Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и во внеурочное время
статья по литературе на тему

Результаты педагогической деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       Сливкина О.К., учитель русского языка

                                                                                       и литературы МБОУ СОШ №12

Духовно-нравственное воспитание

на уроках литературы и во внеурочное время

      «У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром»,- говорил Валентин Распутин. Эти слова я помню, когда готовлюсь к каждому уроку литературы.

      Моя первая, но не единственная задача – расширить педагогическое пространство урока, определив его ядром нравственный вопрос, значимый для каждого подростка. Соединяя жизнь, изображённую в книге, с реальной жизнью, я учу ребят разбираться в людях, делать выводы.    

       Например, изучив рассказ Валентина Распутина «Уроки французского», мы с ребятами размышляем о том, почему Лидия Михайловна, учительница французского, решилась играть со своим учеником в «замеряшки». Мы приходим к выводу, что она решилась на это, руководствуясь добротой, состраданием, что писатель мог бы назвать своё произведение « Уроки доброты». Затем я прошу ребят сформулировать «Законы доброты», по которым жила эта женщина. Далее мы с ребятами вспоминаем добрых, умеющих сострадать людей, с которыми они встречались в жизни.

         Читая повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», мы пытаемся понять, чем судьба главной героини Дуни похожа на судьбу блудного сына из библейской притчи, пытаемся провести параллель, опираясь на личный опыт, отвечаем на вопрос: «Почему родители страдают, когда дети совершают дурные поступки, не слушают их?»
     У каждого живущего в мире есть то, что отнять никто не может
- право выбора. На уроках литературы я не однократно говорю об этом детям и акцентирую внимание на том, что важно не потерять нравственные ориентиры, находясь в ситуации выбора. 

       Например, изучая повесть А.С. Пушкина «Дубровский», мы пытаемся понять, почему главный герой стал разбойником, правильно ли он поступил, определяем, как бы поступили они (дети) на его месте. Также мы размышляем, почему Маша Троекурова не ушла с Дубровским, а осталась со своим мужем, князем Верейским.

      Анализируя поступки героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», мы говорим о судьбе двух братьев (Остапа и Андрия), сравниваем их мировосприятие, отношение к людям, к своему долгу. Я прошу ребят на время перевоплотиться - стать Судом присяжных. Кто-то осуждает поступок Андрия, кто-то защищает его, обращаясь к тексту произведения. В результате мы приходим к выводу, что в погоне за личным счастьем этот человек потерял Родину, семью и право называться честным человеком.

       Читая рассказ А. Платонова «Юшка», мы отвечаем на вопрос: «Почему главный герой, нелюбимый, даже презираемый односельчанами, не держит ни на кого зла, более того - всех любит?» Так же я предлагаю поразмышлять, может ли быть добро с кулаками. В заключение я предлагаю детям написать письмо Юшке. Вот один из вариантов (автор Качанова В.):

Юшка!

                                          Прости меня, пожалуйста!

                                         За них за всех меня прости,

    За жизнь безумную без жалости,

                                         За злое сердце без любви.

   Мы все - «веселые прохожие» -

                                          Затмила гордость взор очей,

                                          На Каина душой похожие

                                          Мы гибнем в омуте речей.

Ты не такой как все - особый,

Ты мир бездушный не судил,

                                          Душою праведной, у-Богой

                                          Ты  все и всех, любя, простил!

       Необходимая составляющая моих уроков – их эмоциональная окрашенность, так как я считаю, что через эмоции ребёнок постигает духовно-нравственные истины, что способность искренне сопереживать – верный признак доброго сердца. Именно поэтому я стараюсь создать на уроке атмосферу творческого комфорта – общего вдохновения.  Всё написанное детьми я анализирую, удачные работы хвалю, но никогда без желания автора не читаю для класса, потому что считаю, что дети боятся быть непонятым. Многие учащиеся со своими творческими работами, проанализированными, исправленными, дополненными получали призовые места на конкурсах города, области, страны. Например, Александров Владислав, Евдокимова Анастасия стали призёрами Всероссийского конкурса «Звёздное слово»; Полякова Зоя победила во Всероссийском конкурсе «Моя семья - моя Родина»; Капустина Анастасия победила в городском конкурсе, посвящённом 65-летию Победы; Дударь Ксения, Якушева Марина заняли второе место в городском Дне науки с работой         «Проблема смысла жизни в произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; Лепендина Диана заняла 3 место в городском конкурсе «Экология. Творчество. Дети» (литературное направление).

        Наш современник Юрий Петрович Азаров, писатель, педагог, говорил: « Не боритесь с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Этим светом и является наша национальная литература, её духовные истоки. Очень сложно приучить современного ребёнка читать и понимать прочитанное. Но дорогу осилит идущий.

      Духовно-нравственные ценности – тот фундамент, на котором я строю и внеклассную работу.

       Мы с детьми с 2008 года участвуем в областной игре «Смоленские купола». Ежегодно, кроме 2011 года, мы занимали призовые места в общем зачёте. К игре дети готовились по нескольким направлениям: история, краеведение, православие, литература, искусство. В качестве домашнего задания дети создавали или фильм, или макет храма, или настольную игру, представляли театральную постановку.

     Также с 2008 года мы участвуем в игре «Рождественская звезда», «Марафон», здесь результаты не такие яркие – первое место мы занимали один раз.

      В течение 6 лет мы  участвуем в театральном конкурсе «Маленькие шедевры». Темы, которые мы затрагивали в своих постановках таковы: история нашего города, я и моя семья, взаимоотношения родителей и детей, проблема чести и бесчестия, русские святые.

      Ежегодно принимаем участие в конкурсе «Отечество моё православное», но победа была лишь один раз в номинации «Компьютерное творчество с фильмом «Храм Архангела Михаила».

      Нами налажен тесный контакт с библиотекой имени  Соколова –Микитова. Ежегодно мы с детьми принимаем участие в областных Елизаветинских чтениях, по результатам которых издаётся сборник, в котором печатаются лучшие работы. Среди них исследовательские и творческие работы Денисевич Екатерины, Руссковой Анастасии, Дударь Ксении, Лукашовой Екатерины.

      В областной конференции «Шаг в науку», акцент которой делается на изучении нравственных законов человеческого общества, мы занимаем призовые места; детские работы (доклады, творческие проекты) печатаются в сборнике, издаваемом Департаментом по науке Смоленской области.

      Закончить своё выступление я бы хотела словами К.Д. Ушинского, которые я считаю ориентиром в своей педагогической деятельности: «Воспитывать ум ребёнка, не прививая ему нравственные ценности – это значит воспитывать угрозу для общества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности на уроках географии и во внеурочное время

Доклад на тему "Духовно-нравственное формирование личности на уроках географии и во внеурочное время"...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При отсутствии одного из них начинается распад личности и культуры. Падение нравственности, стремление к накоплению земных ...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы (презентация).

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить...

Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на уроках литературы

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры....