Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему
Цель: обобщить и систематизировать знания по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
внеклассного мероприятия,
проведенного 10 классе
в школе № 28 г. Мытищи
Хитровой Т.А.
Тема: Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе.
Цель: обобщить и систематизировать знания по русскому языку и литературе.
Задачи:
Образовательные: 1. Обобщить и систематизировать полученные знания по
разделам русского языка и литературоведении.
Воспитательные: 1. Формировать умение работать в коллективе,
2. Формировать толерантность по отношению друг к другу.
Развивающие: 1. Развивать мышление, восприятие, внимание, умение анализировать,
синтезировать, обобщать.
Оборудование: карточки с схемами и другой раздаточный материал, грамоты, таблички с номерами команд.
Класс делится на две команды. Каждой команде задаются вопросы, дается время на обсуждение, начисляются баллы за верные ответы.
№ | 1 команда | 2 команда |
Первый тур Пушкин | ||
Именно это произведение А.С. Пушкина В.Г. Белинский назвал “энциклопедией русской жизни” (“Евгений Онегин”) | Этот поэт подарил Пушкину свой портрет с подписью: “Победителю ученику от побежденного учителя” (Василий Андреевич Жуковский) | |
В романе “Евгений Онегин” о Ленском сказано: “Он пел разлуку и печаль, И нечто, и туманну даль…” Представителем какого литературного направления, судя по этим строчкам, был Владимир Ленский? (Романтизм) | Исполнились мои желанья. Творец ( Наталья Николаевна Гончарова) | |
Резервный вопрос: М.И. Глинка создал замечательный романс на стихи А.С. Пушкина. А кому они были посвящены? (Анна Петровна Керн) | ||
Лермонтов | ||
Он был, казалось, лет шести, (Мцыри) | Назовите общую тему, объединяющую стихотворения: “Сосед”, “Желание”, “Пленный рыцарь”, “Узник”. (Тема неволи) | |
“В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное, никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым…” Кому принадлежит эта характеристика Г.А. Печорина? (Вера Лиговская) | Каким смотрел он злобным взглядом, (Демон) | |
Резервный вопрос: Устраните недочеты в порядке следования глав: 4 Тамань | ||
Гоголь | ||
Необходимая вещь, за которой летал кузнец Вакула из повести “Ночь перед Рождеством” в Санкт-Петербург. (Черевички) | Эпиграф этого произведения таков: “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива” (Комедия “Ревизор”) | |
В его кабинете всегда лежала какая-то книга, заложенная на 14-й странице, которую он читал уже два года (Манилов) | “Нет уз святее товарищества”, “Нет силы сильнее веры”, “Терпи, козак – атаман будешь”. Из какой повести Гоголя взяты афоризмы? (“Тарас Бульба”) | |
Островский | ||
“Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела”. Кому принадлежат эти слова? (Катерина) | Молодой человек, сирота. Семья состоит, кроме него, еще из одного человека — его сестры. Живет из милости у своего дяди, богатого купца, присвоившего себе причитающееся ему наследство, терпит его всевозможные унижения, надругательства. Назовите имя молодого человека. (Борис Григорьевич) | |
Первое название этой комедии – “Банкрот”, а под каким названием она известна сейчас? (“Свои люди – сочтемся”) | Н.А. Андреев. Памятник А.Н. Островскому. А где он установлен? (в Москве у Малого театра) | |
Гончаров | ||
“Цвет лица у … не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что … как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. (Илья Ильич Обломов) | Гончаров известен как автор трех романов на “О…”. Назовите эти романы. (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв) | |
Именно это событие из жизни писателя легло в основу книги очерков “Фрегат “Паллада”. (Кругосветное путешествие) | Имя актера, исполнившего роль Обломова в художественном фильме Н.С. Михалкова “Несколько дней из жизни И. И. Обломова” (1979). (Олег Табаков) | |
Тургенев | ||
Это увлечение давало богатый материал для наблюдений писателя и даже вошло в название книги рассказов. (Охота) | Эта французская певица, друг писателя, оказала большое влияние на его судьбу. (Полина Виардо) | |
До Тургенева этот жанр активно разрабатывал Ш. Бодлер. Условный термин, введенный в русскую поэтику И. Тургеневым, который написал ряд небольших поэтических произведений в прозаической форме. О чем идет речь? (Стихотворения в прозе) | Прототипом какой героини Тургенева стала его дочь Полина (Пелагея)? (Ася) | |
