Нравственный облик Герасима
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Очень важно с 5-го класса вызывать у учащихся эмоциональный отклик на художественное произведение наряду с пониманием прочитанного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Диденко М.А.
План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по повести И.С.Тургенева «Муму».
Тема: «НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ГЕРАСИМА».
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации учащихся, эпиграф, фрагмент художественного фильма «Муму» ( Ю.Грымов ).
Тематическое планирование.
1.И.С.Тургенев. О писателе. Историческая основа повести «Муму» (крепостное право). Прототипы главных героев.
2.Сюжет повести. Приемы создания образа Герасима.
3.Нравственный облик Герасима.
4.Смысл финала повести «Муму». Непримиримое отношение И.С.Тургенева к деспотизму.
Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право.
И.С.Тургенев
ЦЕЛИ:
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма через уважение к русскому народу.
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры, развитие устной и письменной речи учащихся.
- Освоение текста художественного произведения в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
ЗНАТЬ:
- Образную природу словесного искусства.
- Содержание повести Тургенева «Муму».
- Изученные теоретико-литературные понятия
УМЕТЬ:
- Воспринимать и анализировать художественный текст.
- Составлять сюжетный план прочитанного.
- Определять род и жанр литературного произведения.
- Давать характеристику героям.
- Характеризовать особенности сюжета, роль изобразительно-выразительных средств.
- Сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать героев
- Выявлять авторскую позицию.
- Выражать свое отношение к прочитанному
- Выразительно читать отрывки художественного произведения.
- Владеть различными видами пересказа.
- Строить устные и письменные высказывания в связи с изучаемым произведением
ХОД УРОКА
1.ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕЕ ВСТУПЛЕНИЕ.
Место урока в теме. Целеполагание ( итоговый контроль в форме сочинения ). Комментарий к иллюстрациям учащихся (подведение итогов конкурса по окончании изучения темы), свидетельствующим об эмоциональном отклике.
Самостоятельная работа (индивидуально для слабых учащихся с использованием раздаточного материала: ответы на вопросы по иллюстрациям на знание текста).
ОПРОС на знание терминологии с элементами анализа.
- Почему такие произведения трогают больше, чем сказки, хотя читать их труднее?
- К какому роду литературы относится книга И.С.Тургенева?
- Как называются разновидности худ. произведений? К какому из эпических жанров вы бы отнесли «Муму»? На каком основании?
Работа в парах.
См. сюжетный план (составлен на прошлом уроке).
- Какие эпизоды являются кульминационными? Докажите.
Собрать работы учащихся (самост.)
ВЫВОД в тетради. Две сюжетные линии, составляющие единое целое, т.к. объединены образом главного героя.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
2.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Элемент лингвистического анализа (см. тему, запись в тетрадь).
НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ГЕРАСИМА.
Индивидуальное задание (2 чел.)
Найти в тексте цитаты, где есть слово «нрав».*
Работа по вариантам.
(2 чел. У доски)
Подобрать однокоренные слова с целью выявления лексического значения:
Вариант 1 к слову «нрав», вариант 2 к слову «лик, лицо».
Проверка, обсуждение, проверка инд. Заданий (цитаты).
ВЫВОД в тетради: У каждого человека не только неповторимые внешние черты (лицо), но и своеобразный внутренний мир (нрав).
Анализ изобразительно-выразительных средств.
- Какие художественные приемы использует автор для создания образа Герасима? (См. записи на предыдущем уроке).
Эпитеты, сравнения; портрет, интерьер.
- Как вы понимаете фразу «Все познается в сравнении»? Сравните Герасима с другими слугами. Система образов.
Трудолюбивый, строгий, серьезный, ответственный, честный, порядочный…
- Заслуживает такой человек счастья?
- Что больше всего нужно человеку для счастья?
- Что значит ЛЮБИТЬ? В каких поступках Герасима проявляется его чувство к Татьяне?
Чтение художественного текста.
- Обязательно говорить о любви? Что главное?
Сочувствовать, защищать, брать на себя ответственность, стараться порадовать, как бы не было трудно… Герасим «слышит» сердцем!
- Что же помешало счастью Герасима и Татьяны? Кто виноват?
Чтение художественного текста.
Самодурство барыни – своенравной, дурного нрава.
3.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Художественный пересказ эпизода.
«Прощание Герасима с Татьяной»
*Что значит «христианский поцелуй»? Человек сострадает человеку!
Судьба смилостивилась: Бог послал Герасиму утешение.
- Мог ли он услышать плеск воды, жалобное повизгивание?.. Опять сердце подсказало!
«Герасим спасает Муму»
- В чем значение этого события для Герасима?
Снова есть кого любить, кого защищать, о ком заботиться.
Просмотр фрагмента кинофильма «Муму» (Ю.Грымов).
4.ОБОБЩЕНИЕ.
- Есть ли в повести еще люди, подобные Герасиму? Какие черты составляют его нравственный облик? (Проверка записей в тетради).
*Какая сцена в произведении показывает нравственное превосходство Герасима над другими дворовыми, где он буквально выше их?
- Понимают ли они это сами? Кому и дворовых принадлежат слова… (см. эпиграф).
Уж он такой. Он… не то, что наш брат.
5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Ответить на вопрос на листочке (вопрос №6 стр. 71).
Перечитать финал повести.
Повторить понятие «аллегория» (словесность).
Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Личность святого праведного Иоанна Кронштадтского как пример нравственного облика педагога"
Выступление на Рождественских чтениях о педагогической деятельности Иоанна Кронштадского....
Нравственное превосходство Герасима над барыней и челядью
Моя задача как учителя - показать художественное мастерство писателя через лингвостилисичкский анализ текста, углубить знание по теме:" Художественный стиль",, развивать формирование навыков культуры ...
Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».
Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...
Урок литературы по теме: И.С.Тургенев "Нравственное превосходство Герасима над барыней"
Тема: И.С.Тургенев «Муму». Нравственное превосходство Герасима над барыней.Цель: 1. Показать через сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.2. П...
Конспект урока «НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ГЕРАСИМА».
Конспект урока чтения и развития речи для обучающихся 8 класса школы 8 вида...
Урок литературы в 5 классе на тему: « Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью» с применением технологии критического мышления через чтение и письмо в образовательный процесс.
Конспект урока литературы с применением технологии критического мышления...
Методическая разработка урока "Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие"
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное...