Урок по литературе Антуан де Сент – Экюпери "Маленький принц"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Сказку “Маленький принц” Экзюпери написал за несколько месяцев до смерти. Это произведение стало его писательским завещанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Боженина Раиса Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Андреевка Екатериновскоо района, Саратовской области.

ТЕМА УРОКА.  Антуан де Сент – Экюпери «Маленький принц».

ЦЕЛЬ УРОКА:  раскрыть нравственные проблемы, поставленные автором в произведении.

 ЗАДАЧИ УРОКА:                    

Образовательная: формировать умения и организовывать деятельность учащихся по анализу художественного текста.

Воспитательная: воспитание ответственности за свои поступки;  умение ценить дружеские отношения.

Развивающая: развивать творческие способности учащихся.

 ОБОРУДОВАНИЕ: ПК;  мультимедийный проектор; диск с песнями А.Пахмутовой.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: книга А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”; презентация урока; аудиозаписи.

Эпиграф урока : Ты в ответе за того, кого приручил.

                                                                      Антуан де Сент - Экзюпери.

Ход урока

I. Сообщение темы и постановка цели урока.  

II. Сообщение учителя о писателе.  Показ слайдов с фотографиям Антуана де Сент – Экзюпери.

   Сегодня мы с вами познакомимся с человеком, который сумел проявить себя в жизни не только как отважный  летчик но  и как талантливый писатель.  Это Антуан де Сент – Экзюпери. Он  родился в 1900 году во Франции, в городе  Лионе. В 1926 году Сент – Экзюпери нашел свое призвание – стал летчиком. Летал в Африку, где встретился в пустыне  со своим героем – Маленьким принцем из одноименной сказки.   Во время Второй мировой войны стал военным летчиком, совершил несколько боевых вылетов, был представлен к награде.  31 июля 1944 года  Экзюпери, вылетев на задание, из боевого полета не вернулся. Пропал без вести. Долгое время было неизвестно место его гибели. В 1996 году один рыбак обнаружил в  Средиземном море, недалеко от Марселя, браслет, который принадлежал Экзюпери. В 2003 году специалисты подняли фрагмент самолета, которым он управлял. Самолет был сбит немецким летчиком. Он был писателем и летчиком одновременно. Погиб Экзюпери – летчик, но писатель Сент – Экзюпери приобрел бессмертие своими произведениями. Самое известное из них – «Маленький принц». Сказка переведена на 180 языков мира!

Звучит песня «Маленький принц» Музыка

– Сказку “Маленький принц” Экзюпери написал за несколько месяцев до смерти. Это произведение стало его писательским завещанием. На первый взгляд, это обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочным планетам. Но так ли это? Мы отправимся вместе с Маленьким принцем в это путешествие и посмотрим, что же завещал нам Экзюпери.

III. Работа с текстом сказки.

 Давайте обратимся  к тексту сказки и попытаемся  разобраться  в философских вопросах, которые решает в сказке писатель, о ценности  взаимоотношений, об ответственности за свои поступки.

- Кем хотел стать рассказчик в детстве?  Зачитайте страницы текста. 

- Как отнеслись к этому взрослые,  и какие были последствия? (« Взрослые посоветовали  не рисовать, а побольше заниматься географией…..»Мальчик утратил веру в себя).

- Перескажите эпизод встречи летчика  с Маленьким принцем. Что их сблизило?  (Маленький принц понял и принял рисунки автора)

- Расскажите, чем занимался Маленький Принц на своей планете ? (Сообщение учащихся)

- Какое правило твердо усвоил Маленький принц? ( “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету”). Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.

- Ваш дом, ваша школа, ваш класс – это тоже ваша маленькая планета. И вы, ребята, должны твердо усвоить правило Маленького принца.

- Почему Маленький принц решил путешествовать?  ( Поссорился с розой)

Давайте прочитаем по ролям эпизод прощания (часть IХ со слов «Прощайте, - сказал он…)

- Что понял на Земле Маленький принц? ( «Ничего я тогда не понимал.! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность….Но я был слишком молод, я еше не умел любить.») 

