальный, 
И гул венчальный льется с вышины. 

Мы не забылись вековыми снами, 
И всякий раз у Вечного огня 
Вам долг велит советоваться с нами, 
Как бы в раздумье головы клоня. 

И пусть не покидает вас забота 
Знать волю не вернувшихся с войны, 
И перед награждением кого-то 
И перед осуждением вины. 

Все то, что мы в окопах защищали 
Иль возвращали, кинувшись в прорыв, 
Беречь и защищать вам завещали, 
Единственные жизни положив.» 

(Р. Гамзатов)

Неумолимо движется время, не остановить, не задержать его. Но в этом неустойчивом мире должны быть вечные ценности. Ценности, которые дают нам право называть себя Человеком.   

        Одна из них - готовность встать на защиту Отечества.

10 ученик:

Журавли

На бесконечных расстояньях, 
недостижимых от земли,
в каком-то сказочном сиянье
летят над миром журавли.

И рассекают синий воздух, 
и гасят крыльями закат, 
и обжигаются о звезды, 
и всё летят, летят, летят.

А среди них - мой, самый белый,
звездою светится во мгле. 
Как ни живи и что ни делай - 
лишь он мне нужен на земле …

                                                 ( Л. Дымова)

Воспитатель:

В заключение хочется сказать, что легендарной песне Расула Гамзатова «Журавли» предначертана долгая жизнь. И уже новое, молодое поколений талантливых людей слагают стихи о «журавлях», и отдают дань памяти тем, кто не пощадил своей жизни ради мира на земле.

Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей.

 Но, к сожалению, и сегодня, многие дети нашей страны и всего мира , нуждаются в помощи, поддержке и сочувствии. Для этого созданы Благотворительные фонды. И мы гордимся тем, что и наш лицей №369 принимает в этом активное участие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник "Белые Журавли"

Праздник, который в России отмечают 22 октября. День поэзии — Праздник Белых Журавлей — был учрежден народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовичем Гамзатовым. Гамзатов нарек этот ...

ЗОВ БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ

посвящается юбилею песни «Журавли» написанная на слова Расула Гамзатова,...

Внеклассное мероприятие "Белые журавли"

Мероприятие, посвященное воинам-интернационалистам...

Внеклассное мероприятие "Белые журавли"

Мероприятие, посвященное воинам-интернационалистам...

День белых журавлей

Классный час,посвященный Дню белых журавлей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия Праздник «Белых журавлей»

Цель:Формировать у воспитанников высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.Задачи:1.     Познакомить воспитанни...