Второй тур Фонетика | ||
Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук) | Этому числу равно количество букв русского алфавита. (33) | |
В буквальном переводе с латинского это –“переписывание”. А обозначает этот термин условную передачу звучащего слова с помощью графических знаков. (Транскрипция (“trans-” – пере- “criptio” - писать)) | Именно это обозначает йотированный гласный в позиции после согласного. (Мягкость согласного и гласный звук) | |
Резервный вопрос: Этим фонетическим процессом объясняется произношение слов: [с,т,эп,], [здач,а], [кн,ишка]. (Уподобление, или ассимиляция) | ||
Словообразование | ||
Эта часть слова служит для образования форм слова (Окончание) | На эти две группы делятся способы словообразования (Морфологические и неморфологические) | |
Определите способ образования слова приморский (Приставочно-суффиксальный) | Способ образования выделенного слова: вкусное мороженое (переход из одной части речи в другую) | |
Лексикология | ||
Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение (Омонимы) | Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы) | |
Именно к этой группе с точки зрения употребления относятся слова “аська”, “бродилка”, “дрова” - драйвера (Жаргонизмы) | Это лежит в основе таких художественных приемов, как метонимия, синекдоха, метафора (Переносное значение слова) | |
Фразеология | ||
Значение этого высказывания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов (Фразеологизм) | Назовите автора фразеологизмов: С разбором выбирай друзей; Беда, коль пироги начнет печи сапожник; А сапоги тачать пирожник Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать; А Ларчик просто открывался; У сильного всегда бессильный виноват; Знать она сильна, коль лает на слона (Крылов И.А.) | |
В каких отношениях находятся между собой фразеологизмы в следующих парах: рукой подать – за тридевять земель, семи пядей во лбу – дуб-дерево? (В антонимичных) | Попробуйте определить происхождение фразеологизмов: Прокрустово ложе, сизифов труд, авгиевы конюшни (Греческая мифология) | |
Морфология | ||
Перечислите названия падежей (Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный) | Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, Повелительное, Условное) | |
Эта часть речи указывает на предметы, признаки, принадлежность и количество, может быть любым членом предложения. (Местоимение) | Поставьте числительное двести пятьдесят шесть в родительный падеж. (Двухсот пятидесяти шести) | |
Резервный вопрос: Исправьте ошибку в предложении: Проходя по перрону, с него слетела шляпа. (Когда он проходил по перрону, с него слетела шляпа.) | ||
Синтаксис | ||
По цели высказывания предложения бывают … (Повествовательные, Вопросительные, Побудительные) | Что изображено на схемах? (Предложения с однородными членами) | |
О чем идет речь на схеме? (Виды связи в словосочетании) | О каком члене предложения рассказывает схема? (Определение) | |
Резервный вопрос: В пейзажах Шотландии, которые многие считают красивейшими, поражает необыкновенная лаконичность лирического чувства. Дайте характеристику предложения. (Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным) | ||
Третий тур Устное народное творчество | ||
Откуда родом Илья Муромец? (Село Карачарово Муромской области) | В былинах и народных сказках витязь часто оказывается на распутье трех дорог. А какое предостережение содержит камень-горюн? (Прямо ехать — убитому быть. Направо ехать — женатому быть, Налево ехать — богатому быть) | |
Это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности - средство испытания мудрости, теперь - народная забава (Загадка) | На какие тематические группы делятся русские народные сказки? (Волшебные, Бытовые, О животных) | |
Древнерусская литература | ||
"Откуда есть пошла русская земля" — с этого начинается древнейшая сохранившаяся до наших дней летопись. Какая? (“Повесть временных лет”) | К кому обращается Ярославна, плача в Путивле на забрале? (К ветру, к Днепру, к Солнцу) | |
