Рабочая программа по литературе в 8 классе по УМК Г.И. Беленького
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая программа по литературе в 8 классе по УМК Г.И. Беленького
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-8-liter-belenkiy-2chasa.docx | 47.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17
Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО Зам. директора по УВР Директор школы № 2
Протокол № ____ Казикова Е.В. Корчагина Н.С. _________________ __________________ _________________
«___»_______20__г. «___»_________20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 8-Б класса
БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино
Московской области
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование.
- Практическая часть программы.
- Программно-методическое обеспечение.
- Обязательные результаты обучения.
- Список литературы для учителя.
- Список литературы для учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5-11 классов Г.И. Беленького, Ю.И. Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва, «Мнемозина», 2009 год).
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования определяет его задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
При изучении литературы второй группой на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Основу содержания литературного образования в 8 классе составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося 8 класса.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность и хронологический принцип: в 8 классе это освоение различных жанров фольклора, жанров древнерусской литературы, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала за курс 8 класса.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Чтение произведение зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования в 8 классе предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые и определяют задачи обучения.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности,
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 70 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п\п | Разделы | Кол-во часов по разделам |
1. | Вводные уроки | 2 |
2. | Устное народное творчество | 4 |
3. | Русская старина | 3 |
4. | Литература XIX века | 27 |
5. | Литература конца XIX – начала ХХ века | 8 |
6. | Литература ХХ века | 11 |
7. | Зарубежная литература | 7 |
8. | Художественная литература, её особенности и значение | 6 |
9. | Повторение. Резервные уроки | 2 |
Итого: | 70 | |
В том числе уроков внеклассного чтения: | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Содержание | Раздел (часы) | Тема (часы) | Дата (нед.) |
1 четверть. Сентябрь. | ||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Вводные уроки Литература как искусство слова Литература и другие виды искусства Устное народное творчество Народные песни. Исторические песни Лирические песни К. Паустовский «Колотый сахар» Вн.чтение Авторская песня Русская старина А.Н. Толстой «Земля оттич и дедич». Люди Древней Руси. Житийный жанр в литературе «Житие преподобного Сергия Радонежского» «Житие Аввакума, им самим написанное» | 2 4 3 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. 5 н. |
Октябрь. | ||||
10 11-15 16 17 18 | Литература XIX века Наш вечный спутник – А.С. Пушкин. Творческая история повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» РР Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Вн.чтение А.С. Пушкин «Метель» Певец родины и свободы – М.Ю. Лермонтов | 27 | 1 5 1 1 1 | 6-8 н. 9 н. |
П четверть. Ноябрь. | ||||
19 20 21-24 25 | М.Ю. Лермонтов. Лирика. «Кавказ», «Сосед» М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», «Завещание» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» Великий сатирик – Н.В. Гоголь | 1 1 4 1 | 10 н. 11-12 13 н. | |
Декабрь. | ||||
26-29 30 31 32-33 | Н.В. Гоголь «Ревизор» РР Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Поборник доброты и гуманности – И.С. Тургенев И.С. Тургенев «Ася» | 4 1 1 2 | 14-15 16 н. 17 н. | |
Ш четверть. Январь. | ||||
34 35-36 37 38 39 | Художник, мыслитель, Человек – Л.Н. Толстой Л.Н. Толстой «После бала» Литература конца XIX – начала ХХ века Человек с большим и сильным сердцем. В.Г. Короленко В.Г. Короленко «Парадокс», «Огоньки» Поэт И.А. Бунин о России | 7 | 1 2 1 1 1 | 18 н. 19 н. 20 н. |
Февраль. | ||||
40 41 42 43 44 45-46 47 | И.А. Бунин. Стихотворения Певец света – Максим Горький М. Горький «Песня о Соколе» М. Горький «Заветы отца» Литература ХХ века Поэзия Н.А. Заболоцкого Мастер слова К.Г. Паустовский. «Телеграмма» Поэт и гражданин – А.Т. Твардовский | 11 | 1 1 1 1 1 2 1 | 21 н. 22 н. 23 н. 24 н. |
Март. | ||||
48-49 50 51-52 53-54 | А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» РР Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» В.М. Шукшин. Личность писателя. Рассказы Н.М. Рубцов. Судьба и творчество поэта | 2 1 2 2 | 25 н. 26 н. 27 н. | |
1У четверть. Апрель. | ||||
55 56-58 59 60-61 62 63 | Зарубежная литература У. Шекспир. Писатель и его время У. Шекспир «Ромео и Джульетта» Вн.чтение Мигель де Сервантес Сааведра Вн.чтение Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Вн.чтение Проспер Мериме. Новеллы Художественная литература, её особенности и значение Роды и виды литературы | 8 6 | 1 3 1 2 1 1 | 28 н. 29 н. 30 н. 31 н. 32 н. |
Май. | ||||
64 65-66 67-68 69-70 | Основные средства эпического изображения Изобразительно-выразительные средства речи Стихотворная речь Повторение. Резервные уроки | 2 | 1 2 2 2 | 33 н. 34 н. 35 н. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Классное сочинение (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Н.В. Гоголь «Ревизор», А.Т. Твардовский «Василий Теркин») | 3 |
Домашнее сочинение (М.Ю. Лермонтов «Мцыри», И.С. Тургенев «Ася», Л.Н. Толстой «После бала») | 3 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого / М.: Мнемозина, 2009
- «Литература. 8 класс». Учебник в 2-х ч. Под ред. Г.И. Беленького. / М, Мнемозина, 2012
- «Методические советы к учебнику для 8 класса. Литература» Пособие для учителя под ред. Г.И. Беленького / М.: Мнемозина, 2010
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; - наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс / М.: ВАКО, 2009
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Козак О.Н. Литературные викторины / СПб.: СОЮЗ, 1998
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2002
- Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
- Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 класс / М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И. Альбеткова - М.: Дрофа, 2007.
2. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А. Обернихина, Л.Э. Соколова, - СПб.: Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс УМК Г.И.Беленького
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным ...
Рабочая программа по литературе 10 класс УМК Г.И.Беленького
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным ...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
Рабочая программа по литературе 8 класс (Беленький Г.И.) 2 ч/нед
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования стандарта, - Программы общеобр...
Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)
Рабочая программа по литературе включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....
Рабочая программа по литературе 7 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....
Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Г.И. Беленького
Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к учащимся, календарно - тематическое планирование, содержание ........