Рабочая программа по литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литатуре 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование 7 класс | 37.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора директор МОУ «СОШ
Ковалькова Е.Н. __________ по УВР МОУ «СОШ с. Липовка»
Протокол №____от Липовка» Федулов А.Ю.______
«___»_________2013г. Федулова И.Н.__________ Приказ №_______от
«____»_________2013г. «____» _________2013
Рабочая программа по литературе
7 класс МОУ «СОШ с. Липовка»
Учитель русского языка и литературы 1 категория
Блохина Наталия Викторовна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___от «___»______2013г.
2013-2014 учебный год.
Учебно-тематическое планирование
по литературе
Класс 7
Учитель Блохина Наталия Викторовна
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений литература 5 - 11 классы. М.: Дрофа, 2001.
Учебник «Литература 7 класс». Т.Ф. Курдюмова Издательство «Дрофа», 2009.
Дополнительная литература Поурочные планы по литературе 7 класс. И.В. Золотарева, Н.В. Егорова Москва «ВАКО» 2013
Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы, составитель Т.Ф. Курдюмова Издательство «Дрофа», 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
№ урока | Название темы | Кол-во уроков | Дата | Использование ресурсов кабинета и ИКТ |
1 | Введение. Роды и жанры литературы. | 1 | ||
Устное народное творчество | 2 | |||
2 | Фольклор и его жанры. Былина «Садко» | 1 | ||
3 | Сатирическая драма «Барин» и детский фольклор | 1 | ||
Из древнерусской литературы | 2 | |||
4 | Мир и человек в эпоху Возрождения | 1 | ||
5 | У. Шекспир «Ромео и Джульетта» | 1 | ||
Русская литература 19 века | 40 | |||
6 | Классическая литература 19 века и ее жанры | 1 | ||
7 | Басня в античной литературе. Русская басня 18-19 веков. | 1 | ||
8 | В.А. Жуковский. Очерк жизни и творчества | 1 | ||
9 | Баллады «Рыбак» и «Перчатка» | 1 | ||
10 | А.С. Пушкин «Элегия», «Певец», «19 октября» | 1 | ||
11 | А.С. Пушкин. Жанры лирики поэта | 1 | ИКТ | |
12 | Жанры прозы А.С. Пушкина | 1 | ||
13 | Повесть «Барышня-крестьянка» | 1 | ||
14 | Героиня повести – Лиза Муромская. Соседи-помещики. | 1 | ||
15 | Незавершенный роман «Дубровский» | 1 | ||
16 | Владимир Дубровский и Маша | 1 | ||
17 | Судьба героев романа | 1 | ||
18 | М.Ю. Лермонтов. Различные жанры в творчестве поэта. | 1 | ИКТ | |
19 | Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. | 1 | ИКТ | |
20 | Поэма «Мцыри» | 1 | ИКТ | |
21 | Романтический сюжет и романтический герой | |||
22 | Герой поэмы «Мцыри» и его исповедь | 1 | ||
23 | Р.р. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | ||
24 | Н.В. Гоголь. История создания комедии «Ревизор». | 1 | ИКТ | |
25 | Городничий и чиновники города | 1 | ||
26 | Образ Хлестакова | 1 | ||
27 | Женские образы комедии | 1 | ||
28 | Речевые характеристики героев | 1 | ||
29 | Хлестаковщина | 1 | ||
30 | Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк» | 1 | ||
31 | И.С. Тургенев. Последние годы творчества. История создания «Стихотворений в прозе» | 1 | ||
32 | Н.А. Некрасов. Гражданская лирика поэта | 1 | ||
36 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирические сказки писателя | 1 | ||
37 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | ИКТ | |
38 | Сатира – одна из форм комического. Урок развития речи | 1 | ||
39 | Н.С. Лесков. Особенности стиля прозы писателя. | 1 | ||
40 | Герои сказа «Левша» | 1 | ||
41 | Н.С. Лесков «Левша» (главы, не вошедшие в учебник). | 1 | ||
42 | М. Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Памфлет | 1 | ||
43 | А.П. Чехов. Юмористические рассказы молодого писателя. Рассказ «Хирургия» | 1 | ||
44 | Рассказ «Жалобная книга» | 1 | ||
45 | А. Конан Дойл и его герой Шерлок Холмс | 1 | ||
46 | Новелла «Пляшущие человечки» и ее герои | 1 | ||
Русская литература 20 века | 25 | |||
47 | Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях 20 века | 1 | ||
48 | Лирика начала 20 века | 1 | ||
49 | Из истории сонета | 1 | ||
50 | М. Горький «Легенда о Данко» | 1 | ИКТ | |
51 | Сказка «Старый год» | 1 | ||
52 | Урок внеклассного чтения. М. Горький «Сказки об Италии». | 1 | ||
53 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение…» | 1 | ||
54 | «Гимн обеду». | 1 | ||
55 | М.А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием» | 1 | ||
56 | М.А. Булгаков «Собачье сердце» (главы из повести) | 1 | ||
57 | К.Г. Паустовский «Рождение рассказа» | 1 | ||
58 | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади» | 1 | ИКТ | |
59 | М.А. Шолохов «Они сражались за родину» | 1 | ИКТ | |
60 | Стойкость и героизм участников сражений | 1 | ||
61 | В.Г. Распутин «Уроки французского» | 1 | ||
62 | Душевная теплота учительницы | 1 | ||
63 | А.Т. Твардовский. Лирические раздумья поэта | 1 | ИКТ | |
64 | А.В. Вампилов. «Несравненный Наконечников» | 1 | ||
65 | Р. Шекли. Особенность юмора в фантастическом произведении | 1 | ||
66 | Из истории эссе | 1 | ||
67 | Из истории пародии | 1 | ||
68-69 | Итоговые уроки. Рекомендации по самостоятельному чтению во время каникул. Самостоятельное чтение и литературные игры на досуге. | 2 | ||
70 | Контрольное тестирование | 1 | ||
Итого | 70 |
Тематическое планирование.
