Рабочая программа по литературе в 5 классе по УМК Г.И. Беленького
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Беляева Ирина Витальевна

Рабочая программа по литературе в 5 классе по УМК Г.И. Беленького соответствует ФГОС, включает пояснительную записку, требования к знаниям учащихся, список учебно-методической литературы и календарно-тематическое планирование с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-5-liter-belenkiy-fgos.docx62.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

с углублённым изучением отдельных предметов

141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17

Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)

 СОГЛАСОВАНО                       СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДАЮ

  Заседание ШМО                  Зам. директора по УВР                Директор школы № 2        

    Протокол № ____                        Казикова Е.В.                             Корчагина Н.С. _________________                 __________________                    _________________

«___»_______20__г.               «___»_________20__г.                  «___»_______20__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО   ЛИТЕРАТУРЕ

для 5-Б класса

БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино

Московской области

2013-2014 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Практическая часть программы.
  4. Программно-методическое обеспечение.
  5. Обязательные результаты обучения.
  6. Список литературы для учителя.
  7. Список литературы для учащихся.
  8. Календарно-тематическое планирование.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И. Ляссого (М.: Мнемозина, 2009).  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе являются:

  1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.
  3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.
  4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 105 часов (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п\п

Разделы  

Кол-во часов

по разделам

1.

Введение. О художественной литературе и чтении

3

2.

Мифы

10

3.

Устное народное творчество

14

4.

Сказочные события и герои в литературе

22

5.

Басни

6

6.

Человек перед лицом жизненных испытаний

22

7.

Поэзия природы

10

8.

«Идёт война народная, священная война!..»

4

9.

Рассказы о твоих сверстниках

8

10.

Резервные уроки

6

                                                                                 Итого:

105

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Классное сочинение (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»; И.С. Тургенев    «Муму»; Л. Андреев «Кусака»)

3

Домашнее сочинение (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)

1

Проекты                       (устные, изобразительные работы, презентации)

6

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого / М.: Мнемозина, 2009.
  2. Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. / М.: Мнемозина, 2012.
  3. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". / М.: Мнемозина, 2008.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
  2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
  3. Беляева Н.М.  Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
  4. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  5. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.
  6. Козак О.Н. Литературные викторины / СПб.:  СОЮЗ, 1998
  7. Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2002
  8. Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.
  9. Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 класс / М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. В.П.Журавлев.  Читаем, думаем, спорим… 5 класс.-  М.: Просвещение, 2008.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИ

Дата (нед.)

№ урока

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

Личностные

Универсальные учебные действия

Предметные

I четверть. Сентябрь

Введение. О художественной литературе и чтении = 3 часа

1 неделя

1

О художественной литературе и чтении

Какую роль книга играет в жизни человека?

Формирование «стартовой» мотивации к обучению

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в учебнике

Научится пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека

2-3

Проекты «Путешествие в «Книгоград»

Какую роль книга играет в жизни человека?

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир  

К.: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи

Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий

П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели

Научится навыкам пересказа, различать произведения разных жанров и форм

Мифы = 10 часов

2 неделя

4

Мифы Древнего Египта. «Путешествие солнечной ладьи»

Что такое мифы? В чем своеобразие древнеегипетских мифов?

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Р.: формулировать и удерживать учебную задачу

П.: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Научится различать мифы, использовать   характерные речевые обороты при пересказывании

5

Мифы Древней Греции. «Олимп», «Ночь, луна, заря и солнце»

В чем своеобразие древнегреческой мифологии?

Формирование навы-ков исследования текста с опорой на жанр, композицию, выразительные средства

К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию  

Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено

П.: уметь выделять и формулировать познавательную цель

Научится владеть изу-ченной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, составлять пересказы мифов

6

Мифы Древней Греции. «Орфей и Эвридика»

Как раскрывается тема любви и верности в мифе «Орфей и Эвридика»?

