Рабочая программа по литературе в 5 классе по УМК Г.И. Беленького
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе в 5 классе по УМК Г.И. Беленького соответствует ФГОС, включает пояснительную записку, требования к знаниям учащихся, список учебно-методической литературы и календарно-тематическое планирование с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp-5-liter-belenkiy-fgos.docx | 62.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
с углублённым изучением отдельных предметов
141190, Московская область, г. Фрязино, ул. Ленина, д.17
Тел. 564-12-32, 564-12-92, код из Москвы и области (496)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание ШМО Зам. директора по УВР Директор школы № 2
Протокол № ____ Казикова Е.В. Корчагина Н.С. _________________ __________________ _________________
«___»_______20__г. «___»_________20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 5-Б класса
БЕЛЯЕВОЙ ИРИНЫ ВИТАЛЬЕВНЫ,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 2 с УИОП г. Фрязино
Московской области
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
- Содержание учебного предмета.
- Практическая часть программы.
- Программно-методическое обеспечение.
- Обязательные результаты обучения.
- Список литературы для учителя.
- Список литературы для учащихся.
- Календарно-тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И. Ляссого (М.: Мнемозина, 2009). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе являются:
- Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов.
- Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики.
- Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 1 учебный год, 105 часов (3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п\п | Разделы | Кол-во часов по разделам |
1. | Введение. О художественной литературе и чтении | 3 |
2. | Мифы | 10 |
3. | Устное народное творчество | 14 |
4. | Сказочные события и герои в литературе | 22 |
5. | Басни | 6 |
6. | Человек перед лицом жизненных испытаний | 22 |
7. | Поэзия природы | 10 |
8. | «Идёт война народная, священная война!..» | 4 |
9. | Рассказы о твоих сверстниках | 8 |
10. | Резервные уроки | 6 |
Итого: | 105 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Классное сочинение (Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»; И.С. Тургенев «Муму»; Л. Андреев «Кусака») | 3 |
Домашнее сочинение (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник») | 1 |
Проекты (устные, изобразительные работы, презентации) | 6 |
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого / М.: Мнемозина, 2009.
- Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. / М.: Мнемозина, 2012.
- Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". / М.: Мнемозина, 2008.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
- Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
- Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.
- Козак О.Н. Литературные викторины / СПб.: СОЮЗ, 1998
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2002
- Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.
- Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Литература. Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 класс / М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИ
Дата (нед.) | № урока | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты | ||
Личностные | Универсальные учебные действия | Предметные | ||||
I четверть. Сентябрь | ||||||
Введение. О художественной литературе и чтении = 3 часа | ||||||
1 неделя | 1 | О художественной литературе и чтении | Какую роль книга играет в жизни человека? | Формирование «стартовой» мотивации к обучению | Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в учебнике | Научится пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека |
2-3 | Проекты «Путешествие в «Книгоград» | Какую роль книга играет в жизни человека? | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир | К.: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи Р.: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий П.: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели | Научится навыкам пересказа, различать произведения разных жанров и форм | |
Мифы = 10 часов | ||||||
2 неделя | 4 | Мифы Древнего Египта. «Путешествие солнечной ладьи» | Что такое мифы? В чем своеобразие древнеегипетских мифов? | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности | К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Р.: формулировать и удерживать учебную задачу П.: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач | Научится различать мифы, использовать характерные речевые обороты при пересказывании |
5 | Мифы Древней Греции. «Олимп», «Ночь, луна, заря и солнце» | В чем своеобразие древнегреческой мифологии? | Формирование навы-ков исследования текста с опорой на жанр, композицию, выразительные средства | К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено П.: уметь выделять и формулировать познавательную цель | Научится владеть изу-ченной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, составлять пересказы мифов | |
6 | Мифы Древней Греции. «Орфей и Эвридика» | Как раскрывается тема любви и верности в мифе «Орфей и Эвридика»? | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям | К.: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев Р.: уметь планировать алгоритм ответа П.: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию | Научится выявлять характерные художественные мифологические приемы | |
3 неделя | 7 | Мифы Древней Греции. «Пигмалион» | Каково значение творчества и его влияния на человека? | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям | К.: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев Р.: уметь планировать алгоритм ответа П.: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию | Научится владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи |
8-9 | Мифы Древней Греции. «Подвиги Геракла» | В чем своеобразие мифов о Геракле? | Формирование познавательного интереса | К.: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт П.: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику героя, давать оценку его поступкам | Научится отвечать на поставленные вопросы по содержанию мифов, оценивать поступки и поведение героев | |
4 неделя | 10-11 | Гомер «Одиссея» | Каковы особеннос-ти древнегреческой поэмы «Одиссея»? Каковы особеннос-ти поэтической речи поэмы? | Формирование познавательного интереса | К.: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы Р.: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению П.: уметь объяснять особенности поэтической речи, слышать ритм стихотворного текста | Научится отвечать на поставленные вопросы по содержанию поэмы, оценивать поступки и поведение героев |
12-13 | Мифы древних славян | В чем своеобразие древнеславянских мифов? | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства | К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено П.: уметь выделять и формулировать познавательную цель | Научится владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов мифов | |
Октябрь | ||||||
Устное народное творчество = 14 часов | ||||||
5 неделя | 14 | Народные сказки | Что такое сказка? В чем своеобразие жанра сказки? | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности | К.: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Р.: формулировать и удерживать учебную задачу П.: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач | Научится различать сказки по видам, выяв-лять отличия, исполь-зовать характерные речевые обороты |
15 | «Корщун и кошка». Египетская сказка | В чем выражаются жанровые признаки сказки о животных? Чему учат эти сказки? | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства | К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено П.: уметь выделять и формулировать познавательную цель | Научится владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пересказы эпизодов сказок | |
6 неделя | 16 | «Солнце, месяц и Ворон Воронович». Русская сказка | Чему нас учит сказка? | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям | К.: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев Р.: уметь планировать алгоритм ответа П.: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию | Научится определять мораль сказки, композиционные части, использовать при ска-зывании характерные речевые обороты |
17-18 | «Белая уточка» | Чему нас учит сказка? | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | К.: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач Р.: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики П.: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме | Научится выявлять характерные художест-венные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | |
7 неделя | 19 | Внеклассное чтение. «Царевна-лягушка» | Каковы признаки волшебной сказки? | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям | К.: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев Р.: уметь планировать алгоритм ответа П.: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию | Научится определять мораль сказки, исполь-зовать при сказывании характерные речевые обороты |
20 | О легенде и предании | В чем выражаются жанровые признаки легенды и предания? | Формирование навыков исследования текста с учетом особенностей жанра | К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное Р.: формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия П.: уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме | Научится владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи | |
8 неделя | 21-22 | Загадки | В чем своеобразие загадок? | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны | К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение Р.: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах | Научится выявлять особенности загадок разных видов, развивать творческие способности |
23-24 | Пословицы и поговорки | Каковы особенности жанра пословиц и поговорок? | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармонического развития личности | К.: уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании Р.: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата П.: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей | Научится сопоставлять произведения малых жанров, находить художественно-выразительные средства | |
9 неделя | 25 | Народный кукольный театр | В чем своеобразие народного театра? | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России | К.: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста Р.: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели П.: уметь находить и отбирать необходимую информацию | Научится применять навыки пересказа статьи учебника, слу-шать художественное чтение текста (фонохрестоматия) |
26 | «Петрушка Уксусов» | Каковы особен-ности народной драматургии? Какова тематика выступлений Петрушки Уксусова? | Формирование оце-ночного отношения к содержанию произведения, поступкам героев на основе личностных ценностей | К.: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию Р.: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ П.: овладеть навыком смыслового чтения, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей | Научится характеризовать поступки героев, выразительно читать по ролям | |
27 | Проекты по разделу «Устное народное творчество» | Насколько успешно усвоены знания по пройденным темам? | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | К.: уметь адекватно использовать различные рече-вые средства для решения коммуникативных задач Р.: выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно П.: уметь искать, выделять и синтезировать полученную информацию для составления ответа | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | |
II четверть. Ноябрь | ||||||