Темы курса | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Устное народное творчество | 2 |
Из древнерусской литературы | 2 |
Русская литература 19 века | 40 |
Русская литература 20 века | 25 |
Итоги года | 70 |
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе;
Учащиеся должны уметь:
-различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликты;
-видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
-аргументировать оценку героев и событий;
-выделять основной конфликт художественного произведения;
-сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
-написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Результаты изучения предмета «Литература»
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении предмета «Литература»:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы:
познавательные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений фольклора и литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
ценностно-ориентационные:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и определение собственного отношения к ней;
коммуникативные:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
эстетические:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем курса
Роды и жанры литературы
Фольклор.
Литература эпохи Возрождения
У. Шекспир. «Р о м е о и Д ж у л ь е т т а». С о н е т ы.
Литература XIX века
Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.
Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.
В. А. Жуковский. «П е р ч а т к а», «С в е т л а н а».
А. С. Пушкин. «Э л е г и я», «К п о р т р е т у Ж у к о в с к о г о», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Н а х о л м а х Г р у з и и л е ж и т н о ч н а я м г л а...», «Я в а с л ю б и л: л ю б о в ь е щ е б ы т ь м о ж е т...», «Т у ч а», «Д р у з ь я м», «19 о к т я б р я» (Роняет лес багряный свой убор...»), «М о я э п и т а ф и я»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина.
Жанры прозы А. С. Пушкина.
«П о в е с т и Б е л к и н а» («Барышня-крестьянка» и др.). «Д у б р о в с к и й».
Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.
М. Ю. Лермонтов. «С м е р т ь п о э т а», «Н е т, я н е Б а й р о н, я д р у г о й...», «Э л е г и я», «С т а н с ы», «П е с н я», «Р о м а н с», «Д у м а», «М о л и т в а» («В минуту жизни трудную...»). «М ц ы р и».
Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р».
И. С. Тургенев. «С в и д а н и е», «С т и х о т в о р е н и я в п р о з е» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.).
Н. А. Некрасов. «Ж е л е з н а я д о р о г а», «Р а з м ы ш л е н и я у п а р а д н о г о п о д ъ е з д а». Гражданская лирика Некрасова.
М. Е. Салтыков-Щедрин. «П о в е с т ь о т о м, к а к о д и н м у ж и к д в у х г е н е р а л о в п р о к о р м и л», «П р е м у д р ы й п и с к а р ь», «Б о г а т ы р ь». Сатирические сказки писателя.
Н. С. Лесков. «Л е в ш а».
А. П. Чехов. «Х и р у р г и я», «Ж а л о б н а я к н и г а», «С м е р т ь ч и н о в н и к а». Юмористические рассказы Чехова.
Описания на страницах художественных произведений
Портрет героя в произведениях различных жанров
Литература XX века
Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.
Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а ч е л о в е к у», «Т р у д»; И. А. Бунин. «И з г н а н и е», «У п т и ц ы е с т ь г н е з д о...»; К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у г у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е л е й...», «И ю л ь — м а к у ш к а л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Г р о з а и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е л ю б л ю...»; М. Карим. «Е в р о п а — А з и я» и др.
М. Горький. «П е с н я о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й Г о д».
В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у».
М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м» (новая постановка).
К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а».
Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и».
А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в».
Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе. К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».
Великая Отечественная война в художественной литературе
Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея.
А. Н. Толстой. «Р у с с к и й х а р а к т е р».
М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты).
В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о».
Фантастика и ее жанры
Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и».
Детективная литература и ее жанры.Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.
А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и».
Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.
Учебно-методическое обеспечение.
Для ученика (обучающегося)
Обязательная
Учебники
Учебник «Литература 7 класс: Т.Ф. Курдюмова, Дрофа, 2009.
Дополнительная
Н.Г. Быкова. Полная хрестоматия 7 класс. М.: Эксмо, 2006.
Для учителя (преподавателя)
Обязательная
- Государственный стандарт основного общего образования по литературе;
- Программа основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета литература в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Литература.
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы.
Т.Ф. Курдюмова. Дрофа. 2007.
Дополнительная
- Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по литературе издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.
- Полная хрестоматия 7 класс.
- Поурочное планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (авт. В.Г. Петрович, Н.М. Петрович). – С.: Лицей, 2008.
- Л.Н. Савина. Уроки литературы в 7 классе. Издательство Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....