«Правда» Сони Мармеладовой
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Фоминская Ирина Евгеньевна

Конспект урока литературы в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravda_soni_marmeladovoy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правда» Сони Мармеладовой»

  1. Вступление

Ф.М.Достоевский был верующим человеком? В чем это проявляется?

Кто, по мнению автора, положительный герой? «Правда», которую проповедует Соня? «Возлюби ближнего как самого себя»

«Непротивление злу насилием – добром надо исправлять мир, несправедливо достроенный. Актуальна ли проблема?

Об этой героине романа, о её теории в жизни, кстати, декларирует ли она её или доказывает делами, поступками? Можно много спорить. Какой проблемный вопрос вы могли бы задать?

Спасёт ли мир доброта

Отсюда и цели урока:

1.Осмысление содержания ряда эпизодов, их анализ (перечислить эпизоды)

2.Определение главных причин «падения» Сони (в глазах общества)

3.Выявление авторской позиции

Что будет задачей для вас на уроке:

-пересказать, проанализировать эпизоды,

-найти нужные цитаты, подтверждающие высказывания;

-сделать для себя какие-то открытия.

Какую вы хотите выдвинуть гипотезу?

«Доброта не всегда спасает мир», а по Достоевскому «Доброта спасёт мир»

«Все богатства мира не стоят слезинки ребёнка»

Объект исследования – роман «Преступление и наказание»

Предмет исследования - образ Сони Мармеладовой; эпизоды, связанные с этой героиней.

  1. Основная часть

-Соня. Когда мы впервые слышим о ней?

«Вечная жертвенница, на которой мир стоит»

-Портрет. О чем он говорит?

-Что она делает для окружающих людей? Самые яркие эпизоды? (по отношению к детям Мармеладова, ему самому, КатеринеИвановне, Лизавете.

-хочется ли сказать, что она, по теории Раскольникова, «вошь дрожащая», «дрожащая тварь»?

-Часть. 5, глава.6. «Разговор Раскольникова с Соней. Признание.

Какие цитаты, характеризующие Соню, вы бы выбрали?

Назовите главные черты характера Сони?

-Она не декларирует любовь, она совершает поступки. Какой главный поступок она совершила?

-На каторге (эпилог)

-Как каторжане относились к Соне?

-А Раскольников? Что победило: добро или зло?                                                

Стр.1

-Счастлива ли Соня? («Заря обновлённого будущего»)

-Её любовь заразительна.

«Теперь её убеждения станут и его убеждениями»

-Это взгляд кого?

Значит, можно исправить мир любовью?

Да, по Достоевскому.-можно.

  1. Выводы

-Как ответили на проблемный вопрос?

(Положительно, преступников будет меньше!)

-Нашла ли подтверждение наша гипотеза?

-Согласны ли вы с теорией писателя?

-А в чем не согласны?

-Что же сделать, чтобы мир стал лучше? Ваши предложения. Запишите. Пусть они будут наивны, но искренни.

Социальных проблем много, как их решить.

О добре сказано много. Вот некоторые из этих высказываний:

«Спешите делать добрые дела»

«Добро должно быть с кулаками»

«Доброта – качество, излишки которого не вредят»

«Против всего можно устоять, но не против доброты»

«Похвалы за доброту достоин лишь человек, у которого хватает твёрдости характера на то, чтобы иной раз быть злым; в противоположном случае доброта чаще всего говорит лишь в бездеятельности или о недостатке воли.

Ваши мнения по поводу этих суждений(дискуссия обучающихся).

Домашнее задание: сочинение – рассуждение, одно из высказываний взять в качестве тезиса.

Тема:    «Теория Раскольникова и жизнь» (урок -  исследование)

  1. Вступление

        Роман прочитан, но все ли понятно, что хотел сказать автор? В чем еще предстоит разобраться? Какие вопросы вы хотели бы задать автору? Современен ли он (роман)?

         Конечно, один из главных вопросов связан с теорией Р.Р. о праве сильной личности. О ней мы и поведем сегодня разговор. Какой проблемный вопрос должен быть самым главным?

- Имеет ли теория Раскольникова право на существование? (запишем)

- Отсюда и цели урока:

       1. Осмысление содержания ряда эпизодов, их анализ.

       2. Определение главных причин рождения этой теории. «Мы все глядим в Наполеоны. Безногих тварей миллионы для нас орудие одно».

       3. Выявление авторской позиции. Как вы ее понимаете?

       4. Нахождение антиподов и аналогов Раскольникова.

- Что будет задачей для вас:

        1. Пересказать, проанализировать эпизоды.

        2. Найти нужные цитаты, подтверждающие ваши высказывания.

        3. Сделать для себя какие-то открытия.

Какую вы хотите выдвинуть  гипотезу (предположение)

«Теория о праве сильной личности не имеет права на существование, т.к. она бесчеловечна».

- Объект исследования – роман Ф.М. Достоевского.

- Предмет исследования : статья «О праве сильной личности», П.П. Лужин, Свидригайлов, Разумихин, явления современной жизни.

- Методы исследования : анализ, рассуждение, синтез.

- Актуален ли роман? Актуальна ли проблема, которую хотел решить автор?

  1. Основная часть

- Начнем с теории Раскольникова. Как она показывается? Изложите ее.

- Под влиянием чего родилась она в воспаленном мозгу Раскольникова? (исторические предпосылки, реальные причины?)

- Актуальна ли она?

- Есть ли сейчас « разумные эгоисты »?

- « Разумные эгоисты» в романе. Ваше отношение к ним.

- Всегда ли человек бывает разумным? Какой это человек? Объясните значение слова «разум».

- Кто из героев романа носит такую фамилию? Что вы о нем можете сказать? Он «вошь дрожащая» ?

- Авторское отношение к герою?

- Ваше отношение?

Выводы:  - Как же жить?

- Как относиться к окружающим людям?

- Это важно или нет для человека?

Вернемся к проблеме, к гипотезе.

  1. - Подтвердили или нет гипотезу?

- А как бы вы теперь ответили на проблемный вопрос?

- Что новое узнали о героях, о романе?

- Что узнали о себе? – Об авторе?

- Попробуйте создать кодекс человечности.

1 Вариант (можно, нужно)                                                                      2 Вариант (запреты)

Заслушивание вариантов ответов, обсуждение их.

- О чем вы задумались сегодня на уроке?

- Почему о человечности надо говорить?

- Надо ли учиться ей?

Домашнее задание: сочинение - рассуждение «Имеет ли теория Раскольникова право на существование?»

Стр.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

Федор Михайлович Достоевский: образ Сони Мармеладовой

Презентация на тему "Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание""...

«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно об...

Разработка урока по литературе в 10 классе "Раскольников и Соня Мармеладова. "Правда" Сони. Анализ эпизода"

Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого челов...

«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заста...

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ. РОЛЬ ЭПИЛОГА.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ: «ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ.  РОЛЬ ЭПИЛОГА»....

Конспект урока литературы в 10 классе "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". "Роль Сони Мармеладовой в судьбе Родиона Раскольникова"...