Рабочая программа по литературе в 6 классе по УМК Г.И. Беленького
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа по литературе в 6 классе по УМК Г.И. Беленького
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-6-liter-belenkiy.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17
Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО Зам. директора по УВР Директор школы № 2
Протокол № ____ Казикова Е.В. Корчагина Н.С. _________________ __________________ _________________
«___»_______20__г. «___»_________20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 6-А класса
БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино
Московской области
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование.
- Практическая часть программы.
- Программно-методическое обеспечение.
- Обязательные результаты обучения.
- Список литературы для учителя.
- Список литературы для учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И. Лыссого (М.: Мнемозина, 2009). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования определяет его задачи:
- Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
- Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
- Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
- Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
- Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
- Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
- Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
- Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становятся важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея рабочей программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 105 часов (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п\п | Разделы | Кол-во часов по разделам |
1. | Введение. О главном в литературе | 2 |
2. | Устное народное творчество | 3 |
3. | Из литературы Древней Руси | 3 |
4. | Баллады | 4 |
5. | Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека | 24 |
6. | О Родина святая! (русская лирика) | 3 |
7. | Нравственная ответственность человека | 27 |
8. | Движение весны (страницы поэзии) | 2 |
9. | Резервные уроки | 2 |
Итого: | 70 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Содержание | Раздел (часы) | Тема (часы) | Дата (нед) |
1 четверть. Сентябрь. | ||||
1 2 3 4-5 6 7 8 9 | Введение. О главном в литературе О книге Художник книги о книге Устное народное творчество О былине и её героях «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Из литературы Древней Руси «Повесть временных лет» «Слово о погибели земли русской» «Евпатий Коловрат» Баллады В.А. Жуковский «Светлана», «Лесной царь» | 2 3 3 4 | 1 1 1 2 1 1 1 1 | 1 н. 2 н. 3 н. 4 н. 5 н. |
Октябрь. | ||||
10 11 12 13-14 15 16-17 | Ф. Шиллер «Перчатка» А.Н. Майков «Емшан», А.К. Толстой «Канут» О рифме и строфе Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека А.С. Пушкин. О поэте «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин Стихотворения | 24 | 1 1 1 2 1 2 | 6 н. 7 н. 8 н. 9 н. |
П четверть. Ноябрь. | ||||
18-23 24 25 | А.С. Пушкин «Дубровский» Письменная работа по роману «Дубровский» Н.М. Языков Стихотворения | 6 1 1 | 10-12 13 н. | |
Декабрь. | ||||
26-27 28 29-30 31 32 | М.Ю. Лермонтов Стихотворения Трёхсложные размеры стиха Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница» Вн.чтение Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» С.Т. Аксаков «Очерк зимнего дня» | 2 1 2 1 1 | 14 н. 15 н. 16 н. | |
Ш четверть. Январь. | ||||
33-35 36 37 38 | О Родина святая! (русская лирика) Стихотворения В.А. Жуковского, Н.П. Огарёва, А.К. Толстого, А.А. Фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова А.П. Чехов О смешном в художественном произ-ии А.П. Чехов «Толстый и тонкий» «Смерть чиновника», «Пересолил» | 3 | 3 1 1 1 | 17-18 19 н. |
Февраль. | ||||
39 40 41-44 45 46-47 | Письменная работа по разделу «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека» Нравственная ответственность человека В.Г. Короленко, о писателе В.Г. Короленко «В дурном обществе» Письменная работа «Портрет литературного героя» Н.Д. Телешов «Домой» | 27 | 1 1 4 1 2 | 20 н. 21-22 23 н. 24 н. |
Март. | ||||
48 49-50 51-54 | Вн.чтение А. Доде «Маленький шпион» А.П. Платонов «Песчаная учительница» М.М. Пришвин «Кладовая солнца» | 1 2 4 | 25 н. 26-27 | |
1У четверть. Апрель. | ||||
55 56-57 58 59-60 61-63 | Письменная работа по «Кладовой солнца» Движение весны (страницы поэзии) Стихотворения И.А. Бунина, И. Северянина, А.Т. Твардовского, А.П. Межирова Вн.чтение М.М. Зощенко Рассказы Ю.М. Нагибин «Старая черепаха» В.Г. Распутин «Уроки французского» | 2 | 1 2 1 2 3 | 28 н. 29 н. 30 н. 31-32 |
Май. | ||||
64-65 66-67 68 69-70 | Н.М. Рубцов Стихотворения Дж. Олдридж «Последний дюйм» Письменная работа по разделу «Нравственная ответственность человека» Резервные уроки | 2 | 2 2 1 2 | 33 н. 34 н. 35 н. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Классное сочинение (А.С. Пушкин «Дубровский», В.Г. Короленко «В дурном обществе», М.М. Пришвин «Кладовая солнца») | 3 |
Домашнее сочинение (В.Г. Распутин «Уроки французского») | 1 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого / М.: Мнемозина, 2009.
- Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 6 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. / М.: Мнемозина, 2012.
- Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. "Литература. Начальный курс". / М.: Мнемозина, 2010.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Основные теоретико-литературные понятия:
- художественная литература как искусство слова;
- художественный образ;
- фольклор, жанры фольклора;
- литературные роды и жанры;
- основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм;
- форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция;
- стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление;
- конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой;
- язык художественного произведения; изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола; аллегория;
- проза и поэзия; основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 6 класс. - М.: Вако, 2009.
- Козак О.Н. Литературные викторины / СПб.: СОЮЗ, 1998
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Айрис-пресс», 2006
- Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.
- Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 класс / М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И. Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
- Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 6 класс.- М.: Просвещение, 2008.
- Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов/ В.Г.Маранцман, - СПб.: Просвещение, 2004.
- Обернихина Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, - СПб.: Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс УМК Г.И.Беленького
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным ...
Рабочая программа по литературе 10 класс УМК Г.И.Беленького
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным ...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
Рабочая программа по литературе 8 класс (Беленький Г.И.) 2 ч/нед
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования стандарта, - Программы общеобр...
Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)
Рабочая программа по литературе включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....
Рабочая программа по литературе 7 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....
Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Г.И. Беленького
Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к учащимся, календарно - тематическое планирование, содержание ........