БРЕЙН – РИНГ
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

(По творчеству А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn_-_ring.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                           

БРЕЙН – РИНГ

(По творчеству А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.)

                                                                                                      Подготовил

                                                                                                уч. русского языка

                                                                                              и литературы МБОУ СОШ № 7

                                                                                                       Ксенич В.А.

                                                   

Цели:  

1.Обучающая: Обобщить знания учащихся о жизни, творчестве А.Н.Островского, А.А.Фета, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева.

2. Воспитывающая:  воспитание эстетических  взглядов,  любви к своей Родине, воспитание уважения к личности писателя и его произведениям.

3.Развивающая: развитие познавательных качеств, творческих способностей учащихся, формирование их мировоззрения.

Тип урока: брейн-ринг.

Оформление класса и оборудование:

  1. Выставка рисунков учащихся «А.А.Фет-певец русской природы», «Ф.И.Тютчев о личном и вечном».
  2. Выставка докладов, рефератов.
  3. Портреты писателей, поэтов.

4.    На доске мысли писателей и поэтов о вечном и прекрасном.

  1.  Карточки с вопросами.
  2.  Выставка книг, критической литературы.
  3. Часы.

Ход урока:

1.Слово учителя: Ребята! Сегодня в нашем классе пройдут ожесточённые бои. Нет, нет, не пугайтесь. Бои пройдут в форме брейн-ринга. В переводе на русский язык «брейн» означает интеллект (интеллектуальный). Значит, бои у нас будут интеллектуальные, и оружием будут  не линейки и указки, а знания жизни и творчества И.А.Гончарова, А.Н.Островского, С.И.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Правила игры: класс разделён на 4 команды, в каждой команде избран капитан, который отвечает за окончательный ответ своей команды. В классе два игровых стола, к которым учитель приглашает две команды.

                                                                                                   

В руках учителя часы.

Ребята! Я зачитываю вопрос и потом говорю слово «Время»! После этого слова капитан команды может сразу поднять руку, если есть ответ, если его нет, то команда может совещаться одну минуту, после чего она должна отвечать, если одна команда ответила неправильно, то у другой команды есть 20 секунд для обсуждения, после чего она должна отвечать на вопрос.

Побеждает команда, которая первой набрала 3 очка.

Затем встречаются следующие  2 команды, выявляется победителель.

После этого борьба идёт между победителями за 1 и 2 место, между побеждёнными - за 3 и 4 место.

2 Вопросы:

1.Посмотрите внимательно на портреты и ответьте на вопрос: чьи это строки?» Только человек и только он один во всём мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда всё это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нём эти вопросы. «(А.А.Фет)

2  «Победного произведения,…в нашей литературе не было. Она, бесспорно, занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам».

Кто автор этих строк и о каком произведении он говорит? (И.А.Гончаров о драме «Гроза» Островского А.Н.).

3.»Я встретил вас - и всё былое

В отжившем сердце ожило,

Я вспомнил время золотое,

И сердцу стало так тепло…

Кто автор этих слов и кому посвящались они? (Ф.И.Тютчев эти строки посвятил Амалии фон Лерхенфельд, в которую влюбился в 1823году в Мюнхене).

4.Известно, что стихи А.А.Фета с 1842года начинают регулярно появляться на страницах 2-х ведущих литературных журналов. Назовите эти журналы? («Москвитянин» и «Отечественные записки»)

5»Она вышла замуж, не по - любви, по убеждению за человека очень умного, с практическим смыслом, твердою волей..»

Кто эта женщина? (А.С.Одинцова. И. С.Тургенев «Отцы и дети»)

6. «Всё моё внимание и все мои силы устремлены на следующую большую пьесу…Я думаю закончить её в этом же году, и постараюсь отделать самым тщательным образом, потому что это будет сороковое моё оригинальное произведение». Кто написал эти строки и о каком произведении идёт речь? (А.Н.Островский писал в 1876году Ф.А.Бурдгену, имея в виду пьесу «Бесприданница».)

7.Та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь на сердце, чем старее оно, тем

                                                               свежей…

Кто автор этих строк? Какой печальный образ навеял поэту эти строки? (А.А.Фет. Мария Кузьминична Лазич, в которую был влюблён Фет А.А.)

8.Унять-то его некому, вот он и воюет!» О ком идёт речь? Чьи это слова? (Шапкин (Мещанин) говорит Кудряшу (конторщик Дикого) о Диком.)

9.В 1860году он порвал с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н.А.Добролюбова о его романе. Он не принял содержащихся в ней революционных выводов. Кто этот человек? (И.С.Тургенев. Речь идёт о его романе «Накануне»).

10.1823год,1826год,1833год,1850год. С каким именем связаны эти годы и что произошло с этим человеком в данное время?

С 1823года-Ф.И.Тютчев влюбился в Амалию.

1826год-он женился на Элеоноре Петерсон

1833год-он влюбился в Эрнестину Дёрнберг

1850г-он влюбился в Е.Денисьеву

11.Он умер близ Парижа в местечке Буживаль. Прах перевезён на родину и похоронен на Волковском кладбище в Петербурге. О ком идёт речь? (о Тургеневе. Он похоронен 22 августа в 1833году)

12. О каком произведении Николай 1 писал: «Напрасно печатано, играть же запретить»? (Пьеса Островского «Свои люди-сочтёмся!»

13.Посмотрите на этот рисунок и скажите, какое стихотворение Ф.И.Тютчева вдохновило ученицу вашего класса создать это произведение?

14. «Ещё кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я и видела». Чьи это слова? Из какого произведения? (Катерина. Драма «Гроза» А.Н.Островского).

15.До какого чина в армии дослужился А.А.Фет? (до штабс-ротмистра).

16.Кто из писателей в 1880г. произнёс речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве? (И.С.Тургенев).

17.В каком городе и у кого поселился 44-летний русский помещик, отставной ротмистр Афанасий Неофитович Шеншин, который в начале 1820 года лечился в Германии? (в Дармштадте у оберкричскомиссара Карда Бенкера)

18.Сколько детей имела Агафья Матвеевна Пшеницына?(3-х)

19.Добавьте последнее четверостишье А.А.Фета:

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня…

                                         (зреет)1843год

20.На каком судне участвовал в кругосветном путешествии Гончаров, кто был начальником экспедиции? (фрегат «Паллада», вице-адмирал Е.В.Путятин).

Подведение итогов, выставление оценок.

Используемая лит-ра: Произведения А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, И.С.Тургенева, А.Н.Островского, И.А.Гончарова. Статьи Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, А.В. Дружинина, Н.А.Некрасова, И.С.Аксакова, М.А.Актоновича, Н.Н.Страхова,…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс

Внеклассное мероприятие по истории. Брейн-ринг "Политическая раздробленность на Руси" 6 класс. Мероприятие подготовлено к предметной неделе. Участвуют команды параллели 6-х  классов....

физико-математический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие для 9-10 классов. С помощью мероприятия хотелось повысить интерес учеников к предмету....

Сценарий брейн-ринга.

     Данный сценарий разработан для детей 4 -6 классов. Он позволяет в доступной и увлекательной форме закрепить знания, полученные на уроках. Вопросы брейн- ринга достаточ...

Физико-математический брейн-ринг 8-9 класс

Цель: -развитие и укрепление интереса к предмету, -развитие познавательной и творческой деятельности, -развитие культуры коллективного умственного труда....

Математический "Брейн-ринг" для учащихся 8-х классов

Данный «Брейн-ринг» способствует , развитию познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, повышению интереса к изучению математики, расширению кругозора , углублению знаний по ма...

Внеклассное мероприятие Математический «Брейн-ринг» в 8 классе

Цели:  Развивать и укреплять интерес  к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную  деятельность, развивать сообразительность, любознательность,  логическое...