Этот жанр древнерусской литературы повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый. (Житие) | “О мои дети, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле досаждать мечами, а себе славы искать, но одолели без чести, без чести ведь кровь поганую пролили,” - обращался к князьям Святослав Всеволодович, великий князь Киевский. Действительно ли Игорь и Всеволод приходились ему сыновьями? (Игорь и Всеволод — двоюродные братья Святослава) | |
Теория литературы | ||
Об этом стихотворном размере Ходасевич сказал: “Он крепче всех твердынь России, Славнее всех её знамён. (Четырёхстопный ямб) | Заключение к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но завершающее его. (Эпилог) | |
Он бывает трагическим, лирическим, героическим, комическим. В общем – идейно-эмоциональная настроенность художественного произведения. (Пафос) | Изображение людей и предметов в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде. (Гротеск) | |
Зарубежная литература | ||
Именно этот эпитет “подарил” знаменитой “Комедии” Данте его почитатель и биограф Джованни Боккаччо. (Божественная) | Образцом этого творческого метода в европейской литературе вляется роман Ф. Кеведо-и-Вильегаса “История жизни жулика по имени Паблос, образца бродяг и зеркала пройдох” (Барокко) | |
“Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Метсу. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился”. (Гобсек) | Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали этот библейский образ. Иногда поэтов привлекала история “падения”, “изгнания из рая” библейского сатаны, иногда — его бунт против бога. Среди писателей и поэтов обращавшихся к нему Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, Т. Манн, М. Булгаков. А как и в каком произведении воплотился этот образ в твочестве И.В. Гёте? (Мефистофель) | |
Финальный раунд | ||
Только ветер да звонкая пена, (Э. Багрицкий) Какое художественное средство использовано в этом поэтическом фрагменте? (Анафора) | Лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности. В конце 18 и особенно в начале 19 вв. используют К. Батюшков, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Языков, Н. Некрасов, А. Фет, а в 20 в. — В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок и др (Элегия) | |
В дымке-невидимке Определите стихотворный размер (Трехстопный хорей) | В основе этого направления лежат идеи рационализма: художественное произведение должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания; интерес представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки; придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны берет из античного искусства. (Классицизм) | |
Вставьте пропущенные буквы: ПР…ЗИД…УМ, ПР…АМБУЛА, ПР…П…РАТ, ПР…В…ЛЕГИЯ, ПР…М…ТИВ, ПР…ВАТНЫЙ, ПР……РИТЕТ (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА , ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ) | Расставьте недостающие знаки препинания: Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств я нырнул в постель и уже закрыл было глаза как вдруг мне пришло на ум что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. - Разве я не влюблен?” Но задав себе этот вопрос я кажется немедленно заснул как дитя в колыбели. (Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. - Разве я не влюблен?” Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул как дитя в колыбели) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Конкурс знатоков пословиц и поговорок».
Цель. 1. Работать над обогащением знаний учащихся русских пословиц.2. Развитие творческих способностей и интереса к предмету.3. ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Грамотность»
Данное мероприятие проводится для учащихся 7-8 классов. Разнообразные и необычные задания интересны для ребят....
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
Интеллектуальный ринг воспитывает интерес к изучению русского языка и литературе, способствует развитию творческих способностей учащихся, навыков работы в группе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"У истоков письменности славян".
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.Цель:• познакомить с историей создания письменности,•...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"Своя игра" для 7 класса
Цели: • активизировать познавательную деятельность детей, • развивать логику, интеллект, • способствовать повышению интереса к изучению русского языка, • воспитывать чувство коллек...