РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Класс 7
Общее количество часов по плану 70 часов
Количество часов в неделю 2 часа
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по литературе
для 5-11 классов. Базовый уровень (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина);
под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature_7klass_2013-2014g.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16
города Балашова Саратовской области»
Рассмотрено =Согласовано= =Утверждено=
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МОУ СОШ № 16
«_____»_____________2013г ________________Т.А.Куренкова _______________М.Р.Шакирова
Протокол № _____________ «_____»_________________2013г «_____»__________________2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
Учитель Попова Татьяна Николаевна
Год составления 2013-2014 учебный год
Класс 7
Общее количество часов по плану 70 часов
Количество часов в неделю 2 часа
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по литературе
для 5-11 классов. Базовый уровень (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина);
под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2010
«_____»________________2013г ______________________ Попова Т.Н.
(подпись учителя)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом
Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
3. Примерная программа основного общего образования по литературе для 5-11 классов. Базовый уровень (авторы В.Я.
Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я.Коровиной. - М.; Просвещение, 2010
Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и
рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часов (2 часа в неделю).
- Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей
принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его
миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных
произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного
стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В.Я.Коровиной.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и
теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов
базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает
постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные
умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами
художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы
формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам,
непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую
память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное
отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров
способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и
социально-нравственные ориентиры.
- Цели обучения
Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого
воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы
в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи
учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
- Задачи курса
На передний план выдвигаются задачи:
- развитие способностей формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной
проблематикой произведения,
- совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей
произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художеств
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных
средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное
определение сферы своих интересов и возможностей.
В этом направлении приоритетными методами обучения являются:
• Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное
чтение произведений)
• Проблемное изложения материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)
• Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие
задания, иллюстрации-метафоры, интеллект-карты, тестирование и др.);
• Исследовательский
Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю), из них:
Уроки развития речи | Сочинение | Изложение | Контрольная работа | Контрольное тестирование |
4ч.
| 3 | 1 | 1 | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса
В результате освоения программы учащиеся должны:
Знать и понимать:
• авторов и содержание изученных литературных произведений;
• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись
(развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие
понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство
характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада
(развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные
размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск
(начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений),
мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.
Уметь:
• Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
• Выражать свое отношение к прочитанному;
• Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических,
драматических и лирических произведениях;
• Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
• Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного
произношения;
• Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
• Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно
воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
• выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах
лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.
• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;
• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник
литературного героя);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика,
телевидение, ресурсы Интернета).
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе (70 часов)
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Тип урока и вид урока | Краткое содержание урока | Домашнее задание |
Введение (1 час) | ||||||
1 | 03.09. | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Тип урока: комбинированный ; Вид урока: лекция с элементами беседы | Определение важнейшей проблемы литературы | читать былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин в Киеве» | |
Устное народное творчество. Былины (6 часов) | ||||||
2 | Былина как жанр фольклора. | Тип урока: изучение нового материала; Вид урока: лекция с элементами беседы | Презентация, определяющая место былины как фольклорного жанра | выучить теорию на стр. 9-10 учебника, читать былины(по выбору учащегося) | ||
3 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». | Изучение нового материала; Урок с элементами беседы | Фронтальный опрос, составление цитатного плана, эвристическая работа, словарная работа | Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович» Сочините былину «Добрыня в нашем городе» Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко | ||
4 | Былины Новгородского цикла. «Вольга и Микула Селянинович» | Изучение нового материала; Урок с элементами беседы | Работа с терминами, эвристическая беседа, лексическая работа, беседа по иллюстрациям | Подготовиться к игре по былинам | ||
5 Р/Р | Подготовка к сочинению-описанию по картине Васнецова «Богатыри» | Урок развития речи | Выработка умений самостоятельного применения усвоенных знаний в комплексе | Подготовка к сочинению описанию по картине Васнецова « Богатыри». Подобрать эпиграф к сочинению из текстов былин. | ||
6 Р/Р | Сочинение-описание по картине В. Васнецова «Богатыри» | Урок развития речи Сочинение - описание | Составление плана к сочинению. Написание сочинения-описания. | Выразительное чтение самостоятельно выбранной былины о русских богатырях. | ||
Древнерусская литература (4 часа) | ||||||
7 | Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». | Сведения о том , создавались древние книги и кем (лекция) Работа над выразительным чтением. | Выучить определение наставления, выучить наставление о пользе книг | |||
8 | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. | Изучение нового материала; Лекция с элементами беседы. | Выразительное чтение наизусть Творческая работа по тексту«Поучение младшему брату». | Выучить определение поучения, написать поучение младшему брату, прочитать «Повесть о Петре и Февронии» | ||
9 | «Повесть о Петре и Февронии». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | Изучение нового материала: Урок с элементами эвристической беседы. | Художественный пересказ эпизодов, составление плана, эвристическая беседа | Анализ эпизода ( по выбору ученика) , сообщение (индивидуальное задание). | ||
10 _____ 11 КТ | _______ | _______ | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Черты жития и сказки в повести. ____________________________ Контрольное тестирование по разделу « Древнерусская литература» | Урок обобщения и систематизации знаний; урок собеседование. __________________ Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков обучающихся; контрольное тестирование. | Эвристическая беседа. Заполнение таблицы, беседа. __________________ Выполнение контрольного тестирования. | Рассказ о Февронии, сообщения о Ломоносове _____________________________________ Сообщения :«Жизненный путь М. Ломоносова.» « Ломоносов - реформатор русского стихосложения» |
Русская литература 18 века (3 часа) | ||||||
12 | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». | Урок изучения нового материала; лекция с элементами беседы. | Заочная экскурсия. Обучение устному рассказу и выразительному чтению. |
| ||
13 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) | Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков; урок - практикум | Опрос; выразительное чтение текста; практикум анализа стихотворения |
В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут? Напишите об этом небольшое сочинение-рассуждение.
| ||
14 | Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». | . Изучение нового материала; лекция с элементами беседы | Выразительное чтение наизусть. Рассказ учителя. Эвристическая беседа. | Прочитать поэму Пушкина «Полтава» | ||
Русская литература 19 века (32 часа) | ||||||
Творчество А. С. Пушкина (9 часов) | ||||||
15 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. | Изучение нового материала ; лекция с элементами беседы | Лекция учителя; презентация; знакомство с историческими источниками | Выучить материалы лекции. | ||
16 | «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. | Изучение нового материала; лекция с элементами презентации. | Анализ изобразительных средств. Составление плана. | Выучить отрывок наизусть | ||
17 Р/Р | Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика. | Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков; урок развития речи. | Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа. Сравнительный анализ персонажей поэмы. | Домашнее устное сочинение «Пётр 1 и Карл 12» | ||
18 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Знакомство с текстом поэмы, её литературной и исторической значимостью; эвристическая беседа. | Выучить вступление к поэме | ||
