Фольклорный праздник
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Хоробрых Наталья Николаевна

Итоговый урок по теме "Фольклор" (5 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК

(для учащихся 5-х классов после изучения темы «Фольклор»)

Действующие лица (учащиеся старших классов):

Рассказчица – одета в народный костюм, сарафан, платок на голове,

Заморский принц – костюм, состоящий из бантов – на шее, на коленях, на поясе,

Царь – на голове корона,

Царевна – в современном нарядном платье,

Гонец -    с трубой в руках,

Девка-помощница -  в народном костюме, с косой,

Современные дети, учащиеся пятых классов.

Домашнее задание для пятиклассников:

-подготовка ученика, который будет участвовать в конкурсе скороговорок;

-подготовка инсценировки сказки;

-повторить особенности фольклорных жанров

РАССКАЗЧИЦА:

В некотором царстве, в некотором государстве

Жил-был царь,  в стороне той великий государь.

И выросла у него дочка-красавица-прекрасавица,

Котора уж всем заморским королевичам беда как стала нравиться.

Посмотрят  молоды королевичи на её портрет в интернет.

Глядишь - и уж в своём царстве его нет как нет.

Летят, прихорашиваются,слова красивы учат.

Коней своих, скакунов лихих до смерти замучат.

Вот так и заездили к царевне заморские гости

Да вот беда, встречала она дорогих гостей так,

что кое-как они потом уносили кости.

Царевна-красавица добра молодца встречает,

Но только королевич рот раскрывает,

слово молвить начинает,

Всё, что под руку попадёт, она в него кидает.

И начинает тут ногами топать и кричать.

Жених тут руки в ноги и бежать.

Бежит, весь разобиженный, по дороге всем разглашая:

ЗАМОРСКИЙ ПРИНЦ:

-Царевна эта, красавица,но такая-сякая,

разэдакая,больная!

Грубая, невоспитанная, злая!

Никто к ней свататься не приезжайте! и вообще -

Реже смотрите, ребята, в интернет, в этом интернете правды нет.

РАССКАЗЧИЦА:

Ну, это уж прямо мировой скандал!

Тут уж вмешался несчастный отец:

ЦАРЬ:

- Наступит уже этому безобразию конец?!

Чего тебе ещё, неблагодарная надо,

Какого ещё заморского шоколада?!

РАССКАЗЧИЦА:

И царевна молвит любимому папане слово:

ЦАРЕВНА:

 - Мне ведь надобно такого,

 некрасивого, небогатого, пусть даже косого, кривого,

Пусть будет не импортный, а наш,

И самое главное, чтоб в голове, был кое-какой багаж.

Мудрёные загадки  мои мог разгадать,

Вовремя мудрое слово сказать.

Гости будут в доме, их играми развлечь,

Сказку рассказать, толкнуть речь.

Вот,папаня, мне надо жениха какого.

А то приедут и не могут промолвить полслова.

ЦАРЬ:

- Айда, дочь моя, никогда, видно, не буду я тесть.

Ты не только красотка, у тебя ещё и мозги есть.

Где ж я найду тебе такого, пусть даже косого, кривого.

ЦАРЕВНА:

- А ты кликни, папаня, клич по царству,

Пусть разнесут по всему государству.

Кто мол, мои три загадки разгадает,

пусть сюда ко мне приезжает.

Если умная будет девица, будет мне она сестрица,

Ну а если молодец, то готовь, отец, венец!

Но это не всё ещё испытание.

Будут для них ещё и потруднее задания.

РАССКАЗЧИЦА:

Так и сделал царь-отец,Поскакал с молвой гонец!

Там, где он побывает, вся деревня или город себе голову ломает.

Никто не может загадки эти разгадать.

ГОНЕЦ:

-Давайте, народ честной, будем им помогать!

РАССКАЗЧИЦА:

Зовёт девку-помощницу гонец!

Уж очень хочется скорее царевну отдать под венец!

