Рабочая программа по литературе в 8 классе по УМК Г.И. Беленького
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Беляева Ирина Витальевна

Рабочая программа по литературе в 8 классе по УМК Г.И. Беленького

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-8-liter-belenkiy-2chasa.docx47.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)

 СОГЛАСОВАНО                       СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

  Заседание ШМО                  Зам. директора по УВР                Директор школы № 2        

    Протокол № ____                        Казикова Е.В.                             Корчагина Н.С. _________________                 __________________                    _________________

«___»_______20__г.               «___»_________20__г.                  «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО   ЛИТЕРАТУРЕ

для 8-Б класса

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Практическая часть программы.
  5. Программно-методическое обеспечение.
  6. Обязательные результаты обучения.
  7. Список литературы для учителя.
  8. Список литературы для учащихся.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по литературе  составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5-11 классов Г.И. Беленького, Ю.И. Лыссого и др.,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации (Москва, «Мнемозина»,  2009 год).

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цель литературного образования определяет его задачи:

  1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
  4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
  5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
  6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
  7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
  8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.          

При изучении литературы второй группой на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Основу содержания литературного образования в 8 классе  составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося 8 класса.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

         Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность и хронологический принцип: в 8 классе это освоение различных жанров фольклора, жанров древнерусской литературы, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала за курс 8 класса.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Чтение произведение зарубежной литературы в 8 классе проводится  в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

               На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования в 8 классе предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые и определяют задачи обучения.

       Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

       Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности,

            Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

            Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

             Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

            Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 70 часов (2 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п\п

Разделы  

Кол-во часов

по разделам

1.

Вводные уроки

2

2.

Устное народное творчество

4

3.

Русская старина

3

4.

Литература XIX века

27

5.

Литература конца XIX – начала ХХ века

8

6.

Литература ХХ века

11

7.

 Зарубежная литература

7

8.

Художественная литература, её особенности и значение

6

9.

Повторение. Резервные уроки

2

Итого:

70

В том числе уроков внеклассного чтения:

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Содержание

Раздел

(часы)

Тема

(часы)

Дата (нед.)

1 четверть. Сентябрь.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вводные уроки

Литература как искусство слова

Литература и другие виды искусства

Устное народное творчество

Народные песни. Исторические песни

Лирические песни

К. Паустовский «Колотый сахар»

Вн.чтение Авторская песня

Русская старина

А.Н. Толстой «Земля оттич и дедич». Люди Древней Руси. Житийный жанр в литературе

«Житие преподобного Сергия Радонежского»

«Житие Аввакума, им самим написанное»

2

4

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

5 н.

Октябрь.

 10

11-15

16

17

18

Литература XIX века

Наш вечный спутник – А.С. Пушкин. Творческая история повести «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

РР Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Вн.чтение А.С. Пушкин «Метель»

Певец родины и свободы – М.Ю. Лермонтов

27

1

5

1

1

1

6-8 н.

9 н.

П четверть. Ноябрь.

 19

20

21-24

25

М.Ю. Лермонтов. Лирика. «Кавказ», «Сосед»

М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», «Завещание»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Великий сатирик – Н.В. Гоголь

1

1

4

1

10 н.

11-12

13 н.

Декабрь.

 26-29

30

31

32-33

Н.В. Гоголь «Ревизор»

РР Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Поборник доброты и гуманности – И.С. Тургенев

И.С. Тургенев «Ася»

4

1

1

2

14-15

16 н.

17 н.

Ш четверть. Январь.

34

35-36

37

38

39

Художник, мыслитель, Человек – Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой «После бала»

Литература конца XIX – начала ХХ века

Человек с большим и сильным сердцем. В.Г. Короленко

В.Г. Короленко «Парадокс», «Огоньки»

Поэт И.А. Бунин о России

7

1

2

1

1

1

18 н.

19 н.

20 н.

Февраль.

 40

41

42

43

44

45-46

47

И.А. Бунин. Стихотворения

Певец света – Максим Горький

М. Горький «Песня о Соколе»

М. Горький «Заветы отца»

Литература ХХ века

Поэзия Н.А. Заболоцкого

Мастер слова К.Г. Паустовский. «Телеграмма»

Поэт и гражданин – А.Т. Твардовский

11

1

1

1

1

1

2

1

21 н.

22 н.

23 н.

24 н.

Март.

 48-49

50

51-52

53-54

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

РР Сочинение по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

В.М. Шукшин. Личность писателя. Рассказы

Н.М. Рубцов. Судьба и творчество поэта

2

1

2

2

25 н.

26 н.

27 н.

1У четверть. Апрель.

 55

56-58

59

60-61

62

63

Зарубежная литература

У. Шекспир. Писатель и его время

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Вн.чтение Мигель де Сервантес Сааведра

Вн.чтение Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Вн.чтение Проспер Мериме. Новеллы

Художественная литература, её особенности и значение

Роды и виды литературы

8

6

1

3

1

2

1

1

28 н.

29 н.

30 н.

31 н.

32 н.

Май.

 64

65-66

67-68

69-70

Основные средства эпического изображения

Изобразительно-выразительные средства речи

Стихотворная речь

Повторение. Резервные уроки

2

1

2

2

2

33 н.

34 н.

35 н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Классное сочинение (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Н.В. Гоголь  «Ревизор», А.Т. Твардовский «Василий Теркин»)

3

Домашнее сочинение (М.Ю. Лермонтов «Мцыри», И.С. Тургенев «Ася», Л.Н. Толстой «После бала»)

3

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных  учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого / М.: Мнемозина, 2009
  2. «Литература. 8 класс». Учебник в 2-х ч.  Под ред. Г.И. Беленького. / М, Мнемозина, 2012
  3. «Методические советы к учебнику для 8 класса. Литература» Пособие для учителя под ред. Г.И. Беленького / М.: Мнемозина, 2010

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;  
  •  писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс / М.: ВАКО, 2009
  2. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  3. Козак О.Н. Литературные викторины / СПб.:  СОЮЗ, 1998
  4. Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2002
  5. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  6. Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 класс / М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И. Альбеткова - М.: Дрофа, 2007.

2. Обернихина Г.А., Соколова Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А. Обернихина, Л.Э. Соколова, - СПб.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс УМК Г.И.Беленького

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др.,  которая полностью соответствует новым образовательным ...

Рабочая программа по литературе 10 класс УМК Г.И.Беленького

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др.,  которая полностью соответствует новым образовательным ...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.

Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым  для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...

Рабочая программа по литературе 8 класс (Беленький Г.И.) 2 ч/нед

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования стандарта, -  Программы  общеобр...

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)

Рабочая программа по литературе включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....

Рабочая программа по литературе 7 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....

Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Г.И. Беленького

Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к учащимся, календарно - тематическое планирование, содержание ........