19 | Образ автора в отрывке из поэмы. | Урок обобщения и систематизации знаний; урок - собеседование. | Тестирование; выразительное чтение наизусть; вристическая беседа. | Пушкин «Песнь о вещем Олеге» -прочитать самостоятельно, составить отзыв. | ||
20 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Эвристическая беседа. Лексическая работа по тексту . Составление плана баллады | Выучить отрывок из « Песни…»( по выбору обучающихся ). | ||
21 | Смысл сопоставление Олега и волхва. | Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков;урок – исследование (сопоставление). | Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа. Сравнительный анализ героев произведения | Доучить балладу до конца. Письменно обосновать смысл сопоставления князя Олега и волхвов. | ||
22 | Языковые особенности баллады | Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков; урок-практикум. | Чтение наизусть-опрос; Работа над языковыми средствами произведения. | Выучить определение и особенности баллады. | ||
23 | А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. | Урок изучения нового материала ;урок-лекция сэлементами презентации. | Слово учителя. Лексическая работа. Эвристическая беседа. Составление плана характеристикиглавного героя. | Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (прочитать) | ||
М. Ю. Лермонтов (6 часов) | ||||||
24 | М.Ю. Лермонтов | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Слово учителя; лексическая работа по иллюстрациям к тексту; тестирование. | Составить рассказ «Пир у Ивана Грозного», «Кулачный бой на Москве-реке» | ||
25 | Система образов в поэме | Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков; урок с элементами беседы. | Художественный пересказ; эвристическая беседа; сочинение-миниатюра | Повторить определения: поэма, былина, историческая песня, героический характер Заполнить таблицу из учебника. | ||
26 Р/Р | Идейно-художественное своеобразие произведения ИЗЛОЖЕНИЕ ПО «ПЕСНЕ…» | Урок обобщения и систематизации знаний; урок- собеседование. | Ответы на проблемные вопросы, эвристическая беседа, работа с текстом | Сообщения учащихся по изученному произведению ( по выбору обучающихся). | ||
27 | М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Выразительное чтение текста, работа над языковыми средствами, определение авторской позиции; теория литературы: стихотворение -раздумье. | Выучить стихотворение наизусть, определить композицию произведения. | ||
28 | М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов | Урок изучения нового материала; исследовательская работа | Практикум анализ стихотворения | Выразительное чтение стихотворений, работа над языком произведений. | ||
29 Р/ Р | Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова | Урок развития речи | Отработка выразительного чтения. | Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать) | ||
Н. В. Гоголь (7 часов) | ||||||
30 | Н. В. Гоголь. Биография. Повесть « Тарас Бульба» | Урок изучения нового материала; лекция с элементами презентации | Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба»;развёрнутые ответы на вопросы. | Биография и творческий путь Н. В. Гоголя. | ||
31 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Истрия создания. Исторический комментарий. | Урок изучения нового материала; Урок- лекция. | Составление плана лекции; первое восприятие произведение, язык писателя, национальный колорит произведения. | Выучить лекцию. История создания повести « Тарас Бульба». Рассказ «Жизнь на Сечи» | ||
32 | Тарас и его сыновья | Урок изучения нового материала ; урок с элементами беседы. | Составление плана характеристики героев произведения Н. В. Гоголя. | Заполнить сравнительную таблицу «Остап и Андрий» Групповое задание: инсценируйте сцену «Избрание нового кошевого» | ||
33 | Запорожская Сечь | Урок изучения нового материала ; урок с элементами беседы. | Описание уклада жизни в Сечи; национальные традиции ; роль старших товарищей. | Биография Тараса Традиции и нравы Запорожской Сечи. | ||
34 Р/Р 35р/р | Подготовка к сочинению СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ ДВА БРАТА» | Урок обобщения и систематизации знаний ; урок развития речи. | Презентаци; сообщения обучающихся по теме; выводы. | Ответы на проблемные вопросы | ||
36 | Образ Тараса Бульбы | Урок обобщения и систематизации знаний; урок с элементами беседы. | Презентация Слово учителя. Эвристическая беседа. | Сообщение «О чём могли рассказать запорожцы, сплавляясь на лодках по Днепру?» | ||
37 | Три смерти в повести | Урок обобщения и систематизации знаний; урок собеседование. | Художественный пересказ, заполнение сравнительной таблицы | Домашнее сочинение по повести Н. В. « Тарас Бульба» | ||
Творчество И. С. Тургенева (3 часа) | ||||||
38 | И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». | Урок изучения нового материала; урок – экскурсия с элементами беседы и презентации. . | Слово учителя. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. | Выучить лекцию. И. С. Тургенев «Бирюк» (прочитать) Принести «Стихотворения в прозе» Тургенева (1 книгу на парту) | ||
39 | "Судьба, долг, сострадание… или Почему люди несчастны" (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Эвристическая беседа. Просмотр и обсуждение видеосюжета; выводы по прочитанному произведению; оценка героев и их поступков; роль автора в произведении. | сочинение-рассуждение на тему “ Мое отношение к героям рассказа “Бирюк”. Сравните оценку героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк» исследователями С.М. Петровым и В.А.Чалмаевым Индивид. Сообщение «История создания Стихотворений в прозе»» | ||
40 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача» | Урок изучения нового материала;урок с элементами беседы. | Эвристическая беседа, сообщение ученика. Работа с фонохрестоматией | Выучить стихотворение «Русский язык» | ||
Творчество Н. А. Некрасова (3 часа) | ||||||
41 | Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. | Урок изучения нового материала; лекция с элементами презентации.. | Выразительное чтение наизусть. Рассказ учителя. Эвристическая беседа. Презентация. | Прочитать поэму «Русские женщины» полностью .текст принести на урок. Заполнить таблицу из учебника. | ||
42 | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Практикум анализа эпизода. Обучение выразительному чтению. | Написать сочинение на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?» | ||
43 | Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Эвристическая беседа. Составление плана. | Выучить отрывок из стихотворения. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик…» | ||
Творчество Салтыкова-Щедрина (3 часа) | ||||||
44 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Урок изучения нового материала; лекция с элементами презентации. | Презентация.Выразительное чтение наизусть. Эвристическая беседа. | Пересказ юмористических эпизодов Вспомнить определение аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска. Найти в тексте эти приёмы. | ||
45 | Смысл противопоставления генералов и мужика. | Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков; Урок – практикум. | Эвристическая беседа. Практикум противопоставления героев произведения; средства противопоставления. | Прочитать и принести сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» Выучить теорию | ||
46в/ч | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Эвристическая беседа; пересказ эпизодов; определение идейной направленности произведения. | И. А. Бунин «Цифры» (прочитать) Написать сатирическую сказку в духе Щедрина ( тема- индивидуально ). | ||
Литература конца 19-начала 20 века (5 часов) | ||||||
47 | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Урок изучения нового материала ; урок с элементами беседы. | Выразительное чтение произведения ; характеристика героев ; язык произведения ; авторская позиция; беседа с элементами анализа и сопоставления. | Бунин «Лапти» (прочитать); ответить на вопросы учебника. | ||
48 | И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Выразительное чтение текста; эвристическая беседа; понимание нравственности человека. | Чехов «Хамелеон» (прочитать) | ||
49 | А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Выразительное чтение; характеристика героев и их поступков. | Составить план образа одного героя рассказа ( Индивидуально; по выбору обучающегося). | ||
50 _____ 51р/р | _______ | _______ | Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». (подготовка к сочинению) ____________________________ СОЧИНЕНИЕ ПО РАССКАЗУ « ХАМЕЛЕОН» | Урок обобщения и систематизации знаний; обобщённый урок. _________________ Комбинированный урок ; урок развития речи. | Сообщения обучающихся; аналитическая работа с текстом ; __________________ Написание сочинения по рассказу А. П. Чехова « Хамелеон». | Подготовка к сочинению по рассказу А . П. Чехова « Хамелеон». _____________________________________ Подготовка к уроку – концерту. |
52 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе | Урок-концерт; урок - собеседования. | Выразительное чтение стихотворений; отзывы о прочитанном. Впечатления от поэтических произведений. | Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (прочитать) | ||
Русская литература начала 20 века (6 часов) | ||||||
53в/ч | М. Горький. Слово о писателе. Романтический мир раннего Горького | Урок изучения нового материала; лекция с элементами презентации. | Презентация; лекция с элементами беседы; прослушивание текстов. | Выучить материал лекции. | ||
54 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». | Урок внеклассного чтения. | Обучение выразительному чтению. Анализ поступков героев. | Выучить отрывок из произведения М. Горького «Старуха Изергиль» (по выбору обучающегося). | ||
55 | В. В. Маяковский Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Анализ художественной формы стихотворения. Обучение выразительному чтению. | Рассказ о поэте. Выучить наизусть отрывок из стихотворения | ||
56 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Эвристическая беседа. Обучение выразительному чтению. | Отзыв на стихотворение; Андреев «Кусака» (прочитать) | ||
57 | Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | Эвристическая беседа | Выразительное чтение отрывков; эвристическая беседа; характеристика поступков героев | Характеристика главного героя. Платонов «Юшка» (прочитать) | ||
58 | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. | Урок изучения нового материала; урок сэлементами беседы. | Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы | Платонов «В прекрасном и яростном мире» (прочитать) | ||
Русская литература второй половины 20 века (4 часа) | ||||||
59 | Час мужества | Урок-концерт; исследовательская работа | Выразительное чтение стихов ; сообщения по результатам читательских исследований. | Абрамов «О чём плачут лошади»-прочитать. | ||
