«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заставило Раскольникова признать свою вину и пойти с повинной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyi_urok_vechnaya_sonechka.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературе
Тема: «Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Учитель: Куулар Чимис Эрес-ооловна. МБОУ СОШ №1 г Шагонара
Цель урока:
- рассмотреть образ Сони Мармеладовой;
- показать, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заставит Раскольникова признать свою вину и пойти с повинной.
- развивать умение учащихся анализировать эпизод в контексте всего произведения;
- развивать умение самостоятельной исследовательской работы;
- подготовить учащихся к домашнему сочинению
Эпиграф: «Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием»
Ф.М.Достоевский
Ход урока:
I Оргмомент.
II Повторение пройденной темы. (...)
III Объяснение новой темы
Радион Раскольников сказал Соне: « … я тебя выбрал...». За что же он ее выбрал? Почему? Какую роль играет Соня Мармеладова в жизни главного героя Родиона Раскольникова? Вот на эти вопросы мы и должны ответить на сегодняшнем уроке.
Учитель:
Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизней пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им
Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему «Станьте солнцем, вас все увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем», то есть не только светить, но и греть. Продолжим же и мы его мысль.
Но не Раскольников, а Соня в романе становится таким теплым светом, хотя на первый взгляд, она вроде бы далека от этой нравственной высоты.
Ребята, я вам на дом задала подготовить тонкие и толстые вопросы о героине, давайте начнем с тонких вопросов.
Тонкие вопросы — это вопросы, требующие короткого и быстрого ответа. Можно ответить одним словом.
Толстые вопросы — это вопросы, требующие развернутого полного ответа.
Сами выбирайте кому вы зададите вопрос.
2. Словесный портрет Сони.
- Какой вы представляете Соню? Опишите ее, пожалуйста.
- А как описывает ее Достоевский? (читает один ученик)
3. Работа с портретами Сони, сделанными разными художниками. Показ слайдов.
В раскрытии авторского замысла помогут, нам иллюстрации Д.А. Шмаринова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На одной из них художник запечатлел Соню Мармеладову со свечой. Глядя на ее бледное лицо, нельзя не почувствовать «невыразимого волнения»,трепетности, какого-то внутреннего горения Сони. Ее портрет воспринимается как символ совести, страдания и глубокого сострадания, как символ того долга, который она пробуждает в Раскольникове, ведя его к нравственному возрождению. Соня держит свечу, которой она освещена сбоку и снизу, отчего высветляется ее лицо. Свет становится «постоянным эпитетом» в характеристике Сони и на других рисунках художника.
- Как вы думаете, сумели ли передать художники образ Сони?
Интересно проследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой. Что означает имя Соня, Софья? Почему Достоевский назвал ее таким именем?(слайд).
Сообщение ученика. « София, Софья,Соня — это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает «мудрость», «Разумность». И, действительно, в душе Сони Мармеладовой - это образ всех женщин, матерей, сестер. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви.
Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.
Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова
Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова?
(Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)
Какие черты подчеркивает в ней Достоевский?
(Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)
Расскажите о жизни Сони.
( Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)
5. Соня и Раскольников
Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?
(Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)
Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него?
(Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)
Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть?
(Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.
Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)
Каким представляет себе Раскольников будущее девушки?
(“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)
Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина?
(Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)
Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.
Какую книгу Раскольников заметил в комнате Сони?
Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря.
Почему выбран этот эпизод из Евангелия?
(Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробу. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)
Работа с текстом.
Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.
Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)
Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания.
Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)
Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему?
(Пробуждается душа.)
С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит?
(Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)
Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”.
В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.
Соня - воплощенное чистое добро - находит нечто общее в Раскольникове, как бы воплощенном чистом зле, и наоборот, Раскольников в глубине души Сони видит свое собственное отражение, знает, что им когда-то идти "по одной дороге", что у них "одна цель".
Две правды: правда, Раскольникова и, правда, Сони. Но истинна одна, правда, другая - ложна. Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего, но различаются они в главном.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В чем же сила Сонечки?
(В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)
Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.
Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.
7. Домашнее задание. Сочинение «Я тебя выбрал...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«И вечная Сонечка, пока мир стоит…». Краткосрочный веб-квест по рассказу Т.Н.Толстой «Соня» в 11 классе
Цель веб-квеста - знакомство с направлением «постмодернизм», создание веб-страниц, посвященных этому направлению и художественному творчеству Т.Н.Толстой...
«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.
Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...
«Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно об...
Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."
Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...
Соня Мармеладова - святая или грешница (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Разработка урока по теме "Соня Мармеладова - святая или грешница" (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")...
Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"
Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...
Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор".
Цель урока - рассмотреть образ Сони Мармеладовой. Эпилог, его роль в произведении....