Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 5 класса создана с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit-ra_5_kl.docx | 54.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЗЫКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора по УВР
УТВЕРЖДЕНА
Директор школы:
____________/Т.Н.Анисимова/
______________/М.Н.Анисимова/
« ____» __________2011 г. Приказ №____от «____»_________2011 г
ПРИНЯТА
на педагогическом совете:
Протокол № ___ от «____»________ 2011 г.
Рабочая программа
на 2011 – 2012 учебный год
Предмет: Литература
Класс: 5
Составитель: Анисимова Татьяна Николаевна.
2011 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса создана с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Количество часов в 5 классе
В год – 68 часов, из них на развитие речи - 5 часов
Внеклассных чтений – 7 часов
В неделю – 2 часа
Плановых контрольных работ
Классное сочинение | 3 |
Домашнее сочинение | 1 |
Программное и учебно-методическое
оснащение учебного плана.
Класс: 5 | ||
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Федеральный компонент | 6 |
Региональный компонент | ||
Школьный компонент | ||
Реквизиты программы | Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. 4-е издание. Издательство Москва «Мнемозина» 2009. Авторы: Г.И. Беленький, М.М.Голубков и др. | |
УМК обучающихся | Учебник. Литература. 5 класс. Издательство Москва «Просвещение», 2010. | |
УМК учителя | Учебник. Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. Издательство Москва «Просвещение», 2010. Поурочные разработки по русскому языку. Н.В.Егорова. Издательство Москва «ВАКО», 2011. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс. Н.В.Егорова. Издательство Москва «ВАКО», 2010. Тестовые задания по русскому языку . 5 класс. Г.А.Богданова. Москва, Просвещение, 2010. Поурочные планы по учебнику Т.А. Ладыженской. Русский язык. 5 класс. И.В. Карасева. Издательство Волгоград «Учитель», 2007. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Т.А. Захарова, О.В. Левицкая и др. Издательство Москва «Планета», 2010. (Современная школа). Повторение и контроль знаний. Русский язык. 5 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. И.П. Белоконева, Г.М. Вялкова и др. Издательство Москва «Планета», 2010. (Качество обучения). Уроки русского языка в 5 классе. Г.А. Богданова. Издательство Москва «Просвещение», 2003. Русский язык. Региональный компонент Тульской области. Учебное пособие для учащихся 5-11 классов средних общеобразовательных учреждений области. Составители: Е.Ю.Макарочкина, Н.В. Зарниченко. Тула. Издательство «Александр Невский», 2004. |
Учебно – тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи | Внеклассное чтение |
Введение. | 1 | ||
Мифы. | 6 | 1 | |
Устное народное творчество. | 8 | 1 | 1 |
Сказочные события и герои в литературе. | 14 | 1 | 1 |
Басни. | 6 | 1 | 1 |
Человек перед лицом жизненных испытаний. | 20 | 2 | |
Поэзия природы. | 8 | 1 | |
«Идет война народная. Священная война!...» | 3 | 1 | |
Рассказы о твоих сверстниках | 2 | 1 | |
Итого | 68 | 5 | 7 |
Формы и средства контроля
№ п.п. | Тема | Что проверяем | Форма контроля | |
Р.р. Контрольная работа по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». | Знать отличия литературной сказки от народной. Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста. | Классное сочинение | ||
Р.р. Подготовка к контрольной работе по басням И.А. Крылова. | На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения. | Домашнее сочинение | ||
Р.р. Контрольная работа по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами | Классное сочинение | ||
Р.р. Контрольная работа по произведению А.И. Куприна «Белый пудель». | Знать содержание и проблематику изученного произведения. Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. | Классное сочинение |
Содержание учебного курса
(68 часов)
Введение. (1ч.) Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.
I. Мифы (5ч. +1ч.)
Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.
Мифы Древнего Египта
Для чтения и бесед
«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.
Мифы Древней Греции
Для чтения и бесед
О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».
Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.
Для самостоятельного чтения
Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
Мифы древних славян
Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.
II. Устное народное творчество
(6 ч. + 1ч. + 1ч.)
Народные сказки
Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.
Для чтения и бесед
«Белая уточка», «Кот и лиса».
Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).
Легенды и предания
Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.
Для чтения и бесед
«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».
Малые жанры фольклора
(загадки, пословицы и поговорки)
Для чтения и бесед
Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
Народный кукольный театр
Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.
Для чтения и бесед
«Петрушка Уксусов»
Для самостоятельного чтения (к разделу II)
«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.
III. Сказочные события и герои в литературе (12ч. + 1ч. + 1ч.)
Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.
А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
«Руслан и Людмила» (фрагменты).
Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.
Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.
Для чтения и изучения
«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.
Е.Л. Шварц. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.
О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.
П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.
Для чтения и бесед
«Каменный цветок». Герой сказа Бажова – труженик и художник.
Для самостоятельного чтения (к разделу III)
В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе», А.М. Волков. «Волшебник Изумрудного города», Л.И. Лагин. «Старик Хоттабыч», Ю.К. Олеша. «Три толстяка», Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени», А.С. Некрасов. «Приключения Барона Врунгеля».
Х.К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла», Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли», Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес», В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос».
IV.Басни (4ч. +1ч.+1ч.)
Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.
И. А. Крылов. Сведения о жизни баснописца.
Для чтения и изучения
«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха».
Для чтения и бесед
«Лжец», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и петух» (по выбору учителя).
Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафантена («Лисица и виноград»).
Для самостоятельного чтения (к разделу IV)
И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и оОбезьяна»; Эзоп. Басни.