Сказочные события и герои в литературе = 22 часа | ||||||
10 неделя | 28 | Литературные сказки | В чем особенность жанра авторской сказки? | Овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения сказок | К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное Р.: формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия П.: уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме | Научится определять (выделять) черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки |
29-30 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» | Можно ли назвать пролог к поэме «собирательной» сказкой в стихах? | Формирование познавательного интереса | К.: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы Р.: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению П.: уметь объяснять особенности поэтической речи, слышать ритм стихотворного текста | Научится находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства | |
11 неделя | 31-33 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» | Что общего и в чем различие у народных сказок и поэмы А.С. Пушкина? | Формирование познавательного интереса | К.: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт П.: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику героя, давать оценку его поступкам | Научится отвечать на поставленные вопросы по содержанию поэмы, оценивать поступки и поведение героев |
12 неделя | 34-35 | О стихотворной речи | Что такое ритм и рифма? Каково строение двусложных размеров стиха? | Формирование позна-вательного интереса к поэтической речи, овладение техникой анализа строения стихотворения | К.: уметь применять полученные навыки при работе по анализу текста Р.: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели П.: уметь находить и отбирать необходимую информацию | Научится дифференцировать двусложные размеры стиха |
36-37 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» | В чем заключается истинная красота человека (на приме-ре разбора образов Герды и Снежной Королевы)? | Формирование оце-ночного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам литератур-ных персонажей на основе личностных ценностей | К.: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию Р.: уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, планировать алгоритм ответа, корректировать ответ П.: овладеть навыком смыслового чтения, развивать навыки анализа художественного текста, уметь выбирать критерии для оценивания персонажей | Научится видеть в сказке обличие зла, характеризовать поступки героев | |
Декабрь | ||||||
13 неделя | 38-39 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» | Может ли ради любви и дружбы герой сказки (произведения) пойти на подвиг? | Формирование оце-ночного отношения к содержанию художественного произведения, поступкам литератур-ных персонажей | К.: уметь строить монологическое высказывание, точно выражать свои мысли (давать точный ответ) Р.: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать ответ, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели П.: уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы | Научится понимать ценность дружбы и силу любви близких Каю людей |
14 неделя | 40 | Х.К. Андерсен «Истинная правда» | В чем особенность сказок Х.К. Андерсена? | Формирование позна-вательного интереса к творчеству зарубеж-ных сказочников, нравственно-этичес-кого оценивания содержания художественного произведения | К.: уметь применять полученные знания при ответе, адекватно использовать речевые средства и грамотно конструировать ответ Р.: развивать способности к регуляции учебной деятельности, научиться комментировать полученную информацию П.: научиться видеть композицию произведения, понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию | Научится отличать литературную сказку от народной, выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки |
41 | Сказки о гонимой падчерице. Е.Л. Шварц | В чем особенность сказочного мира сказок о гонимой падчерице? Каковы особенности драматических произведений? | Формирование способности оценивать содержание произведений, поступков персонажей на основе личностных ценностей | К.: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Р.: развивать способности к регуляции учебной деятельности П.: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научится понимать нравственное содержание произведений, душевные качества героев | |
15 неделя | 42-43 | Ш. Перро «Золушка» | Что общего у этой сказки с народной? По каким критериям можно разделить героев на положительных и отрицательных? | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения | К.: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор Р.: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата П.: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков | Научится пересказывать и анализировать фрагменты сказки |
44 | «Золушка». Кинокомедия | В чем особенности построения данного произведения? В чем художественные особенности пьесы-сказки? | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта | К.: уметь работать в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнера Р.: развивать способности к регуляции учебной деятельности, научиться оценивать полученную информацию с точки зрения нужности П.: научиться искать и выделять необходимую информацию, формировать способности к освоению новых видов деятельности | Научится объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значение незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям | |
16 неделя | 45-47 | П.П. Бажов «Каменный цветок» | Что представляет собой жанр сказа? Какие черты фольклорных жанров присутствуют в сказе? | Формирование устой-чивого следования в поведении мораль-ным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа | К.: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Р.: уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала П.: овладеть навыками смыслового чтения, уметь структурировать знания | Научится выразительно пересказывать фрагменты сказа, давать характеристики героям сказа, выяснять значения диалектных слов |
