Учебно-методическое пособие по литературе 9 класс.
учебно-методическое пособие (литература, 11 класс) по теме

Николаева Наталия Сергеевна

Это учебно-методическое пособие призвано помочь учащимся девятых классов при подготовке к зачету по теме: "Древнерусская литература".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskoe_posobie_po_literature_9_klass.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сло́во о полку́ И́гореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова», др.-рус. Сло́во о плъку́ И́горєвѣ · И́горѧ сꙑ́на Свѧ́тъславлѧ · вну́ка О́льгова) — известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета — неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. «Слово» было написано в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже 1-2 годами позже).

Проникнутое мотивами славянской народной поэзии с элементами языческой мифологии, по своему художественному языку и литературной значимости «Слово» стоит в ряду крупнейших достижений русского средневекового эпоса. В истории изучения памятника большой резонанс вызвала версия о «Слове» как фальсификации конца XVIII века (скептическая точка зрения), в настоящее время отвергнутая научным сообществом.

Рукопись «Слова» сохранилась только в одном списке, который находился в древнерусском сборнике, приобретённом в начале 90-х гг. 18 в. одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников русских древностей графом Алексеем Мусиным-Пушкиным у бывшего архимандрита упразднённого к тому времени Спасо-Преображенского монастыря в ЯрославлеИоиля. Единственный известный науке средневековый список «Слова» погиб в огне московского пожара 1812 года, что дало повод сомневаться в подлинности произведения.

Первое печатное известие об открытии «Слова» появилось за границей, в гамбургском журнале «Spectateur du Nord» 1797 год(октябрь). «Два года тому назад, — писал анонимный автор статьи из России, часто отождествляемый сН. М. Карамзиным — открыли в наших архивах отрывок поэмы под названием: „Песнь Игоревых воинов“, которую можно сравнить с лучшими Оссиановскими поэмами». В «Историческом содержании песни», составляющем предисловие к изданию1800 года, повторены почти те же самые выражения. Первое издание 1800 года появилось без всяких указаний на лиц, трудившихся над чтением памятника, над его переводом, его подстрочными объяснениями, преимущественно с исторической стороны, на основании «Российской истории» Татищева. Только на стр. VII предисловия, в примечании, замечено, между прочим: «Подлинная рукопись, по своему почерку весьма древняя, принадлежит издателю сего (гр. Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину), который, чрез старания и просьбы к знающим достаточно российский язык, доводил чрез несколько лет приложенный перевод до желанной ясности, и ныне по убеждению приятелей решился издать оный на свет».

В состав Мусин-Пушкинского сборника, кроме «Слова», входил также ряд летописных текстов и литературных повестей, в том числе одна из редакций древнерусского перевода византийского романа «Дигенис Акрит» («Девгениево деяние»). Состав этих текстов и сохранившиеся цитаты из них (преимущественно в «Истории государства Российского» Карамзина) позволяют датировать создание рукописи XVI веком, причём переписчик включил в неё, как это было обычно в таких сборниках, и ряд более древних сочинений, в том числе и «Слово». Совпадение ряда орфографических и языковых признаков в «Слове» и в выписках из «Девгениева деяния» говорит о том, что над разными текстами работал один и тот же писец.

В выражениях «Слова…» изображаются не только события неудачного похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря в1185 году, как об этом повествуется в летописях (в двух редакциях — южной и северной, по Ипатьевской летописи и поЛаврентьевской), но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Перед нами как бы народная история, народная эпопея в книжном изложении писателя конца XII в.