V. Человек перед лицом жизненных испытаний (18ч. + 2ч.)
М. Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
Для чтения и изучения
«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.
Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.
Для чтения и бесед
М.Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А.С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. «Как часто в горестной разлуке…»).
А. В. Кольцов. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения
«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.
И. С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.
Для чтения и изучения
«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.
Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.
Л. Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.
Для чтения и изучения
«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр.Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения.
В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.
Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что – осудить дачников.
А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
Для самостоятельного чтения (к разделу V)
А.В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка», А.И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К.М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей).
VI. Поэзия природы (7ч. + 1ч.+1ч.)
Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.
Для чтения и изучения
А.С. Пушкин. «Обвал», Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...»; Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».
К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведения.
Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».
Для самостоятельного чтения (к разделу VI)
А.А. Фет. «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…»; А.Н. Майков. «весна», «Весна! Выставляется первая рама…», «Осень « (отрывок); В.В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К.Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. «Лесные дни»; М.М. Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин», «Родные поэты» (сб. стихотворений).
VII. «Идет война народная, священная война!...» (2 ч. + 1ч.)
Для чтения и бесед
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли», В.М. Шукшин. «Жатва».
Для самостоятельного чтения (к разделу VII)
В.П. Катаев. «Сын полка».
VIII. Рассказы о твоих сверстниках (2ч.)
Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения
«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.
В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Мститель». Рассказ как жанр литературы.
Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)
Ю.П.Казаков. «Арктур - гончий пес», «Ночь», «Тедди».
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Примечание |
Введение (1 ч.) | |||
1 | Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы. | ||
Мифы (5 ч. + 1 ч.) | |||
2 | Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей. | ||
3 | Мифы Древнего Египта. Мечта народа о победе над смертью. «Великое путешествие солнечной Ладьи». | ||
4 | Мифы Древней Греции. О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». | ||
5 | Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Особенности стихотворной речи поэмы. | ||
6 | Мифы древних славян. Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа | ||
7 | Вн.чт. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции». | ||
Устное народное творчество (6 ч.+ 1 ч. +1 ч.) | |||
8 | Народные сказки . Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. | ||
9 | Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка), «Солнце, месяц и ворон воронович»(русская народная сказка). | ||
10 | Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). «Белая уточка», «Кот и лиса». | ||
11 | «Пишу сказку…» (написание собственной сказки) | Р.р. | |
12 | Легенды и предания. Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. «О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». | ||
13 | Малые жанры фольклора. Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. | ||
14 | Народный кукольный театр. Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха. «Петрушка Уксусов». | ||
15 | Вн.чт. Любимые произведения устного народного творчества. | ||
Сказочные события и герои в литературе (12 ч. + 1 ч. +1 ч.) | |||
16 | Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной. | ||
17 | А.С.Пушкин . Сведения о жизни поэта. «Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. | ||
18 | Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма. | ||
19 | Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева». | ||
20 | Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. | ||
21 | Выражение авторского отношения к героям в их портретах. | ||
22 | Написание контрольного сочинения по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева». | Р.р. | |
23 | Е.Л. Шварц. Сведения о жизни писателя. «Золушка» (киносценарий). | ||
24 | Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. | ||
25 | Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. | ||
26 | П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. | ||
27 | Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок». | ||
28 | Герой сказа Бажова – труженик и художник. | Р.р. | |
29 | Вн.ч. В мире литературных сказок. | ||
Басни (4 ч. + 1 ч. + 1 ч.) | |||
30 | Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. | ||
31 | И. А. Крылов. Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок». | ||
32 | И. А. Крылов. «Волк на псарне», «Квартет». | ||
33 | И. А. Крылов. «Демьянова уха», «Кукушка и Петух». | ||
34 | Подготовка к контрольному домашнему сочинению по басням И.А. Крылова. | Р.р. | |
35 | Вн. чт. Басни Эзопа и Лафонтена. | ||
Человек перед лицом жизненных испытаний (18ч. + 2ч.) | |||
36 | М. Ю. Лермонтов . Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. | ||
37 | «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись. | ||
38 | Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение. | ||
39 | А. В. Кольцов. Сведения о жизни поэта. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. | ||
40 | Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. | ||
41 | И. С. Тургенев . Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. «Муму». История создания рассказа. | ||
42 | Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Влияние на человека барства и рабства. | ||
43 | Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. | ||
44 | Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. | ||
45 | Написание контрольного сочинения по рассказу И.С. Тургенева «Муму». | Р.р. | |
46 | Л. Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе. «Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. | ||
47 | Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). | ||
48 | Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. | ||
49 | Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения | ||
50 | В.М.Гаршин . Сведения о жизни писателя. «Сигнал». | ||
51 | Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена. | ||
52 | А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя. «Белый пудель». | ||
53 | Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). | ||
54 | Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). | ||
55 | Написание контрольного сочинения по рассказу И.А. Куприна «Белый пудель». | Р.р. | |
Поэзия природы (7 ч. + 1ч.) | |||
56 | Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. | ||
57 | А.С. Пушкин. «Обвал». А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». | ||
58 | Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...». | ||
59 | Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…». | ||
60 | К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона». | ||
61 | «Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. | ||
62 | Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. | ||
63 | Вн. чт. Е. И. Носов. «Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась». | ||
«Идет война народная, священная война!...» (2 ч. + 1ч.) | |||
64 | К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; | ||
65 | О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли». | ||
66 | Вн. чт. В.П. Катаев. «Сын полка». | ||
Рассказы о твоих сверстниках (2ч.) | |||
67 | Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа. | ||
68 | В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель». Рассказ как жанр литературы. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
по литературе за курс 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....