Урок литературы в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок по произведению Л. Андреева "Кусака"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок литературы в 6 классе | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака».
Цель урока: проанализировать рассказ Л. Андреева «Кусака», рассмотреть проблемы, поднятые автором в произведении.
Задачи:
Образовательная: формирование навыков анализа художественного текста, знакомство с понятием гуманизм
Развивающая: развитие самостоятельности мышления, умения выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли; умения видеть авторскую позицию
Воспитательная: воспитание гуманного отношения к животным, чувства добра, жалости, любви и благодарности.
Форма урока: групповая работа.
Мир сотворён, но ещё недосоздан,
Задан маршрут: через тернии к звёздам,
Зло и добро в роковом поединке переплелись.
Человек – посрединке.
Т. Жермунская.
Ход урока.
Перед каждым из вас лежит белый лист бумаги. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на него? Можно ли сравнить его с новорождённым ребёнком? Он начинает расти – формируется характер. Как вы думаете, что влияет на формирование характера человека? Разделите лист на две части, в первой половинке запишите положительные черты характера, присущие вам, а во второй части те качества, которые вы хотели бы изменить в себе.
Ранжирование. Какое положительное качество является наиболее важным?
- Присуще ли вам такое качество как доброта?
-Что всегда противостоит добру?
Сегодня мы с вами будем говорить о добре и милосердии, о жестокости и зле, противостояние которых очень ярко показал Леонид Андреев в рассказе «Кусака».
Запишем тему урока.
Работа будет построена в группах. Заполнение таблицы (словарная работа).
Добро | Зло |
Вступительное слово учителя.
Л. Андреев - великий русский писатель, незаслуженно забытый и долгое время не изучавшийся в школе. Он прожил недолгую жизнь, но много трудностей, испытаний выпало на его долю.
А. М. Горький считал Л. Андреева «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».
Сообщение ученика.
Л. Андреев родился 9 августа 1871 в г. Орле в семье частного землемера Николая Ивановича Андреева и обедневшей дворянки из польского рода Анастасии Николаевны Пацковской. Семья при отце жила в сравнительном достатке: был свой дом и огромный сад. Мальчик рано приобщился к чтению.
Но «Коточка» (так звали его в семье) не просто читал, уже тогда в нем пробудилась страсть к «декоративности» и театральный талант, он старался всячески разыгрывать процесс чтения, смешивая фантазию и действительность.
1882-1891 гг. - учеба в Орловской классической гимназии. За гордый и сумрачный вид товарищи прозвали его герцогом.
1889 г.- умирает отец. Семья начинает бедствовать. После смерти отца многодетная семья (четверо братьев и две сестры) Андреевых бедствовала, и «Коточка», как старший, кормил её, подрабатывая, в частности, рисованием портретов на заказ. Андреев оставил после себя превосходные картины, а перед самой смертью увлекался цветной фотографией - тогда это было редкостью во всем мире.
Благодаря его заработкам учились в гимназии младшие братья и сестры.
1891 г. - поступил на юридический факультет Петербургского университета.
1892 г. - под псевдонимом Л. П. (вероятно, Леонид Пацковский) напечатал ради заработка в журнале «Звезда» первое произведение- рассказ о голодном студенте «В голоде и золоте».
1893 г. - за неоплату обучения исключен из Петербургского университета. Перевелся на юридический факультет Московского университета.
1897 г. - Заканчивает университет. Получил должность помощника присяжного поверенного.
1898 г. - в газете «Курьер» напечатан «Баргамот и Гараська». С этого дня Андреев ведет отсчёт своей литературной карьеры.
Андреев мучился не только проблемами своего времени. Он был художником философского взгляда. Его творчество питали «вечные» вопросы существования: жизнь и смерть, сущность человека и его назначение в мире, человек перед лицом тайн бытия, возможности познающей мысли.
Высшими ценностями жизни, составляющими, по Андрееву, ее коренную сущность, является героическое деяние, любовь, творчество, но их окружает социальное зло. А путей преодоления зла писатель не знает.
Его произведения дороги нам жгучим ощущением противоречий времени, непримиримостью к злу, порывами из тьмы к свету, защитой прав социально обездоленной личности, отстаиванием гуманистических ценностей.
