«Правда» Сони Мармеладовой
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Правда» Сони Мармеладовой»
- Вступление
Ф.М.Достоевский был верующим человеком? В чем это проявляется?
Кто, по мнению автора, положительный герой? «Правда», которую проповедует Соня? «Возлюби ближнего как самого себя»
«Непротивление злу насилием – добром надо исправлять мир, несправедливо достроенный. Актуальна ли проблема?
Об этой героине романа, о её теории в жизни, кстати, декларирует ли она её или доказывает делами, поступками? Можно много спорить. Какой проблемный вопрос вы могли бы задать?
Спасёт ли мир доброта
Отсюда и цели урока:
1.Осмысление содержания ряда эпизодов, их анализ (перечислить эпизоды)
2.Определение главных причин «падения» Сони (в глазах общества)
3.Выявление авторской позиции
Что будет задачей для вас на уроке:
-пересказать, проанализировать эпизоды,
-найти нужные цитаты, подтверждающие высказывания;
-сделать для себя какие-то открытия.
Какую вы хотите выдвинуть гипотезу?
«Доброта не всегда спасает мир», а по Достоевскому «Доброта спасёт мир»
«Все богатства мира не стоят слезинки ребёнка»
Объект исследования – роман «Преступление и наказание»
Предмет исследования - образ Сони Мармеладовой; эпизоды, связанные с этой героиней.
- Основная часть
-Соня. Когда мы впервые слышим о ней?
«Вечная жертвенница, на которой мир стоит»
-Портрет. О чем он говорит?
-Что она делает для окружающих людей? Самые яркие эпизоды? (по отношению к детям Мармеладова, ему самому, КатеринеИвановне, Лизавете.
-хочется ли сказать, что она, по теории Раскольникова, «вошь дрожащая», «дрожащая тварь»?
-Часть. 5, глава.6. «Разговор Раскольникова с Соней. Признание.
Какие цитаты, характеризующие Соню, вы бы выбрали?
Назовите главные черты характера Сони?
-Она не декларирует любовь, она совершает поступки. Какой главный поступок она совершила?
-На каторге (эпилог)
-Как каторжане относились к Соне?
-А Раскольников? Что победило: добро или зло?
Стр.1
-Счастлива ли Соня? («Заря обновлённого будущего»)
-Её любовь заразительна.
«Теперь её убеждения станут и его убеждениями»
-Это взгляд кого?
Значит, можно исправить мир любовью?
Да, по Достоевскому.-можно.
- Выводы
-Как ответили на проблемный вопрос?
(Положительно, преступников будет меньше!)
-Нашла ли подтверждение наша гипотеза?
-Согласны ли вы с теорией писателя?
-А в чем не согласны?
-Что же сделать, чтобы мир стал лучше? Ваши предложения. Запишите. Пусть они будут наивны, но искренни.
Социальных проблем много, как их решить.
О добре сказано много. Вот некоторые из этих высказываний:
«Спешите делать добрые дела»
«Добро должно быть с кулаками»
«Доброта – качество, излишки которого не вредят»
«Против всего можно устоять, но не против доброты»
«Похвалы за доброту достоин лишь человек, у которого хватает твёрдости характера на то, чтобы иной раз быть злым; в противоположном случае доброта чаще всего говорит лишь в бездеятельности или о недостатке воли.
Ваши мнения по поводу этих суждений(дискуссия обучающихся).
Домашнее задание: сочинение – рассуждение, одно из высказываний взять в качестве тезиса.
Тема: «Теория Раскольникова и жизнь» (урок - исследование)
- Вступление
Роман прочитан, но все ли понятно, что хотел сказать автор? В чем еще предстоит разобраться? Какие вопросы вы хотели бы задать автору? Современен ли он (роман)?
Конечно, один из главных вопросов связан с теорией Р.Р. о праве сильной личности. О ней мы и поведем сегодня разговор. Какой проблемный вопрос должен быть самым главным?
- Имеет ли теория Раскольникова право на существование? (запишем)
- Отсюда и цели урока:
1. Осмысление содержания ряда эпизодов, их анализ.
2. Определение главных причин рождения этой теории. «Мы все глядим в Наполеоны. Безногих тварей миллионы для нас орудие одно».
3. Выявление авторской позиции. Как вы ее понимаете?
4. Нахождение антиподов и аналогов Раскольникова.
- Что будет задачей для вас:
1. Пересказать, проанализировать эпизоды.
2. Найти нужные цитаты, подтверждающие ваши высказывания.
3. Сделать для себя какие-то открытия.
Какую вы хотите выдвинуть гипотезу (предположение)
«Теория о праве сильной личности не имеет права на существование, т.к. она бесчеловечна».
- Объект исследования – роман Ф.М. Достоевского.
- Предмет исследования : статья «О праве сильной личности», П.П. Лужин, Свидригайлов, Разумихин, явления современной жизни.
- Методы исследования : анализ, рассуждение, синтез.
- Актуален ли роман? Актуальна ли проблема, которую хотел решить автор?
- Основная часть
- Начнем с теории Раскольникова. Как она показывается? Изложите ее.
- Под влиянием чего родилась она в воспаленном мозгу Раскольникова? (исторические предпосылки, реальные причины?)
- Актуальна ли она?
- Есть ли сейчас « разумные эгоисты »?
- « Разумные эгоисты» в романе. Ваше отношение к ним.
- Всегда ли человек бывает разумным? Какой это человек? Объясните значение слова «разум».
- Кто из героев романа носит такую фамилию? Что вы о нем можете сказать? Он «вошь дрожащая» ?
- Авторское отношение к герою?
- Ваше отношение?
Выводы: - Как же жить?
- Как относиться к окружающим людям?
- Это важно или нет для человека?
Вернемся к проблеме, к гипотезе.
- - Подтвердили или нет гипотезу?
- А как бы вы теперь ответили на проблемный вопрос?
- Что новое узнали о героях, о романе?
- Что узнали о себе? – Об авторе?
- Попробуйте создать кодекс человечности.
1 Вариант (можно, нужно) 2 Вариант (запреты)
Заслушивание вариантов ответов, обсуждение их.
- О чем вы задумались сегодня на уроке?
- Почему о человечности надо говорить?
- Надо ли учиться ей?
Домашнее задание: сочинение - рассуждение «Имеет ли теория Раскольникова право на существование?»
Стр.2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.
Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...
Федор Михайлович Достоевский: образ Сони Мармеладовой
Презентация на тему "Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание""...
«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно об...
Разработка урока по литературе в 10 классе "Раскольников и Соня Мармеладова. "Правда" Сони. Анализ эпизода"
Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого челов...
«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заста...
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ. РОЛЬ ЭПИЛОГА.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: «ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ. РОЛЬ ЭПИЛОГА»....
Конспект урока литературы в 10 классе "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"
Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"...