Рабочая программа по литературе 7 класс.
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Кунаева Татьяна Вячеславовна

Рабочая программа по литературе 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7_klass.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

       «Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол № ____

от «___»______________2012 г.

Председатель МО ____________        

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________ /Прокина Н.И./

 «____»________________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ»

_____________ /Кулагин И.А./

«____»______________2012 г.

Рабочая учебная программа

по русскому языку  

 7  класс

4 часа в неделю

(всего 136  часов)

Составитель: учитель

                                                                                русского языка и литературы

 Кунаева Т.В.

2012-2013 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения литературы в школе -  приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие  обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге.

Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся  с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
  2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности  в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.
  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
  4. Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Общая характеристика предмета

Краткое пояснение особенностей организации учебного процесса по курсу.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими  нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает  два больших концентра (5-9 и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая – владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно  уделять большое внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй – активному чтению вслух и углублению толкования художественных  произведений.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.  

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературы XVII, XIX и ХХ веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоенная различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

В 7 классе затронута одна из ведущих проблем – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы;

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако, на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5 – 9  классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение. Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе (особенно в программе курсов 10-11 классов), к истории создания отдельных произведений, к литературным и  фольклорным истокам художественных образов, к вопросам теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем).

Особое внимание уделяется совершенствованию речи учащихся. В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом. В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы.

Слово учителя, которое звучит на каждом уроке, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. 

Рабочая программа по литературе для 7-х классов составлена на основе программы под редакцией В.Я. Коровиной для общеобразовательных учреждений (Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2007 г.)

Рабочая программа составлена в соответствии с новым региональным базисным учебным планом, полностью соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта и Федеральному базисному учебному плану.

Изменения и дополнения.

В рабочую программу внесен региональный компонент:

  • Мордовские былички. Связь их с верованиями и поверьями. Тематические группы быличек. Изменение функции в антибыличках.
  • Яков Яковлевич Кулдуркаев – известный эрзянский поэт-сказитель. Поэма «Эрьмезь» - о борьбе мордовского народа за освобождение от татаро-монгольских завоевателей. Сюжет поэмы. Образ богатыря Эрьмезя. Образы Пургаса и Пурейши. Правда и вымысел впроизведении.
  • Фольклорные мотивы в творчестве Максима Афанасьевича Бебана. Содержание поэмы «Ушмань Байкась» («Ушман Байка»). Борьба народа против монголо–татарского ига. Идейно–тематический смысл поэмы, богатство стиля, изобразительно–выразительные средства языка, их роль в раскрытии конфликта произведения. Образ юноши Байки, его встреча с сестрой в плену монголо–татарских захватчиков. Трагическая концовка произведения.

Обучение школьников с учетом региональных особенностей важны не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребенка важно найти свое место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их малой родины.

Общий объем часов

Рабочая программа по литературе для 7 классов рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год) в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ.

Место учебного предмета, в учебном плане, среди других учебных дисциплин.

На обязательное изучение предмета «Литература» в 7 классе в инвариантной части школьного учебного плана отведено 68 часов. 

Требования к уровню подготовки учащихся .

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

·  образную природу словесного искусства;

·  содержание изученных литературных произведений;

·  основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

·  основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

·  понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

уметь:

·  воспроизводить содержание литературного произведения;

·  правильно, бегло и выразительно читать вслух;

·  определять род и жанр произведения;

·  писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

· писать развернутый ответ на вопрос;

·  письменно составлять план сочинения;

·  писать рассказ-характеристику;

·  свободно владеть письменной речью.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

·  участия в диалоге или дискуссии;

·  определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Межпредметные связи

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Тематическое планирование по дисциплине «Литература 7 класс».

Наименование разделов и тем

Макси-мальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети

ческое обуче

ние ч.

 Развитие речи, ч.

Контроль-ная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Внеклассное чтение, ч.

Введение. «Читайте не торопясь».

1

1

Устное народное творчество.

5

3

1

1

Древнерусская литература.

2

2

Произведения русских писателей XVIII века.

2

2

Произведения русских писателей XI X века.

28

16

7

1

4

Произведения русских писателей XX века.

24

15

3

6

Зарубежная литература.

6

3

1

2

итого

68

41

11

2

13

Содержание тем учебного курса.

