Разработка урока по литературе в 10 классе "Раскольников и Соня Мармеладова. "Правда" Сони. Анализ эпизода"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого человека они помогают разобраться. Что такое "грех", "преступление"7 Что делать грешнику? Как избавиться от последствий? Как получить силу жить дальше? Где найти выход? На эти философские вопросы мы ищем с 10-классниками ответы. Достоевский призывает задуматься, да и направление мыслей выбрано правильно.
В презентации я подобрала иллюстрации к роману (именно этих сцен) разных авторов.
Буду рада, если мои материалы вам пригодятся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Обрести Христа – значит обрести собственную душу.
Ф.М. Достоевский
Нравственный образец и идеал у меня один – Христос.
Ф.М. Достоевский
Для него человек есть не только
психологическое, но и духовное существо.
Н. Бердяев
Тема урока: «Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони Мармеладовой». Анализ эпизода.
Цель урока – определить, в чем «правда» Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении эпизода меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.
Ход урока
- Организация начала урока – 1 мин.
- Мотивация начала урока
Учитель читает «Заповеди блаженства» (Мф.5:3-8)
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Как эти слова отражают то, что происходит в романе? Можно ли эти слова отнести к Сонечке или Раскольникову?
- Беседа по тексту гл.IV части 4 романа.
- Какие события предшествуют этой встрече?
- Зачем Раскольников идет к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к Сонечке?
Обращаем внимание на детали, пытаемся их объяснить: Раскольников, «стараясь не глядеть на нее» прошел в комнату…Соня, «совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении»; «краска бросилась в ее бледное лицо»; «ей было и тошно, и стыдно, и сладко». Обратить внимание на символику цвета: дом «зеленого цвета», «желтоватые обои». Именно с этого визита начинается возрождение Раскольникова
- Может быть, он хочет найти объяснение и своему преступлению?
(Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?)
- Почему Раскольников беспощаден в своих вопросах и прогнозах?
(Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит он Соне, но, думается, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас).
- Как можно объяснить поведение Раскольникова, «бесцеремонно осматривающего комнату»?
- Наверное, он осуждает подобную жизнь, поэтому и говорит с ней, «не подымая на нее глаз».
- Он хочет понять, как она, преступница, живет, чем она дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается: голос его вдруг стал «тихим и ласковым», «смотрит почти с содраганием».
- Что же дает ей силу жить дальше?
- Анализ диалога Сони и Раскольникова
- Вдумайтесь в рассуждение Сони об окружающих ее людях, о Катерине Ивановне. Как она раскрывается в них?
(Соня обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях прежде всего их лучшие качества).
- Почему Раскольников продолжает свой «допрос», хотя, кажется, понимает, почему и ради чего она так живет?
Он подводит к мысли: «С Полечкой, наверное, то же будет»; доводя ее до исступления. Она, «как отчаянная», громко крикнула, как будто ее «ножом ранили», по ее лицу пробежали судороги», потом она горько-горько заплакала.
Раскольников слышит: «Бог такого ужаса не допустит» - и пытается уверить себя в ее сумасшествии. «Разве в здравом рассудке можно так рассуждать, как она? Что она, уж не чуда ли ждет? Разве все это не признаки помешательства?»
- Почему Раскольников, считая Соню «великой грешницей», поклонился ей?
Раскольников еще раз убеждает себя, что она не в себе. «Вот и исход! Вот и объяснение исхода! Юродивая!» - в этом контексте и появляется Новый Завет. Обратим внимание, что ситуация нагнетается Раскольниковым, он настойчиво требует прочитать ему «про воскресение Лазаря». Почему? Недоумевает и Соня: Зачем Вам? Ведь Вы не веруете?...»
- Чтение и анализ Библейского повествования о воскресении Лазаря.
Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике,
освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу,
странно сошедшихся за чтением Вечной книги.
Ф.М. Достоевский
Задание: при чтении выпишите в тетрадь поведение Сони и Раскольникова во время чтения.
Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?