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

К.: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Р.: уметь планировать алгоритм ответа

П.: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Научится выявлять характерные художественные мифологические приемы  

3 неделя

7

Мифы Древней Греции. «Пигмалион»

Каково значение творчества и его влияния на человека?

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

К.: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Р.: уметь планировать алгоритм ответа

П.: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Научится владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи

8-9

Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла»

В чем своеобразие мифов о Геракле?

Формирование познавательного интереса

К.: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы

Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт

П.: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику героя, давать оценку его поступкам

Научится отвечать на поставленные вопросы по содержанию мифов, оценивать поступки и поведение героев

4 неделя

10-11

Гомер «Одиссея»

Каковы особеннос-ти древнегреческой поэмы «Одиссея»? Каковы особеннос-ти поэтической речи поэмы?

Формирование познавательного интереса

К.: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы

Р.: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению

П.: уметь объяснять особенности поэтической речи, слышать ритм стихотворного текста

Научится отвечать на поставленные вопросы по содержанию поэмы, оценивать поступки и поведение героев

12-13

Мифы древних славян

В чем своеобразие древнеславянских мифов?

Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства

К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию  при выработке общего решения в совместной деятельности

Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено

П.: уметь выделять и формулировать познавательную цель

Научится владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи,   составлять пересказы эпизодов мифов

Октябрь

Устное народное творчество = 14 часов

5 неделя

14

Народные сказки

Что такое сказка? В чем своеобразие жанра сказки?

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности

К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Р.: формулировать и удерживать учебную задачу

П.: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач

Научится различать сказки по видам, выяв-лять отличия, исполь-зовать   характерные речевые обороты

15

«Корщун и кошка». Египетская сказка

В чем выражаются жанровые признаки сказки о животных? Чему учат эти сказки?

Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства

К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено

П.: уметь выделять и формулировать познавательную цель

Научится владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок

6 неделя

16

«Солнце, месяц и Ворон Воронович». Русская сказка

Чему нас учит сказка?

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

К.: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Р.: уметь планировать алгоритм ответа

П.: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Научится определять мораль сказки, композиционные части, использовать при ска-зывании характерные речевые обороты

17-18

«Белая уточка»

Чему нас учит сказка?

Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

К.: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

Р.: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики

П.: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме

Научится выявлять характерные художест-венные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы)

7 неделя

19

Внеклассное чтение. «Царевна-лягушка»

Каковы признаки волшебной сказки?

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям

К.: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Р.: уметь планировать алгоритм ответа

П.: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию

Научится определять мораль сказки,  исполь-зовать при сказывании характерные речевые обороты

20

О легенде и предании

В чем выражаются жанровые признаки легенды и предания?

Формирование навыков исследования текста с учетом особенностей жанра

К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Р.: формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия

П.: уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме

Научится владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи

8 неделя

21-22

Загадки

В чем своеобразие загадок?

Формирование интереса к культурному наследию нашей страны

К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение

Р.: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата

П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

Научится выявлять особенности загадок разных видов, развивать творческие способности

23-24

Пословицы и поговорки

Каковы особенности жанра пословиц и поговорок?

Формирование эстетического восприятия мира с целью гармонического развития личности

К.: уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании

Р.: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата

П.: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей

Научится сопоставлять произведения малых жанров, находить художественно-выразительные средства

9 неделя

25

Народный кукольный театр

В чем своеобразие народного театра?

Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России

К.: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста

Р.: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели

П.: уметь находить и отбирать необходимую информацию

Научится применять навыки пересказа статьи учебника, слу-шать художественное чтение текста (фонохрестоматия)

26

«Петрушка Уксусов»

Каковы особен-ности народной драматургии? Какова тематика выступлений Петрушки Уксусова?

Формирование оце-ночного отношения к содержанию  произведения, поступкам героев на основе   личностных ценностей

К.: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию

Р.: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ

П.: овладеть навыком смыслового чтения, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей

Научится  характеризовать поступки героев, выразительно читать  по ролям

27

Проекты по разделу «Устное народное творчество»

Насколько успешно усвоены знания по пройденным темам?

Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

К.: уметь адекватно использовать различные рече-вые средства для решения коммуникативных задач

Р.: выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно

П.: уметь искать, выделять и синтезировать полученную информацию для составления ответа

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

II четверть. Ноябрь

Сказочные события и герои в литературе = 22 часа

10 неделя

28

Литературные сказки

В чем особенность жанра авторской сказки?

Овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения сказок

К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Р.: формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия

П.: уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме

Научится определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки

29-30

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Можно ли назвать пролог к поэме «собирательной» сказкой в стихах?

Формирование познавательного интереса

К.: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы

Р.: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению

П.: уметь объяснять особенности поэтической речи, слышать ритм стихотворного текста

Научится находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства

11 неделя

31-33

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Что общего и в чем различие у народных сказок и поэмы А.С. Пушкина?

Формирование познавательного интереса

К.: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы

Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт

П.: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику героя, давать оценку его поступкам

Научится отвечать на поставленные вопросы по содержанию поэмы, оценивать поступки и поведение героев

12 неделя

34-35

О стихотворной речи

Что такое ритм и рифма? Каково строение двусложных размеров стиха?

Формирование позна-вательного интереса к поэтической речи, овладение техникой анализа строения стихотворения

К.: уметь применять полученные навыки при работе по анализу текста

Р.: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели

П.: уметь находить и отбирать необходимую информацию

Научится дифференцировать двусложные размеры стиха

36-37

Х.К. Андерсен «Снежная королева»

В чем заключается истинная красота человека (на приме-ре разбора образов Герды и Снежной Королевы)?

Формирование оце-ночного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам литератур-ных персонажей на основе   личностных ценностей

К.: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию

Р.: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ

П.: овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей

Научится видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев

Декабрь

13 неделя

38-39

Х.К. Андерсен «Снежная королева»

Может ли ради любви и дружбы герой сказки (произведения) пойти на подвиг?

Формирование оце-ночного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам литератур-ных персонажей  

К.: уметь строить монологическое высказывание, точно выражать свои мысли (давать точный ответ)

Р.: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать ответ, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели

П.: уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы

Научится понимать ценность дружбы и силу любви близких Каю людей

14 неделя

40

Х.К. Андерсен «Истинная правда»

В чем особенность сказок Х.К. Андерсена?

Формирование позна-вательного интереса к творчеству зарубеж-ных сказочников, нравственно-этичес-кого оценивания содержания художественного произведения

К.: уметь применять полученные знания при ответе, адекватно использовать речевые средства и грамотно конструировать ответ

Р.: развивать способности к регуляции учебной деятельности, научиться комментировать полученную информацию

П.: научиться видеть композицию произведения, понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию

Научится отличать литературную сказку от народной, выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки

41

Сказки о гонимой падчерице. Е.Л. Шварц

В чем особенность сказочного мира сказок о гонимой падчерице? Каковы особенности драматических произведений?

Формирование способности оценивать содержание произведений, поступков персонажей на основе личностных ценностей

К.: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Р.: развивать способности к регуляции учебной деятельности

П.: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Научится понимать нравственное содержание произведений, душевные качества героев

15 неделя

42-43

Ш. Перро «Золушка»

Что общего у этой сказки с народной? По каким критериям можно разделить героев на положительных и отрицательных?

Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения

К.: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

Р.: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата

П.: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков

Научится пересказывать и анализировать фрагменты сказки

44

«Золушка». Кинокомедия

В чем особенности построения данного произведения?           В чем художественные особенности пьесы-сказки?

Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта

К.: уметь работать в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера

Р.: развивать способности к регуляции учебной деятельности, научиться оценивать полученную информацию с точки зрения нужности

П.: научиться искать и выделять необходимую информацию, формировать способности к освоению новых видов деятельности

Научится объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значение незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям

16 неделя

45-47

П.П. Бажов «Каменный цветок»

Что представляет собой жанр сказа? Какие черты фольклорных жанров присутствуют в сказе?

Формирование устой-чивого следования в поведении мораль-ным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа

К.: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Р.: уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала

П.: овладеть навыками смыслового чтения, уметь структурировать знания

Научится выразительно пересказывать фрагменты сказа, давать характеристики героям сказа, выяснять значения диалектных слов

48

Внеклассное чтение. Сказы П.П. Бажова

Какие существуют различия в жанрах сказа и сказки?

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

К.: уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Р.: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью

П.: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков

Научится различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, использовать навыки проектной деятельности

17 неделя

49

Проекты по разделу «Сказочные события и герои»

Как сформулировать тему творческой работы? Как правильно составить план?

Формирование выстраивания системы личностных отношений

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Р.: уметь составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля

П.: уметь формулировать тему работы, составлять план по заданной теме

Научится анализировать текст,   составлять план и подбирать материал по теме работы

III четверть. Январь

Басни = 6 часов

50

И.А. Крылов «Волк на псарне»

В чем особенности жанра басни? В чем мораль этой басни?

Формирование мотивации к обучению

К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт

П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам)

Научится выразительно читать басни по ролям, понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

51

И.А. Крылов «Демьянова уха»

В чем мораль этой басни?

Формирование мотивации к само-совершенствованию

К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия

Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт

П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

Научится выразительно читать басни по ролям, понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

18 неделя

52

И.А. Крылов «Квартет»

В чем мораль этой басни?

Формирование мотивации к само-совершенствованию

К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт

П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

Научится выразительно читать басни по ролям, понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

53

И.А. Крылов «Волк и ягненок»

В чем мораль этой басни?

Формирование мотивации к само-совершенствованию

К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт

П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

Научится выразительно читать басни по ролям, понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

54

Басни Эзопа, Лафонтена и И.А. Крылова

В чем особенности жанра басни?

Формирование мотивации к обучению

К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт

П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

Научится понимать иносказательный подтекст басен и их мораль

19 неделя

55

Проекты по разделу «Басни»

В чем заключается своеобразие басен?

Формирование навыков исследовательской деятельности

К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения

Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

Научится понимать информацию, представленную в баснях, составлять текст с использованием отрывков из басен

Человек перед лицом жизненных испытаний = 22 часа

56-57

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Что мы узнали о М.Ю. Лермонтове? Что лежит в основе написания патриотического стихотворения «Бородино»?

Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России

К.: уметь применять полученные навыки при работе по анализу текста

Р.: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели

П.: уметь находить и отбирать необходимую информацию

Научится определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника

Февраль

58

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Как построено стихотворение «Бородино»? от чьего имени ведется повествование? Какие средства изобразительности использует поэт?

Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России

К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения

Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

Научится понимать стихотворный текст и выразительно читать, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки

20 неделя

59

А.В. Кольцов «Косарь»

Какие картины окружающего мира рисует поэт? Како-вы изобразительно-выразительные особенности стихо-творения о кресть-янской жизни?

Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста

К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев

Р.: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

П.: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать содержание текста

Научится понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения

60

И.С. Тургенев

Где прошли детские годы И.С. Тургенева? О каких нравах России XIX века вы узнали из рассказа?

Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста

К.: формировать навыки речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений

Р.: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом

П.: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, уметь анализировать текст

Научится выявлять основную нравственную проблематику произведения

21 неделя

61-64

И.С. Тургенев «Муму»

Герасим – молчаливый раб или бунтарь? В чем выражается его протест против крепостничества?  

Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста

К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение

Р.: уметь строить высказывание с целью анализа текста

П.: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей

Научится словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументи-ровать свое отношение к героям произведения

22 неделя

65-66

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Что мы знаем о творчестве Л.Н. Толстого? Какова тема произведения?

Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературного произведения

К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение

Р.: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема)

П.: знать элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знать содержание прочитанного

Научится понимать гуманистическую направленность произ-ведения, анализировать эпическое произведе-ние, использовать литературные термины в устной речи

23 неделя

67-68

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Существует ли внутренняя вражда между народами?

Формирование системы личностных отношений к проис-ходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества

К.: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений

Р.: уметь строить высказывание с целью анализа текста

П.: уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов

Научится выделять главные эпизоды в эпи-ческом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними

69-70

В.М. Гаршин «Сигнал»

Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера в ситуации выбора?

Формирование мотивации познавательного интереса

К.: формировать ситуацию сотрудничества

Р.: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности

П.: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов

Научится выявлять идею(основную мысль) рассказа, видеть автор-скую позицию, состав-лять сравнительную характеристику героев

Март

24 неделя

71-73

Л.Н. Андреев «Кусака»

Чему учит нас этот рассказ?

Формирование способностей оценивать содержание рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей

К.: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Р.: развивать способности к регуляции учебной деятельности

П.: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Научится определять тему произведения, выделять нравствен-ную проблему, анализировать текст, определять композиционно-языковые особенности повествования

25 неделя

74-75

А.И. Куприн «Белый пудель»

Какова тема произведения?

Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературного произведения

К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение

Р.: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема)

П.: знать элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знать содержание прочитанного

Научится понимать гуманистическую направленность произ-ведения, анализировать эпическое произведе-ние, использовать литературные термины в устной речи

26 неделя

76-77

А.И. Куприн «Белый пудель»

Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера в ситуации выбора?

Формирование системы личностных отношений к проис-ходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества

К.: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений

Р.: уметь строить высказывание с целью анализа текста

П.: уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов

Научится выделять главные эпизоды в эпи-ческом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними

Поэзия природы = 10 часов

78

А.С. Пушкин «Обвал»

Какие средства выразительности речи помогают увидеть красоту природы глазами поэта?

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному насле-дию своей страны, формирование навы-ков анализа текста

К.: формировать ситуацию сотрудничества

Р.: применять метод информационного поиска, в том числе компьютерных средств

П.: приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить исследование прочитанного текста

Научится выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразитель-но-выразительные средства

27 неделя

79

Ф.И. Тютчев, стихотворения

В чем особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX века?

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному насле-дию своей страны, формирование навы-ков анализа текста

К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение

Р.: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности

П.: уметь проводить исследование поэтического текста

Научится выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать актерское чтение (фонохрестоматию)

IV четверть. Апрель

80

А.Н. Майков, стихотворения

В чем особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX века?

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному насле-дию своей страны, формирование навы-ков анализа текста

К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение

Р.: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности

П.: уметь проводить исследование поэтического текста

Научится выразительно читать, анализировать стихотворения, сопоставлять поэтические тексты один с другим

81

К.Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал…»

В чем особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX века?

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному насле-дию своей страны, формирование навы-ков анализа текста

К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение

Р.: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности

П.: уметь проводить исследование поэтического текста

Научится выразительно читать, анализировать стихотворения, сопоставлять поэтические тексты один с другим

28 неделя

82

Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке»

В чем особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX века?

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному насле-дию своей страны, формирование навы-ков анализа текста

К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение

Р.: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности

П.: уметь проводить исследование поэтического текста

Научится выразительно читать, анализировать стихотворения, сопоставлять поэтические тексты один с другим

83

Проекты по разделу «Поэзия природы»

Как проводить анализ поэтического текста?

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции

К.: уметь работать самостоятельно по индивидуальному маршруту восполнения проблемных зон в обучении

Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

П.: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию

Научится анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания

29 неделя

84-86

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона»

В чем особенность мира природы в рассказах К.Г. Паустовского?