Введение (1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы, взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Знать: образную природу словесного искусства

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного

Устное народное творчество (5 часов)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольта и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Региональный компонент. Мордовские былички. Связь их с верованиями и поверьями. Тематические группы быличек. Изменение функции в антибыличках.

Знать: предание как жанр УНТ

Уметь: пересказывать текст предания

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец  Ильмаринен и ведьма Лоухи, как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Знать: своеобразие былин как героических песен эпическго характера

Уметь: воспринимать и анализировать  поэтику былин; самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин

Из древнерусской литературы (2 часа)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Знать: основы христианской морали, структуру повести, образы

Уметь: воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; Свободная работа с текстами;  владение монологической и диалогической речью

Из русской литературы XVIII века (2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Знать: оду как жанр, теорию «трех штилей»

Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века; выразительно читать.

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Знать: особенности поэтических произведений поэта, их тематику.

Уметь: воспринимать и анализировать тексты произведений XVIII века выразительно читать.

Из русской литературы XIX века (28 часов)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Региональный компонент. Яков Яковлевич Кулдуркаев – известный эрзянский поэт-сказитель. Поэма «Эрьмезь» - о борьбе мордовского народа за освобождение от татаро-монгольских завоевателей. Сюжет поэмы. Образ богатыря Эрьмезя. Образы Пургаса и Пурейши. Правда и вымысел впроизведении.

Знать: понятие о поэме, о литературном герое, конфликте, элементах сюжета; понятие о лирике, лирическом герое, своеобразие жанра поэмы, композицию произведения; понятие о балладе, об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий; что такое трагедия, образ летописца, самозванство в понимании Пушкина.

Уметь: анализировать текст, сравнивать героев, выявлять авторскую позицию.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Региональный компонент. Фольклорные мотивы в творчестве Максима Афанасьевича Бебана. Содержание поэмы «Ушмань Байкась» («Ушман Байка»). Борьба народа против монголо–татарского ига. Идейно–тематический

смысл поэмы, богатство стиля, изобразительно–выразительные средства языка, их роль в раскрытии конфликта произведения. Образюноши Байки, его встреча с сестрой в плену монголо–татарских захватчиков. Трагическая концовка произведения.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Знать: содержание поэмы, его историческую основу; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;

Уметь: анализировать язык поэмы, ее связь с устным народным творчеством; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести, средства раскрытия характеров героев.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Знать: содержание понятия «пейзаж» своеобразие стихотворений в прозе.

 Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

 «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Знать: сюжет и композицию поэмы; об образной яркости и повествовательном начале Некрасова.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст, выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Знать: содержание баллад, определение жанра баллады, образную природу баллад.

Уметь: выделять жанровые признаки баллады, выявлять авторскую позицию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Знать: содержание сказок, определение понятий «аллегория», «фантастика»

Уметь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах характера

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маmаn» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Знать: что такое «автобиографическая повесть»; что такое самоанализ и самооценка героя.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак-1еристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

Знать: сюжет и образную систему рассказов; говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали; язык персонажей

Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Знать: особенности поэтического текста.

Уметь: анализировать поэтический текст.

Из русской литературы XX века (24 часа)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). 

Знать: автобиографический характер повести, содержание повести; нравственную проблематику.

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Знать: формирование отношения к событиям и героям рассказа.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Знать: изображение мира и человека в рассказе.

 Уметь: анализировать поступки и характер главного героя

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Знать: способы создания поэтических образов.

Уметь: читать и анализировать поэтический текст

                                        На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Знать творчество Носова, особенности его рассказов.

Уметь: читать и анализировать проблематику рассказа.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Знать о реализации военной тематики в русской литературе.

Уметь: анализировать поступки героев

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Знать: особенности лирики как рода литературы; литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение.

Уметь: анализировать тропы.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Знать: публицистику, публицистические произведения.

                             Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Знать: творчество Зощенко, содержание его рассказов.

Уметь: находить «смешное» и «грустное» в рассказах Зощенко

Песни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Знать содержание изучаемых произведений

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Знать: особенности художественной образности дагестанского поэта.

Уметь: анализировать тему и идею произведения, и ее реализацию через изобразительные средства

Из зарубежной литературы (6 часов)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Знать: образ-настроение, образ представление.