ДЕВКА-ПОМОЩНИЦА:

(загадывает загадки ребятам, отгадавшим гонец выдаётжетончики)

1 загадка

Сидит барыня на кочке,

распустя височки,

едет барин дивуется:

"Пускай пуще надуется!"(редька)

2 загадка

Семя плоско, поле гладко,

кто умеет, тот и сеет,

семя не  всходит, а плод приносит.(бумага,буквы,пишущий)

3 загадка

Протянулся мост  на семь вёрст,

А в конце моста золотая верста. (неделя)

РАССКАЗЧИЦА:

А царь-то дочерью гордится!

ЦАРЬ:

- Ну ты глянь, какая выросла у меня важная птица,

Не надо ей красавца, слыхано ли дело

Это ж где видано, чтоб девка на ум смотрела.

РАССКАЗЧИЦА:

 А уж гонец новых добровольцев собирает,

 кто больше всех пословиц, поговорок знает.

Выходите, братцы на турнир! Царевна вам будет рада!

Закончить  эти пословицы да поговорки надо.

И снова зовёт девку-помощницу гонец!

Уж очень хочется скорее царевну отдать под венец!

ДЕВКА-ПОМОЩНИЦА:

(Произносит начало пословицы, ребята должны закончить.Кто правильно заканчивает, тот получает  от гонца жетон)

Где кто родится, тот  (там и пригодится)

Родная сторона -мать, (чужая - мачеха)

Близок локоток(да не укусишь)

У страха глаза ( велики)

Кабы знал,где упал,(тут соломки подослал).

РАССКАЗЧИЦА:

А уж царская-то дочь опять рядится!

Надо ей, чтоб жених умел рассказывать небылицы.

ГОНЕЦ:

- Ну что ж, тогда возьмите слов кучу малу у меня,

Попробуйте из них небылицу сочинить,друзья!

(Группа из5 человек от каждого класса сочиняют небылицы из набора любых  слов, которые им раздают на листочках, например, «чудо-юдо, бабка Ёжка, баран, колобок, урок, острова, гора и т.п)

РАССКАЗЧИЦА:

- Ну а теперь задание от меня для вас!

Скороговорку кто  переговорит сейчас?

(Проходит соревнование между ребятами, которые знают скороговорки и могут быстро их проговорить .Все участники получают жетоны, а победительконкурса получает приз)

ЦАРЕВНА:

 - А теперь сюда выходите!

Да в том, что сочинять умеете меня убедите!

(ребята читают свои небылицы, получают жетоны)

ЦАРЬ:

 - Ну,  а сказки-то рассказывать, трудное дело!

Много же ты, дочь моя, от обычных людей захотела!

ЦАРЕВНА:

- Ничего,так много этих сказок на свете,

Что запросто справятся с этим даже дети!

(инсценировка сказок, подготовленных заранее)

ГОНЕЦ:

 -Ну что, царевна! Видаланаших!

Они также хорошо тебе споют и спляшут!

ЦАРЬ:

- Ну что, дочь моя, давай выбирай!

А ты,  народ честной, пока в игры поиграй!

(Ребята с героями  играют в подвижные народные игры: «Третий лишний», «Жмурки» и т.п)

ЦАРЕВНА:

- Да, люди! Все,кто был здесь сегодня мне нравятся!

У меня от обилья этого глаза разбегаются!

Посмотрю-ка теперь  я сама в интернет! Одним глазком загляну!

Скандалить больше не буду!

Может,  кого-нибудь по сердцу себе найду!

ЦАРЬ:

 - Да, видно,действительно, не буду я тесть!

Но для вас,друзья,уменя призы утешительные есть!

(Все классы-участники получают пироги, призы за участие получают набравшие много жетонов и ребята  расходятся на классные чаепития)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фольклорный праздник "Как на масленой неделе"

дети знакомятся с обычаями и традициями русского народа при встрече весны и проводов зимы...

Фольклорный праздник "Посиделки".

Это заключительный урок литературы в 5 классе по теме "Фольклор"....

Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»

Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края.    Цель: приобщить к старинным календарным традици...

Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"

Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...

сценарий праздника "фольклорный праздник при свечах"

сценарий  праздника "фольклорный праздник при свечах"...

сценарий фольклорного праздника "Медвежий праздник" в МБОУ СОШ № 10 Майкопского района.

Благодаря фольклорному материалу мы расширяем кругозор обучающихся о малых народностях нашей великой страны, обогощаем внутренний мир ребенка путем возрождения народных традиций....

Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»

Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...