                                                                                                                                        (Из Википедии)

«Слово о полку Игореве»

1.Укажите, какой реальный исторический факт был положен в основу «Слова…»:

А) неудачный поход Игоря против половцев в 1185 году;

Б) победа над половцами, одержанная киевским князем Святаславом в 1184 году;

В) междуусобные распи южнорусских князей

2. Назовите язык, с которого переведено «Слово…»:

А) древнерусский;

Б)греческий;

В) старославянский

3. Подумайте, какая дата широко отмечалась в 1985 году:

А) 500-летие «Слова…»;

Б) 800-летие «Слова…»;

В)1000-летие «Слова…»

4. Старинная рукописная книга, содержащая текст «Слова…», была обнаружена:

А) в 18 веке;

Б) в 19 веке;

В) в 20 веке

5. Автор «Слова…» отказывается вести повествование в духе Бояна, потому что…:

А) акцентирует внимание на необходимости иной манеры изложения;

Б) не хочет никому подражать;

В) считает Бояна великим мастером слова и скромно оценивает собственное дарование

6. Князь Игорь выступил против:

А) печенегов;

Б) татар;

В) половцев

7. Решающая битва с врагом произошла на реке:

А) Каяле;

Б) Донце;

В) Дунае

8.Битва, закончившаяся страшным поражением русичей, продолжалась:

А) три часа;

Б) три дня;

В) три недели

9. Поводом для призыва русских князей к единению в «Слове…» является:

А) победа русского оружия;

Б )поражение войска мелкого удельного русского князя;

В) участившиеся набеги половцев на Русь

10. «Золотое слово Святослава» в «Слове…»:

А) предшествует описанию похода Игоря на половцев и содержит призыв объединить силы для него;

Б) завершает произведение и отражает радость по поводу возвращения Игоря на родину;

В) является идейно-композиционным центром повествования

11.Вспомните, к каким силам природы обращается Ярославна с мольбой о спасении Игоря:

А) к солнцу, к месяцу, к звёздам;

Б) к месяцу, к солнцу, к ветру;

В) к ветру, к реке, к солнцу

12. Укажите, чем заканчивается ( в сюжетном плане) «Слово…»:

А) смертью Игоря и гибелью его дружины;

Б) бегством Игоря из плена и возвращением на родину;

В) Игорь остаётся в плену

13. Укажите, какой герой выражает авторскую позицию в «Слове…»:

А) Игорь;

Б) Всеволод;

В) Святослав

14. Главной идеей «Слова…» является:

А) осуждение похода Игоря;

Б) призыв к русским князьям о единении;

В) прославление киевского князя Святослава

15. Укажите, к какому роду литературы можно отнести «Слово…»:

А) эпос;

Б) лирика;

В) лироэпика

16.Жанр фольклора, использованный в «Слове…»:

А) былина;

Б) плач;

В) песня

17. Укажите обобщённое название приведённых поэтических приёмов:

Ты бо можеши Волгу вёслы раскропити, а Донъ шеломы выльяти;

Камо, туръ, поскочяше, своимъ златымъ шеломомъ посвъчивая,- тамо лежать поганыя головы половецкыя.

А) параллелизм;

Б) эпитет;

В) гипербола

18. Объединяющее название термина:

«Серый волк», «чёрная земля», «злато стремя», «борзые кони», «светлое солнце», «зелена трава»:

А) постоянный эпитет;

Б) сравнение;

В) олицетворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."

Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний.  Для закрепления материала по теме «Мой дом»  учащимс...

Программа курса по английскому языку"Современный разговорный английский язык" к учебно-методическому комплексу "Tempo3" для 6 класса

Данная программа может быть использована на кружковых факультативных и  занятиях по английскому языку....

Учебно-методическая разработка урока по литературе с использованием электронной презентации «Житие Сергия Радонежского»

Урок по изучению «Жития Сергия Радонежского» в 8 классе. Учащиеся знакомятся с житийной литературой, с композицией жития,  с основными вехами жизни Сергия Радонежского, с иллюстрациями известных ...

Рабочая программа по английскому языку 2 класс по Учебно-методическому комплексу «Spotlight» для 2 класса. 68 чаcов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСовременные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образоват...

Учебно-методический материал по биологии (10 класс) по теме: Каледарно-тематический план по Биологии 10 класс

Календарно-тематический план по биологии 10 класс к учебнику общая биология под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. 2 часа в неделю...

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно-методическая разработка урока на тему "Класс Птицы. Общая характеристика" 7 класс

В настоящее время актуальными в системе образования являются педагогические технологии, направленные на выявление и развитие творческих способностей учащихся.Поэтому, современному педагогу необходимо ...