- Как вы, ребята,  объясните слова Маленького принца? Какой вывод нужно  сделать для себя?  

Сообщение учащихся о посещении принцем планет. Показ слайдов.

1 планета –  посещение короля. Какой вывод можно сделать?  « Власть должна быть разумна”.

2 планета –  посещение честолюбца.  Какой вывод можно сделать? «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».

3 планета –  посещение пьяницы . Вывод:  «Каждый человек должен найти силы изменить себя к лучшему».

4 планета –  посещение делового человека.  Если человек считает своим главным достоинством то, что он деловой  занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

5 планета –  посещение фонарщика.  Зачитать слова «Вот человек.…он  думает не только о себе»

- Почему такую оценку дал Маленький принц фонарщику, и как вы относитесь к его словам?

6 планета – посещение географа, который посоветовал Маленькому принцу посетить Землю

. Что поразило его на Земле и огорчило? (Он увидел сад, полный роз, и почувствовал себя очень несчастным.  Его красавица говорила, что подобных ей нет. «Я-то воображая, что владею единственным в мире цветком…»

Релаксация . Звучит музыка . Bethoven – Lunnaja Sonata.  Идут слайды. Пейзаж земли, розы.

- Расскажите, ребята, о встрече Маленького принца с Лисом.  (Сообщение  учащихся о том, как Маленький принц приручил Лиса. Приручить – значит отдать частичку своего сердца.)

Чтение по ролям Глава 22 от слов: - Поди, взгляни еще раз на розы.

- Какой самый главный секрет открыл Лис Маленькому принцу? (…зорко одно лишь сердце. Самого главного не увидишь……ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

- Что понял Маленький принц? (Он понял, что его Роза совсем не похожа на других, потому что только ей он отдал частицу сердца. Он приручил ее и теперь за нее в ответе.)

- Как вы, ребята, понимаете слово приручить, приведите примеры (Сообщения учащихся)

Сент - Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу, и любить тех, кого мы приручили. Я хочу, чтобы слова, подаренные Лисом Маленькому принцу, стали в вашей жизни основным правилом. Давайте запишем в тетрадь эти афоризмы. (Запись в тетрадь со слайда)

- Как заканчивается сказка? (Сообщение учащихся)

Звучит песня «Верность» Музыка

IV Подведение итогов

- О чем же ребята, эта сказка? Что завещал нам Сент – Экзюпери?  (Сообщение учащихся: о  любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и красоте, об ответственности за тех, кого ты приручил) 

- Понравился вам сказка? А сейчас проверим, внимательны ли вы были на уроке?

Тест ( На слайде.)     Звучит песня «Маленький принц»

 

1. Почему рассказчик в сказке отказался от «блестящей карьеры художника»?

а) плохо рисовал;

б) утратил веру в себя;

в) занялся другим делом;

2. Как называлась маленькая планета принца?

а) Астероид В – 612;

б) Астероид В – 3251;

в) Венера -  В – 561;

3) Сколько всего планет посетил Маленький принц?

а) 5;

б) 6;

в) 7;

4) Кого первым на Земле встретил Маленький принц?

а) барашка;

б) змею;

в) летчика.

5) Прибыв на Землю, какое разочарование постигло Маленького принца?

а) он попал в пустыню;

б) он оказался совсем один;

в) он увидел сотни тысяч роз.

6) Какую мудрость дарит Лис?

а) надо иметь больше друзей;

б) никогда не предавай друга;

в) ты в ответе за того, кого приручил,

7)  Что просил нарисовать Маленький принц для барашка?

а) намордник;

б) веревку;

в) ящик.

8) Сколько времени Маленький принц пребывал на Земле?

а) 5 месяцев;

б) два года;

в) один год.

9) Почему Маленький принц вернулся на свою планету?

а) ему скучно стало на Земле;

б) понял, что он в ответе за цветок;

в) он многое узнал и спешил рассказать другим.

10). Кто помог Маленькому принцу вернуться на его планету?

а) летчик;

б) змея;

в) Лис.