Уметь: выразительно читать поэтический текст.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Знать: вольнолюбивая поэзия

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

Знать: жанры японской поэзии.

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Знать: содержание рассказа

Уметь: выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы

Календарно-тематическое планирование

№ п/п


Наименование разделов и тем


Вид занятия


Количество  часов

Вид самостоятельной работы, ч.

Дата проведения занятий

План.

Факт.

1

Введение.

1

1.1

Знакомство со статьей учебника «Читайте не торопясь».

Беседа.

1

Работа с текстом

2

Устное народное творчество.

5

2.1

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

Рассказ учителя. Беседа

1

2.2

Понятие о былине.  «Вольга и Микула Селянинович». «Садко».

Рассказ учителя. Беседа

1

Анализ текста

2.3

Вн.чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Урок

внеклассного чтения

1

2.4

Р/р. Подготовка к сочинению по репродукции В.Васнецова «Три богатыря».

Урок развития речи

1

Творческая работа

2.5

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Мордовские былички.

Рассказ учителя. Беседа

1

Творческая работа

3

Древнерусская литература.

2

3.1

Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

Рассказ учителя. Беседа

1

Работа по карточкам

3.2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа с текстом

4

Произведения русских писателей XVIII века.

2

4.1

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом.  «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Лекция

1

Анализ текста

4.2

Г. Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание».

Рассказ учителя. Беседа

1

Анализ текста

5

Произведения русских писателей XIX века.

27

5.1

А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Беседа

1

Работа в группах

5.2

А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).

Рассказ учителя. Беседа

1

5.3

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

Беседа. Практикум

1

Работа по карточкам

5.4

Р/р. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина»

Урок развития речи

1

Творческая работа

5.5

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель» — произведение из цикла «Повести Белкина».

Беседа

1

Анализ текста

5.6

Яков Яковлевич Кулдуркаев. Поэт–сказитель. Поэма «Эрьмезь»

Лекция.

1

Работа в группах

5.7

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Анализ I главы.

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

1

5.8

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Анализ II - III части.

Беседа. Практикум

1

Анализ текста

5.9

Р/р. Подготовка к сочинению по иллюстрации В.Васнецова «Песня про купца Калашникова»

Беседа. Практикум

1

5.10

Р/р. Сочинение по иллюстрации В.Васнецова «Песня про купца Калашникова».

Практикум

1

Творческая работа

5.11

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел».

Практикум

1

Анализ текста

5.12

Фольклорные мотивы в творчестве Максима Афанасьевича Бебана. Содержание поэмы «Ушман Байка».

Лекция.

1

5.13

Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба».Смысл противопоставления Остапа и Андрия.

Рассказ учителя. Беседа

1

Работа по иллюстрациям

5.14

Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Практикум

1

5.15

Р/р. Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

Творческая работа

5.16

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» «Бирюк»

Рассказ учителя. Беседа

1

Работа с текстом

5.17

Р/р. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача».

Урок развития речи

1

Составление простого плана.

5.18

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

1

5.19

 Вн.чт. Н. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда» Обучение выразительному чтению

Урок

внеклассного чтения

1

Анализ текста

5.20

Вн.чт. А. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

Урок

внеклассного чтения

1

5.21

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Рассказ учителя. Беседа

1

Анализ текста

5.22

 Вн.чт.. М Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

Беседа

1

Работа в группах

5.23

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы).

Рассказ учителя. Беседа

1

5.24

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство».

Беседа. Обучение устному рассказу

1

Анализ текста

5.25

А. П. Ч е х о в. Слово о писателе. «Хамелеон», «Злоумышленник».

Рассказ учителя. Беседа

1

Тест.

5.26

Вн.чт. А. П. Чехов. Рассказы «Тоска», «Размазня».

Урок

внеклассного чтения

1

Тест.

5.27

Р/р. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.  Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века

Практикум

1

6

Произведения русских писателей XX века.

25

6.1

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры».

Рассказ учителя. Беседа

1

6.2

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» I –II главы.

Рассказ учителя. Беседа

1

Анализ текста

6.3

М. Горький. «Детство» (главы из повести). III – V главы.

Беседа

1

6.4

М. Горький. «Детство» (главы из повести). VI – VIII главы.

Беседа

1

6.5

М. Горький. «Детство» (главы из повести). IX – XII главы.

Практикум

1

Тест.

6.6

Р/р. М. Горький. «Детство». Обучение анализу эпизода, характеристика героя.

Практикум

1

6.7

Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изер-гиль».

Урок

внеклассного чтения

1

Работа по карточкам.

6.8

Л. Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака».

Рассказ учителя. Беседа

1

6.9

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Рассказ учителя. Беседа

1

Тест.

6.10

Вн.чт. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

Урок

внеклассного чтения

1

6.11

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка».

 Беседа

1

Тест.

6.12

Вн.чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

Урок

внеклассного чтения

1

6.13

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века)

Урок развития речи

1

Творческая работа.

6.14

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Анализ стихотворения.

Рассказ учителя. Практикум

1

6.15

А,Т.Твардовский. Стихотворения поэта.

Рассказ учителя. Практикум

1

6.16

Р/р. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

Урок развития речи

1

Анализ эпизода.

6.17

Вн.чт. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики.

Урок

внеклассного чтения

1

6.18

Ф. А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

Беседа

1

6.19

Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла»

Беседа

1

Работа в группах

6.20

Е. И. Носов. «Живое пламя».

Практикум

1

Тест

6.21

 Ю. П. Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро».

Беседа

1

Тест

6.22

Вн.чт. Д. С. Л и х а ч е в. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная»

Урок

внеклассного чтения

1

Тест.

6.13

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда».

Беседа

1

6.24

Вн.чт. Стихотворения поэтов XX века о Родине, родной природе.

Урок

внеклассного чтения

1

Анализ текста

6.25

Песни на слова русских поэтов XX века.

Беседа

1

7

Зарубежная литература

6

7.1

 Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность»

Беседа

1

Анализ текста

7.2

Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...»

Практикум

1

Анализ текста

7.3

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

Практикум

1

Анализ текста

7.4

Вн.чт. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

Урок

внеклассного чтения

1

7.5

Вн.чт. Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».

Урок

внеклассного чтения

1

Работа в группах

7.6

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

Беседа.

1

Итого

68

Содержание практической деятельности

Сочинения.

Домашнее сочинение                                                                                                                                                

  • Сочинени по репродукции В.Васнецова «Три богатыря».
  • Сочинение по произведениям А.С.Пушкина «История России в произведениях А. С. Пушкина»

Классное сочинение

  • Сочинение по иллюстрации В.Васнецова «Песня про купца Калашникова».
  • Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Домашнее сочинение

  • Домашнее сочинение по русской поэзии XIX века.
  • Домашнее сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

Классное сочинение

  • Анализ эпизода или одного стихотворения.

Работа по карточкам.

А.С.Пушкин «Медный всадник»

 Карточка 1.

  1. К какому роду литературы можно отнести поэму? Что называется поэмой?

(Поэма - один из жанров лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств, Своего отношения к описываемому, как в лирике.)

2. Как поэт передает свое отношение к городу на Неве в отрывке из вступления к поэме «Медный всадник»? Какие художественные средства он использует?

(Свое отношение к Петербургу поэт выражает словом «люблю» и называет, что ему дорого в северной столице. Кроме того, свою любовь, восхищение Пушкин передает торжественным словом, используя эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы.

Эпитеты: строгий, стройный (вид): державное (теченье): (оград) узор чугунный: прозрачный (сумрак), (блеск) безлунный: пустынных (улиц) и т. п.

Сравнения: и перед младшею сострою / Померкла старая Москва, / Как перед повою царицей / Порфироносная вдова; Девичьи слезы, ярче роз; Красуйся, град Петров, и стой / Неколебимо, как Россия...

Гипербола:

Корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся.

Кроме того, поэт использует описательные выражения: Петербург - град Петров, Петра творенье; финский рыболов - печальный пасынок природы; парад - воинственная живость потешных Марсовых полей и т. п.)

Карточк а 2.

  1. Образ какого героя один из важнейших в поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»?
  2. О каких деяниях упоминался в данных строчках? Откуда они?

Кто неподвижно возвышался

 Во мраке медною главой,

 Того чьей волей роковой

 Над морем город основался...

Ужасен он в окрестной мгле!

 Какая дума па челе!

Какая сила в нем сокрыта?

А в сем копе какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

 Россию поднял на дыбы?