48 | Внеклассное чтение. Сказы П.П. Бажова | Какие существуют различия в жанрах сказа и сказки? | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны | К.: уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Р.: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью П.: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков | Научится различать жанр сказа и сказки, анализировать текст, использовать навыки проектной деятельности | |
17 неделя | 49 | Проекты по разделу «Сказочные события и герои» | Как сформулировать тему творческой работы? Как правильно составить план? | Формирование выстраивания системы личностных отношений | К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Р.: уметь составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля П.: уметь формулировать тему работы, составлять план по заданной теме | Научится анализировать текст, составлять план и подбирать материал по теме работы |
III четверть. Январь | ||||||
Басни = 6 часов | ||||||
50 | И.А. Крылов «Волк на псарне» | В чем особенности жанра басни? В чем мораль этой басни? | Формирование мотивации к обучению | К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам) | Научится выразительно читать басни по ролям, понимать иносказательный подтекст басен и их мораль | |
51 | И.А. Крылов «Демьянова уха» | В чем мораль этой басни? | Формирование мотивации к само-совершенствованию | К.: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием | Научится выразительно читать басни по ролям, понимать иносказательный подтекст басен и их мораль | |
18 неделя | 52 | И.А. Крылов «Квартет» | В чем мораль этой басни? | Формирование мотивации к само-совершенствованию | К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием | Научится выразительно читать басни по ролям, понимать иносказательный подтекст басен и их мораль |
53 | И.А. Крылов «Волк и ягненок» | В чем мораль этой басни? | Формирование мотивации к само-совершенствованию | К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием | Научится выразительно читать басни по ролям, понимать иносказательный подтекст басен и их мораль | |
54 | Басни Эзопа, Лафонтена и И.А. Крылова | В чем особенности жанра басни? | Формирование мотивации к обучению | К.: уметь читать вслух и понимать прочитанное Р.: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт П.: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием | Научится понимать иносказательный подтекст басен и их мораль | |
19 неделя | 55 | Проекты по разделу «Басни» | В чем заключается своеобразие басен? | Формирование навыков исследовательской деятельности | К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах | Научится понимать информацию, представленную в баснях, составлять текст с использованием отрывков из басен |
Человек перед лицом жизненных испытаний = 22 часа | ||||||
56-57 | М.Ю. Лермонтов «Бородино» | Что мы узнали о М.Ю. Лермонтове? Что лежит в основе написания патриотического стихотворения «Бородино»? | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России | К.: уметь применять полученные навыки при работе по анализу текста Р.: уметь определять последовательность выполнения задач для достижения цели П.: уметь находить и отбирать необходимую информацию | Научится определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника | |
Февраль | ||||||
58 | М.Ю. Лермонтов «Бородино» | Как построено стихотворение «Бородино»? от чьего имени ведется повествование? Какие средства изобразительности использует поэт? | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России | К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах | Научится понимать стихотворный текст и выразительно читать, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки | |
20 неделя | 59 | А.В. Кольцов «Косарь» | Какие картины окружающего мира рисует поэт? Како-вы изобразительно-выразительные особенности стихо-творения о кресть-янской жизни? | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста | К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев Р.: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми П.: познакомиться с жизнью и бытом русского народа, уметь пересказывать содержание текста | Научится понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения |
60 | И.С. Тургенев | Где прошли детские годы И.С. Тургенева? О каких нравах России XIX века вы узнали из рассказа? | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста | К.: формировать навыки речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений Р.: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом П.: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, уметь анализировать текст | Научится выявлять основную нравственную проблематику произведения | |
21 неделя | 61-64 | И.С. Тургенев «Муму» | Герасим – молчаливый раб или бунтарь? В чем выражается его протест против крепостничества? | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста | К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение Р.: уметь строить высказывание с целью анализа текста П.: уметь анализировать текст с целью выделения важных деталей | Научится словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументи-ровать свое отношение к героям произведения |
22 неделя | 65-66 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | Что мы знаем о творчестве Л.Н. Толстого? Какова тема произведения? | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературного произведения | К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение Р.: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема) П.: знать элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знать содержание прочитанного | Научится понимать гуманистическую направленность произ-ведения, анализировать эпическое произведе-ние, использовать литературные термины в устной речи |