60 | Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». | Урок изучения нового материала; урок с элементами беседы. | Выразительное чтение; эвристическая беседа ; характеристика поступков героев | Ответы на проблемные вопросы ( по указанию учителя). | ||
61 | Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе. | Урок-концерт; урок с элементами беседы. | Выразительное чтение; беседа с элементами оценки прочтения. | Готовиться к уроку-композиции | ||
62 | Песни на слова русских поэтов 20 века. | Урок внеклассного чтения 4 урок с элементами беседы. | Выразительное чтение стихов ; использование диалога и монологической речи; элемент анализа. | Сообщения; рассказ о стихах | ||
63 | Культура Японии. Хокку как основной жанр японской поэзии | Урок изучения нового материала; лекция с элементами презентации. | Презентация. Лекция учителя, сообщения | Анализ хокку ; составление хокку. | ||
64 | Японские хокку. Особенности жанра. | Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков; урок - практикум. | Презентация. Первичный навык составления хокку. | Выучить теорию | ||
65 | Сочиняем хокку | Урок обобщения и систематизации знаний. | Написание отзыва. Сочинение хокку. | О. Генри «Дары волхвов» (прочитать) | ||
66 | О. Генри «Дары волхвов» | Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков; урок - практикум. | Контроль и самопроверка знаний; самостоятельный анализ прочитанного произведения. | Обобщённое повторение по изученным произведениям; подготовка к контрольной работе. | ||
Заключительные и резервные уроки (6 часов) | ||||||
67 КР | Контрольная работа по программе 7 класса | Комбинированный урок; контрольная работа. | Написание комбинированной контрольной работы (тест, анализ эпизода, терминология, блиц – опрос и т. д. ) | |||
68 | Подведение итогов. Рекомендации на лето. | Урок-игра; урок-дискуссия | Составление кроссвордов ;блиц- опросы ит. д. | |||
69-70 | Резерв |
Формы обучения:
• Коллективные,
• Групповые,
• Дифференцированно-групповые,
• Индивидуальные;
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью
соответствует стандарту.
Средства контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос,
анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление
сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы.
- итоговый : сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест (с выбором ответа, с кратким ответом,
проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания)
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
3. Гейченко С. Пушкиногорье. - М.: Молодая гвардия, 1981
4. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008
5.Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.:
Просвещение, 2009г.
6.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.
7. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
8. Мультимедиа-энциклопедия.
9. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971.
10. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников.5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.:
Просвещение, 2009г.
3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2009г.
4. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.
5. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2006.
6. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008.
7. Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008. 8. Я познаю мир: литература,
сост. Чудакова, (детская энциклопедия). - М., 1998
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
- Входное тестирование. Выявление уровня литературного развития. 7 класс.
1. Заполни таблицу.
Фамилия | Имя, отчество | Жанр | Произведение |
Александр Сергеевич | роман | ||
Чехов | «Лошадиная фамилия» | ||
Некрасов | стихотворение | ||
Николай Васильевич | «Ночь перед Рождеством» | ||
Лесков | сказ |
2. Узнай произведение по пейзажу, назови автора.
«Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала».
А) «Кладовая солнца» В) «Уроки французского»
Б) «В прекрасном и яростном мире» Г) «Тринадцатый подвиг Геракла»
Ответ:____________________________________________________________________
3. Узнай героя по портрету, назови автора.
«Разве чёрные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркала, - так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы».
А) Маша «Дубровский» В) Царевна «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Б) Настя «Кладовая солнца» Г) Оксана «Ночь перед Рождеством»
Ответ:_____________________________________________________________________
4. Определи автора, название стиха по следующим строчкам:
«Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?»
Ответ:_____________________________________________________________________
5. Определи стихотворный размер.
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»
Ответ:_____________________________________________________________________
6.Подчеркни четвёртый лишний.
а) портрет, эпитет, поступок, речь
б) ямб, хорей, дактиль, мораль
в) композиция, лирика, эпос, драма
7. Придумай историю по данному началу.
Цветик-семицветик
Однажды мне приснился удивительный сон. Встретился я с волшебником, и он подарил мне сказочный цветок с семью лепестками. Теперь я мог загадать и исполнить семь самых заветных желаний…
Входное тестирование. Выявление уровня литературного развития. 7 класс.
Ответы
1. Заполни таблицу.