Проверка теста на слайде.

V. Домашнее задание. В презентации  к сказке были использованы иллюстрации, которые нарисовал Сент – Экзюпери.  А какими вы увидели Маленького принца и других героев сказки?  Подготовьте свои иллюстрации.

 

– Что вам больше всего запомнилось в произведении? Какими мудрыми советами вы обязательно воспользуетесь в своей жизни?

Какой же секрет открыл Маленькому принцу Лис? (Слайд 6) (“Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”). (Слайд 22)

– Чему научился сам главный герой сказки и чему учит это произведение нас?

– Да, ребята, Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Учитесь радоваться золотым колосьям пшеницы, безграничному звездному небу, свежему глотку родниковой воды, цветку, подаренному от чистого сердца!

– Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня “Маленький принц”, муз. М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу. (Можно заранее заготовить с детьми “сердечки”). (Слайд 23)

Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.

И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям! Ведь человек “без корней” обречен.

“Ты в ответе за тех, кого приручил…”. Обнимите маму и папу, подарите им “свое сердечко” и тихонечко скажите друг другу эти слова: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили”. (Слайд 24)(Звучит песня “Маленький принц”). 

XV. Рефлексия. (Слайд 25) 

– Дорогие мои друзья! “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым”. Мне очень хочется подарить вам этот замечательный цветок. “Что в нем особенного?” – спросите вы.

Давайте внимательно посмотрим, что за лепестки у нашего цветка.

Первый лепесток – “Я и мой организм”. Каждый человек дышит, слышит, видит. Очень важно уметь чувствовать, все ли нормально в нашем организме.

Второй лепесток – “Я и мой разум”. Если вдруг ты почувствовал себя плохо, может быть, у тебя поднялась температура или заболела голова, то очень важно выбрать правильное решение: не играть в шумные игры, а прилечь и спокойно отдохнуть.

Третий лепесток – “Я и мое настроение”. Если мы погладим этот лепесток, то он нам подскажет, с каким настроением легче жить. Оказывается, что наши чувства могут даже принести вред нам и нашим близким. Давайте больше улыбаться и радоваться окружающему миру!

Четвертый лепесток – “Я и окружающий мир”. Мы каждый день играем, разговариваем, просто встречаемся со знакомыми и незнакомыми людьми. Запомни замечательное правило: “Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!”

Пятый лепесток – “Это я сам”. Этот лепесток напоминает нам, что мы сами играем главную роль в том, что с нами случается. Задумайтесь, какими мы хотим быть, кем мы хотим стать, – все зависит только от нас самих. Но очень важно, чтобы наши поступки не обижали тех людей, которые живут с нами рядом.

А вот и шестой лепесток – “Я и моя жизнь”. Если прикоснуться к этому лепестку, то нам станет понятным то, что каждый лепесток учит нас по-своему, но важно суметь прислушаться ко всем лепесткам вместе, одновременно.

Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному из его лепестков. Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать мальчикам и девочкам, что в жизни хорошо, а что плохо. А когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые видят нас.

Представьте себе волшебный цветок, который поможет вам быть счастливыми и здоровыми. Выберите свой Цветок Здоровья и Счастья, и пусть он вам принесет Удачу, а мне покажет ваше настроение от нашей встречи!

– Спасибо! (Слайд 26) Приложение

Литература:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. “Маленький принц”. М: Детство. Отрочество. Юность, 2006. – 75 с.
  2. “Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики в 1-4 классах”/ авт.-сост. И.В. Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78 с.
  3. Интернет ресурсы: официальный сайт “Маленького принца” в России/ Маленький_принц.htm; malenjkii_printc_chastj_16.htm; Princ.htm; Я знаю силу слов.htm
  4. Сухин И.Г. “Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя).

ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть проблемы, поставленные автором в произведении.

ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать художественный текст; постигать философию произведения, его нравственную сторону; закрепление знаний о художественных средствах языка.

ФОРМА УРОКА: беседа с элементами дискуссии,  презентация, аудиозаписи.

ОБОРУДОВАНИЕ: художественный текст, листы-заготовки для домашнего задания, компьютер для показа презентации и видеоклипа.