23 неделя | 67-68 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | Существует ли внутренняя вражда между народами? | Формирование системы личностных отношений к проис-ходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества | К.: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений Р.: уметь строить высказывание с целью анализа текста П.: уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов | Научится выделять главные эпизоды в эпи-ческом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними |
69-70 | В.М. Гаршин «Сигнал» | Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера в ситуации выбора? | Формирование мотивации познавательного интереса | К.: формировать ситуацию сотрудничества Р.: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности П.: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов | Научится выявлять идею(основную мысль) рассказа, видеть автор-скую позицию, состав-лять сравнительную характеристику героев | |
Март | ||||||
24 неделя | 71-73 | Л.Н. Андреев «Кусака» | Чему учит нас этот рассказ? | Формирование способностей оценивать содержание рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | К.: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Р.: развивать способности к регуляции учебной деятельности П.: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера | Научится определять тему произведения, выделять нравствен-ную проблему, анализировать текст, определять композиционно-языковые особенности повествования |
25 неделя | 74-75 | А.И. Куприн «Белый пудель» | Какова тема произведения? | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературного произведения | К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение Р.: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема) П.: знать элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знать содержание прочитанного | Научится понимать гуманистическую направленность произ-ведения, анализировать эпическое произведе-ние, использовать литературные термины в устной речи |
26 неделя | 76-77 | А.И. Куприн «Белый пудель» | Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера в ситуации выбора? | Формирование системы личностных отношений к проис-ходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества | К.: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений Р.: уметь строить высказывание с целью анализа текста П.: уметь проводить исследование и давать личностные характеристики изучаемых объектов | Научится выделять главные эпизоды в эпи-ческом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними |
Поэзия природы = 10 часов | ||||||
78 | А.С. Пушкин «Обвал» | Какие средства выразительности речи помогают увидеть красоту природы глазами поэта? | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному насле-дию своей страны, формирование навы-ков анализа текста | К.: формировать ситуацию сотрудничества Р.: применять метод информационного поиска, в том числе компьютерных средств П.: приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить исследование прочитанного текста | Научится выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразитель-но-выразительные средства | |
27 неделя | 79 | Ф.И. Тютчев, стихотворения | В чем особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX века? | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному насле-дию своей страны, формирование навы-ков анализа текста | К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение Р.: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности П.: уметь проводить исследование поэтического текста | Научится выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать актерское чтение (фонохрестоматию) |
IV четверть. Апрель | ||||||
80 | А.Н. Майков, стихотворения | В чем особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX века? | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному насле-дию своей страны, формирование навы-ков анализа текста | К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение Р.: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности П.: уметь проводить исследование поэтического текста | Научится выразительно читать, анализировать стихотворения, сопоставлять поэтические тексты один с другим | |
81 | К.Д. Бальмонт «Где б я ни странствовал…» | В чем особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX века? | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному насле-дию своей страны, формирование навы-ков анализа текста | К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение Р.: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности П.: уметь проводить исследование поэтического текста | Научится выразительно читать, анализировать стихотворения, сопоставлять поэтические тексты один с другим | |
28 неделя | 82 | Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке» | В чем особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX века? | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному насле-дию своей страны, формирование навы-ков анализа текста | К.: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение Р.: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности П.: уметь проводить исследование поэтического текста | Научится выразительно читать, анализировать стихотворения, сопоставлять поэтические тексты один с другим |
83 | Проекты по разделу «Поэзия природы» | Как проводить анализ поэтического текста? | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции | К.: уметь работать самостоятельно по индивидуальному маршруту восполнения проблемных зон в обучении Р.: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств П.: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию | Научится анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания | |
29 неделя | 84-86 | К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» | В чем особенность мира природы в рассказах К.Г. Паустовского? | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармонического развития личности | К.: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказыва-ние, формулировать свою точку зрения и позицию Р.: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата П.: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах | Научится выразительно читать текст произведения, владеть элементами анализа, навыками монологической речи |
87 | Е.И. Носов, рассказы | Какую характеристику героям можно дать по их поступкам? | Формирование оце-ночного отношения к содержанию художе-ственного произведе-ния, поступкам персо-нажей на основе лич-ностных ценностей | К.: уметь строить монологическое высказывание, учитывать мнение других Р.: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать свой ответ П.: уметь искать и выделять нужную для ответа информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы | Научится выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков | |
«Идет война народная, священная война!..» = 4 часа | ||||||
30 неделя | 88-90 | Стихотворения о Великой Отечественной войне | Каково было значение поэзии в годы Великой Отечественной войны? | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведений | К.: формировать навыки комментированного чте-ния, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию Р.: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, формировать умение работать в группе П.: уметь воспринимать стихотворный текст, вычленять нужную информацию, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста | Научится выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим, развивать патриотические чувства |
31 неделя | 91 | В.М. Шукшин «Жатва» | Какую характеристику героям можно дать по их поступкам? | Формирование оце-ночного отношения к содержанию художе-ственного произведе-ния, поступкам персо-нажей на основе лич-ностных ценностей | К.: уметь строить монологическое высказывание, учитывать мнение других Р.: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать свой ответ П.: уметь искать и выделять нужную для ответа информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы | Научится выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков |
Рассказы о твоих сверстниках = 8 часов | ||||||
92-93 | Ю.П. Казаков «Тихое утро» | Какова тема произведения? | Формирование познавательного интереса к творчеству русских писателей | К.: уметь ставить вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Р.: уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала П.: овладеть навыками смыслового чтения, уметь структурировать знания | Научится выразительно пересказывать текст, находить в тексте изобразительно-выразительные средства | |
Май | ||||||
32 неделя | 94-95 | В.А. Солоухин «Мститель» | Какую характеристику героям можно дать по их поступкам? | Формирование оце-ночного отношения к содержанию художе-ственного произведе-ния, поступкам персо-нажей на основе лич-ностных ценностей | К.: уметь строить монологическое высказывание, учитывать мнение других Р.: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать свой ответ П.: уметь искать и выделять нужную для ответа информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать; делать выводы | Научится выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков |
33 неделя | 96-97 | Рэй Брэдбери «Мальчик-невидимка» | О чем заставляет задуматься нас рассказ Рэя Брэдбери? | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писате-лей, воспитание личностных ценнос-тей на основе образов героев произведения | К.: формировать навыки комментированного чте-ния, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию Р.: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ П.: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста | Научится анализировать произведение, характеризовать героев и их поступки |
98-99 | Проекты «Любимые книги, любимые авторы» | Какую роль играет книга в жизни человека? | Формирование позна-вательного интереса к творчеству русских и зарубежных писате-лей | К.: уметь строить монологическое высказывание Р.: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно П.: уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки | |
34-35 неделя | 100-105 | Резервные уроки | Насколько усвоен материал 5 класса? | Формирование оценочного отно-шения к содержанию художественных про-изведений, поступков литературных персонажей | К.: уметь строить монологическое высказывание Р.: уметь планировать алгоритм ответа и работать самостоятельно П.: уметь искать и выделять необходимую информацию, синтезировать полученную информацию для составления ответа | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс УМК Г.И.Беленького
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным ...
Рабочая программа по литературе 10 класс УМК Г.И.Беленького
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным ...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.
Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...
Рабочая программа по литературе 8 класс (Беленький Г.И.) 2 ч/нед
Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе - федерального компонента государственного стандарта основного общего образования стандарта, - Программы общеобр...
Рабочая программа по литературе 5 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)
Рабочая программа по литературе включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....
Рабочая программа по литературе 7 класс (учебник-хрестоматия под ред. Г.И.Беленького)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список учебно-методической литературы....
Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Г.И. Беленького
Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к учащимся, календарно - тематическое планирование, содержание ........
Комментарии
Спасибо, Ирина Витальевна!
Спасибо, Ирина Витальевна!