Фамилия | Имя, отчество | Жанр | Произведение |
Пушкин | Александр Сергеевич | роман | «Дубровский» |
Чехов | Антон Павлович | рассказ | «Лошадиная фамилия» |
Некрасов | Николай Алексеевич | стихотворение | «Железная дорога» |
Гоголь | Николай Васильевич | повесть | «Ночь перед Рождеством» |
Лесков | Николай Семёнович | сказ | «Левша» |
Максимальная оценка – 10 баллов.
- Узнай произведение по пейзажу, назови автора.
«Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала».
Ответ:________ А) «Кладовая солнца» М.М.Пришвин_________________________
Максимальная оценка – 2 балла.
- Узнай героя по портрету, назови автора.
«Разве чёрные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркала, - так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы».
Ответ:_____ Г) Оксана «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголь.__________________
Максимальная оценка – 2 балла.
- Определи автора, название стиха по следующим строчкам:
«Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?»
Ответ:_____М.Ю.Лермонтов «Парус»______________________________________
Максимальная оценка – 2 балла.
5. Определи стихотворный размер.
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!»
Ответ:_______ямб__________________________________________________________
Максимальная оценка – 1 балл.
6.Подчеркни четвёртый лишний.
Ответ:_____а)эпитет, б) мораль, в) композиция__________________________________
Максимальная оценка – 3 балла.
7. Придумай историю по данному началу.
Цветик-семицветик
Однажды мне приснился удивительный сон. Встретился я с волшебником, и он подарил мне сказочный цветок с семью лепестками. Теперь я мог загадать и исполнить семь самых заветных желаний…
Критерии оценки:
- Идея – 1 балл.
- Композиция (стройность, целостность, красная строка) – 2 балла.
- Использование изобразительно-выразительных средств языка – 4 балла.
- Грамотность оформления – 5 баллов.
- Речь ученика – 4 балла.
- Оригинальность – 1 балл.
Максимальная оценка – 17 баллов.
Оценивание: 28б – 30б «5»
22б – 27б «4»
15б – 21б «3»
14б < «2»
- Тестовые задания по литературе
- Кто автор «Повести временных лет»? (................…......................)
- Что такое лирика? (..................................................................................................................................................................................................................................................................................................)
- Перечислите мотивы лирики А.С. Пушкина. (...................................................................................................................)
- Какой из двухсложных размеров имеет ударения на втором слоге? (.....................................)
- Кто является лирическим героем стихотворения А.С. Пушкина «Пущину И.И.»?
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней.
(....................................................)
- Выписать из приведённого отрывка сравнения, метафоры, эпитеты.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................)
- Поставить ударение, определить размер стихотворения.
Дубовый листок оторвался от ветки родимой,
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.
(...................................)
- Что такое сюжет? (.............................................................................................................................................................)
- Кто является рассказчиком в повести А.С. Пушкина «Метель»? (............................................................................)
- Что такое литературный портрет? (.................................................................................................................)
- Определить стихотворный размер, которым написано стихотворение «Железная дорога» Н.А. Некрасова.
Всё хорошо под сиянием лунным.
(...........................................)
- Что такое эпиграф? (.............................................................................................................................................................)
- Чем отличается юмор от иронии? (....................................................................................................................................................................................................................................................................................)
- Кому в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» принадлежат слова «душа моя жаждет просвещения»? (................................................)
- ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
по программе 7 класса
Вариант 1
А1. Выберите определение былины.
- эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси
- жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события или личности
- жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений
- произведение, созданное народной фантазией, сочетающее в себе реальное и фантастическое
А2. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «высокому» стилю?
- оды, эпиграммы, драмы
- драмы, сатиры, элегии
- героические поэмы, трагедии, оды
- комедии, песни, басни
АЗ. В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки?
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...
- «Песнь о вещем Олеге»
- «Полтава»
- «Медный всадник»
- «Борис Годунов»
А4. Какова основная тема первой части поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» «Княгиня Трубецкая»?
- духовное величие русской женщины
- обличение светского общества
- восхищение красотой русской женщины
- трагическая судьба русской женщины
А5. О ком Л.Н. Толстой написал такие строки в автобиографической повести «Детство»?
«Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование».
- о mаmаn
- о сестре Любочке
- о Марье Ивановне
- о Наталье Саввишне
А6. В каком произведении XX века автор поднимает проблему сострадания к людям?
- «Данко» М. Горького
- «Юшка» А.П. Платонова
- «Живое пламя» Е.И. Носова
- «Кусака» Л.Н. Андреева
А7. Какой зарубежный поэт в своем стихотворении утверждал следующее?
Кто честной бедности своей
Стыдится и все прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее.
- Дж.Г. Байрон
- Р. Берне
- И.Ф. Шиллер
- У. Шекспир
В1.Какой художественный прием использует Н.В. Гоголь для создания образов братьев в повести «Тарас Бульба»?
Запишите.
В2. Какому поэту принадлежат эти строки?
Запишите.
Я думу свою
без помехи подслушаю,
Черту подведу
стариковскою палочкой:
Нет, все-таки нет,
ничего, что по случаю
Я здесь побывал
и отметился галочкой.
В3. Какое понятие соответствует следующему определению?
Запишите.
Направление в литературе, проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.
С1. Дайте определение жанру баллады.
Приведите примеры произведений русских и зарубежных писателей, написанных в этом жанре.
С2. Какие сатирические и юмористические произведения, прочитанные в этом году, показались вам наиболее интересными?
Обоснуйте свое мнение.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
по программе 7 класса
Вариант 2
А1. Выберите определение гиперболы.
- вид тропа, основанный на чрезмерном преувеличении свойств изображаемого предмета
- вид тропа, основанный на сопоставлении предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им признакам
- вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета или явления на другой на основании общего для обоих признака
- предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального
А2. В каком варианте указаны только те жанры, которые относятся к «низкому» стилю?
- драмы, сатиры, элегии
- комедии, эпиграммы, басни
- оды, героические поэмы, трагедии
- комедии, драмы, эпиграммы
АЗ. С каким фольклорным персонажем перекликается образ купца Калашникова?
- сказочного добра молодца
- былинного богатыря
- Садко
- Соловья-Разбойника
А4. Раскаялся ли Андрий перед смертью в совершенном предательстве? Какой факт дает основания так считать?
- да, он просит пощады у отца
- нет, он говорит отцу, что полячка стала для него отчизной и никто не вправе его наказывать
- нет, он умирает с именем прекрасной полячки на устах
- да, идя на казнь, он был «бледен как полотно»
А5. Какой прием наиболее характерен для рассказов А.П. Чехова?
- художественная деталь
- символы
- внутренний монолог
- лирические отступления
А6. Герой какого произведения XX века произносит эти слова?
«Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят».
- «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова
- «Тихое утро» Ю.П. Казакова
- «Беда» М.М. Зощенко
- «Кукла» Е.И. Носова
А7. Какой зарубежный поэт в своем стихотворении утверждал следующее?
«Волхвы, те, что принесли дары Младенцу в яслях, были, как известно, мудрые люди. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности».
- М. Твен
- Р. Бёрнс
- О. Генри
- А. де Сент-Экзюпери
В1. Закончите эти строки. Кто их автор?
Запишите.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный...»
В2.Какой русский писатель XIX века стал автором сказок, иносказательно высмеивающих пороки людей?
Запишите.
В3.Какому понятию соответствует это определение?
Запишите.
Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым и напряженным сюжетом.
С1. Напишите, в чем отличие юмора от сатиры.
Приведите примеры юмористических и сатирических произведений.
С2. Какие стихотворения о родной природе, прочитанные в этом году, показались вам наиболее яркими?
Напишите, чем они вам запомнились.
КЛЮЧ К ТЕСТУ: Вариант 1. А1 - 1 А2 - 3 А3 - 3 А4 - 1 А5 - 4 А6 - 2 А7 - 2 В1 - антитезу В2 - А.Т.Твардовскому В3 - романтизм | КЛЮЧ К ТЕСТУ: Вариант 2. А1 - 1 А2 - 2 А3 - 2 А4 - 3 А5 - 1 А6 - 4 А7 - 3 В1 - русский язык, И.С.Тургенев В2 - М.Е.Салтыков-Щедрин В3 - баллада |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....