ХОД УРОКА

Постановка цели урока. Работа с эпиграфом.

“В жизни у каждого сказка своя…”

Учитель литературы (У.Л.) читает эпиграф. – А какие бывают сказки?

Ученики (у.) дают разные ответы

У.Л. – Как часто вы смотрите на небо, любуетесь звездами?

у. отвечают

У.Л. – Если человек “за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб”. Мы сейчас побываем в сказочной стране. ВИДЕОКЛИП НА ПЕСНЮ “МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ”

У.Л. – Сегодня мы с вами познакомимся с необычной книгой – сказкой французского писателя с красивым именем Антуан де Сент-Экзюпери.

Ученик дает биографическую справку и начинается показ презентации.

Биографическая справка. Экзюпери родился в 1900 году в Лионе в аристократической семье. Когда ему было 12 лет, он впервые летал на самолете, но это пока не стало для него главным в жизни. Во время Второй мировой войны стал военным летчиком. 31 июля 1944 года летчик-разведчик Экзюпери, вылетев на задание, из боевого полета не вернулся. Пропал без вести. Но имя писателя облетело весь мир и ушло в бессмертие. Он был писателем и летчиком одновременно. “Для меня писать и летать – одно и то же”.

У.Л. – Сказку “Маленький принц” Экзюпери написал за несколько месяцев до смерти. Это произведение стало его писательским завещанием. На первый взгляд, это обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но так ли это? Давайте отправимся вместе с Маленьким принцем в это путешествие и посмотрим, что же завещал нам Экзюпери.

Ученики рассказывают о жизни Маленького принца на его планете.

У. – Он твердо усвоил правило: “встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету”. Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.

У.Л. – Чем они опасны? Почему автор говорит нам: “Дети берегитесь баобабов!”

У. – Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то потом от него не избавиться. Он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать ее в клочья.

У.Л. – Рассказ этот метафоричен. По мнению Экзюпери, самый страшный баобаб – это фашизм. Также и в каждом человеке есть семена “дурной сорной травы”. Если вовремя не распознать в себе ростки дурного, то за это потом можно дорого поплатиться.

Работа в группах. Сообщение о планетах.

1 планета – ПОСЕЩЕНИЕ КОРОЛЯ. Ученики делают вывод: “С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна”.

2 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ЧЕСТОЛЮБЦА. Вывод: “Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал”.

3 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ПЬЯНИЦЫ. Вывод: Каждый человек должен найти силы изменить себя, если это нужно.

4 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Вывод: Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

5 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ФОНАРЩИКА. Вывод: Нужно быть верным своему слову и думать не только о себе.

У.Л. – И вот Маленький принц на земле. Какое разочарование постигло его здесь?

У. – он увидел сотни тысяч роз, и заплакал. “А ведь его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной”.

У.Л. – Потом Маленький принц повстречался с Лисом, который открыл ему самый главный свой секрет. Какую мудрость дарит он нам?

У. – чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили. “Ты всегда в ответе за того, кого приручил”.

У. – Маленький принц понял, что его Роза совсем не похожа на других, потому что только ей он отдал частицу сердца. Он приручил ее и теперь за нее в ответе.

У.Л. – Как вы понимаете слово “приручить”?

У. – надо не только давать живому существу пищу, а понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье. Приручить – значит отдать частичку своего сердца.

У. – Лис сказал: “Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.

У.Л. – Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу, и любить тех, кого мы приручили.

У.Л. – Как заканчивается сказка?

У. – Летчик и Маленький принц расстаются. Маленькому принцу надо вернуться на свою планету к Розе и ради этого он просит змею, чтобы она укусила его. Он должен уйти из земной жизни.

У.Л. – Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери? (Показ слайда с афоризмами).

Обсуждение высказываний учениками. Ученики самостоятельно выбирают эпиграф к уроку, объясняют свой выбор.