(Героем обеих поэм является русский царь Петр I, или, как его еще называют, Петр Великий. Отрывок взят из поэмы «Медный всадник», речь идет о знаменитом памятнике Петру I. Адресуясь к статуе, поэт перечисляет дели и качества реального героя: основание им новой столицы, Петербурга, переустройство государства, новая экономическая, военная, просветительная полишика) (Россию поднял па дыбы), сила, воля, ум гениального и/>авишеля сочетаются с жестокостью, ненавистью ко всему, мсшаюи(ему на пути преобразования, поэтому «уэ/сасен» Петр.)

К a pтoч к а 3.

Вспомните, что называется метафорой, и найдите метафоры в отрывке из вступления к поэме Пушкина «Медный всадник».

(Метафора перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их свойства или по контрасту.

В данном отрывке из поэмы «Медный всадник» немало метафор: задумчивых ночей, спящие громады, золотые небеса (сходство цвета), заря спешит, бег санок, говор балов, шипенье бокалов, Россия торжествует (победу) и т. п.

Олицетворения тоже относятся к метафорам.)

Карточка 4.

Попробуйте, используя отрывки, посвященные Петру I, нарисовать его портрет.

(Петр обязательно представляется поэтом в движении: либо он стремительно идет, либо скачет на коне. Царь Петр высокого роста, на голову возвышается над свитой. В лице главное глаза. Они сияют торжеством, радостью или гневом. У него высокий лоб «чело». Многие мысли, новые проекты занимают царя, поэтому на «челе» - дума, выражение лица сосредоточено. Еще у него быстро меняется настроение. Пушкин отметил противоречивость Петра. Петр у него «ужасен» и «прекрасен» одновременно.)

Тест по рассказу  А.П.Чехова «Хамелеон».

/. Кто сказал о Чехове эти слова: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни»?

а)        Бунин;

б)        Короленко;

в)        Горький.

2.Главный герой рассказа «Хамелеон»:

а)        Очумелов;

б)        Овсов;

в)        Денис Григорьев.

3.В творчестве Чехова важную роль играют внешние детали.

        На перемену внешнего состояния полицейского надзирателя указывает:

а)        узелок в руке;

б)        шинель;

в)        корзина с конфискованным крыжовником.

  4.Исключительной чертой произведения является:

        а)глубокий лиризм;

б)        искрящийся юмор, громкий смех;

в)        пафос.

5.        Жанр произведения:
а) рассказ;

б)очерк;

в) повесть.

6.        Автор относится к Очумелову:

а)        нейтрально;

б)        с сарказмом;

в)        с сочувствием.

7. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а)        разобрался в происшедшем;

б)        пожалел золотых дел мастера;

в)        узнал, чья собака.

8. Произведение основано:

а)        на жизненных ситуациях;

б)        является вымыслом;

в)        сочетает авторский вымысел и жизненную ситуацию.

9.        Особенность произведения:

а)        за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;

б)        наличие нескольких рассказчиков;
в)высокий лиризм.

10.        Смысл названия произведения связан с тем, что:

а)        Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б)        надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет Свою окраску;

в)        автор хотел рассмешить, читателей нелепым названием.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

б

б

а

б

в

в

а

б

Т е с т. По повести М. Горького «Детство».

1) Не является автобиографическим произведение:

 а) М. Горького «Детство»; 

б)         Л.Н.Толстого «Детство;

в) И.А.Бунина «Лапти».

2)        Здоровых творческих корней народной жизни лишен:

а)        Алеша;

б)        дядя Яков;

в)        бабушка Акулина Ивановна.

3)        Жанр произведения:

а)        очерк;

б)        рассказ;

в)        повесть.

4)        Рассказывая о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать:

а) «... Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек»;

        б) что «это- живучая, подлая правда... Это та правда, которую необходимо знать до корня...»

        в) что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

5)        Тема произведения:

а)        жизнь Алеши;

б)        судьба деда;

в)        рассказ о бабушке.

6)        Название произведения:

а)        указывает на главного героя.

б)        определяет его тематику;

в)        имеет обобщающий смысл.

7)        Жизнь Алеши, показанная с произведении, представляется:

а)типичной;

б)        трагичной;

в)        исключительной.

Н) Главным героем произведения является:

а)        вымышленный персонаж;

б)        реальный человек;

в)        сказочный персонаж.