Формирование эстетического восприятия мира с целью гармонического развития личности

К.: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказыва-ние, формулировать свою точку зрения и позицию

Р.: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата

П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах

Научится выразительно читать текст произведения, владеть элементами анализа, навыками монологической речи

87

Е.И. Носов, рассказы

Какую характеристику героям можно дать по их поступкам?

Формирование   оце-ночного отношения к содержанию художе-ственного произведе-ния, поступкам персо-нажей на основе лич-ностных ценностей

К.: уметь строить монологическое высказывание, учитывать мнение других

Р.: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать свой ответ

П.: уметь искать и выделять нужную для ответа информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы

Научится выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков

«Идет война народная, священная война!..» = 4 часа

30 неделя

88-90

Стихотворения о Великой Отечественной войне

Каково было значение поэзии в годы Великой Отечественной войны?

Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведений

К.: формировать навыки комментированного чте-ния, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию

Р.: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, формировать умение работать в группе

П.: уметь воспринимать стихотворный текст, вычленять нужную информацию, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста

Научится выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим, развивать патриотические чувства

31 неделя

91

В.М. Шукшин «Жатва»

Какую характеристику героям можно дать по их поступкам?

Формирование   оце-ночного отношения к содержанию художе-ственного произведе-ния, поступкам персо-нажей на основе лич-ностных ценностей

К.: уметь строить монологическое высказывание, учитывать мнение других

Р.: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать свой ответ

П.: уметь искать и выделять нужную для ответа информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы

Научится выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков

Рассказы о твоих сверстниках = 8 часов

92-93

Ю.П. Казаков «Тихое утро»

Какова тема произведения?

Формирование познавательного интереса к творчеству русских писателей

К.: уметь ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Р.: уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала

П.: овладеть навыками смыслового чтения, уметь структурировать знания

Научится выразительно пересказывать текст, находить в тексте изобразительно-выразительные средства

Май

32 неделя

94-95

В.А. Солоухин «Мститель»

Какую характеристику героям можно дать по их поступкам?

Формирование   оце-ночного отношения к содержанию художе-ственного произведе-ния, поступкам персо-нажей на основе лич-ностных ценностей

К.: уметь строить монологическое высказывание, учитывать мнение других

Р.: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать свой ответ

П.: уметь искать и выделять нужную для ответа информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы

Научится выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков

33 неделя

96-97

Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка»

О чем заставляет задуматься нас рассказ Рэя Брэдбери?

Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писате-лей, воспитание личностных ценнос-тей на основе образов героев произведения

К.: формировать навыки комментированного чте-ния, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию

Р.: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ

П.: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста

Научится анализировать произведение, характеризовать героев и их поступки

98-99

Проекты «Любимые книги, любимые авторы»

Какую роль играет книга в жизни человека?

Формирование позна-вательного интереса к творчеству русских и зарубежных писате-лей

К.: уметь строить монологическое высказывание

Р.: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно

П.: уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

34-35 неделя

100-105

Резервные уроки

Насколько усвоен материал 5 класса?

Формирование  оценочного отно-шения к содержанию художественных про-изведений, поступков литературных персонажей

К.: уметь строить монологическое высказывание

Р.: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно

П.: уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс УМК Г.И.Беленького

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др.,  которая полностью соответствует новым образовательным ...

Рабочая программа по литературе 10 класс УМК Г.И.Беленького

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др.,  которая полностью соответствует новым образовательным ...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.

Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым  для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...

Рабочая программа по литературе 8 класс (Беленький Г.И.) 2 ч/нед

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования стандарта, -  Программы  общеобр...

Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)

Рабочая программа по литературе включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....

Рабочая программа по литературе 7 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....

Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Г.И. Беленького

Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к учащимся, календарно - тематическое планирование, содержание ........


 

Комментарии

Резанова  Любовь Сергеевна

Спасибо, Ирина Витальевна!