Урок литературы в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Прокашева Любовь Николаевна

Урок по произведению Л. Андреева "Кусака"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака».

Цель урока: проанализировать рассказ Л. Андреева «Кусака», рассмотреть проблемы, поднятые автором в произведении.

Задачи:

Образовательная: формирование навыков анализа художественного текста,  знакомство с понятием гуманизм

Развивающая: развитие самостоятельности мышления, умения  выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли; умения  видеть авторскую позицию

Воспитательная: воспитание гуманного отношения к животным, чувства добра, жалости, любви и благодарности.

Форма урока: групповая работа.

 Мир сотворён, но ещё недосоздан,

Задан маршрут: через тернии к звёздам,

Зло и добро в роковом поединке переплелись.

Человек – посрединке.

                                           

 Т. Жермунская.

Ход урока.

Перед каждым из вас лежит белый лист бумаги. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на него? Можно ли сравнить его с новорождённым ребёнком? Он начинает расти – формируется характер. Как вы думаете, что влияет на формирование характера человека? Разделите лист на две части, в первой половинке запишите положительные черты характера, присущие вам, а во второй части те качества, которые вы хотели бы изменить в себе.

Ранжирование. Какое положительное качество является наиболее важным?

- Присуще ли вам такое качество как доброта?

-Что всегда противостоит добру?

Сегодня мы с вами будем говорить о добре и милосердии, о жестокости и зле, противостояние которых очень ярко показал Леонид Андреев в рассказе «Кусака».

Запишем тему урока.

Работа будет построена в группах. Заполнение таблицы (словарная работа).

Добро

Зло

Вступительное слово учителя.

Л. Андреев - великий русский писатель, незаслуженно забытый и долгое время не изучавшийся в школе. Он прожил недолгую жизнь, но много трудностей, испытаний выпало на его долю.

А. М. Горький считал Л. Андреева «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».

Сообщение ученика.

Л. Андреев родился 9 августа 1871 в г. Орле в семье частного землемера Николая Ивановича Андреева и обедневшей дворянки из польского рода Анастасии Николаевны Пацковской. Семья при отце жила в сравнительном достатке: был свой дом и огромный сад. Мальчик  рано приобщился к чтению.

Но «Коточка» (так звали его в семье) не просто читал, уже тогда в нем пробудилась страсть к «декоративности» и театральный талант, он старался всячески разыгрывать процесс чтения, смешивая фантазию и действительность.

1882-1891 гг. - учеба в Орловской классической гимназии. За гордый и сумрачный вид товарищи прозвали его герцогом.

1889 г.- умирает отец. Семья начинает бедствовать. После смерти отца многодетная семья (четверо братьев и две сестры) Андреевых бедствовала, и «Коточка», как старший, кормил её, подрабатывая, в частности, рисованием портретов на заказ. Андреев оставил после себя превосходные картины, а перед самой смертью увлекался цветной фотографией - тогда это было редкостью во всем мире.

Благодаря его заработкам учились в гимназии младшие братья и сестры.

1891 г. - поступил на юридический факультет Петербургского университета.

1892 г. - под псевдонимом Л. П. (вероятно, Леонид Пацковский) напечатал ради заработка в журнале «Звезда» первое произведение- рассказ о голодном студенте «В голоде и золоте».

1893 г. - за неоплату обучения исключен из Петербургского университета. Перевелся на юридический факультет Московского университета.

1897 г. - Заканчивает университет. Получил должность помощника присяжного поверенного.

1898 г. - в газете «Курьер» напечатан «Баргамот и Гараська». С этого дня Андреев ведет отсчёт своей литературной карьеры.

Андреев мучился не только проблемами своего времени. Он был художником философского взгляда. Его творчество питали «вечные» вопросы существования: жизнь и  смерть, сущность человека и его назначение в мире, человек перед лицом тайн бытия, возможности познающей мысли.

Высшими ценностями жизни, составляющими, по Андрееву, ее коренную сущность, является героическое деяние, любовь, творчество, но их окружает социальное зло. А путей преодоления зла писатель не знает.

Его произведения дороги нам жгучим ощущением противоречий времени, непримиримостью к злу, порывами из тьмы к свету, защитой прав социально обездоленной личности, отстаиванием гуманистических ценностей.