9) Авторская позиция в произведении:

а)        скрыта;

б)        выражена в авторском повествовании;

в)        передана одним из персонажей.

10) Алеша выучился грамоте с помощью:

а)        деда;

б)        бабушки;

и) жены дяди Якова.

Тест по рассказу «Юшка».

I) Слова В. Л. Пастернака: «Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра» -  можно отнесши:

а)        к Юшке;

б)        Даше, дочери кузнеца:

          в)детям.

2)        Юшка не разгневался на несправедливость прохожего, а только рассердился, потому что:

а)        был пуглив от природы;

б)        был очень добр по природе;

в)        притерпелся к человеческой жестокости.

3)        «Глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы». Это сказано:

а)        об Акимыче;

б)        о кузнеце;

в)        о Юшке.

4)        Автор:

а)        презирает Юшку

б)        считает его нравственным человеком, т. к. он побеждает зло добром;

в)        жалеет.

5)        Странность Юшки объясняется:

а)        его незащищенностью;

б)        безотказностью;

в)        безграничной добротой.

6)        «Без Юшки жить людям стало хуже», ибо:

а)        ушел добрый человек, терпеливый к слабостям других;

б)        не на ком стало срывать зло и обиду;

в)        это был человек, который брался за всякую работу.

7)        Юшка оставил после себя:

а)        память о своем трудолюбии;

б)        девушку-сироту, которую он выучил;

в)        память о своей безответственности.

8)        Жанр произведения:

а)        очерк;

б)        повесть;

в)        рассказ.

9)        Название произведения

а)        указывает на главного героя;

б)        определяет его тематику;

в)        имеет обобщающий смысл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

б

в

б

в

а

б

в

а

Тест по рассказу «Кукла».

/. Жанр произведения:

а)        воспоминания;

б)        рассказ;

в)        быль.

2.         Описывая реку, рыбалку, траву, цветы, автор поднимает проблему:

а) экологическую;

б) взросления человека;

в) благодарности всему живому.

3.        Протест прошив равнодушия, безразличного отношения к окружающему вложен в уста:

 а) учителя;

 б) учеников;

 в) Акимыча.

4.        Эпизод с куклой показался Акимычу таким страшным, потому что:

а)напомнил военное время;

б)        дети не жалеют игрушки;

в)        люди засоряют окружающую среду.

5.         В этом произведении авторская позиция:

а)        отчетливо выражена;

б)        скрыта;

в)        нейтральна.

6.        Главная отличительная черта Акимыча:

а)        постоянное ощущение собственной правоты;

б)        жалость к обиженным;

в) чувство ответственности за все, что происходит.

7.        Название  произведения:

а)        определяет его тематику;

б)        имеет обобщающий смысл;

в)        указывает на главного героя.

8.        В основе сюжета произведения:

а)        фантастика;

б)        жизненная ситуация:

в)        сочетание фантастики и реальности.

I

2

3

4

5

6

7

8

б

а

в

а

а

в

б

б

Итоговое контрольное тестирование .

 

1.Фольклор – это:

a)    народное искусство;

b)    народное словесное искусство;

c)    это сказки.

2.Каждое литературное произведение:

a)    относится к одному из родов литературы;

b)    может относиться к двум родам литературы сразу;

c)    отношение к роду определить очень трудно.

3.Сюжет это:

a)    События произведения;

b)    Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;

c)    Это рассуждение автора о реальных проблемах.

4.Важный момент для проявления характера литературного персонажа:

a)     Отношение к повествователю;

b)    Описание природы;

c)    Выбор поведения.

5.Литературный герой это:

a)    Художественный образ;

b)    Реальный человек;

c)    Автор.

6.Игоша – это:

a)     Главный герой сказки;

b)    Фантастический способ раскрытия характера повествователя;

c)    Сказочный помощник.

7.Необычное имя героя в рассказе А.С. Пушкина «Выстрел»:

a)    Выбрано случайно;

b)    Подчеркивает его отличие от всех других;

c)    Показывает, что действие произведение происходит за границей.

8.Сильвио:

a)    Был офицером;

b)    Не был офицером;

c)    Был простым солдатом.

9.Последний выстрел Сильвио:

a)    Это удовлетворение чести;

b)    Это выход его злости;

c)    Демонстрация меткости и силы.