У.Л. – Я открою вам один секрет. Читать эту книгу можно в любом возрасте. Совсем маленький ребенок воспринимает ее как сказку. Нас она заставила задуматься над очень серьезными жизненными вопросами. Если вы прочитаете ее, когда станете старше, эта сказка откроется вам по-другому. Потому что это мудрая притча о любви и верности, о дружбе и самопожертвовании, доброте и красоте.

Показ слайда с изображением памятника писателю.

У.Л. – Почему скульптор изобразил Экзюпери сидящим?

У. – Для того, чтобы автор был наравне с Маленьким принцем. Экзюпери считал, что дети и взрослые равны.

У.Л. – Экзюпери говорил: “Я писал, чтобы сказать моему поколению: вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля”.

Домашнее задание. Заполните листы-заготовки и напишите сочинение-отзыв о сказке Экзюпери “Маленький принц”.

Цели урока:

  • способствовать организации деятельности учащихся по анализу текста;
  • развивать творческие способности и мыслительные процессы;
  • содействовать развитию умения ценить красоту человеческих отношений.

Тип урока: Урок закрепления знаний и способов деятельности

Оборудование урока: книга А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”; карточки с заданиями; толковый словарь; компьютерное сопровождение.

Эпиграф урока: Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. … У детства свои, ему свойственные способы видеть, думать и чувствовать; нет ничего нелепее, заменять их нашими. (Жан Жак Руссо)

Ход урока

I. Оргмомент.

Учитель: Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает. (Эпиграф урока, ответы детей: как они понимают слова Руссо). (Слайд 2) Приложение

– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз. (Звучит песня “Детские сны”).

– Если у вас хорошее настроение, то, как вы можете подарить его другим людям при встрече? Как вы без слов сообщаете им о своем прекрасном настроении? Правильно, улыбкой! Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение.

Поднимите большой палец правой руки те, у кого сейчас хорошее настроение и кто готов поделиться им с остальными. А теперь все, кто поднимал палец, пусть пошлют свои улыбки тем, у кого не очень хорошее настроение.

Итак, от улыбки станет всем теплей! Наша лучистая и теплая улыбка может улучшить всем настроение и поможет нам сегодня работать.

II. Диагностика внимания. Корректурная проба. (Слайд 3. 4) 

Учитель: – Сейчас я вам раздам бланки, на которых записаны различные буквы. Вы должны найти и зачеркнуть “не” и подчеркнуть “о”. Так мы проверим внимание на начало урока. (Сверяют самостоятельно. За каждую ошибку вычитается 20 знаков, за пропущенную строку – 60.)

III. Разминка. Актуализация знаний.

Учитель: – Отгадайте: 1. В кого превратилось чудище из сказки С.Аксакова “Аленький цветочек”? (В принца). 2. Прекрасный, душистый цветок. Королева всех цветов. (Роза). 3. Зверя нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. (Лис).

Учитель: – Ребята, а какая связь между этими словами? (Это персонажи сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”). (Слайд 5)

– Живет на свете много-много лет удивительная философская сказка “Маленький принц”. Удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы. Мне бы хотелось, что бы вы к концу нашего урока ответили на один из таких вопросов: Какой же секрет открыл Маленькому принцу Лис? (Слайд 6)

IV. Постановка целей урока. (Слайд 7)

Учитель: – Сегодня на уроке мы будем анализировать сказку “Маленький принц”, попытаемся осознать и понять ценность красоты человеческих отношений. Автор не писал специально для детей, но в его произведениях много ценнейших философских строк, которые должны знать и дети. Сам писатель был удивительнейшим человеком. (Рассказ ученика). (Слайд 8)

V. Проверка д/з. Работа с текстом сказки. Развитие речи.

– Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но здесь прочтете между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете.

Учитель: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).

– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми). (Слайд 9)

– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

– Почему вы так решили? (Подтверждение словами из текста)

– Поняли ли его взрослые? Почему? (“Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).

– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).

– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя). 

– Как автор познакомился с Маленьким принцем. (Краткий пересказ II главы).

