Нравственный облик Герасима
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Очень важно с 5-го класса вызывать у учащихся эмоциональный отклик на художественное произведение наряду с пониманием прочитанного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Диденко М.А.

План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по повести И.С.Тургенева «Муму».

Тема: «НРАВСТВЕННЫЙ  ОБЛИК  ГЕРАСИМА».

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации учащихся, эпиграф, фрагмент художественного фильма «Муму» ( Ю.Грымов ).

Тематическое планирование.

1.И.С.Тургенев. О писателе. Историческая основа повести «Муму» (крепостное право). Прототипы главных героев.

2.Сюжет повести. Приемы создания образа Герасима.

3.Нравственный облик Герасима.

4.Смысл финала повести «Муму». Непримиримое отношение И.С.Тургенева к деспотизму.

Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право.

                                                                                                    И.С.Тургенев

ЦЕЛИ:

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма через уважение к русскому народу.

  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры, развитие устной и письменной речи учащихся.

  • Освоение текста художественного произведения в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

ЗНАТЬ:

  • Образную природу словесного искусства.
  • Содержание повести Тургенева «Муму».
  • Изученные теоретико-литературные понятия

УМЕТЬ:

  • Воспринимать и анализировать художественный текст.
  • Составлять сюжетный план прочитанного.
  • Определять род и жанр литературного произведения.
  • Давать характеристику героям.
  • Характеризовать особенности сюжета, роль изобразительно-выразительных средств.
  • Сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать героев
  • Выявлять авторскую позицию.
  • Выражать свое отношение к прочитанному
  • Выразительно читать отрывки художественного произведения.
  • Владеть различными видами пересказа.
  • Строить устные и письменные высказывания в связи с изучаемым произведением

ХОД  УРОКА

1.ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ.

        Место урока в теме. Целеполагание ( итоговый контроль в форме сочинения ). Комментарий к иллюстрациям учащихся (подведение итогов конкурса по окончании изучения темы), свидетельствующим об эмоциональном отклике.

Самостоятельная работа (индивидуально для слабых учащихся с использованием раздаточного материала: ответы на вопросы по иллюстрациям на знание текста).

        ОПРОС на знание терминологии с элементами анализа.

  • Почему такие произведения трогают больше, чем сказки, хотя читать их труднее?
  • К какому роду литературы относится книга И.С.Тургенева?
  • Как называются разновидности худ. произведений? К какому из эпических жанров вы бы отнесли «Муму»? На каком основании?

Работа в парах.

 См. сюжетный план (составлен на прошлом уроке).

  • Какие эпизоды являются кульминационными? Докажите.

Собрать работы учащихся (самост.)

        ВЫВОД в тетради. Две сюжетные линии, составляющие единое целое, т.к. объединены образом главного героя.

                                ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

2.ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

Элемент лингвистического анализа (см. тему, запись в тетрадь).

НРАВСТВЕННЫЙ  ОБЛИК  ГЕРАСИМА.

Индивидуальное задание (2 чел.)

Найти в тексте цитаты, где есть слово «нрав».*

Работа по вариантам.

(2 чел. У доски)

Подобрать однокоренные слова с целью выявления лексического значения:

Вариант 1 к слову «нрав», вариант 2 к слову «лик, лицо».

Проверка, обсуждение, проверка инд. Заданий (цитаты).

ВЫВОД в тетради: У каждого человека не только неповторимые внешние черты (лицо), но и своеобразный внутренний мир (нрав).

Анализ изобразительно-выразительных средств.

  • Какие художественные приемы использует автор для создания образа Герасима? (См. записи на предыдущем уроке).

        Эпитеты, сравнения; портрет, интерьер.

  • Как вы понимаете фразу «Все познается в сравнении»? Сравните Герасима с другими слугами. Система образов.

        Трудолюбивый, строгий, серьезный, ответственный, честный, порядочный…

  • Заслуживает такой человек счастья?
  • Что больше всего нужно человеку для счастья?
  • Что значит ЛЮБИТЬ? В каких поступках Герасима проявляется его чувство к Татьяне?

Чтение художественного текста.

  • Обязательно говорить о любви? Что главное?

        Сочувствовать, защищать, брать на себя ответственность, стараться порадовать, как бы не было трудно… Герасим «слышит» сердцем!

  • Что же помешало счастью Герасима и Татьяны? Кто виноват?

Чтение художественного текста.

        Самодурство барыни – своенравной, дурного нрава.

3.ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО  ЗАДАНИЯ.

Художественный пересказ эпизода.

«Прощание Герасима с Татьяной»

*Что значит «христианский поцелуй»? Человек сострадает человеку!

Судьба смилостивилась: Бог послал Герасиму утешение.

  • Мог ли он услышать плеск воды, жалобное повизгивание?.. Опять сердце подсказало!

«Герасим спасает Муму»

  • В чем значение этого события для Герасима?

        Снова есть кого любить, кого защищать, о ком заботиться.

Просмотр фрагмента кинофильма «Муму» (Ю.Грымов).

4.ОБОБЩЕНИЕ.

  • Есть ли в повести еще люди, подобные Герасиму? Какие черты составляют его нравственный облик? (Проверка записей в тетради).

*Какая сцена в произведении показывает нравственное превосходство Герасима над другими дворовыми, где он буквально выше их?

  • Понимают ли они это сами? Кому и дворовых принадлежат слова… (см. эпиграф).

                                        Уж он такой. Он… не то, что наш брат.

5.ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.

Ответить на вопрос на листочке (вопрос №6 стр. 71).

Перечитать финал повести.

Повторить понятие «аллегория» (словесность).

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное превосходство Герасима над барыней и челядью

Моя задача как учителя - показать художественное мастерство писателя через лингвостилисичкский анализ текста, углубить знание по теме:" Художественный стиль",, развивать формирование навыков культуры ...

Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

Урок литературы по теме: И.С.Тургенев "Нравственное превосходство Герасима над барыней"

Тема: И.С.Тургенев «Муму». Нравственное превосходство Герасима над барыней.Цель: 1. Показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.2. П...

Конспект урока «НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ГЕРАСИМА».

Конспект урока чтения и развития речи для обучающихся 8 класса школы 8 вида...

Методическая разработка урока "Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие"

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное...

Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»

Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»...