10.  Действие новеллы «Маттео Фальконе» происходит:

a)    На крутом возвышенье;

b)    На побережье моря;

c)    В долине реки.

11.  Фортунато спрятал бандита:

a)     В погребе;

b)    В доме;

c)    В копне сена.

12. Поступок  Маттео Фальконе вы объясняете:

a)    Великой любовью к родине;

b)    Эгоизмом;

c)    Чувством собственного достоинства и чести.

13. Похожий поступок Тараса Бульбы вы объясняете:

a)    Великой любовью к родине;

b)    Эгоизмом («я тебя породил, я тебя и убью»)

c)    Чувством собственного достоинства.

14.  В рассказе Н.С. Лескова «Левша» Платов:

a)    Барон;

b)    Граф;

c)    Бедный казак.

15.  Над блохой трудились:

a)    Один Левша;

b)    Артель оружейников;

c)    Три самых искусных мастера.

16. Левша умер:

a)    В своем доме;

b)    На полу в бедняцкой больнице;

c)    На царском дворце.

17.  «Бежин луг» - это:

a)    Эпическое произведение;

b)    Лирическое;

c)    Лиро-эпическое.

Ответы: 1 – а;2 – а;3 – а;4 – с;5 – а; 6 – б;7 – б;8 – б;9 – а;10 – а;11 – с;12 – с;13 – а;14 –  б;15 – с;16 – б;17 – а.

Произведения для заучивания наизусть.

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

     A.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем
Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И.С.Тургенев. Русский язык.

Н.А.Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

       B.А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край
ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина
(на выбор).

В. В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. В и н о к у р о в. Москвичи).

С.А.Есенин. «Топи да болота...». Н.А.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие...».

Произведение для самостоятельного чтения

 Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A.        П. Сумароков. Эпиграмма.

B.        В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Держа-
вина.

Из русской литературы XIX века И. А. Крылов. Басни (на выбор).

A.        Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

B.        А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику.

К. Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.

Н.М.Языков. Пловец.

М. Ю. Л е р м о н т о в. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.

Н. А. Н е к р а с о в. Саша. И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А. А. Ф ет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А. Н. Майков. Гроза.

Я. П. Полонский. Дорога.

Л. Н. Толстой. Детство.

А. П. Ч е х о в. Размазня.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

A.И. Куприн. Изумруд.

B.Я. Б р ю с о в. Нить Ариадны.

А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C.А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...».

О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A.Т. А в е р ч е н к о. Вечером.
Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.
Дон-Аминадо. Четыре времени года.
Н. С. Гу м и л е в. Леопард.

Из зарубежной литературы

Японские трехстишия (хокку, или хайку).

 Г. У. Лонгфелло.

Песнь о Гайавате. Э. П о. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.

Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.

Р. Брэдбери. Все лето в один день.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Материально – техническое обеспечение.

Мультимедийные пособия.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Наглядные и дидактические материалы

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Список литературы

  1.  Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практические методики: книга для учителя. - 2-е ИЗД. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
  2.  Детская энциклопедия: для среднего и старшего возраста. 2-е изд. I. 11. «Язык. Художественная литература». -М.: Просвещение, 1968.
  1.  Зарубежная литература: хрестоматия для 8-10 классов средней школы / сост. В. Л. Скороденко. - 9-е изд.. испр. - М.: Просвещение, 1984.
  2.  Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э. Л. Без НОСОВ, Е. Л. Ерохина, А. Б. Псин и др. - М.: Дрофа, 1998. - 592 с. - ISBN 5-7107-1842-4.
  3.  Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса. / М. А. Снежиевская, П. А. Шевченко. Т. Ф. Курдюмова и др.; под ред. М. А. Снежневской. - 4-е изд., перс раб. и дон. - М.: Просвещение. 1990.   240 с.   ISBN 5-09-001944-4.
  4.  Ожегов, С. И. Словарь русского языка / пол ред. доктора филол. наук, проф. М. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. - М.: Русский язык., 1982. - 816 с.
  5. Три века русской поэзии / сост. М. В. Банников. - 3-е изд. - М.: 11росвещспис. 1986.
  6. Читаем, учимся, играем // Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. - № 4. - 2005. - ISSN 1560 7992.
  7.  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Интернет-ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru/

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/

4. http://www.openclass.ru/         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....