лабораторная работа по литературе в 11 классе "М.Цветаева "Стихи к Блоку"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Диалог поэтов в цикле М.И. Цветаевой «Стихи к Блоку» Лабораторная работа по литературе

Слайд 2

Терминология Перифраза – стилистический приём , состоящий в замене слова или словосочетания описательным выражением, указывающим на какие- либо существенные в данном случае , важные художественном отношении свойства, качества, признаки, лица, предмета, явления. Горшков А.И. Русская словесность.: От слова к словсености .

Слайд 3

Символы «Нежный призрак», «рыцарь без укоризны», « снеговой первенец», «снежный лебедь», «Божий праведник», «вседержитель моей души», «мертвый ангел», «некий Серафим»

Слайд 4

Определите смысловую роль крыльев Белый рыцарь - настоящий победитель, «избранный», как сказали бы евангелисты. В этом символе есть ещё один аспект, который можно увидеть в эпитетах «скитающийся», «странствующий». Это символ для человека , который выбрал долгий одинокий и тяжелый путь искупления грехов своих или всего человечества.

Слайд 5

Определите смысловую роль крыльев Лебедь- птица света. Он не отражает свет, но сам есть сгусток света в чистом пространстве, сам светоносен. Скорее , он связан с тихим звёздным светом, а не с огнём. Лебедь- птица милосердия. Лебедь также- всеобщая размытость, всеобщая переходность , отсыл каждой стихии от себя в другую.

Слайд 6

Определите смысловую роль крыльев Праведник- святой , который прославился духовными подвигами и святостью в обычной жизни, а не в монастыре.

Слайд 7

Определите смысловую роль крыльев Ангел- это слово в переводе с греческого и еврейского языков обозначает «вестник». Оно выражает собой понятие о духовных существах и служении их , так как через них Господь являет свою волю и делает их орудием исполнения оной. Из Священного Писания знаем, что они владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волею, умом и могуществом ,и занимают высшую ступень в ряду творений.

Слайд 8

Определите смысловую роль крыльев Серафим- один из 10 чинов небесной иерархии , ближайший к Богу. Именно Серафим обладает способностью возбуждать и воспламенять других в любви к Богу, очищает их огнём.

Слайд 9

Герой цикла «нежного призрака»- «Рыцаря без укоризны»- «снегового певца»- «Снежного лебедя»- «Божьего праведника»- «Вседержителя души»- «мертвого ангела»- «серафима»

Слайд 10

Терминология Цикл – жанровое образование, состоящее из нескольких стихотворений, причем в цикле каждое стихотворение становится одной из граней авторского мировоззрения и существует только в соотнесённости и единстве с другими стихами. Циклообразующие связи: общее для всего ансамбля стихотворений заглавие; стихотворения расположены в строгой последовательности , создающей единую ритмическую организацию цикла; общность лексики ; единый лирический герой. ( по книге Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра .)

Слайд 11

Цветопись Красный –цвет пламени, огня , как карающего, так и очищающего. Этот цвет животворного тепла, а следовательно, символ жизни. Но он же и цвет крови, прежде всего ,крови Христа , а значит, в богословской интерпретации , знак истинности его воплощения и грядущего спасения рода человеческого.

Слайд 12

Цветопись Белый –часто противостоит красному как символ божественного цвета. С античности белый цвет имел значение чистоты и святости , отрешенности от мирского(цветного) , устремлённости у духовной простоте и возвышенности. Эту символику он сохранил и в православном сознании. На иконах и росписях многие святые и праведники изображены в белом.

Слайд 13

Цветопись Голубой и синий –воспринимаются как символы трансцендентального мира (трансцендентальный –изначально присущий рассудку, не приобретённый из опыта, недоступный познанию, находящийся за пределами опыта, лежащий по ту сторону опыта) Голубой –символ духовной чистоты и целомудрия. Одеяние первосвященника символизирует возвышение сердца над земными вещами.

Слайд 14

Цветопись Черный –в противоположность белому воспринимается как знак конца, смерти. В иконописи только глубины пещеры –символ могилы, ада, -закрашиваются черной краской.

Слайд 15

Цветопись Золотой, цвет солнца, солнечный – иконописная мистика в высшем , духовном значении этого слова. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении и как бы образуют вокруг него чин . Изо всех цветов один только золотой, солнечный означает центр божественной жизни, а все прочие –её окружение . Один Бог , сияющий «паче солнца», есть источник царственного цвета .

Слайд 16

Вывод В данном цикле Поэтесса создала свой образ поэта, взяв за основу лирических героев произведений Блока. Это поэт, созданный в воображении М.Цветаевой. Она представляет себе Блока именно таким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа по литературе в 8 классе

Лабораторная работа по литературе в 8 классе была проведена по теме "Историческая основа темы Родина в стихотворении А.Блока "Россия" и  цикла "На поле Куликовом"...

лаборатоная работа по литературе в 11 классе "М.Цветаева "Стихи к Блоку"

данный материал содержит презентацию к уроку, содержание  лабораторной работы для учеников и материал лабораторной работы для учителя...

лаборатоная работа по литературе в 11 классе "М.Цветаева "Стихи к Блоку"

данный материал содержит презентацию к уроку, содержание  лабораторной работы для учеников и материал лабораторной работы для учителя...

Лабораторные работы по литературе

Лабораторные и  практические работы  на уроках литературы - это  учебно-исследовательская деятельность, основной функцией которой должно являться побужден...

Конспект открытого урока по литературе: «Это всё – о России» (Блок). Тема Родины в творчестве А. Блока.

Место и значение образа Родины в творчестве Блока; связь этого образа с мыслями поэта о долге художника и назначении искусства. Анализ стихотворений «Русь», «Россия», «На поле Куликовом». Очен...

Лабораторная работа по литературе "Зимнее утро" А.С. Пушкин

Лабораторная работа по литературе в 6 классе. Самостоятельный анализ стихотворения, закрепление художественных средств....

Лабораторная работа "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока "Двенадцать"

Лабораторная работа "Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока "Двенадцать" позволяет организовать групповой творческий поиск...