Л. Андреев всегда в тревоге за человека, чтобы тот не жил хлебом единым, не погрязал в мелочах. Он зовет отрешиться от повседневной суеты, эгоистических забот, мещанского прозябания и задуматься над высшими целями человеческого существования.
Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных.
Вопрос классу: Вы прослушали сообщение. Какие вопросы поднимал писатель в своих произведениях?
Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете высказывание Т. Жермунской?
Дома вы прочитали рассказ «Кусака». Кто является главным героем этого произведения?
Что о рассказе говорит сам автор: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
II. Работа над содержанием рассказа. (Групповая работа)
- Какие чувства вызвал у вас прочитанный рассказ?
Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром, а что злом, очень важно понять, где находится граница между этими понятиями.
- Мы переходим к анализу рассказа, давайте поразмышляем над ним, обращая внимание даже на то, что на первый взгляд кажется несущественным – ведь в художественном произведении не бывает ничего случайного, будем внимательны к художественному слову.
- Какие 3 периода в жизни Кусаки вы можете выделить? Составьте план рассказа.
1. Беседа-наблюдение по 1 части рассказа.
Обратимся к самому началу рассказа. Первое предложение несёт на себе большую смысловую нагрузку, зачитаем его.
- Почему повествование начинается с местоимения ОНА? Что хочет сказать автор о герое рассказа?
- Рассказ начинается тройным отрицанием. Как вам кажется, зачем это автору?
- Почему действие рассказа начинается зимой? Как вы думаете?
- Как жила собака? Как складывались её взаимоотношения с окружающим миром? Расскажите.
- Почему же Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице? Как это объясняет автор?
- Кратко расскажите о случае с пропойцей -мужиком. Почему он пнул собаку?
- Мужик-пропойца - человек добрый или злой? Автор пишет: «Он всех любил и всех жалел… Выпишите из текста слова, характеризующие мужика.
- Какую роль этот случай сыграл в жизни собаки?
Но всё же и при такой собачьей жизни она не сломалась. Устроила свою жизнь так, что изредка бывала довольна собой и даже испытывала чувство гордости. Как это получалось?
2. Беседа –размышление по 2 главе
- Обратимся ко второй части. Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены? Расскажите.
- Хорошие это были люди? Как вы это поняли?
- Каким образом люди лишили собаку её непримиримой злобы? Что сыграло свою роль? Выпишите фразы, подтверждающие изменения поведения Кусаки, найдите в тексте подтверждение тому, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.
В 3 части Л.Андреев пишет: «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака…» Как понять это выражение?
- Кусака меняется как внутренне, так и внешне. Найдите и прочитайте описание внешности собаки. Сравните, какой собака была и какая стала.
- Куда делся страх?
- Вспомним, как собака выражала свои чувства?( чтение отрывка «Единственное…»)
- Выпишите эпитеты, которые подбирает автор, чтобы показать, как выглядела собака в этой ситуации?
- Как вы думаете, чем была Кусака для Лёли и других детей? Докажите текстом.
- Почему никто из «очень добрых дачников» не замечает этой мольбы?
- Каким одним словом можно охарактеризовать поведение людей?
Анализ 4 главы.
Прошло звонкое, весёлое лето. Наступила осень.
- Какие средства художественной изобразительности использует автор для создания этой потрясающей картины?
Выразительное чтение в лицах эпизода «Разговор Лели с мамой»
Леля трижды повторяет слово ЖАЛКО. Как она произносит это слово и как меняется её внутреннее состояние с каждой фразой? Какую оценку вы можете дать
Найдите и прочитайте описание природы, в котором автор выражает свое отношение к происходящему. Как пейзаж помогает нам понять душевное состояние Кусаки?
- Добрые или недобрые люди, приехавшие на дачу, - персонажи рассказа Л.Андреева?
Вывод: В них, как и во многих других людях, живёт и добро и зло. Многое зависит от того, какой выбор сделает для себя человек в той или иной ситуации: повернётся в сторону добра или подчинится злу.)
Вернёмся к вашему списку «качеств». Что вы можете добавить?
Рефлексия. Выставление оценок.
Развернутый ответ на вопрос «Над чем я сегодня впервые задумался?»
Домашнее задание: 1.Составьте словарную статью слов: гуманизм, нравственность, милосердие, сострадание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...