Л. Андреев всегда в тревоге за человека, чтобы тот не жил хлебом единым, не погрязал в мелочах. Он зовет отрешиться от повседневной суеты, эгоистических забот, мещанского прозябания и задуматься над высшими целями человеческого существования.

Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных.

Вопрос классу: Вы прослушали сообщение. Какие вопросы поднимал писатель в своих произведениях?

Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете высказывание Т. Жермунской?

Дома вы прочитали рассказ «Кусака». Кто является главным героем этого произведения?

Что  о рассказе говорит сам автор: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

II. Работа над содержанием рассказа. (Групповая работа)

 - Какие чувства вызвал у вас прочитанный рассказ?

 Для определения, что такое хорошо, а что такое плохо, что является добром, а что злом, очень важно понять, где находится граница между  этими понятиями.

 -  Мы переходим к анализу рассказа,  давайте поразмышляем над ним, обращая внимание даже на то, что на первый взгляд кажется несущественным – ведь в художественном произведении не бывает ничего случайного, будем внимательны к художественному слову.

 - Какие 3 периода в жизни Кусаки вы можете выделить? Составьте план рассказа.

1. Беседа-наблюдение по 1 части рассказа.

 Обратимся к самому началу рассказа. Первое предложение несёт на себе большую смысловую нагрузку, зачитаем его.

 - Почему повествование начинается с местоимения ОНА? Что хочет сказать автор о герое рассказа?

- Рассказ начинается тройным отрицанием. Как вам кажется, зачем это автору?

- Почему действие рассказа начинается зимой? Как вы думаете?

 - Как жила собака? Как складывались её взаимоотношения с окружающим миром? Расскажите.

 - Почему же Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице? Как это объясняет автор?

- Кратко расскажите о случае с пропойцей -мужиком. Почему он пнул собаку?

              - Мужик-пропойца - человек добрый или злой? Автор пишет: «Он всех любил и всех жалел Выпишите из текста слова, характеризующие мужика.

 -  Какую роль этот случай сыграл в жизни собаки?

Но всё же и при такой собачьей жизни она не сломалась. Устроила свою жизнь так, что изредка бывала довольна собой и даже испытывала чувство гордости. Как это получалось?

2. Беседа –размышление по 2 главе

 - Обратимся ко второй части. Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены? Расскажите.

 - Хорошие это были люди? Как вы это поняли?

 - Каким образом люди лишили собаку её непримиримой злобы? Что сыграло свою роль? Выпишите фразы, подтверждающие изменения поведения Кусаки, найдите в тексте подтверждение тому, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.

 В 3 части Л.Андреев пишет: «Всею своей собачьей душой расцвела Кусака…»  Как понять это выражение?

              -  Кусака  меняется как внутренне, так и внешне. Найдите и прочитайте описание внешности собаки.  Сравните, какой собака была и какая стала.

- Куда делся страх?

- Вспомним, как собака выражала свои чувства?( чтение  отрывка «Единственное…»)

 - Выпишите эпитеты, которые  подбирает автор, чтобы показать, как выглядела собака в этой ситуации?

- Как вы думаете, чем была Кусака для Лёли и других детей? Докажите текстом.

 - Почему никто из «очень добрых дачников» не замечает этой мольбы?

 - Каким одним словом  можно  охарактеризовать поведение людей?

 Анализ   4 главы.

Прошло звонкое, весёлое лето.  Наступила осень.  

-  Какие средства художественной изобразительности использует автор для создания этой потрясающей картины?

Выразительное чтение в лицах эпизода «Разговор Лели с мамой» 

Леля трижды повторяет слово ЖАЛКО. Как она произносит это слово и как меняется её внутреннее состояние с каждой фразой? Какую оценку вы можете дать

Найдите и прочитайте описание природы, в котором автор выражает свое отношение к происходящему. Как пейзаж помогает нам понять душевное состояние Кусаки?

- Добрые или недобрые люди, приехавшие на дачу, - персонажи рассказа Л.Андреева?

Вывод: В них, как и во многих других людях, живёт и добро и зло. Многое зависит от того, какой выбор сделает для себя человек в той или иной ситуации: повернётся в сторону добра или подчинится злу.)

Вернёмся к вашему списку «качеств». Что вы можете добавить?

Рефлексия. Выставление оценок.

 Развернутый ответ на вопрос «Над чем я сегодня впервые задумался?»

Домашнее задание: 1.Составьте словарную статью  слов: гуманизм, нравственность, милосердие, сострадание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...