– Почему мальчик показался автору необыкновенным? Выберите ответ и докажите свою точку зрения: “На этот вопрос мне помог ответить:

– портрет Маленького принца;

– то, что Маленький принц понял рисунки автора;

– слова из текста: “Итак, я во все глаза смотрел на это необычайное явление, вдалеке от всякого жилья”. (Слайд 10)

– Что еще вы знаете о Маленьком принце? (Маленький принц очень одинок. Он живет на маленькой планетке астероид Б-612. Там росла прекрасная Роза, за которой Маленький принц стал ухаживать. Он полюбил этот капризный цветок. Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам).

– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

VI. Работа с текстом. Словарная работа. Развитие речи.

– Сейчас вы будете работать в группах. Вам предстоит разгадать кроссворд, из которого мы узнаем: кого встретил маленький принц во время своего путешествия по различным планетам. (Слайд 11). (Проверка “экспертами”)

Горизонталь: 2.Маленький принц. 3.Фонарщик. 4.Географ. 5.Честолюбец. 9.Король. 10. Лис. Вертикаль: 1.Деловой. 6.Летчик. 7.Роза. 8. Пьяница.

VII. Физкультминутка.

Мы походим на носках, (Ходьба на месте)
Мы идем на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку
Чтобы сильным стать и ловким. (Останавливаются)
Ждет нас быстрая ракета (Поднимаются на носки, руки вверх)
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс.
Звезды, в гости ждите нас.
По ступенькам поднялись, (Ходьба на месте, имитируют подъем в
Дружно за руки взялись. ракету по ступенькам)

VIII. Работа с текстом. Словарная работа. Развитие речи.

– Подумайте и скажите, какие пороки олицетворяют люди, встретившиеся Маленькому принцу во время путешествия? (Властолюбие, честолюбие, пьянство, жадность, невежество). Как вы понимаете слово “порок”? (Работа со словарем). (Слайд 12)

– Итак, прежде чем оказаться на планете Земля, Маленький принц облетел много звезд и планет. Почти отчаявшись найти свою мечту, он прилетел на Землю. Опишите настроение Маленького принца. Почему ему было грустно? (Ответы детей) 

– Кого встретил Маленький принц? (Змею, Цветок, Лиса).

– Что принесла ему каждая встреча? (Мудрые советы: Змея: “Среди людей тоже может быть одиноко”; Цветок: “У людей нет корней…”; Лис: “Зорко одно лишь сердце…Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”). (Слайд 13)

– О чем говорили Лис и Маленький принц? (Лис просит, чтобы малыш его приручил). (Чтение по ролям – Глава XXI).

– Как вы понимаете слово “приручить”? (Работа со словарем) (Слайд 14)

– Почему Лис говорит, что для того, чтобы приручить кого-то, нужно запастись терпением? (Подтверждение словами из текста).

– Конечно, “слова только мешают понимать друг друга”. Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.

IX. Дифференцированное задание. Тренировка внимания и памяти.

– Я предлагаю вам поработать в паре. Выберите себе то задание, которое вы считаете вам по силам выполнить. (Слайд 15). (Проверка) (Слайды 16, 17)

Х. Упражнения на релаксацию.

1) Работа с таблицей для снятия напряжения с глаз. (Слайд 18)

2) Игра “Дотянись до звезд”. (Слайд 19)

– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….

XI. Творческое задание. Работа по вариантам.

– Опираясь на материал произведения, составьте характеристику одного из героев сказки. (Слайд 20)

XII. Домашнее задание по выбору учащихся. (Слайд 21)

1-йвариант: Составить характеристику одному из персонажей сказки, используя: словесное, изобразительное, музыкальное или театральное искусство.

2-й вариант: Используя материал урока, и опираясь на произведение, составить свой кроссворд.

XIII. Диагностика внимания. Корректурная проба. (Слайд 3, 4) 

XIV. Подведение итогов урока.

– Что вам больше всего запомнилось в произведении? Какими мудрыми советами вы обязательно воспользуетесь в своей жизни?

Какой же секрет открыл Маленькому принцу Лис? (Слайд 6) (“Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”). (Слайд 22)

– Чему научился сам главный герой сказки и чему учит это произведение нас?