Раскольников: грубо и раздражительно настаивал на чтении, понимал, что это ее тайна, с волнением смотрел на нее, слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. «Иисус прослезился» - именно в это время Раскольников обернулся и увидел, что Соня «дрожит в лихорадке». Раскольников ожидал этого. Почему? Уж не чуда ли воскрешения ждет он от Сонечки?
- Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь Воскресение и жизнь». Как Вы думаете, почему?
(Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Она поступила так потому, что не могла бездействовать. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всей тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту).
- Почему Раскольников выбирает именно этот отрывок для чтения?
- Как вспоминается имя Лизаветы? Что могло связывать Соню и Лизавету? Почему Соня считает, что Лизавета «Бога узрит»?
- Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?
- Какую роль играет этот эпизод в романе?
- Анализ IV главы части 5 романа.
- В чем Раскольников хочет убедить Соню? (с.424)
- Как Соня отвечает на его вопросы? Каков смысл этого ответа?
(принципиально разный подход к человеку: для Раскольникова все люди – или «твари дрожащие», или «властелины»; для Сони каждый человек – творение Божие, и жизнь его – во власти Создателя, перед Которым он сам несет ответственность. Вмешательство чужой воли здесь недопустимо, оно равносильно преступлению и будет наказано самым страшным – отлучением от Бога, нарушением своей гармонии с миром, чувством одиночества, отторженности от людей, страшными муками совести.)
- Зачем Раскольников хочет рассказать Соне об убийстве?
- Чтение сцены признания Раскольникова
- Как Соня принимает признание Раскольникова?
- В чем видит Раскольников свою вину, признаваясь Соне?
- Почему Соня считает, что Раскольникова «Бог…дьяволу предал!»?
(Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория, этот мрачный катехизис стал его верой и законом)
- Почему Раскольников говорит, что «для себя убил» и «себя убил, а не старушонку»?
- Какой совет дает Соня Родиону? (с.438) Почему Соня зовет его повиниться?
(Соне абсолютно ясен единственный путь спасения – через покаяние и искупление страданием. Но она понимает, что ему одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей)
- Подведение итогов урока
- Почему Раскольников после признания стал «беспримерно несчастнее, чем прежде»?
- Почему Раскольников не принял от Сони крест?
- Вспоминая «Заповеди блаженства», как теперь вы ответите на вопрос?
Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришел к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа – значит обрести собственную душу» - вот вывод, к которому приходит Достоевский.
Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?
- Домашнее задание
Дочитать роман. Ответить на вопросы:
- Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении? Когда это произошло?
Приложение
Евангелие От Иоанна
Глава 11
- Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
- Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
- Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен.
- Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославиться чрез нее Сын Божий.
- Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
- Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
- После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
- Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
- Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
- А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
- Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его.
- Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет.
- Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
- Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
- И радуюсь за Вас, что Меня не было там, дабы Вы уверовали; но пойдем к нему.
- Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним.
- Иисус, пришед, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
- Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати,
- И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии – утешать их в печали о брате их.
- Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
- Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой;
- Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
- Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
- Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
- Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет;
- И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
- Она говорила Ему: так, Господи! Я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир.
- Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
- Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
- Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
- Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.
- Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
- Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился,
- И сказал: где Вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри.
- Иисус прослезился.
- Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!
- А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
- Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
- Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
- Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
- Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
- Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
- Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
- И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
- Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...
Разработка урока по литературе на тему: «Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».
Данный материал могут использовать в своей работе учителя литературы, работающие в старших классах. Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейный смысл стихотворения "Зимняя ночь", показать художестве...
Разработка урока по литературе в 9 классе по теме «Бесконечное пространство жизни…» (Практикум по анализу стихотворения)
Урок-практикум по анализу стихотворения А.Пушкина "Три ключа"...
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".
Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....
Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"
Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...
Методическая разработка урока по литературе по теме "Анализ поэмы А.Блока "Двенадцать"
Данная разработка поможет учащимся понять философское осмысление революции А. Блоком, рассмотреть, как раскрывается тема России, её судьбы в поэме "Двенадцать", какие художественные средства...