– Да, ребята, Маленький принц научился видеть главное: по-настоящему ценным является одна-единственная роза, один самый желанный глоток воды. Учитесь радоваться золотым колосьям пшеницы, безграничному звездному небу, свежему глотку родниковой воды, цветку, подаренному от чистого сердца!

– Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня “Маленький принц”, муз. М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу. (Можно заранее заготовить с детьми “сердечки”). (Слайд 23)

Я верю: в каждом навсегда
Добро поселится и радость.
Взойдет любовь, отступит старость,
Найдутся новые друзья.

И если вы это осознаете, вы – маленькие жители планеты Земля, если вы научитесь видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные возродить нашу Землю, понять ее, украсить и подарить своим детям! Ведь человек “без корней” обречен.

“Ты в ответе за тех, кого приручил…”. Обнимите маму и папу, подарите им “свое сердечко” и тихонечко скажите друг другу эти слова: Мы всегда в ответе за тех, кого приручили”. (Слайд 24)(Звучит песня “Маленький принц”). 

XV. Рефлексия. (Слайд 25) 

– Дорогие мои друзья! “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым”. Мне очень хочется подарить вам этот замечательный цветок. “Что в нем особенного?” – спросите вы.

Давайте внимательно посмотрим, что за лепестки у нашего цветка.

Первый лепесток – “Я и мой организм”. Каждый человек дышит, слышит, видит. Очень важно уметь чувствовать, все ли нормально в нашем организме.

Второй лепесток – “Я и мой разум”. Если вдруг ты почувствовал себя плохо, может быть, у тебя поднялась температура или заболела голова, то очень важно выбрать правильное решение: не играть в шумные игры, а прилечь и спокойно отдохнуть.

Третий лепесток – “Я и мое настроение”. Если мы погладим этот лепесток, то он нам подскажет, с каким настроением легче жить. Оказывается, что наши чувства могут даже принести вред нам и нашим близким. Давайте больше улыбаться и радоваться окружающему миру!

Четвертый лепесток – “Я и окружающий мир”. Мы каждый день играем, разговариваем, просто встречаемся со знакомыми и незнакомыми людьми. Запомни замечательное правило: “Относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!”

Пятый лепесток – “Это я сам”. Этот лепесток напоминает нам, что мы сами играем главную роль в том, что с нами случается. Задумайтесь, какими мы хотим быть, кем мы хотим стать, – все зависит только от нас самих. Но очень важно, чтобы наши поступки не обижали тех людей, которые живут с нами рядом.

А вот и шестой лепесток – “Я и моя жизнь”. Если прикоснуться к этому лепестку, то нам станет понятным то, что каждый лепесток учит нас по-своему, но важно суметь прислушаться ко всем лепесткам вместе, одновременно.

Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались бы только к одному из его лепестков. Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать мальчикам и девочкам, что в жизни хорошо, а что плохо. А когда мы веселы, здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые видят нас.

Представьте себе волшебный цветок, который поможет вам быть счастливыми и здоровыми. Выберите свой Цветок Здоровья и Счастья, и пусть он вам принесет Удачу, а мне покажет ваше настроение от нашей встречи!

– Спасибо! (Слайд 26) Приложение

Литература:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. “Маленький принц”. М: Детство. Отрочество. Юность, 2006. – 75 с.
  2. “Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики в 1-4 классах”/ авт.-сост. И.В. Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78 с.
  3. Интернет ресурсы: официальный сайт “Маленького принца” в России/ Маленький_принц.htm; malenjkii_printc_chastj_16.htm; Princ.htm; Я знаю силу слов.htm
  4. Сухин И.Г. “Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Урок по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Содержащиеся в материале урока элементы мастерской позволяют определить воспитательную цель - формирование моральных и нравственных норм, составляющих духовный мир ребёнка - как важнейшую. А дост...

Уроки истины и доброты ( по сказке «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери )

Разработка урока по сказке "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери...

Презентация к уроку по сказке А.Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Презентация к уроку по сказке А.Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...

Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.

На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор  о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...